Файл: Тема Понятие социального обеспечения и государственной социальной помощи (2 ч.) 5.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 2821

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

МДК.01.01 Право социального обеспечения

Раздел 1 Общая часть

Тема 1.1. Понятие социального обеспечения и государственной социальной помощи (2 ч.)

Тема 1.2 Предмет, метод и система права социального обеспечения (2ч.)

Раздел 2 Особенная часть

Тема 2.1. Трудовой стаж (2 ч.)

Тема 2.2 Система пенсионного обеспечения (2ч.)

Тема 2.3 Страховые пенсии (страховые пенсионные выплаты) (4 ч.)

Тема 2.4 Пенсии по государственному пенсионному обеспечению (4 ч.)

Тема 2.5 Пособие по безработице (2 ч.)

Тема 2.6 Пособия по временной нетрудоспособности (2 ч.)

Тема 2.7 Страховое обеспечение в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями (2 ч.)

Тема 2.8 Государственные пособия гражданам, имеющим детей (2 ч.)

Тема 2.9 Иные виды государственных пособий (2 ч.)

Тема 2.10 Медицинская помощь и лечение (2 ч.)

Тема 2.11 Социальное обслуживание (2 ч.)

Тема 2.12 Компенсационные выплаты гражданам по социальному обеспечению, субсидии (2 ч.)

МДК.01.02 Психология социально-правовой деятельности

Раздел 1. Основы общей психологии (6 ч.)

Тема 1.1. Предмет и методы психологии

Тема 1.2. Психика и организм

Тема 1.3. Сознание человека

Тема 1.4. Познавательные процессы

Тема 1.5. Психические свойства

Тема 1.6. Психология личности

Раздел 3. Психология и этика социально-правовой деятельности

Тема 2.1. Психология делового общения (2 ч.)

Тема 2.2 Межличностные отношения (4 ч.)

Раздел 4. Психология и этика социально-правовой деятельности

Тема 2.1 Психология делового общения (6 ч.)

Тема 2.2 Межличностные отношения (4 ч.)

Тема 2.3. Психологические особенности геронтологического периода развития (2 ч.)

Тема 2.4. Инвалидность как социально-психологическое явление в обществе (2ч.)

Тема 2.5. Социально-психологические конфликты в организации (4ч.)

Тема 2.6. Этика и психология профессиональной деятельности (6 ч.)



Задание №1

1. Назовите условия, в которых оказывается медицинская помощь.

2. Перечислите формы медицинской помощи.

3. Укажите подвиды медицинской помощи.

4. Каковы условия назначения и выплаты иных государственных пособий?

5. Какие организации оказывают отдельные виды медицинской помощи?

Ответы необходимо внести в таблицу.


Виды медицинской помощи


Особенности

Первичная медико-санитарная, в том числе неотложная, медицинская помощь

Скорая, в том числе специализированная (санитарно-авиационная), медицинская помощь

Специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь

Условия, в которых оказывается медицинская помощь

1. Амбулаторные условия - оказание медицинской помощи в амбулатории или приемной поликлиники.

2. Домашние условия – оказание медицинских услуг в домашних условиях пациента, не требующих стационарного лечения.

3. Условия экстренной медицинской помощи – оказание неотложной медицинской помощи при бедствиях (например, стихийных бедствиях, клубочной эпидемии), авариях, несчастных случаях на производстве и на улице.

4. Условия стационарной медицинской помощи - оказание медицинской помощи в стационарных условиях, например, в больницах или специализированных центрах.

5. Условия транспортировки больных - оказание медицинской помощи при транспортировке больного в больницу или другое медицинское учреждение.

1. Аварийно-спасательные условия - оказание экстренной медицинской помощи в критических ситуациях, таких как аварии на дорогах, пожары, подземные аварии, наводнения и другие бедствия.

2. Неотложные состояния - оказание медицинской помощи в случае острой боли, нарушений дыхания, потери сознания, сердечных приступов и других неотложных состояний, которые требуют незамедлительной медицинской помощи.

3. Санитарно-авиационные условия - оказание медицинской помощи в удаленных районах, когда пациенты требуют санитарной авиации для быстрой доставки в медицинские учреждения.

4. Спортивные мероприятия - оказание медицинской помощи во время спортивных мероприятий, таких как соревнования и матчи.

5. Постоянные медицинские услуги - оказание постоянных медицинских услуг людям, которые нуждаются в медицинской помощи, сопровождении и диагностике.

1. Хирургические операции - оказание медицинской помощи, связанной с проведением сложных хирургических операций на высокотехнологичном уровне, например, операции на сердце, мозге, печени и других органах и системах.

2. Интенсивная терапия - оказание медицинской помощи тяжелобольным пациентам, нуждающимся в постоянном мониторинге, контроле важных функций организма и их поддержке.

3. Операции и лечение онкологических заболеваний - оказание высокотехнологичной медицинской помощи при лечении раковых заболеваний, используя последние достижения медицины, такие как лучевая терапия и химиотерапия.

4. Применение новейших методик диагностики - оказание высокотехнологичной медицинской помощи при диагностике заболеваний при помощи новых методик, таких как компьютерная томография, магнитно-резонансная томография, PET-сканеры и другие.

5. Лечение передовыми методами - использование передовых методов лечения заболеваний, таких как генная терапия, стволовые клетки, иммунотерапия и другие.

Формы медицинской помощи

1. Оказание экстренной (неотложной) медицинской помощи - она оказывается в случаях острой угрозы жизни или здоровью пациента. В этом случае медицинский персонал осуществляет необходимые манипуляции с целью предотвращения смерти или тяжелых осложнений заболевания.

2. Плановая медицинская помощь - эта помощь оказывается при запланированных посещениях медицинского учреждения. Здесь проводится медицинский осмотр, предварительный анализ состояния здоровья, диагностика заболеваний, выдача лекарственных препаратов, назначение манипуляций и обследований.

3. Диспансеризация - это комплекс мероприятий, направленных на выявление возможных заболеваний на ранней стадии. Диспансеризация проводится пациентам определенной категории, например, пожилые люди или люди с хроническими заболеваниями.

1. экстренная — медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента;

2. неотложная — медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни пациента;

3.плановая — медицинская помощь, которая оказывается при проведении профилактических мероприятий, при заболеваниях и состояниях, не сопровождающихся угрозой жизни пациента, не требующих экстренной и неотложной медицинской помощи, и отсрочка оказания которой на определенное время не повлечет за собой ухудшение состояния пациента, угрозу его жизни и здоровью.

1. экстренная — медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента;

2. неотложная — медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни пациента.

Подвиды медицинской помощи

1. Первичную доврачебную медико-санитарную помощь;

2. Первичную врачебную медико-санитарную помощь;

3. Первичную специализированную медико-санитарную помощь.

Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь вне медицинской организации оказывается медицинскими работниками выездных бригад скорой медицинской помощи

Специализированная медицинская помощь оказывается врачами-специалистами и включает в себя профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний (в том числе в период беременности, родов и послеродовой период), требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию.

Организации, оказывающие медицинскую помощь

1. Государственные медицинские учреждения - больницы, поликлиники, скорая медицинская помощь и т.д., которые принадлежат государству и финансируются за счет средств бюджета.

2. Частные медицинские учреждения - клиники, консультационные центры, лаборатории и т.д., которые принадлежат частным лицам или компаниям и зарабатывают на оказании медицинских услуг.



1. Бригады скорой медицинской помощи (СМП) - это специализированные бригады, которые выезжают на место вызова и оказывают медицинскую помощь в условиях, требующих немедленной помощи.

2.Специализированные бригады для оказания санитарно-авиационной медицинской помощи (САМП) - это медицинские бригады, которые используют воздушный транспорт для оказания помощи пациентам в труднодоступных или удаленных районах.

3. Центры медицинской помощи на дому (МПНД) - это организации, которые оказывают круглосуточную медицинскую помощь дома у пациента.

4. Крупные медицинские центры - больницы и клиники, которые имеют специализированные отделения для оказания скорой медицинской помощи, такие как отделения интенсивной терапии, травм пункты, кардиологические центры и т.д.

1. ФГБУ «Научно-исследовательский институт скорой помощи им. Н.В. Склифосовского» Минздрава РФ - это крупнейший медицинский центр, специализирующийся на оказании экстренной и плановой высокотехнологичной медицинской помощи, проведении научных исследований и обучении специалистов.

2. Клиники космической медицины - это специализированные медицинские учреждения, которые занимаются оказанием медицинской помощи космонавтам, пилотам и другим специалистам в экстремальных условиях.

3. Топ-клиники и медицинские центры, которые специализируются на определенных областях медицины, таких как онкология, кардиология, неврология и т.д. Эти медицинские учреждения располагают высокотехнологичным оборудованием и имеют высококвалифицированных специалистов.

4. Центры репродуктивной медицины - это медицинские учреждения, которые специализируются на диагностике и лечении бесплодия, проведении искусственного оплодотворения и других методов лечения, связанных с репродуктивной системой.



Задание №2

1. Перечислите основные нормативно-правовые акты, регулирующие организацию и деятельность медико-социальной экспертизы.

Ответ:

Организация и деятельность медико-социальной экспертизы в России регулируются рядом нормативно-правовых актов, среди которых можно выделить следующие:

1. Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ.

2. Федеральный закон «О медицинской реабилитации инвалидов в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ.

3. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 октября 2015 года № 827н «Об утверждении Порядка назначения и проведения медико-социальной экспертизы»

4. Федеральный закон от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

2. Назовите виды государственных учреждений медико-социальной экспертизы и укажите их функции. Ответы внесите в таблицу.


Вид государственного учреждения медико-социальной экспертизы

Функции

1. Государственные учреждения медико-социальной экспертизы федерального уровня:

1. Установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты;

2. Разработка индивидуальных программ реабилитации, абилитации инвалидов;

3. Изучение уровня и причин инвалидности населения;

4.Участие в разработке комплексных программ реабилитации, абилитации инвалидов, профилактики инвалидности и социальной защиты инвалидов;

5.Определение степени утраты профессиональной трудоспособности;

6. Определение причины смерти инвалида в случаях, когда законодательством Российской Федерации предусматривается предоставление мер социальной поддержки семье умершего;

2. Региональные государственные учреждения медико-социальной экспертизы:

1. Назначение медико-социальной экспертизы по запросу социальных служб, органов опеки и попечительства, медицинских учреждений, работодателей, индивидуальных заявителей и других заинтересованных лиц;

2. Организация и проведение медико-социальной экспертизы с целью установления причин и степени нарушения трудоспособности, установления категории инвалидности и определения мер социальной защиты.

3. Проведение экспертизы по определению квалификации лиц при трудоустройстве на работу с ограниченными возможностями здоровья;

4. Обеспечение доступности услуг медико-социальной экспертизы для населения региона, включая организацию консультативно-диагностических центров и точек приема заявлений;

5. Своевременное информирование участников процесса медико-социальной экспертизы о результатах экспертизы и принятых решениях по установлению категории инвалидности или ограничений трудоспособности;

6. Развитие и совершенствование системы медико-социальной экспертизы в регионе, в том числе участие в разработке и внедрении новых методик и стандартов экспертизы;

3. Муниципальные государственные учреждения медико-социальной экспертизы:

1. Назначение медико-социальной экспертизы по запросу органов местного самоуправления, социальных служб, медицинских учреждений, работодателей, индивидуальных заявителей и других заинтересованных лиц;

2. Организация и проведение медико-социальной экспертизы с целью установления причин и степени нарушения трудоспособности, установления категории инвалидности и определения мер социальной защиты;

3. Проведение экспертизы по определению квалификации лиц при трудоустройстве на работу с ограниченными возможностями здоровья;

4. Обеспечение доступности услуг медико-социальной экспертизы для населения муниципалитета, включая организацию консультативно-диагностических центров и точек приема заявлений;

5. Своевременное информирование участников процесса медико-социальной экспертизы о результатах экспертизы и принятых решениях по установлению категории инвалидности или ограничений трудоспособности;

6. Содействие в реализации государственной политики в области социальной защиты, включая консультации и предоставление сведений об инвалидности и медицинской реабилитации в муниципалитете;



31.05.2023

Тема 2.11 Социальное обслуживание (2 ч.)





Дидактическая цель

формирование умения толкования нормативно-правовых актов по предоставлению социальных услуг и оформлению личного дела получателя услуг

Формируемые компетенции

Наименование результата обучения

ОК

ОК1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

ОК3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;

ОК4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;;

ОК5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;

ОК9 Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы;

ОК10 Соблюдать основы здорового образа жизни, требования охраны труда;

ОК12 Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению.

ПК

1.1 Осуществлять профессиональное толкование нормативных правовых актов для реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты;

1.2 Осуществлять прием граждан по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты;

1.3 Рассматривать пакет документов для назначения пенсий, пособий, компенсаций, других выплат, а также мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, нуждающимся в социальной защите;

1.4 Осуществлять установление (назначение, перерасчет, перевод), индексацию и корректировку пенсий, назначение пособий, компенсаций и других социальных выплат, используя информационно-компьютерные технологии;

1.5 Осуществлять формирование и хранение дел получателей пенсий, пособий и других социальных выплат;

1.6 Консультировать граждан и представителей юридических лиц по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты.

Планируемый результат

- уметь анализировать действующее законодательство в области предоставления услуг и мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, нуждающимся в социальной защите, с использованием информационных справочно-правовых систем;

- уметь консультировать граждан и представителей юридических лиц по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты, используя информационные справочно-правовые системы;

- уметь составлять проекты решений об отказе в предоставлении услуг, используя информационные справочно-правовые системы;

- знать содержание нормативных правовых актов федерального, регионального и муниципального уровней, регулирующих вопросы установления пенсий, пособий и других социальных выплат, предоставления услуг;

- знать понятие и виды социального обслуживания и помощи нуждающимся гражданам;

- знать государственные стандарты социального обслуживания;

- знать порядок предоставления социальных услуг.



Задание №1

Задача Федоров обратился в учреждение социального обслуживания с заявлением о предоставлении бесплатных социальных услуг на дому, так как он частично утратил способность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом. К заявлению он приложил документы, согласно которым размер получаемой им пенсии ниже установленного прожиточного минимума. Заявителю было отказано в предоставлении бесплатного социального обслуживания, так как у него есть сын, который может обеспечить ему помощь и уход.

Дайте правовую оценку данной ситуации в соответствии с действующим законодательством.

Ответ:

В данной ситуации было отказано в предоставлении бесплатных социальных услуг на дому Федорову, который частично утратил способность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом и получает пенсию ниже установленного прожиточного минимума. Однако, наличие сына, который может обеспечить ему помощь и уход, не является достаточным основанием для отказа в предоставлении бесплатного социального обслуживания, если сын не может обеспечить нужды Федорова.

В соответствии со статьей 42 Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 19 ноября 1991 года № 1935-1 гражданин, имеющий право на социальное обслуживание, имеет право на бесплатную услугу по уходу на дому. При этом заявитель имеет право на получение социальной услуги, если он не может осуществлять самообслуживание или же на него нет возможности полностью переложить заботы по уходу на другое лицо.

Таким образом, отказ в предоставлении Федорову бесплатного социального обслуживания может быть признан незаконным, если не обоснованы причины, по которым сын не может обеспечить нужды отца.
Задание №2

Перечислите основные нормативно-правовые акты, регулирующие порядок предоставления социальных услуг.

Охарактеризуйте правовой статус получателей и поставщиков социальных услуг. Ответы внесите в таблицу.

Субъекты

Правовой статус

Права

Обязанности

1. Получатели социальных услуг

В соответствии со ст.9 ФЗ №442:

1) уважительное и гуманное отношение;

2) получение бесплатно в доступной форме информации о своих правах и обязанностях, видах социальных услуг, сроках, порядке и об условиях их предоставления, о тарифах на эти услуги и об их стоимости для получателя социальных услуг, о возможности получения этих услуг бесплатно, а также о поставщиках социальных услуг;

3) выбор поставщика или поставщиков социальных услуг;

4) отказ от предоставления социальных услуг;

5) защиту своих прав и законных интересов в соответствии с законодательством Российской Федерации;

6) участие в составлении индивидуальных программ;

7) обеспечение условий пребывания в организациях социального обслуживания, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям, а также на надлежащий уход;

8) свободное посещение законными представителями, адвокатами, нотариусами, представителями общественных и (или) иных организаций, священнослужителями, а также родственниками и другими лицами в дневное и вечернее время;

В соответствии со ст.10 ФЗ№442:

1) предоставлять в соответствии с нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации сведения и документы, необходимые для предоставления социальных услуг;

2) своевременно информировать поставщиков социальных услуг об изменении обстоятельств, обусловливающих потребность в предоставлении социальных услуг;

3) соблюдать условия договора о предоставлении социальных услуг, заключенного с поставщиком социальных услуг, в том числе своевременно и в полном объеме оплачивать стоимость предоставленных социальных услуг при их предоставлении за плату или частичную плату.

2. Поставщики социальных услуг

В соответствии со ст.11 ФЗ №44:

1) запрашивать соответствующие органы государственной власти, а также органы местного самоуправления и получать от указанных органов информацию, необходимую для организации социального обслуживания;

2) отказать в предоставлении социальной услуги получателю социальных услуг в случае нарушения им условий договора о предоставлении социальных услуг, заключенного с получателем социальных услуг или его законным представителем, а также в случае, предусмотренном частью 3 статьи 18 настоящего Федерального закона;

3) быть включенными в реестр поставщиков социальных услуг субъекта Российской Федерации;

4) получать в течение двух рабочих дней информацию о включении их в перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг.

В соответствии со ст.12 ФЗ№442:

1) осуществлять свою деятельность в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации;

2) предоставлять социальные услуги получателям социальных услуг в соответствии с индивидуальными программами и условиями договоров, заключенных с получателями социальных услуг или их законными представителями, на основании требований настоящего Федерального закона;

3) предоставлять срочные социальные услуги в соответствии со статьей 21 настоящего Федерального закона;

4) предоставлять бесплатно в доступной форме получателям социальных услуг или их законным представителям информацию об их правах и обязанностях, о видах социальных услуг, сроках, порядке и об условиях их предоставления, о тарифах на эти услуги и об их стоимости для получателя социальных услуг либо о возможности получать их бесплатно;

5) использовать информацию о получателях социальных услуг в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации о персональных данных требованиями о защите персональных данных;

6) предоставлять уполномоченному органу субъекта Российской Федерации информацию для формирования регистра получателей социальных услуг;

7) осуществлять социальное сопровождение в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона;

8) обеспечивать получателям социальных услуг содействие в прохождении медико-социальной экспертизы, проводимой в установленном законодательством Российской Федерации порядке федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы;

9) предоставлять получателям социальных услуг возможность пользоваться услугами связи, в том числе сети "Интернет" и услугами почтовой связи, при получении услуг в организациях социального обслуживания;

10) выделять супругам, проживающим в организации социального обслуживания, изолированное жилое помещение для совместного проживания;

11) обеспечивать получателям социальных услуг возможность свободного посещения их законными представителями, адвокатами, нотариусами, представителями общественных и (или) иных организаций, священнослужителями, а также родственниками и другими лицами в дневное и вечернее время;

12) обеспечивать сохранность личных вещей и ценностей получателей социальных услуг;

13) исполнять иные обязанности, связанные с реализацией прав получателей социальных услуг на социальное обслуживание.