Файл: Методические указания по изучению теоретического материала, выполнению практических и контрольных заданий, словарь, списки основных и дополнительных информационных источников.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 934

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Аннотация

Сведения об авторе

Предисловие

Календарно-тематический план работы студента

Методические указания (общие)

Тема 1. Понятие, предмет, метод и структура риторики. Риторическое искусство как социальное явление. Виды и роды ораторского искусства.

Вопросы для самоконтроля

Задания для самоконтроля

18.Хазагеров Г.Г., Лобанов И.Б. Риторика.-Р-на-Дону, 2004.

Вопросы для самоконтроля

Задания для самоконтроля

Вопросы для самоконтроля

Задания для самоконтроля

Вопросы для самоконтроля

Задания для самоконтроля

Тема 5. Методика и подготовка к судебному выступлению. Виды подготовки

Различают повседневную подготовку оратора и подготовку оратора к конкретному выступлению.

Вопросы для самоконтроля

Задания для самоконтроля

Тема 6. Произнесение судебной речи

Вопросы для самоконтроля

Задания для самоконтроля

1. Составьте план выступления и произнесите речь на тему «Особенности произнесения судебной речи».

2. Проанализируйте речь судебного оратора Кони А.Ф. «Обвинительная речь по делу об утоплении крестьянки Емельяновой ее мужем». (Используйте Приложение 1).

Тема 7. Способы словесного оформления публичного выступления

Вопросы для самоконтроля

Задания для самоконтроля

Тема 8. Культура судебной речи

Вопросы для самоконтроля

Задания для самоконтроля

Вопросы для самоконтроля

Задания для самоконтроля

русский революционер, теоретик анархизма, один из идеологов революционного народничества, П. А. Кропоткин, русский революционер международного масштаба, участник многих событий в Европе, В. И. Засулич, одна из организаторов группы "Освобождение труда".

Среди известных политиков, выступавших в Государственной думе (1906-1917), назовем уже упомянутого П. А. Столыпина, С. Д. Урусова, В. А. Маклакова, Ф. А. Головина, И. Г. Церетели, П. Б. Струве, П. Н. Милюкова, В. М. Пуришкевича, Н. А. Хомякова, В. В. Шульгина, С. Ю. Витте, И. Г. Петровского, А. Е. Бадаева. Выдающимся оратором был Г. В. Плеханов, который владел удивительной способностью привлекать к своим словам внимание аудитории.

В начале XIX в. развернулась кипучая деятельность революционных ораторов. Они в основном выступали на митингах. Эти ораторы несли в массы новые идеи о жизни и светлом будущем. К первым годам установления советской власти относятся выступления таких сложившихся еще до революции ораторов, как Н. И: Бухарин, Г. Е. Зиновьев, С. М. Киров, А. М. Коллонтай, В. И. Ленин, А. В. Луначарский, Л. Д. Троцкий, Г. В. Чичерин и другие.

Стремительно развивается парламентское красноречие и сегодня. В нем отражается столкновение различных точек зрения, проявляется дискуссионная направленность речи.

Академическое красноречие – род речи, помогающий формированию научного мировоззрения, отличающийся научным изложением, глубокой аргументированностью, логической культурой. К этому роду относятся вузовская лекция, научный доклад, научный обзор, научное сообщение, научно-популярная лекция. Конечно, академическое красноречие близко научному стилю речи, но в то же время в нем нередко используются выразительные, изобразительные средства. Вот что пишет академик М. В. Нечкина об известном ученом XIX в. В. О. Ключевском: "А. Ф. Кони говорит о "чудесном русском языке" Ключевского, "тайной которого, он владел в совершенстве". Словарь Ключевского очень богат. В нем множество слов художественной речи, характерных народных оборотов, немало пословиц, поговорок, умело применяются живые характерные выражения старинных документов.

В России академическое красноречие сложилось в первой половине XIX в. с пробуждением общественно-политического сознания. Университетские кафедры становятся трибуной для передовой мысли. Ведь в 40-60-е гг. на многие из них пришли работать молодые ученые
, воспитанные на прогрессивных европейских идеях. Можно назвать таких ученых XIX-XX вв., как Т. Н. Грановский, С. М. Соловьев, И. М. Сеченов, Д. И. Менделеев, А. Г. Столетов, К. А. Тимирязев, В. И. Вернадский, А. Е. Ферсман, Н. И. Вавилов, – прекрасных лекторов, которые завораживали аудиторию.

Судебное красноречие – это род речи, призванный оказывать целенаправленное и эффективное воздействие на суд, способствовать формированию убеждений судей и присутствующих в зале суда граждан. Обычно выделяют прокурорскую, или обвинительную, речь и адвокатскую, или защитительную, речь.

Вопросы для самоконтроля


1.Каковы предпосылки зарождения риторики?

2.В чем состоит основная задача древнегреческого ораторского искусства?

3.Назовите известных вам теоретиков красноречия.

4.Какие качества вы отнесли бы к «природным дарованиям» оратора?

5.Согласны ли вы, что обучение по вузовским дисциплинам формирует риторические навыки? Какие рекомендации преподавателей явились наиболее ценными для вас?

10.Назовите предмет и объект изучения юридической риторики.

11.В чем отличие делового общения от обыденного (неформального)?

12.Какие роды и виды красноречия вы знаете? Что лежит в основе их классификации?

13.Каковы особенности социально-политического красноречия?

14. Что такое академическое красноречие? Каковы его особенности?

15.Что такое судебное красноречие? Каковы его особенности?

16. Как вы понимаете социально-бытовое красноречие?

17. Что такое духовное (церковно-богословское) красноречие? Каковы его особенности?

Задания для самоконтроля


1). Используя словари и энциклопедии, («Русский язык. Энциклопедия» (М. , 1998), «Языкознание. Большой энциклопедический словарь» (М. 1998), Ахманова О. С. «Словарь лингвистических терминов» (М. , 1966), определите, что обозначают понятия, связанные с неориторикой: коммуникация, функциональный стиль, языковая политика, теория текста, психолингвистика.

2).Составьте таблицу, отражающую связи риторики с другими научными дисциплинами.

3).Подготовьте речь, рассчитанную на 3 минуты, о важности знаний по риторике, о необходимости умения говорить публично и выступите с ней в учебной группе.

4).Оцените качество вашей речевой эрудиции следующими параметрами:

а)состав прочитанной литературы (художественной, профессиональной);

б)наиболее авторитетные, «любимые» авторы и тексты.

5).Проанализируйте в хрестоматии речи Д. С. Лихачева и А. И. Солженицына, отметьте характерные особенности этих речей как социально-политического красноречия.

6).Проанализируйте речи А. А. Ухтомского и В. В. Виноградова, помещенные в УМК, отметьте характерные особенности этих речей.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.Андреев В.И. Деловая риторика - М. , 1995.

2.Аннушкин В.И. Риторика. - Пермь, 1994.

3.Античные риторики. Под ред. А. А. Тахо - Годи - М. , 1978.


4.Апресян Г.З. Ораторское искусство. - 1978.

5.Безменова Н.А. Очерки по теории и истории риторики. - М., 1991.

6.Власова Л.В., Сементовская В. К. Деловое общение. - Л., 1980.

7.Граудина Л.К. О современной концепции отечественной риторики и культуре речи// Культура русской речи и эффективность общения. - М., 1996.

8.Граудина Л.К., Миськевич Г.И. Теория и практика русского красноречия. - М., 1989.

9.Григорьева М.Ю. Нужно ли уметь мастерски говорить // Русская речь, 1994, № 1.

10. Ивакина Н.Н. Основы судебного красноречия. – М., 2002.

11.Кохтев Н.Н. Риторика. - М., 1994.

12.Львов М.Р. Риторика. - М., 1995.

13.Ораторы Греции. - М., 1985.

14.Панов М.И. Риторика от античности до наших дней (Вступительная статья)// Антология русской риторики. - М., 1997.

15.Снелл Ф. Искусство делового общения. - М., 1990.

16.Сухарев В.А. Этика и психология делового человека. - М. , 1997.

17.Формановская Н. И. Речевой этикет и культура общения. - М., 1989.

18.Хазагеров Г.Г., Лобанов И.Б. Риторика.-Р-на-Дону, 2004.


Тема 2. История ораторского искусства. Развитие риторических традиций в России. Речевая деятельность как основа современной риторики.

План.

    1. История ораторского искусства.

    2. Развитие риторических традиций в России.

    3. Речевая деятельность как основа современной риторики.

Вопрос 1. История ораторского искусства

Из государств древнего мира особенное значение для истории судебного красноречия имеют Афины и Рим. В Афинах судебное красноречие достигло высокой степени развития благодаря свободному политическому устройству и существованию народных судов (гелиасты). Первоначально судебные ораторы (логографы) только приготовляли речи, а произносить их должны были стороны, так как по законам Солона каждый афинянин должен был сам защищать свое дело. Постепенно этот порядок был оставлен, и судебные ораторы получили право выступать в суде лично, сначала в качестве друзей тяжущегося. Замечательнейшие из афинских судебных ораторов — Лизий (лучший логограф), Исей, Ликург, Гиперид, Эсхин; последний в разгар своей славы являлся соперником Демосфена, величайшего оратора древнего мира, политические речи которого заслоняет собою несколько его судебные речи. Демосфен постоянно сталкивался с Эсхином, который вел против него известный процесс о венке (отвергая право Демосфена на эту награду за услуги государству); по поводу этого процесса написана одна из лучших речей Демосфена, одержавшего решительную победу. В
Риме расцвет судебного красноречия, как и политического, совпадает с последним периодом республики и кончается вместе с нею. Речи Катона, Красса, Гортензия уже свидетельствуют о блеске римского красноречия; наиболее полное выражение оно получило в речах Цицерона, в течение многих веков остававшегося величайшим авторитетом в области ораторского искусства. Судебные речи греческих и римских ораторов заслуживают изучения как по изяществу внешней формы, так и по богатству содержания. В них дается образцовое изложение дела, доказательства подвергаются всесторонней оценке, употребляются все известные ораторские средства, служащие для того, чтобы повлиять на судей. Впоследствии, в эпоху упадка, судебное красноречие в Риме утратило свои преимущества. В период империи адвокатам не было надобности увлекать и убеждать; форум опустел, судебные заседания перешли в закрытые, недоступные для посторонних помещения; народных судей сменили чиновники. Соответственно этому от адвокатов стало требоваться, главным образом, не ораторское искусство, а практическая ловкость, связи и богатства. судебное красноречие выродилось в бессодержательное и цветистое фразерство.

Средние века с их феодальным режимом, сословным строем, невежеством народных масс и отстранением их от общественных дел не могли содействовать развитию С. красноречия: когда даже в судах дела решались силой (судебные поединки), слово не имело большого значения. Дошедшие до нас образцы С. красноречия средних веков принадлежат французским ораторам, деятельности которых благоприятствовало учреждение парламентов. Средневековые речи свидетельствуют о рабском и неумелом подражании древним образцам, об исключительном преобладании внешней формы; ораторское искусство того времени было далеким от жизни, схоластическим упражнением. В речах доказательства подбирались по внешним признакам, в известном числе, напр. в честь 12 апостолов составлялось 12 доказательств, из них 3 цитаты из св. отцов, 3 из Св. Писания и т. п. В XVI, XVII и XVIII вв. Франция продолжала сохранять первенствующее место в области С. красноречия. С. речи франц. адвокатов XVII и XVIII в. вырабатывались по правилам классических риторик, по образцу главным образом Цицерона, но в то же время и под сильным влиянием общественных и литературных течений того времени: в XVII в. — так наз. ложного классицизма, в XVIII в. — сентиментализма и философских учений энциклопедистов. С внешней стороны они отличаются правильностью построения, делятся на установленное число частей; в них часто встречаются без всякой надобности высокопарные выражения, обороты, заимствованные у древних ораторов, латинские цитаты, напоминающие схоластически средневековые произведения. В XVII в лишь немногие адвокаты сумели избежать в известной мере указанных недостатков, придать своим судебным речам живую, увлекательную внешность и сделать их содержание соответствующим обстоятельствам дела, без обременения речи эрудицией и многословием. Самыми выдающимися адвокатами XVII в. считаются Леметр и Патрю.