Файл: Литература и интернетресурсы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 528

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ

Д е л о в а я и г р а № 1

Роль: дирекция

Роль: бизнес-консультант

Д е л о в а я и г р а № 2

Группа № 1. Переговоры о создании совместного предприятия

Группа № 1. Переговоры о создании совместного предприятия

Роль: директор российского комбината

Роль: заместитель директора по коммерческой части российского комбината

Роль: заместитель директора по производству и персоналу российского комбината

Группа № 2. Проведение делового совещания на тему

Роль: директор

Тест 1. Умение вести беседу

Тест 2. Моя тактика ведения переговоров

Тест 3. Умеете ли вы вести переговоры?

Тест 4. Насколько вы терпимы?

Оценка игроков

Ответы на тесты

Д е л о в а я и г р а № 3

Роль: лидер группы № 1 (подготовка к выступлению в новом коллективе)

Роль: лидер группы № 2 (разработка плана работы на первый рабочий день)

Роль: лидер группы № 3 (выработка решения проблемы)

Д е л о в а я и г р а № 4

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Задание 4

Задание 5

Д е л о в а я и г р а № 5

Роль: генеральный директор

Д е л о в а я и г р а № 6

Д е л о в а я и г р а № 7

Роль: менеджер группы № 1

Роль: менеджер группы № 2

Роль: менеджер группы № 3

Роль: менеджер группы № 4

Роль: менеджер группы № 5

Д е л о в а я и г р а № 9

Д е л о в а я и г р а № 10

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Интернет-ресурсы

ОГЛАВЛЕНИЕ

ветов на поставленные вопросы. Задача этого этапа – помочь сту- дентам максимально освободиться от воздействия психологиче- ских барьеров (неловкости, стеснительности, замкнутости, скован- ности и т. п.).

Затем следует непосредственно «мозговой штурм» поставлен- ной проблемы. Предварительно еще раз уточняется задача, на- поминаются правила поведения в ходе игры. Генерирование идей начинается по сигналу ведущего одновременно во всех рабо- чих группах. К каждой группе прикрепляется эксперт из числа студентов, задача которого – фиксировать на бумаге выдвигаемые идеи.

Затем идет оценка и выбор лучших идей. Пока эксперты на ос- нове избранных критериев отбирают идеи, рабочие группы отды- хают.

После этого делается сообщение экспертов о результатах «моз- говой атаки», происходит всеобщее обсуждение итогов работы, оценка наилучших идей, их обоснование и публичная защита. Принимается коллективное решение.

Составигровыхгрупп:

  • три рабочие группы по 3–5 чел.;

  • экспертная группа – 3–5 чел.

Регламентигры:

  • постановка проблемы, формирование групп 10 мин;

  • разминка 15–20 мин;

  • «мозговой штурм» – 20–25 мин;

  • оценка и выбор лучших идей – 10–15 мин;

  • итого – 1 ч 10 мин.

ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ИГРОКАМ

Во время игры нет ни начальников, ни подчиненных, ни но- вичков, ни ветеранов – есть ведущий и участники; никто не может претендовать на особую роль или привилегии. Даже предложение блестящих идей не дает преимущества.

Участник игры должен стремиться не к демонстрации своих познаний и квалификации,
а к решению выдвинутой проблемы.

«Мозговой штурм» требует полного раскрепощения мысли и свободы для выступления; чем неожиданней и необычней идея, тем больше оснований рассчитывать на ее успех.

Какой бы фантастичной и невероятной ни казалась выдвинутая идея, она должна быть встречена с одобрением.

Категорически запрещены взаимные критические замечания и промежуточные оценки: они мешают построению и формирова- нию новых идей.

Следует воздерживаться от перешептываний, переглядываний, жестов, которые могут быть неверно истолкованы другими участ- никами игры.

«Мозговая атака» не терпит шаблонного мышления. Требуется полное освобождение от стереотипов, стандартов и традиций.

Если не хотите обречь поиск на неудачу, избегайте мысли, что обсуждаемая проблема может быть решена только известными способами.

Не допускайте суждения, будто данная проблема вообще не разрешима. Теоретически таких положений в практике не су- ществует.

Попытайтесь сразу убедить себя, что положительное раз- решение данной проблемы имеет для вас чрезвычайно важное зна- чение.

Чем больше выдвинуто предложений, тем больше вероятность появления новой и ценной идеи.

В ходе игры допускаются и приветствуются дополнения и усо- вершенствования идей, предложенных вами или другими участни- ками «мозговой атаки».

Разрешается задавать вопросы коллегам с целью уточнения и развития их идей; вопрос не должен содержать в себе оценки или вашего отношения к идее.

Тщательно, но корректно формулируйте свои мысли. Не огор- чайтесь, если вас не поймут, попытайтесь еще раз изложить идею.

Не ждите одобрений или осуждений вашего предложения со стороны коллег, лучше подумайте, как его можно усовершен- ствовать.

Не обращайтесь к руководителю «мозговой атаки» за поддерж- кой:

до окончания игры он не имеет права на публичную оценку.

Если проблема в целом не поддается решению, попробуйте расчленить ее на составные элементы и подумайте над каждым из них в отдельности.

Используйте способ комбинирования приемов, решений, под- счетов, оценок; попытайтесь структурировать некоторую систему из, казалось бы, чуждых друг другу частей.

Осмысливая выдвинутую для решения проблему, можно попы- таться сделать все наоборот: ставить задачу, обратную данной, из- менить последовательность действий, операций, расположение деталей и т. д.

Попробуйте для решения данной проблемы использовать из- вестные вам способы и приемы, применение которых в других си- туациях дает положительные результаты.

Оценка и решение поставленной задачи не обязательно могут быть найдены только в фирме. Попытайтесь вспомнить интерес- ные неожиданные разрешения сходных проблем в других сферах деятельности.

Не стесняйтесь произвольно менять параметры в поставленной проблеме: уменьшать или увеличивать стоимость, сроки, размеры, расстояния и т. д. Если идея решения будет найдена, ее можно до- работать до уровня установленных фирмой границ.

В процессе «мозговой атаки» меньше обращайте внимание на возможные последствия – думайте о том, насколько ваше предло- жение может быть существенным для вашей организации.

Помните, что оптимизм и уверенность повышают умственную и психическую энергию человека.

За 5 мин до начала игры попытайтесь ответить на следующие вопросы:

  • Заслуживает данная проблема моего внимания?

  • Что дает ее решение?

  • Кому и для чего это нужно?

  • Что произойдет, если ничего не менять?

  • Что случится, если я не выдвину ни одной идеи?


ВЕДУЩИЕ ИГРЫ

Ведущий (преподаватель) помогает при формировании рабочих и экспертной группы, проводит разминку, следит за ходом игры, принятием решений.

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ

Примерные ситуации для каждой игровой группы проведения

«мозгового штурма». Время на выполнение каждого задания 5 мин.

Задание 1


Предложите несколько идей, которые вы реализуете, если вас назначат директором службы экономической безопасности фирмы (начальником финансово-экономической службы).

Задание 2


Действительно ли мужчины способнее женщин в управленче- ской деятельности? Объясните, почему возникло такое мнение. (Приведите максимум примеров.)

Задание 3


Если нарушитель технологической дисциплины фирмы по про- изводству продукции, поведение которого осуждается в трудовом коллективе, поднялся бы и демонстративно вышел из помещения, то какие действия вы предприняли бы и к чему бы они привели?

Задание 4


Какие идеи вы предложили бы, для того чтобы сократить число бракованной продукции, выпускаемой фирмой?

Задание 5


Какое применение можно найти для женской пудреницы? (Дай- те максимум идей.)

Д е л о в а я и г р а 5


«„ТЕКУЧКА“ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ»
Цели игры – показать эффективность планирования личной ра- боты руководителя, научить рациональным методам организации труда, развить умение правильно делегировать полномочия, кри- тически оценивать свою работу и искать резервы экономии рабо- чего времени и т. д.

Задача преподавателя (ведущего) – организовать разбор ситуа- ции студентами, поддерживать активность при обсуждении кон- кретных вопросов, своевременно направлять ход игры в русло рас- сматриваемых проблем, консультировать студентов.

Задачастудентов находить решения поставленных проблем.

Для этого они:

  • анализируют полученную информацию;

  • определяют, в какой степени охвачена личным планировани- ем работа генерального директора фирмы;

  • ищут направления и мероприятия, позволяющие улучшить его работу;

  • выявляют резервы экономии рабочего времени генерального директора фирмы.