Файл: оценка предметных результатов обучающихся по общей биологии с использованием интерактивных заданий.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 84

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Таким образом, интерактивных методов обучения открывают широкие возможности в процессе изучения курса «Общая биология» в школе. Они помогают сделать процесс получения новых знаний более интересным, раскрыть творческие способности учащихся, максимально включить их в образовательный процесс, сделать активными участниками обучения, а не пассивными слушателями. Интерактивные задания имеют достаточное количество преимуществ перед традиционными, что даёт основание сделать их постоянными составляющими учебного процесса.


    1. Компьютерные программы, применяемые для создания интерактивных заданий


На сегодняшний день существует достаточно широкий перечень компьютерных программ, применяемых для создания интерактивных заданий по различным учебных предметам, в том числе, биологии. Рассмотрим несколько наиболее интересных, по мнению автора, сервисов.

LearningApps. Сайт: https://learningapps.org. Сервис предлагает на выбор 21 шаблон для разработки упражнений и игр (рисунок 1). Можно создавать упражнения не с нуля, а использовать готовые работы, выполненные другими авторами. Их можно посмотреть в разделе Все упражнения. Готовые работы как нельзя лучше подходят в качестве шаблонов, ведь в них можно просто поменять несколько данных на нужные.


Рис.1. Интерфейс сайта LearningApps
Чтобы создать новое упражнение, нужно нажать соответствующую кнопку, затем выбрать нужный шаблон (раскроется окно с примерами упражнений этого шаблона, что дает возможность понять принцип задания, которое предстоит выполнить).

После создания интерактивного задания, его требуется сохранить на свой компьютер, либо сделать общедоступным для всех пользователей сервиса. С учениками можно делиться ссылкой на упражнение или QR-кодом, а также есть возможность встроить готовое задание на сайт, доску Miro и другие сервисы (рисунок 2).



Рис.2. Возможные действия с готовым упражнением

Wordwall (https://wordwall.net/ru) - многофункциональный онлайн-инструмент для создания как интерактивных, так и печатных материалов. Алгоритм работы примерно такой же, как в LearningApps. Однако качество шаблонов в Wordwall и функциональные возможности выше, а создавать упражнения там ещё проще (рисунок 3).



Рис.3. Интерфейс сайта Wordwall
Сервис предлагает 3 тарифных плана: бесплатный базовый, стандартный и профессиональный. Сайт подключен к поисковой системе Bing, которая поможет быстро найти нужное изображение.

Чтобы создать новое упражнение, нужно нажать на кнопку «Создать занятие». Далее требуется выбрать шаблон и заполнить все поля, при необходимости нажимая кнопку «Добавить элемент». Подсказку к созданию выбранного типа упражнения можно найти во вкладке «Инструкция». После заполнения всех полей необходимо кликнуть по кнопке «Выполнено».

Готовое упражнение можно внедрить на сайт, отправить ссылкой или QR-кодом ученикам. Можно назначить задание, где ученик указывает свою фамилию. Благодаря этому у педагога появляется возможность отследить результаты работы каждого ученика.

Сайт «еТреники» (https://etreniki.ru/) - это онлайн-конструктор, который позволяет создавать 5 типов учебных тренажёров (рисунок 4):



Рис.4. Типы тренажеров на сайте «еТреники»
Сервис бесплатный. Его возможность в изменении размера шрифта, что позволяет изменять и применять тренажеры к воспроизведению на любых устройствах. Главный минус данного сервиса - отсутствие возможности встраивать тренажёры на сайт.

Таким образом, в настоящее время существует достаточно широкий выбор компьютерных сервисов, с помощью которых педагог может создавать интерактивные задания для своих учеников. Сервисы имеют интуитивно понятный интерфейс, поэтому создание учебного упражнения не займет много сил и времени.
1.4. Предметные результаты, подлежащие проверке при изучении курса общей биологии
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:

1. В познавательной (интеллектуальной) сфере [2]:

  • «выделение существенных признаков биологических объектов различных систематических групп и процессов жизнедеятельности, сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения»;

  • «классификация - определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе»;

  • «приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами и тд.»

  • «объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности»;

  • «различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных»;

  • «выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями»;

  • «овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов».


2. В ценностно-ориентационной сфере [2]:

  • «знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни»;

  • «анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека».

3. В сфере трудовой деятельности [2]:

  • «знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии»;

  • «соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы)».

  • «рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма».

4. В эстетической сфере – «овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы» [2].

В результате изучения курса биологии в основной школе выпускник должен научиться [2]:

  • «пользоваться научными методами для распознания биологических проблем»;

  • «давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, их роли в жизни организмов и человека»;

  • «проводить наблюдения за живыми объектами, собственным организмом»;

  • «описывать биологические объекты, процессы и явления; ставить несложные биологические эксперименты и интерпретировать их результаты».

Выпускник общей школы должен овладеть системой биологических знаний – «понятиями, закономерностями, законами, теориями, имеющими важное общеобразовательное и познавательное значение; сведениями по истории становления биологии как науки» [2].

Таким образом, изучение курса общей биологии в основной школе направлено на формирование у учащихся комплекса предметных результатов обучения, которые проверяются с использованием различных приемов и методов, о которых будет рассказано в следующем параграфе.

1.5. Формы и методы исследования, используемые при оценке предметных результатов по данному курсу



Контроль и оценка результатов обучения можно представить в виде одного из эффективных методов активизации работы как обучаемого, так и педагога. Он помогает воспитаннику сформировать стратегию обучения с учетом личных потребностей, возможностей и имеющихся навыков самоуправления. А педагог приобретает возможность на базе анализа полученных сведений выстраивать учебный процесс в виде комплекса форм и методов обучения для достижения целей обучения, оказания действенной и своевременной помощи воспитанникам в процессе обучения. Таким образом, в рамках данного подхода контроль можно трактовать как информационно-констатирующие, диагностико-обучающие и рефлексивные взаимоотношения субъектов и объектов учебного процесса, ориентированные на формирование соответствия общей системы учебной и воспитательной работы ФГОС и на совершенствование работы педагогов.

Выделяют следующие разновидности контроля результатов обучения [39]:

  • текущий. Имеет место в повседневной учебной деятельности. Он призван всесторонне осуществлять внутреннюю и внешнюю обратную связь между субъектом и объектом контроля. Отличается большой гибкостью и быстротой;

  • тематический. Охватывает материал ряда уроков, формирующих какую-либо тему учебной программы. Его целью: определить степень освоенности учениками основных понятий в рамках изучаемой темы и взаимосвязей между ними;

  • периодический. Охватывает несколько тем в рамках учебной четверти. Данный вид контроля – это система тематического контроля, имеющая более обобщающий характер;

  • заключительный (итоговый). Проводится по всему учебному курсу. Целью является систематизация знаний, умений, навыков воспитанников.

Методы оценки - это способы, с помощью использования которых обеспечивается обратная связь относительно содержания, характера учебной деятельности и эффективности работы педагога.

Выделяют такие методы оценки результатов обучения [2]:

  • устная. Это может беседа с учеником, его рассказ, чтение воспитанником книги, чертежа, схемы, повествование о проделанных опытах, наблюдениях и т.д.;

  • письменная. Сюда входят диктанты, сочинение, рефераты, изложения и т.д.;

  • графическая. Подразумевает выполнение учащимся графиков, чертежей, схем, таблиц, заполнение контурных карт, рисунков и т.д.;

  • практическая (лабораторная). Осуществляется выявление умений воспитанников выполнять определенные виды работ;

  • программированная. Она классифицируется на безмашинную и машинную;

  • метод наблюдения.


Организационные формы контроля и оценки результатов учебной деятельности зависят от ряда факторов [3]:

  • время;

  • периодичность;

  • последовательность;

  • сочетание различных методов;

  • характер и форма самостоятельной работы учащихся (индивидуальная, групповая, фронтальная);

  • размещение дидактических и технических контрольных средств контроля.

Также следует выделить средства оценки результатов обучения курсу общей биологии в основной школе. Это учебные материалы, которые используются для проверки уровня овладения предметом. К их числу относится раздаточный материал, фоно - и видеограммы [14].

Раздаточный материал включает карточки с заданиями, которые в ходе занятий используются для установления готовности учащихся к учебной деятельности и уровня владения пройденным материалом [14].

Видеограммы - это рисунки из учебника и специальных учебных пособий [14].

С развитием новых технологий особую новизну оценочным процедурам придает использование компьютерных технологий, интерактивных досок, применяемые для решения различных тестовых заданий, кроссвордов, которые выведены на экран.

Следует отметить, что на сегодняшний день в процессе диагностики освоения содержания такого предмета, как биология, на первый план выходят не репродуктивные задания (т.е. способность ученика просто воспроизводить информацию, полученную в процессе урока), а продуктивные задания – т.е. способность обучающего применять на практике полученные в школе навыки, знания и умения для создания личного информационного продукта). Именно поэтому традиционная форма контроля и оценки результатов обучения в виде тестирования, зачетов, контрольных и самостоятельных работ обучающихся дополняется новыми формами. Это [25]:

  • целенаправленное наблюдение. Под данным словосочетанием подразумевается выполнение обучающимися тех или иных действий, проявление тех или иных качеств согласно параметрам, которые были заданы ранее;

  • самооценка обучающегося;

  • анализ итогов учебной, внеучебной и внешкольной работ обучающихся, оценка их достижений;

  • оценка итогов реализации разнообразных проектов рамках учебной деятельности.

При этом, данные разновидности контроля должны быть направлены исключительно на следующие цели:

  • поддержание ощущения успеха;

  • повышение уровня мотивации обучающегося;

  • формирование ощущения психологической защищенности.