Файл: Влияние фактора неопределённости при планировании инновационного проекта.pdf
Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 235
Скачиваний: 3
Из данных таблицы 25 следует, что шкалы влияния рисков на основные цели проекта, такие как стоимость, сроки, содержание и качество варьируются от очень слабого влияния риска на проект, которое равно 1 балл, до очень сильного влияния, равного 5 баллам.
Результаты оценки экспертами влияния рисков на основные цели проекта по открытию розничного магазина «Best–Hockey» следующие (таблица 26, с. 76).
Таблица 26
Результаты экспертных оценок влияния рисков на основные цели проекта по открытию розничного магазина «Best–Hockey»
(в баллах от 1 до 5)
№ |
Риск |
Эксперт Иванов Н.А. |
Эксперт Петров В.В. |
Эксперт Варнаков А.А. |
Среднее значение вероятности наступления риска |
1 |
Отсутствие описания роли и ответственности дизайнера команды проекта. |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
Подбор низкоквалифи-цированного персонала магазина хоккейной экипировки. |
3 |
4 |
4 |
3,7 |
3 |
Ошибки в планировании последовательности работ проекта по закупке стройматериалов и ремонту помещения. |
4 |
3 |
3 |
3,3 |
4 |
Замена PR-менеджера команды проекта. |
1 |
1 |
2 |
1,3 |
5 |
Поломка строительного оборудования во время ремонта помещения магазина. |
4 |
3 |
4 |
3,7 |
6 |
Некачественная покраска стен рабочими во время ремонта помещения магазина. |
4 |
4 |
4 |
4 |
7 |
Допуск ошибок в отчете о сдаче проекта. |
2 |
2 |
3 |
2,3 |
8 |
Ошибка в технологии крепления арматуры к потолку во время ремонта помещения магазина. |
4 |
5 |
5 |
4,7 |
9 |
Повышение арендной платы за аренду помещения магазина хоккейной экипировки. |
3 |
3 |
3 |
3 |
10 |
Внезапное возникновение слабого землетрясения в месте нахождения магазина хоккейной экипировки во время ремонта помещения магазина. |
3 |
4 |
3 |
3,3 |
11 |
Поджог помещения магазина хоккейной экипировки во время ремонта данного помещения. |
4 |
4 |
5 |
4,3 |
12 |
Введение правительством РФ запрета на ввоз в Россию хоккейной экипировки иностранных производителей. |
3 |
4 |
4 |
3,7 |
13 |
Задержка оплаты работы проекта по ремонту помещения магазина. |
2 |
1 |
2 |
1,7 |
14 |
Задержка оплаты работы по расстановке мебели, оборудования и предметов интерьера. |
1 |
2 |
2 |
1,7 |
15 |
Нехватка краски для покраски стен во время ремонта помещения магазина. |
2 |
2 |
2 |
2 |
16 |
Невыполнение сроков доставки поставщиком строительных материалов. |
2 |
2 |
3 |
2,3 |
17 |
Хищение стройматериалов для ремонта помещения магазина. |
3 |
3 |
3 |
3 |
18 |
Сложности работы с финансовыми учреждениями и банками на этапе закупки ассортимента хоккейной продукции. |
2 |
3 |
3 |
2,7 |
19 |
Получение травм рабочими во время ремонта помещения магазина. |
2 |
2 |
2 |
2 |
20 |
Увеличение сроков реализации работы проекта по поиску поставщиков хоккейной экипировки. |
2 |
2 |
1 |
1,7 |
По результатам таблицы 26 можно сделать вывод о том, что по результатам экспертных оценок влияния рисков на проект по открытию розничного магазина «Best–Hockey» риском, оказывающим самое сильное влияние на данный проект, является ошибка в технологии крепления арматуры к потолку во время ремонта помещения магазина. Самое слабое влияние на данный проект оказывает риск замены PR-менеджера команды проекта.
Затем необходимо определить уровень каждого риска инновационного проекта по открытию розничного магазина «Best–Hockey». Это нужно сделать путем умножения среднего значения влияния каждого риска на цели проекта на среднее значение вероятности наступления каждого риска данного проекта. Уровень каждого риска данного проекта после умножения данных показателей определяется по следующим критериям (таблица 27, с. 79). Также для дальнейшего удобства восприятия все средние значения влияния рисков на цели проекта, а также средние значения вероятности наступления каждого риска данного проекта по открытию розничного магазина «Best–Hockey» необходимо округлить до целых чисел.
Таблица 27
Критерии оценки уровня рисков проекта по открытию розничного магазина «Best–Hockey»
Уровень риска |
Значение (в баллах) |
Высокий |
15-25 |
Средний |
5-14 |
Низкий |
1-4 |
Из данных, представленных в таблице 27, следует, что низкий уровень будут иметь риски с количеством менее пяти баллов, средний уровень будет присвоен риска с количеством от 5 до 14 баллов, а высокий уровень будут иметь риски с количеством более 14 баллов.
После экспертных оценок уровня влияния рисков на проект по открытию розничного магазина «Best–Hockey», вероятности наступления каждого риска, а также определения уровня каждого риска данного проекта необходимо составить реестр рисков. Данный реестр рисков включает в себя все полученные в ходе качественного анализа рисков данные, также в этом реестре все числовые значения округлены до целых чисел для удобства их интерпретации (таблица 28, с. 80).
Таблица 28
Реестр рисков инновационного проекта по открытию розничного магазина «Best–Hockey» по продаже хоккейной экипировки
№ |
Риск |
Опера-ция проек-та, на кото-рую может повли-ять риск |
Вероят-ность наступ-ления риска (в бал-лах от 1 до 5) |
Влия-ние риска (в бал-лах от 1 до 5) |
Уро-вень риска |
Возмож-ные послед-ствия |
Способ реаги-рования на риск |
Предпо-сылки наступ-ления риска |
1 |
Отсут-ствие описа-ния роли и ответ-ствен-ности дизай-нера коман-ды проек-та. |
Разра-ботка дизайна помеще-ния, разра-ботка дизайна фасада магази-на. |
3 |
2 |
Сред-ний |
Увели-чение сроков реализа-ции работ проекта, за которые должен отвечать дизай-нер. |
Деталь-но и структу-рирован-но описать роль и ответст-венность дизайне-ра команды проекта. |
Плохо расписа-ны обязан-ности и роли команды проекта, в частности отсутст-вие в списке дизайнера проекта. |
2 |
Под-бор низко-квали-фици-рован-ного персо-нала магази-на хок-кейной экипи-ровки. |
Поиск персо-нала. |
4 |
4 |
Высо-кий |
Низкое качество обслу-живания покупа-телей, падение спроса на покупку хоккей-ной экипи-ровки в данном магази-не. |
Подбор высоко-квали-фициро-ванного персо-нала с опытом работы в магази-не хоккей-ной экипи-ровки. |
HR-менеджер не смотрит на опыт работы и образова-ние сотруд-ников, которых нанимает на работу в магазин хоккей-ной экипи-ровки. |
3 |
Ошиб-ки в плани-рова-нии после-дова-тель-ности работ проек-та по закуп-ке строй-мате-риалов и ремон-ту поме-щения. |
Закупка строй-матери-алов, ремонт помеще-ния магази-на хоккей-ной экипи-ровки. |
2 |
3 |
Сред-ний |
Увели-чение сроков реализа-ции проекта, измене-ние кален-дарного плана проекта. |
Разрабо-тка четкого графика плана последо-ватель-ности работ проекта по закупке строй-матери-алов и ремонту помеще-ния магази-на. |
Допуск на стадии планиро-вания ошибок в перечне работ проекта. |
4 |
Замена PR-менед-жера коман-ды проек-та. |
Разра-ботка PR-плана, разра-ботка Интер-нет-сайта магази-на по продаже хоккей-ной экипи-ровки. |
3 |
1 |
Низкий |
Неболь-шое увеличе-ние сроков реализа-ции проекта, возмож-но измене-ние качества выпол-ненной работы. |
Равно-мерное распре-деление нагрузок PR-менед-жера и заклю-чение с ним догово-ра на весь период реализа-ции проекта. |
Сильное заболева-ние PR-менедже-ра проекта. |
5 |
Полом-ка строи-тель-ного обору-дова-ния во время ремон-та поме-щения магази-на. |
Ремонт помеще-ния магази-на хоккей-ной экипи-ровки. |
4 |
4 |
Высо-кий |
Увели-чение сроков реализа-ции и стои-мости проекта. |
Исполь-зование строи-тель-ного обору-дования только по его прямому назначе-нию. |
Использо-вание строи-тельного оборудо-вания рабочими не по назначе-нию. |
6 |
Нека-чест-венная пок-раска стен рабо-чими во время ремон-та поме-щения магази-на. |
Ремонт помеще-ния магази-на хоккей-ной экипи-ровки. |
4 |
4 |
Высо-кий |
Отста-вание краски от стен помеще-ния, увеличе-ние сроков и стои-мости проекта. |
Заклю-чение догово-ра с высоко-квали-фициро-ванны-ми рабочи-ми. |
Низкий уровень квалифи-кации рабочих. |
7 |
Допуск оши-бок в отчете о сдаче проек-та. |
Подго-товка отчета о сдаче проекта. |
3 |
2 |
Сред-ний |
Отсут-ствие возмож-ности сдать отчет вовремя из-за ошибок в нем. |
Исполь-зование опреде-ленных шабло-нов при заполне-нии отчета. |
Невнима-тельное составле-ние отчета админи-стратором проекта. |
8 |
Ошиб-ка в техно-логии креп-ления арма-туры к потол-ку во время ремон-та поме-щения магази-на. |
Ремонт помеще-ния магази-на хоккей-ной экипи-ровки. |
3 |
5 |
Высо-кий |
Обру-шение потолка, причи-нение вреда здоро-вью людей. |
Соблю-дение инструк-ций при работе с техно-логией крепле-ния армату-ры к потолку. |
Допуск ошибок рабочими в техно-логии крепле-ния арматуры к потолку помеще-ния магазина. |
9 |
Повы-шение аренд-ной платы за аренду поме-щения магази-на хок-кейной экипи-ровки. |
Аренда помеще-ния. |
3 |
3 |
Сред-ний |
Увели-чение затрат на оплату аренды помеще-ния магази-на. |
Увели-чение объёма бюджета проекта путем кредит-ных займов. |
Решение владельца торгового центра о повыше-нии аренды помеще-ния магазина хоккей-ной экипи-ровки. |
10 |
Вне-запное воз-ник-нове-ние слабо-го земле-трясе-ния в месте нахож-дения магази-на хок-кейной экипи-ровки во время ремон-та поме-щения магази-на. |
Ремонт помещения магазина хоккейной экипировки. |
1 |
3 |
Низкий |
Появле-ние легко-устрани-мых трещин в стенах помеще-ния, порча строи-тельных материа-лов, причи-нение вреда здоро-вью рабочих, увеличе-ние сроков и стои-мости проекта. |
Следить за преду-прежде-ниями о возмож-ных земле-трясе-ниях в данном регионе. |
Отсут-ствие информа-ции о земле-трясении из-за несвое-времен-ного слежения команды проекта за сейсми-ческой обстанов-кой в данном регионе. |
11 |
Под-жог поме-щения магази-на хок-кейной экипи-ровки во время ремон-та дан-ного поме-щения. |
Ремонт поме-щения магази-на хоккей-ной экипи-ровки. |
3 |
4 |
Сред-ний |
Причи-нение вреда строй-материа-лам, здоро-вью людей, необхо-димость начи-нать ремонт помеще-ния заново. |
Уста-новка охран-ной сигнали-зации в помеще-нии магази-на, а также камеры видео-наблю-дения. |
Некачест-венная работа охраны торгового центра, а также отсут-ствие охранной системы в помеще-нии магазина хоккей-ной экипи-ровки. |
12 |
Введе-ние прави-тельст-вом РФ запрета на ввоз в Россию хок-кейной экипи-ровки инос-тран-ных произ-води-телей. |
Поиск постав-щиков хок-кейной экипи-ровки, закупка ассор-тимента хок-кейной продук-ции. |
1 |
4 |
Низкий |
Отсутст-вие возмож-ности поку-пать хок-кейную экипи-ровку у инос-транных постав-щиков, сниже-ние спроса на хок-кейную экипи-ровку в данном магази-не. |
Заклю-чение догово-ров на поставку хоккей-ной экипи-ровки с россий-скими произво-дителя-ми. |
Вступле-ние в силу Закона РФ «О запрете ввоза хоккей-ной экипи-ровки иностран-ных произво-дителей на террито-рию России». |
13 |
Задер-жка оплаты работы проек-та по ремон-ту поме-щения магази-на. |
Ремонт помеще-ния магази-на хоккей-ной экипи-ровки. |
3 |
2 |
Сред-ний |
Увели-чение сроков работы по ремонту помеще-ния магази-на. |
Свое-времен-ная оплата работы проекта по ремонту помеще-ния магази-на путем увеличе-ния бюджета проекта и выделе-ния денеж-ных средств. |
Нехватка средств для оплаты работы проекта по ремонту помеще-ния магазина из-за отсут-ствия свое-времен-ного финанси-рования. |
14 |
Задер-жка оплаты работы по расста-новке мебе-ли, обору-дова-ния и пред-метов ин-терье-ра. |
Расста-новка мебели, обору-дования и предме-тов интерье-ра. |
3 |
2 |
Сред-ний |
Увели-чение сроков работы по расста-новке мебели, обору-дования и предме-тов интерье-ра. |
Свое-времен-ная оплата работы по расста-новке мебели, обору-дования и предме-тов интерье-ра путем увеличе-ния бюджета проекта и выделе-ния средств. |
Нехватка средств для оплаты работы по расста-новке мебели, оборудо-вания и предме-тов интерьера из-за отсут-ствия своевре-менного финанси-рования. |
15 |
Нехва-тка краски для пок-раски стен во время ремон-та поме-щения магази-на. |
Ремонт помеще-ния магази-на хоккей-ной экипи-ровки. |
3 |
2 |
Сред-ний |
Увели-чение сроков и стои-мости проекта из-за необхо-димости закупить допол-нитель-ный объём краски. |
Разра-ботка плана по покрас-ке и расходу краски для ремонта помеще-ния магази-на. |
Очень сильный расход краски рабочими во время покраски стен помеще-ния магазина. |
16 |
Невы-полне-ние сроков достав-ки постав-щиком строи-тель-ных мате-риалов. |
Ремонт помеще-ния магази-на хоккей-ной экипи-ровки. |
3 |
2 |
Сред-ний |
Увели-чение сроков реализа-ции проекта, из-за нехват-ки строи-тельных материа-лов. |
Указа-ние в догово-ре условия достав-ки строи-тельных матери-алов в случае задерж-ки сроков их постав-ки. |
Невнима-тельное заключе-ние договора с постав-щиком строи-тельных материа-лов. |
17 |
Хище-ние строй-мате-риалов для ремон-та поме-щения магази-на. |
Ремонт помеще-ния магази-на хоккей-ной экипи-ровки. |
2 |
3 |
Сред-ний |
Увели-чение стои-мости проекта, закупка новых строй-матери-алов увели-чение сроков реализа-ции проекта. |
Уста-новка охран-ной сигнали-зации в помеще-нии магази-на, а также камеры видео-наблю-дения. |
Отсут-ствие охранной системы и видео-наблю-дения в помеще-нии магазина хоккей-ной экипи-ровки. |
18 |
Слож-ности работы с финан-совы-ми учреж-дения-ми и банка-ми на этапе закуп-ки ассор-тимен-та хок-кейной про-дук-ции. |
Закупка ассорти-мента хоккей-ной продук-ции. |
3 |
3 |
Сред-ний |
Затруд-нение оплаты транзак-ций в ходе реали-зации проекта. Увели-чение сроков реализа-ции проекта. |
Отсле-живание финан-совых опера-ций в банке, ведение обрат-ной связи с банком. |
Отсут-ствие финан-совой грамот-ности, сбой в системе работы банка. |
19 |
Полу-чение травм рабо-чими во время ремон-та поме-щения магази-на. |
Ремонт помеще-ния магази-на хоккей-ной экипи-ровки. |
4 |
2 |
Сред-ний |
Увели-чение сроков реализа-ции проекта. |
Поруче-ние бригади-ру внима-тельно следить за соблю-дением рабочи-ми техники безопас-ности. |
Несоблю-дение рабочими техники безопас-ности во время ремонта помеще-ния магазина. |
20 |
Увели-чение сроков реали-зации работы проек-та по поиску постав-щиков хок-кейной экипи-ровки. |
Поиск постав-щиков хоккей-ной экипи-ровки. |
3 |
2 |
Сред-ний |
Увели-чение сроков реали-зации проекта. |
Досроч-ное заклю-чение догово-ров с основ-ными постав-щиками о своевре-менной поставке хоккей-ной экипи-ровки. |
Отсут-ствие возмож-ности найти подходя-щих постав-щиков хоккей-ной экипи-ровки в течение долгого времени. |
По результатам, представленным в таблице 28, можно сделать вывод о том, что низкий уровень имеют риски замены PR-менеджера команды проекта, внезапного возникновения слабого землетрясения в месте нахождения магазина хоккейной экипировки во время ремонта помещения магазина. Также низкий уровень имеет риск введения правительством РФ запрета на ввоз в Россию хоккейной экипировки иностранных производителей. Высокий уровень имеют риски подбора низкоквалифицированного персонала магазина хоккейной экипировки, поломки строительного оборудования во время ремонта помещения магазина, некачественной покраски стен рабочими во время ремонта помещения магазина и ошибки в технологии крепления арматуры к потолку во время ремонта помещения магазина. Это означает, что данным рискам, которым присвоен высокий уровень, следует в первую очередь уделить наиболее пристальное внимание и принять меры по реагированию. Также в данной таблице представлены способы реагирования на риски, а также предпосылки возникновения данных рисков проекта и их возможные последствия.
Таким образом, в ходе качественного анализа рисков проекта по открытию розничного магазина «Best–Hockey» тремя экспертами в области управления проектами была определена вероятность их наступления и влияние данных рисков на цели проекта. Далее с помощью данных показателей был определен уровень каждого риска инновационного проекта. Также были предложены способы реагирования на данные риски. Стоимостная оценка всех мер по реагирования на риски проекта по открытию розничного магазина «Best–Hockey» составляет 720000 рублей, а стоимостная оценка всех данных рисков 2450000 рублей. Это означает, что выгоднее принять меры по минимизации рисков данного проекта, чем тратить денежные средства на устранение их последствий.
2.5 Количественный анализ рисков инновационного проекта по открытию магазина «Best-Hockey» по продаже хоккейной экипировки
Для того чтобы определить как риски проекта по открытию розничного магазина «Best–Hockey» повлияют на параметры данного проекта в количественном выражении, необходимо провести количественный анализ данных рисков. Для начала нужно провести PERT-анализ проекта для того чтобы определить ожидаемое значение длительности проекта по открытию розничного магазина «Best–Hockey» с учетом пессимистической оценки продолжительности операций проекта, результат которой составляется исходя из того, что все риски данного проекта реализуются. Исходные данные для этого следующие (таблица 29, с. 89).
Таблица 29
Исходные данные для проведения PERT-анализа проекта
по открытию розничного магазина
«Best–Hockey» по продаже хоккейной экипировки
Код опе-ра-ции |
Операция проекта |
Оптими-стичес-кая оценка продол-житель-ности операций проекта (в днях), a |
Наиболее вероят-ная оценка продол-житель-ности операций проекта (в днях), m |
Пессими-стичес-кая оценка продол-житель-ности операций проекта (в днях), b |
Средне-взве-шенное значе-ние (в днях), te |
Стан-дартное откло-нение (в днях), te |
Диспер-сия (в днях), te2 |
A |
Поиск помещения |
0,5 |
1 |
2 |
1,08 |
0,25 |
0,06 |
B |
Аренда помещения |
1 |
2 |
3 |
2 |
0,33 |
0,11 |
C |
Разработка дизайна помещения |
2 |
3 |
4 |
3 |
0,33 |
0,11 |
D |
Разработка дизайна фасада помещения магазина |
2 |
3 |
4 |
3 |
0,33 |
0,11 |
E |
Разработка PR-плана проекта |
1 |
2 |
4 |
2,17 |
0,50 |
0,25 |
F |
Поиск поставщи-ков хоккейной экипиров-ки |
1 |
2 |
4 |
2,17 |
0,50 |
0,25 |
G |
Закупка строй-материалов |
0,5 |
1 |
3 |
1,25 |
0,42 |
0,17 |
H |
Ремонт помещения магазина хоккейной экипиров-ки |
3 |
5 |
8 |
5,17 |
0,83 |
0,69 |
I |
Поиск мебели, оборудова-ния и предметов интерьера |
1 |
2 |
3 |
2 |
0,33 |
0,11 |
J |
Закупка мебели |
0,5 |
1 |
2 |
1,08 |
0,25 |
0,06 |
K |
Закупка предметов интерьера |
0,5 |
1 |
2 |
1,08 |
0,25 |
0,06 |
L |
Закупка оборудова-ния |
0,5 |
1 |
2 |
1,08 |
0,25 |
0,06 |
M |
Расстанов-ка мебели и предметов интерьера |
0,5 |
1 |
3 |
1,25 |
0,42 |
0,17 |
N |
Установка оборудова-ния |
0,5 |
1 |
3 |
1,25 |
0,42 |
0,17 |
O |
Разработка Интернет-сайта магазина по продаже хоккейной экипиров-ки |
1 |
2 |
3 |
2 |
0,33 |
0,11 |
P |
Закупка ассорти-мента хоккейной продукции |
1 |
2 |
4 |
2,17 |
0,50 |
0,25 |
Q |
Поиск персонала |
2 |
3 |
5 |
3,17 |
0,50 |
0,25 |
R |
Выкладка товара |
1 |
2 |
3 |
2 |
0,33 |
0,11 |
S |
Подготовка отчета о сдаче проекта |
1 |
2 |
3 |
2 |
0,33 |
0,11 |
T |
Сдача проекта |
0,5 |
1 |
2 |
1,08 |
0,25 |
0,06 |
По результатам таблицы 29 можно сделать вывод о том, что в данной таблице представлены оптимистическая, наиболее вероятная и пессимистическая оценки каждой операции инновационного проекта. Также в данной таблице указаны средневзвешенное значение данных оценок продолжительности операций проекта, а также их стандартное отклонение и дисперсия.
Затем необходимо построить сетевой график проекта по открытию розничного магазина «Best–Hockey» по средневзвешенному показателю оценок продолжительности операций данного проекта для того, чтобы определить его критические пути (рисунок 6, с. 91).
Рисунок 6. Сетевой график проекта по открытию розничного магазина «Best–Hockey» средневзвешенному показателю оценок продолжительности данного проекта
Из сетевого графика, представленного на рисунке 6, следует, что максимальная продолжительность инновационного проекта по средневзвешенным показателям оценок продолжительности его операций составляет 24,08 дней. Также сетевой график данного проекта имеет 6 критических путей, которые показаны знаком .
Далее необходимо определить стандартное отклонение продолжительности операций инновационного проекта, находящихся на критическом пути данного проекта. Это можно сделать с помощью извлечения корня из суммы всех дисперсий оценок продолжительности операций данного проекта, находящихся на критическом пути. В итоге стандартное отклонение продолжительности операций проекта по открытию розничного магазина «Best–Hockey» равно 1,4 дня.
После этого необходимо вычесть стандартное отклонение продолжительности операций проекта по открытию розничного магазина «Best–Hockey» из его продолжительности, рассчитанной по средневзвешенным показателям оценок продолжительности каждой операции проекта. А затем прибавить данное стандартное отклонение к максимальной продолжительности проекта. То есть из 24,08 дней вычесть 1,4 дня и получить в итоге 22,68 дня, а после этого прибавить к 24,08 дням 1,4 дня и получить результат равный 25,48 дням.
В итоге по результатам PERT-анализа инновационного проекта по открытию розничного магазина «Best–Hockey» можно сделать вывод, что данный проект с вероятностью, равной 95%, завершится между 22,68 днем и 25,48 днем реализации данного проекта.
Далее необходимо выполнить анализ чувствительности инновационного проекта по открытию розничного магазина «Best–Hockey», чтобы определить параметры данного проекта, риск изменения которых сильнее всего оказывает влияние на показатели проекта, которые в свою очередь показывают эффективность данного проекта. В данном случае таким показателем будет являться NPV – чистый дисконтированный доход. В качестве переменных, влияющих на чистый дисконтированный доход, необходимо выбрать цену за единицу продукции, объем продаж и переменные затраты (таблица 30, с. 92).