Файл: Проектный и проверочный расчет цилиндрического одноступенчатого прямозубого редуктора.docx
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 186
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Определение параметров передачи
3.2 Предварительные основные размеры колеса
3.4. Определяем число зубьев передачи
3.5 Фактическое передаточное число
3.6 Фактические основные геометрические размеры передачи
3.7 Пригодность заготовок шестерни и колеса
Окружная скорость зубчатых колёс
Проверка зубьев колеса по контактным напряжениям
- величины и направления действующих на подшипник нагрузок;
- характера нагрузки (спокойная, с толчками или ударами и т.д.);
- диаметра цапфы, на которую насаживают подшипник;
- угловой скорости вращающегося кольца подшипника;
- желательного срока службы подшипника.
При малых нагрузках и больших скоростях вращения принимают шариковые однорядные подшипники легкой серии. Подшипники более тяжелых серий обладают большей грузоподъемностью, но допускаемая угловая скорость их меньше. При одновременном действии радиальной и осевой нагрузок выясняют, достаточно ли одного подшипника или необходимо, чтобы каждая из воспринималась отдельными подшипниками.
Расчет подшипников качения основан на базовой динамической грузоподъёмности , представляющей постоянную радиальную нагрузку, которую подшипник может воспринимать при базовой долговечности, составляющей 40000 часов. Значения указаны в каталогах (справочниках) для каждого типоразмера подшипника.
Шариковые однорядные подшипники (выборка)
Таблица 9
Условное обозначение | Размеры подшипника, в мм | Характеристика подшипника | ||||
d | D | B | Cr, в тыс., Н | Qст, КН | n, об/мин | |
Лёгкая серия | ||||||
203 | 17 | 40 | 12 | 11,3 | 4,18 | 16000 |
204 | 20 | 47 | 14 | 15 | 5,88 | 16000 |
205 | 25 | 52 | 15 | 16 | 6,86 | 13000 |
206 | 30 | 62 | 16 | 22 | 9,32 | 13000 |
207 | 35 | 72 | 17 | 30 | 12,75 | 10000 |
208 | 40 | 80 | 18 | 39 | 16,67 | 10000 |
209 | 45 | 85 | 19 | 39 | 16,67 | 8000 |
210 | 50 | 90 | 20 | 42 | 18,63 | 8000 |
211 | 55 | 100 | 21 | 52 | 23,54 | 8000 |
212 | 60 | 110 | 22 | 62 | 29,42 | 6300 |
213 | 62 | 120 | 23 | 68 | 32,36 | 6300 |
214 | 70 | 125 | 24 | 74 | 35,3 | 5000 |
215 | 75 | 130 | 25 | 78 | 39,23 | 5000 |
216 | 80 | 140 | 26 | 84 | 41,19 | 5000 |
217 | 85 | 150 | 28 | 98 | 43,03 | 4000 |
218 | 90 | 160 | 30 | 112 | 57,86 | 4000 |
219 | 95 | 170 | 32 | 124 | 65,70 | 4000 |
220 | 100 | 180 | 34 | 136 | 75,51 | 3900 |
Средняя серия | ||||||
303 | 17 | 47 | 14 | 17,1 | 6,37 | 13000 |
304 | 20 | 52 | 15 | 19 | 7,35 | 13000 |
305 | 25 | 62 | 17 | 27 | 10,79 | 10000 |
306 | 30 | 72 | 19 | 33 | 13,73 | 10000 |
307 | 35 | 80 | 21 | 40 | 16,67 | 8000 |
308 | 40 | 90 | 23 | 48 | 20,59 | 8000 |
309 | 45 | 100 | 25 | 57 | 24,52 | 6300 |
310 | 50 | 110 | 27 | 72 | 32,36 | 6300 |
311 | 55 | 120 | 29 | 84 | 40,21 | 6300 |
312 | 60 | 130 | 31 | 94 | 45,11 | 5000 |
313 | 65 | 140 | 33 | 106 | 52,96 | 5000 |
314 | 70 | 150 | 35 | 120 | 60,80 | 5000 |
315 | 75 | 160 | 37 | 132 | 67,67 | 4000 |
316 | 80 | 170 | 39 | 144 | 74,54 | 4000 |
317 | 85 | 180 | 41 | 158 | 85,32 | 4000 |
318 | 90 | 190 | 43 | 170 | 94,14 | 3000 |
319 | 95 | 200 | 45 | 182 | 102,97 | 3000 |
320 | 100 | 215 | 47 | 210 | 122,58 | 3000 |
Тяжёлая серия | ||||||
403 | 17 | 62 | 17 | 29 | 11,77 | 10000 |
405 | 25 | 80 | 21 | 47 | 19,61 | 8000 |
406 | 30 | 90 | 23 | 60 | 245,17 | 8000 |
407 | 35 | 100 | 25 | 68 | 30,43 | 6300 |
408 | 40 | 110 | 27 | 78 | 34,32 | 6300 |
409 | 45 | 120 | 29 | 92 | 43,15 | 6300 |
410 | 50 | 130 | 31 | 108 | 51,98 | 5000 |
411 | 55 | 140 | 33 | 120 | 58,84 | 5000 |
412 | 60 | 150 | 35 | 132 | 65,70 | 4000 |
413 | 65 | 160 | 37 | 144 | 74,53 | 4000 |
414 | 70 | 180 | 42 | 182 | 98,07 | 4000 |
415 | 75 | 190 | 45 | 194 | 107,87 | 4000 |
416 | 80 | 200 | 48 | 210 | 117,68 | 3200 |
417 | 85 | 210 | 52 | 220 | 127,49 | 3200 |
На основании теоретических и экспериментальных исследований установлено, что расчетная динамическая грузоподъёмность определяется по формуле
где Fэ – эквивалентная динамическая нагрузка (Н);
w – угловая скорость, рад/с;
рад/с;
Lh–долговечность (ресурс) подшипника, в часах;
р- показатель степени, зависящий от формы контактирующих тел (для шариковых радиальных и радиально-упорных подшипников р=3).
Рассчитываем подшипник качения на базовую долговечность, обеспечивающей 90%- ную надежность, по формуле
10.1 Ведущий вал
Основными нагрузками на валя являются силы от передач, распределяющиеся по длине ступицы. На расчетных схемах, эти силы, а также вращающие моменты изображают как сосредоточенные, приложенные в середине ступиц. Влиянием силы тяжести валов и деталей пренебрегают, силы трения в опорах на учитывают.
Диаметр под подшипник на ведущем валу из расчётов равен d1п=40мм. Предположим, что ему соответствует подшипник качения лёгкой серии №208, исходя из условий работы, действующих нагрузок и намечаемой конструкции подшипникового узла. Из таблицы определяем динамическую грузоподъёмность Cr=39кН.
Находим эквивалентную динамическую нагрузку по формуле,
где Х- коэффициент радиальной нагрузки. Для шарикового однорядного подшипника Х=1.
КТ – коэффициент, учитывающий влияние температуры на долговечность. При t≤1000С КТ =1.
Кб – коэффициент безопасности, учитывающий влияние нагрузки на долговечность подшипника. Кб =1,2.
Кк– коэффициент кольца. При вращении внутреннего кольца Кк =1.
Rr– радиально опорная реакция подшипника в вертикальной и горизонтальной плоскостях.
(Н)
(Н).
Тогда часов.
222261>40000 – данный подшипник пригоден для нашего вала,
где 40000 часов – базовая долговечность подшипника.
Подшипник №208.
d=40мм
D=80мм
B=18мм
Проверим расчётную базовую динамическую грузоподъёмность. При угловых скоростях выше n=1об/мин табличное значение динамической грузоподъёмности должно быть не ниже полученного расчётами,
,
где Сr – базовая динамическая грузоподъёмность подшипника (см. таблицу). Для данного подшипника Cr=39КН.
(Н)
39000>38999,998– подшипник пригоден.
10.2 Ведомый вал
Исходя из расчётов диаметр вала под подшипник dn2=55мм. Предположим, что ему соответствует подшипник качения лёгкой серии №211. Из таблицы определяем динамическую грузоподъёмность Cr=52КН.
Находим эквивалентную динамическую нагрузку:
(Н)
(Н).
Тогда часов
Данный подшипник пригоден. № 211
d=55мм
D=100мм
B=21мм
Проверим расчётную базовую динамическую грузоподъёмность.
(Н)
42000>51999,97– подшипник пригоден.
Варианты для самостоятельного расчета
варианты | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Передаваемая мощность, P1 КВт | 10 | 15 | 20 | 25 | 40 | 50 | 10 | 20 | 5 |
Частота вращения ведущего вала, n1 об/мин | 780 | 960 | 900 | 960 | 1440 | 1500 | 730 | 960 | 1630 |
Передаточное число, i | 3 | 4 | 5 | 4 | 5 | 4 | 2 | 3 | 3 |
Материал шестерни | Сталь 45 | Сталь 45 | Сталь 50 | Сталь 50 | Сталь 40Х | Сталь 40Х | Сталь 55 | Сталь 55 | Сталь 40х |
Материал колеса | Сталь 35 | Сталь 35 | Сталь 5 | Сталь 5 | Сталь 50 | Сталь 50 | Сталь 45 | Сталь 45 | Сталь 35Х |
варианты | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 |
Передаваемая мощность, P1 КВт | 4,8 | 6 | 12 | 18 | 24 | 8 | 9 | 12 | 11 |
Частота вращения ведущего вала, n1 об/мин | 1600 | 1460 | 1460 | 730 | 960 | 750 | 800 | 900 | 810 |
Передаточное число, i | 3 | 3 | 3 | 4 | 5 | 4 | 3 | 4 | 3 |
Материал шестерни | Сталь 40Х | Сталь 50 | Сталь 50 | Сталь 50Г | Сталь 50Г | Сталь 45 | Сталь 50 | Сталь 50Г | Сталь 50 |
Материал колеса | Сталь 35Х | Сталь 35 | Сталь 35 | Сталь 45 | Сталь 45 | Сталь 35 | Сталь 35 | Сталь 45 | Сталь 5 |
Список используемой литературы
-
Фролов М.И. Техническая механика: Детали машин6 учеб. Для машиностр. спец. техникумов. - 2-е изд., доп. – М.: Высш. шк., 1990. – 352с. -
Куклин Н.Г., Куклина Г.С. Детали машин: Учеб. Для машиностр. спец. техникумов. - 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 1987. – 383с. -
Устюгов И.И. Детали машин. Учеб. пособие для заочных техникумов. М., «Высшая школа», 1973. – 472с. -
Багреев В.В., Ицкович Г.М. Сборник задач по технической механике. Учеб. пособие для техникумов. Изл. 3-е. Под редакцией Г.М. Ицковича. Л., «Судостроение», 1973. – 496с. -
Мархель И.И. Детали машин: М.: ФОРУМ: ИНФРА-М2011. -336с. -
Олофинская В.П. Детали машин. Краткий курс, практические занятия и тестовые задания: М.: ФОРУМ, 2012. - 240с. -
Фролов М.И. Техническая механика: Детали машин: М.: Высш.шк., 1990. – 352с.