Файл: Управление поведением в конфликтных ситуациях (Анализ конфликтов и причин их возникновения в АО «Инвестмед»).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 85
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты управления поведением в конфликтных ситуациях
1.1 Понятие и причины организационных конфликтов
1.2 Конфликты, связанные с мотивацией персонала
2. Исследование системы управления поведением в конфликтных ситуациях на примере АО «Инвестмед»
2.1 Краткая характеристика деятельности АО «Инвестмед»
2.2 Анализ конфликтов и причин их возникновения в АО «Инвестмед»
3. Разработка рекомендаций по созданию эффективной системы управления конфликтами в АО «инвестмед»
3.1 Мероприятия по совершенствованию управления конфликтами в АО «Инвестмед»
Введение
Актуальность тем курсовой работы определяется тем, что одной из приоритетных задач современного менеджмента является поиск путей повышения стрессоустойчивости человека, повышение эффективности управления конфликтными ситуациями для профилактики снижения их социальной и экономической эффективности.
В современном обществе проблема трудовых конфликтов является достаточно значимой, поскольку в условиях рыночной экономики руководитель стремится минимизировать все возможные потери в деятельности предприятия. К числу рисков, среди прочих факторов, относят и возникновение трудового конфликта как сдерживающего фактора его развития. Задача грамотного управленца – обеспечить слаженную работу всего трудового коллектива, предотвращая и эффективно разрешая трудовые конфликты. И для этого необходимо владеть теоретической базой и практическим инструментарием, обеспечивающим возможность разрешения трудового конфликта с опорой на изучение индивидуально-психологических особенностей работников. Обладая данной информацией, руководитель может проводить грамотную кадровую политику, что немаловажно для успешного развития.
Эффективное и продуманное разрешение конфликта может увеличить самостоятельность индивидов отдельной группы, улучшить процесс принятия решений на предприятии в целом. Все эти вопросы и определяют актуальность выбранной темы курсовой работы.
Целью работы является характеристика управления поведением в конфликтных ситуациях на примере АО «Инвестмед».
Задачи исследования заключаются в следующем:
- рассмотреть понятие и причины организационных конфликтов;
- проанализировать конфликты, связанные с мотивацией персонала;
- дать краткую характеристику деятельности АО «Инвестмед»;
- провести анализ конфликтов и причин их возникновения в АО «Инвестмед»;
- разработать мероприятия по совершенствованию управления конфликтами в АО «Инвестмед»;
- дать оценку эффективности разработанных мероприятий.
Объектом исследования в курсовой работе выступает организация АО «Инвестмед».
Предметом исследования является управление поведением сотрудников АО «Инвестмед» в конфликтных ситуациях.
Большой вклад в исследование вопросов управления поведением в конфликтных ситуациях внесли такие исследователи, как: Н.В. Власова, А.П. Егидес, А.К. Зайцев, В.А. Лефевр, К.В. Решетникова, Н.Н. Рыбакова, В.А. Светлов, Е. Степанов, В.Л. Цветков и др. Каждый из них разрабатывал программу и методы управления конфликтами в рамках интересующей его предметной области исследования.
Теоретической и методологической основой исследования послужили специальная, учебная, научная литература, публикации в периодической печати по данной проблематике, данные анкетного опроса сотрудников АО «Инвестмед».
Методы исследования: сравнение, анализ и синтез, индукция и дедукция, классификация, обобщение, абстрагирование, конкретизация.
Структурно курсовая работа включает: введение, три главы, заключение, список использованной литературы и приложения.
1. Теоретические аспекты управления поведением в конфликтных ситуациях
1.1 Понятие и причины организационных конфликтов
Современный уровень общества демонстрирует обострение экономических, социально-политических и прочих конфликтов, а также повышение уровня социальной напряженности, что определяет необходимость поиска инновационных видов социальной активности, которые направлены на гармонизацию коммуникации между индивидуумами, группами, поиск способов бесконфликтного решения противоречий.[1]
Развитие рыночных условий ведения деятельности и использования конкурентных стратегий отношений между персоналом определяет значимость управления конфликтами, так как конкуренция – созданный вариант конфликтной ситуации, способный при неверном воздействии трансформироваться в конфликт, оказывающий негативное воздействие на деятельность организации. Но при правильном отслеживании и воздействии на конфликтную ситуацию результатом разрешения конфликта может стать снижение уровня стресса в организации и оптимизация коммуникационной структуры в коллективе.[2]
Реальная практика управления конфликтными и стрессовыми ситуациями показывает, что необходимо принимать во внимание все составляющие возникновения и характеристики конфликтной ситуации: уровень зрелости конфликта, необходимость его разрешения для субъектов конфликтной ситуации, обладание достаточными ресурсами и средствами для разрешения ситуации. Использование для разрешения всех входящих данных позволит использовать наиболее рациональные и адекватные методы по разрешению ситуации.[3]
В Энциклопедии социологии понятие «конфликт» в широком смысле понимается как направленное на преодоление противоречия столкновение, противостояние двух начал, проявляющееся в активности сторон. Современный экономический словарь дает определение понятия: конфликт - это противоречие во взглядах и в отношениях, столкновение расходящихся, противоположных интересов, острый спор.[4]
В каждой формулировке понятия «конфликт» существует своя сторона видения. По мнению А.К. Зайцева, главное, что фигурирует почти во всех определениях, это - «деятельность», «действие», «воздействие», «поведение». В переводе с латинского языка, конфликт означает столкновение или «ударить вместе».[5] Изначально это слово имело скорее физический, чем моральный смысл.
В научной литературе зачастую объединяют психологический и социальный конфликт. Считается, что в его основе лежит ситуация, когда две или больше сторон открыто противостоят, преследуя свои цели. Это вызывает противоборство.
По мнению Э.М. Короткова, конфликт – это не всегда борьба и противостояние.[6] Противоречия можно решать посредством компромиссов и сотрудничества. Во многих ситуациях это, оказывается, самый эффективный путь, но при этом и самый сложный.
Основные взаимосвязанные признаки конфликта представлены на рисунке в Приложении 1.
Классификация конфликтов по типам и видам наглядно представлена в таблице 1.1.
Таблица 1.1
Классификация конфликтов по типам и видам[7]
Признак |
Тип конфликта |
источники и причины |
объективные и субъективные |
формы и степени конфликтного столкновения |
организационные, эмоциональные и социально – трудовые; деловые и личностные |
коммуникативная направленность |
горизонтальные, вертикальные, смешанные |
масштаб и продолжительность |
кратковременные и затяжные; локальные; скоротечные и долгосрочные |
состав конфликтующих сторон |
внутриличностные, межгрупповые, межличностные, внутригрупповые, |
способ урегулирования |
полностью или частично разрешаемые; приводящие к согласию и сотрудничеству |
функциональная значимость |
позитивные и негативные, конструктивные и деструктивные, созидательные и разрушительные |
Зачастую конфликт отождествляют с конфликтной ситуацией. Конфликтные ситуации – это противоречия, которые содержат истинную причину конфликта. Стечение обстоятельств провоцирует инцидент и, как правило, является поводом для конфликта. Конфликт – это противостояние взаимоисключающих интересов и позиций.[8]
Если существует конфликтная ситуация и происходит провоцирующий инцидент, возникает конфликт. Конфликт также может быть следствием мотивированной или немотивированной (например, болезненной) агрессивности одной из сторон. Как правило, уберечься от такого конфликта невозможно. Конфликт возникает также и в том случае, когда возникают одновременно две или более конфликтных ситуаций. Конфликты также возникают из-за сложности поведения и характера определенных, «конфликтных» людей.[9]
Выделяют также функциональные (конструктивные) и дисфункциональные (деструктивные) конфликты.
Результатом функционального конфликта являются положительные последствия для индивидов, группы или всей организации (например, повышение эффективности). Функциональный конфликт позволяет подвергнуть тщательному рассмотрению все возможные решения проблемы, а также провести повторную ревизию, которая гарантирует точность выполнения намеченного плана.[10]
Дисфункциональные (деструктивные) конфликты наоборот проводят к негативным последствиям: у сотрудников снижается личная удовлетворенность, уровень группового сотрудничества и эффективности организации в целом. Возможно даже возникновение вражды между людьми, увеличение прогулов и текучести кадров.
Можно перечислить следующие причины организационных конфликтов:
1. Разница в статусе. Может проявляться в конфликтах между работником (группой работников) и руководством ввиду различия их властных полномочий.
2. Недостаток ресурсов. В ходе развития любой организации происходит распределением ресурсов между ее подразделениями. Причиной конфликтных противоречий может стать недостаток трудовых, информационных, производственных ресурсов в подразделении, что негативно сказывается на трудовой деятельности, вызывает напряженность.[11]
3. Взаимозависимость. Проявляется в работе нескольких работников, их групп и подразделений, если результаты трудовой деятельности одного находятся в прямой или пропорциональной зависимости от результатов работы другого. Потому при изменении условий труда одна сторона может чувствовать свою уязвимость.
4. Противоположность целей и задач. Характерно как для межличностных конфликтов, так и для конфликтов типа группа – группа и индивид – группа. Цели одной стороны могут по разным причинам не совпадать с целями другой стороны, а иногда и противоречить им. Это ведет к противоречиям и конфликтным столкновениям.
5. Неравноправие. Ущемление прав работников случается как со стороны руководителей, так и со стороны конфликтных коллег. Может проявляться в виде нарушения должностной модели поведения «стимулы – справедливость», когда работники выявляют несоответствия в процессе оценки распределительных отношений.[12] Если же неравноправие следует лишь из разницы в статусе, то работник должен понимать его обоснованность.
6. Культурные различия. В ходе трудовой деятельности отношения в коллективе могут осложняться ввиду этических, гендерных, этнических и конфессиональных противоречий, а также различий в традициях и обычаях, эстетических представлениях. Противоборство может возникнуть при взаимодействии эстетического человека (например, религиозного) с экономическим, политическим – здесь проявляется несоответствие ценностей, приводящее к конфликтной ситуации.[13]
7. Динамизм внешней среды. Может влиять на уровень конфликтности в коллективе, если в результате изменения внешней среды (законодательство, ситуация на рынке) нарушается привычный режим деятельности работников.
Следует отметить, что, ввиду сложности возникающих в процессе трудовой деятельности отношений, у конфликта может быть комплекс взаимозависимых причин.
Конфликт неоднозначен по своим последствиям, что обусловлено наличием как конструктивных, так и деструктивных его свойств, перечисленных в таблице 1.2.
Таблица 1.2
Последствия трудового конфликта[14]
Деструктивные |
Конструктивные |
Возникновение проблем в общении сотрудников, понижение уровня сплоченности |
Сплочение коллектива для решения общих проблем, рост самосознания работников |
Агрессия или, напротив, отсутствие интереса к достижению высоких результатов в работе |
Адаптация и социализация членов коллектива, рост чувства ответственности |
Потери рабочего времени на ведение конфликта и ликвидацию его последствий |
Активизация информационных и инновационных процессов |
Нарушения дисциплины |
Улучшение качественных и количественных показателей работы |
Повышение уровня напряженности, субъективные переживания и стрессы |
Поиск неординарных решений проблем, выявление скрытых недостатков |
Уход сотрудников из организации, текучесть кадров |
Улучшение организационной культуры, повышение внимания к корпоративной этике |