Файл: оценка предметных результатов обучающихся по общей биологии с использованием интерактивных заданий.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 91
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
При такой системе оценке большую часть результатов обучения конкретного ребенка следует сравнивать только с его показателями учебной деятельности. Сравнение с показателями других учеников класса не приветствуется, а иногда и вообще недопустимо. Дело в том, что современная система российского школьного образования направлена на то, чтобы у каждого ученика было право выбрать индивидуальный образовательный маршрут, свой темп учебной деятельности и схему освоения нового материала.
Наблюдение результатов работы обучающихся можно проводить согласно перечисленным ниже параметрам [29]:
-
общее отношение к работе на уроке; -
интенсивность усилий, которые прикладывает ребенок для выполнения поставленных учителем задач; -
степень активности; -
умение ставить перед собой конкретные цели, ставить план работы на уроке; -
способы организации обучающимся своей учебной деятельности и т.д.
Все полученные результаты наблюдения фиксируются. На каждый урок учитель может использовать разные параметры для наблюдений, которые он зафиксирует для себя, например, при помощи знаков «+» / «-». Педагог также может тактично озвучивать вслух оценку, т.е. давать словесную характеристику результатов действий обучающегося (молодец, очень логично, это не совсем точно, здесь необходимо подумать и т.д.)
Еще одним эффективным инновационным способом контроля результатов обучения курсу общей биологии является самооценка. Чтобы развить у обучающегося навыки самоконтроля и адекватной самооценки применяется ряд техник. Первый способ - ведение дневников успешности. В течение учебной недели каждый ребенок письменно фиксирует в отдельной тетради следующее [12]:
-
что ему удалось успешно усвоить; -
какие возникли проблемы в ходе освоения учебного материала, предложенного педагогом; -
как можно разрешить появившиеся проблемы.
Учитель анализирует эти записи и индивидуально обсуждает с учащимися зону ближайшего развития, саморазвития, способы достижения прогресса.
В качестве одного из способов развития самооценки учащиеся размещают себя на «лестнице успеха», оценив свои знания и умения, а затем одноклассники размещают друг друга на той же лестнице, т. к. оценка проводится не только личностью самой себя, но и окружающими людьми.
Еще одним способом оценивания результатов учебной деятельности является проект. Проект это и движущая сила развития личности и прекрасный способ контроля образовательных результатов. Проект является способом и средством обретения учащимися жизненного опыта, важными компонентами которого являются самовыражение и самореализация личности в разных видах деятельности. В ходе реализации
проекта учащиеся совместно решают проблему, следуя логической цепочке элементов: потребность – мотив – задачи – действия – результат. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники самостоятельно приобретают знания, получают опыт, включаются в реальную деятельность, принимают личную ответственность за продвижение в обучении, участвуют в совместном оценивании результатов проекта.
Данный подход представляет модель, которая способствует наиболее эффективному достижению учащимися запланированных результатов в обучении и развитии и поиску совместных способов их оценивания. Принцип такого подхода для учащихся можно сформулировать следующим образом: я знаю последовательность работы по проблеме, я умею работать самостоятельно, умею работать с источниками информации, я могу разработать проект, публично защитить его и объективно оценить свою деятельность.
Однако сейчас, кроме традиционных методов контроля знаний в виде проектов, письменных контрольных работ и тд. Можно использовать активно развивающиеся и внедряющиеся интерактивные методы контроля. К ним относятся и интерактивные онлайн-задания.
Преимущество данных методов контроля по сравнению с традиционными:
ребёнок учится получать новую информацию самостоятельно, через выполнение упражнений. Так формируется самостоятельность подростка, повышается эффективность и качество самого обучения, а также просыпается интерес к предмету
развиваются творческие навыки и особое мышление
позволяет чередовать различные формы работы и переключать внимание с одной типа задания на другой
подача материала в форме, которую ученику легко усваивать самостоятельно.
Таким образом, с позиции обучения в школе сущность контроля и оценивания результатов учебной деятельности учащихся состоит в том, чтобы установить связь «педагог – ученик». Выделяют несколько видов контроля: текущий, тематический, периодический и заключительный. Они реализуются с помощью различных методов.
Выводы по первой главе:
-
Внедрение компьютерных технологий и ЭОР в процесс обучения позволяет сформировать принципиально новые педагогические инструменты, предоставляя учителю новые возможности организации деятельности обучающихся. При этом изменяются функции педагога, а также значительно расширяется сектор самостоятельной учебной работы учеников. -
Применение компьютерных технологий на уроках биологии способствует овладению учащимися прочными и глубокими знаниями по предмету, обучает умению получать информацию из различных источников, обрабатывать ее и применять в реальных ситуациях, развивает познавательную активность и содействует творческому развитию каждого ученика. Ведь основой современных образовательных стандартов становится формирование базовых компетентностей современного человека: информационной, коммуникативной, самоорганизации и самообразования. -
На сегодняшний день существует достаточно широкий перечень компьютерных программ, применяемых для создания интерактивных заданий по различным учебных предметам, в том числе, биологии. Они отличаются широкой вариативностью и простотой использования.
Глава 2. Применение интерактивных онлайн-заданий для оценки предметных результатов по курсу «Общая биология»
2.1. Разработка заданий по общей биологии для оценки предметных результатов.
Для создания интерактивных онлайн-заданий в настоящее время разработано большое количество сайтов и приложений для персонального компьютера. В них имеется весь набор необходимых инструментов для составления заданий разного уровня сложности. Это удобно как для учителя при разработке заданий, так и для учеников при выполнении этих заданий.
В своей работе мы использовали сервис LearningApps. Данный сайт служит вспомогающим средством обучения с помощью интерактивных заданий.
На выбор в данном сайте имеется 21 макет для составления упражнений по биологии и по другим школьным предметам. Для своей трудовой учебной деятельности можно использовать готовые упражнения, выполненные другими авторами, которые можно найти в разделе «
все упражнения». Готовые задания как подходят в качестве шаблонов, так как в них нужно просто поменять несколько данных на необходимые.
Чтобы сделать новое онлайн-задание, необходимо нажать соответствующую иконку, далее выбрать нужный шаблон (раскроется окно с примерами упражнений этого шаблона, что дает возможность понять принцип задания, которое предстоит выполнить).
Нами были созданы упражнения на заполнение пропусков в тексте (рис.5).
Рис.5 Упражнение на заполнение пропусков в тексте по теме «Фотосинтез»
Выполнение данного задания нацелено на формирование следующих предметных результатов: формирование представлений о фотосинтезе как биохимическом процессе.
Упражнение на классификацию биологических процессов и явлений (рис.6).
Рис .6 Упражнение на классификацию по теме «Фотосинтез»
Выполнение подобного задания направлено на формирование следующих предметных результатов: выделение существенных признаков биологических объектов различных систематических групп и процессов жизнедеятельности, сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения.
Так же упражнения на нахождение пары (например термин и определение этого термина) (рис.7).
Рис.7 Упражнение на нахождение пары по теме «Биосинтез белка»
Выполнение данного типа заданий направлено на формирование следующих предметных результатов: овладение методами биологии: наблюдение и описание биологических объектов и процессов.
Так же упражнения на установление правильного порядка (рис.8) и на определение составных частей рисунка (рис.9):
Рис.8 Упражнение на установление правильного порядка по теме «Биосинтез белка»
Рис.9 Упражнение на определение составных частей рисунка по теме «Фотосинтез»
После заполнения всех полей необходимо нажать кнопку «Завершить и показать в предварительном просмотре», а затем «Сохранить упражнение».
Для установления обратной связи с учениками на сайте необходимо создать онлайн-класс, где программа автоматически создаёт аккаунты учеников данного класса и им отправляются логины и пароли для входа в них, чтобы начать выполнять предложенные задания.
Используя данный онлайн-сервис учитель получает отчёт о прохождении упражнений, а также количество набранных баллов. Задания с этого сервиса также можно использовать как способ самопроверки, как возможность закрепить пройденный материал, расширить знания учащихся по предмету, а также задавать домашние задания через использованный сайт.
Использовать данный сервис на уроке можно на этапе актуализации знаний, применяя методы групповой и фронтальной работы, на этапе введения нового материала в виде наглядного пособия, что позволит учителю разнообразить формы работы с обучающимися и вызвать интерес через необычную подачу материала, а также на этапе закрепления изученного материала.
2.2. Методы и методики входной диагностики обучающихся.
Экспериментальная работа проводилась на базе МАОУ СОШ многопрофильная гимназия №13 г.Пензы. В исследованиях участвовали дети двух 9 классов в возрасте 15 лет.
Нами были проведены констатирующий эксперимент,формирующий эксперимент и контрольный срез.
Во время констатирующего эксперимента была проведена самостоятельная работа учащихся контрольного и экспериментального 9 классов для того, чтобы выявить исходный уровень знаний учащихся по биологии.
Оценка предметных знаний проводилась по критериям, позволяющим выявить три уровня знаний: высокий, средний и низкий.
Критерии оценивания:
Отметка "5" ставится, если ученик:
1. выполнил работу без ошибок и недочетов;
2. допустил не более одного недочета.