Файл: оценка предметных результатов обучающихся по общей биологии с использованием интерактивных заданий.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 92

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

2. или не более двух недочетов.

Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил: 1. не более двух грубых ошибок;

2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

3. или не более двух-трех негрубых ошибок;

4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов; 5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Отметка "2" ставится, если ученик:

1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

2. или если правильно выполнил менее половины работы.

Данные оценок, полученных в результате проведения самостоятельной работы, отражены в таблицах 1 и 2 (приложение 1).

Процентное соотношение полученных результатов показано в диаграммах 1 и 2.



Рис.10 Оценка уровня знаний в экспериментальном классе на этапе констатирующего эксперимента


Рис.11 Оценка уровня знаний в контрольном классе на этапе констатирующего эксперимента

В экспериментальном классе, высокий уровень знаний показали 5 учеников (19%), средний уровень знаний показали 10 учеников (37%), низкий уровень знаний показали 12 учеников (44%).

В контрольном классе, высокий уровень знаний показали 5 учеников (19%), средний уровень знаний показали 12 учеников (40%), низкий уровень знаний показали 13 учеников (41%).

Для анализа эффективности применения интерактивного контроля предметных результатов обучающихся при обучении биологии мною использовалась формула вычисления коэффициента усвоения учебного материала А.А. Кыверялга и В.П. Беспалько на основе оценок, полученных при осуществлении текущего контроля.

Данная формула коэффициента усвоения учебного материала представлена следующим образом:

К3=J0/Jа, где:

J0 – это объем правильно выполненных обучающимся заданий, в течении определенной единицы времени,

– это объем всех заданий, сообщенных обучающимся в течении этого же времени.

За единицу времени в данном исследовании принимался урок, а за объем заданий – элемент (задание) интерактивного контроля, используемого на уроке. На основе данных В.П. Беспалько, коэффициент качества образования в норме может быть заключен в следующих пределах: 0≤К3≤1. При К3≥0,7-знания усвоены, при Кз≤0,7 – материал усвоен не полностью.


2.3. Анализ результатов исследования.

На стадии формирующего эксперимента в экспериментальном классе были проведены уроки по общей биологии по учебнику В.В. Пасечник с использованием интерактивных заданий, а в контрольном классе уроки проводились в традиционной форме без применения онлайн-упражнений. На основе того, сколько упражнений из предложенных выполнял каждый ученик как в контрольном, так и в экспериментальном классе, по формуле был высчитано среднее значение коэффциента усвоения учебного материала.

Полученные данные отражены в гистограмме 3.


Рис.12 Коэффициент усвоения учебного материала учащимися на этапах констатирующего и формирующего эксперимента

Как видно из результатов, отраженных в гистограмме 3 коэффициент усвоения учебного материала учащимися экспериментального класса значительно повысился (на первом занятии среднее значение коэффициента 0,37, а на последнем среднее значение коэффициента составило 0,87). В то время как в контрольном классе, где использовались традиционные типы заданий, коэффициент усвоения учебного материала учащимися изменился незначительно (на первом занятии среднее значение коэффициента 0,37, а на последнем среднее значение коэффициента составило 0,5).

Возможноно, обучающиеся экспериментального класса стали лучше усваивать предметные знания из-за их стабильного контроля и оценки, а также из-за большей заинтересованности в нестандартных заданиях для проверки их знаний. Вполне вероятно, это сподвигло учеников более ответственно подходить к изучению необходимого материала.

По окончанию изучения блока материала с использованием интерактивных заданий был проведен контрольный срез знаний в виде самостоятельной работы по пройденным темам в экспериментальном классе, где применялись онлайн-упражнения и в контрольном классе, где уроки проходили в традиционной форме без применения интерактивных онлайн-упражнений.

Результаты контрольного среза представлены в таблицах 3 и 4 (приложение 2).

Как видно из данных таблице 3 уровень знаний у большинства учеников повысился. Это отображено в диаграмме 3.





Рис.13 Уровень знаний экспериментального класса на этапе контрольного среза

Мы можем сделать вывод, что интерактивные упражнения помогли ученикам экспериментального класса лучше освоить знания по темам, на которых были предложены эти упражнения.

В контрольном же классе уровень знаний учеников остался примерно на том же уровне, что мы можем увидеть в таблице 4.

Изменение уровня знаний контрольного класса в процентах мы можем отследить на диаграмме:



Рис.14 Уровень знаний контрольного класса на этапе контрольного среза

По диаграмме видно, что уровень знаний в контрольном классе при проведении традиционных уроков без применения компьютерных заданий незначительно изменился в лучшую сторону.

Также разработанные онлайн-задания были предложены детям экспериментального класса в качестве домашнего задания для того, чтобы оценить уровень развития самостоятельности при выполнении интерактивных заданий у обучающихся. Для этого нами использовался метод анкетирования. Для анкетирования обучающихся были разработаны вопросы закрытого типа (приложение 1).

Большинство детей экспериментального класса считают важным изучение биологии в школе (рис.15).



Рис.15 Результаты анкетирования

75% учеников выразили предпочтение интерактивным онлайн-упражнениям вместо традиционных письменных упражнений при выполнении домашнего задания (рис.16).



Рис.16 Результаты анкетирования

Ученики считают, что компьютерные технологии (в том числе интерактивные задания) лучше помогут им в изучении материала по теме, в том числе и самостоятельно (рис.17).



Рис.17 Результаты анкетирования

Большая часть учеников уверенны, что их знания будут улучшаться при использовании компьютерных технологий обучения в школе и при выполнении домашнего задания дома (рис.18).




Рис .18 Результаты анкетирования

85% учеников считают, что их уровень самостоятельности повысился при выполнении онлайн-заданий в качестве домашнего задания (рис.19).



Рис.19 Результаты анкетирования

Чтобы лучше разобраться в теме только половина учеников экспериментального класса готовы брать необязательные онлайн-задания дополнительно к домашнему заданию (рис.20).



Рис.20 Результаты анкетирования
Выводы по второй главе:

В процессе экспериментальной работы была проведена работа и сделаны следующие выводы.

  1. Нами были разработаны интерактивные онлайн-упражнения на основе материала школьной программы по учебнику Пасечника «Общая биология». В своей работе мы использовали сервис LearningApps. Были разработаны различные типы задний, чтобы разнообразить этапы урока различными упражнениями. Также были рассмотрены предметные результаты, которые формируются при выполнении данных упражнений.

  2. На этапе констатирующего эксперимента была проведена самостоятельная работа по прошлым темам, чтобы выявить исходный уровень знаний в контрольном и экспериментальном классах. В экспериментальном классе, высокий уровень знаний показали 5 учеников (19%), средний уровень знаний показали 10 учеников (37%), низкий уровень знаний показали 12 учеников (44%). В контрольном классе, высокий уровень знаний показали 5 учеников (19%), средний уровень знаний показали 12 учеников (40%), низкий уровень знаний показали 13 учеников (41%).

  3. На этапе формирующего эксперимента в экспериментальном классе были проведены уроки по общей биологии с использованием интерактивных заданий, а в контрольном классе уроки проводились в традиционной форме без применения онлайн-упражнений. На основе того, сколько упражнений из предложенных выполнял каждый ученик как в контрольном, так и в экспериментальном классе, по формуле был высчитано среднее значение коэффциента усвоения учебного материала. Коэффициент усвоения учебного материала учащимися экспериментального класса значительно повысился (на первом занятии среднее значение коэффициента 0,37, а на последнем среднее значение коэффициента составило 0,87). В то время как в контрольном классе, где использовались традиционные типы заданий, коэффициент усвоения учебного материала учащимися изменился незначительно (на первом занятии среднее значение коэффициента 0,37, а на последнем среднее значение коэффициента составило 0,5).

  4. На этапе контрольного среза была проведена повторная самостоятельная работа. Из полученных данным было выявлено, что уровень знаний значительно повысился только в экспериментальном классе, а в контрольном классе остался примерно на том же уровне.

  5. Разработанные упражнения были предложены ученикам экспериментального класса для выявления развития у них уровня самостоятельности. По прохождению этих заданий на дому с учениками было проведено анкетирование, результаты которого приведены выше в параграфе.