Файл: Повышение технологической сложности изделий и требований к точности их изготовления.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 119

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Содержание




Введение



Современный этап развития машиностроения характеризуется повышением экономических и научно-технических требований к производству. Одной из самых главных задач машиностроения является создание нового современного оборудования, технологических процессов, системы организации производства и управления, обеспечивающих высокую производительность труда.

Обзор отечественной и зарубежной технической литературы показывает, что современное машиностроение характеризуется следующими особенностями:

  1. Повышение технологической сложности изделий и требований к точности их изготовления.

  2. Повышение требований к мобильности (гибкости) производства связанных с необходимостью совершенствования морально устаревших изделий.

  3. Рост требований к быстрой фондоотдаче капитальных вложений и связанное с этим сокращение сроков проектирования технологических процессов и подготовки производства.

Эти особенности определяют новые тенденции в развитии технологии машиностроения и станкостроения.

В области технологии машиностроения четко просматриваются тенденция, максимальной концентрации операций и резкого сокращения трудоемкости обработки за счет внедрения автоматизированного оборудования и, особенно, – станков с ЧПУ. В области машиностроения основное внимание уделяется точности изготовления изделий за счет совершенствования технологии их изготовления операций.

Одним из главных элементов любого машиностроительного производства вообще, а автоматизированного в особенности, является инструментальная оснастка, обеспечивающая надежность функционирования каждого отдельного станка и производственной системы в целом, качество продукции, производительность, также через эти параметры существенным образом влияют на затраты производства.

Основными направлениями автоматизации производства в настоящее время является применение ГПС (гибких производственных систем) применения заготовок, максимально приближенных к формам детали
, снижение транспортных расходов путем более сокращенных технологических процессов.

В условиях рыночных отношений быстрота реализации принятых решений играет главенствующую роль.

Целью курсового проекта является разработка технологического процесса изготовления детали «Вал-шестерня» с использованием современного оборудования высокопроизводительной оснастки с целью снижения себестоимости и улучшения организации труда.

1 Исходная информация для проектирования



В качестве исходной информации для разработки технологического процесса обработки детали «Вал-шестерня» предоставлены следующие данные:

- чертеж детали (рисунок 1);

- программа выпуска – 500 шт.;

- материал детали – сталь 45 ГОСТ 1050-2013.


Рисунок 1 – Чертеж детали

2 Технологическая часть

2.1 Анализ технических требований на объект производства



Деталь «Вал-шестерня» представляет собой ступенчатое тело вращения с зубчатым венцом на наибольшей ступени.

Параметры зубчатого венца:

- модуль m=5;

- число зубьев z=19;

Детали типа тел вращения широко распространены в машиностроении. Валы используют для передачи крутящего момента. Обычно валы установлены в корпусе редукторов, в качестве опор используются шейки валов, на которые устанавливаются подшипники. Шейки валов имеют высокую точность. Крутящий момент передаётся посредством зубчатых колёс закрепленных на валу с помощью шпоночных пазов и шпонок либо выполненных заодно с валом.

Функциональным назначением данной детали является передача крутящего момента от шпоночного паза на конусе зубчатому венцу.

Таким образом, исполнительными (рабочими) поверхностями данной детали являются шпоночный паз R8 и зубчатый венец m = 5, z = 19. Основными конструкторскими базами являются шейки Ø 60k6; геометрическая ось которых является основной конструкторской базой, и торцы этих шеек, определяющих положение вала в механизме вдоль оси.

Для выхода резца в местах перепада диаметров выполнены проточки или канавки.

Остальные поверхности, в том числе и торцы вала, являются свободными поверхностями. Все поверхности данной детали являются обрабатываемыми.



Основной технологической базой для деталей типа валы является поверхность центровых отверстий, получаемых на одной из первых операциях .

Наличие точных поверхностей с диаметром (60k6), (65k6), (40f7) и (55k6) шероховатостью Ra=0,8-1,6 мкм подразумевает применение операции, обеспечивающей высокую точность размеров, например – шлифования.

Деталь «вал-шестерня» изготавливается из нелегированной специальной стали 45 ГОСТ 1050-2013. Материал детали – сталь 45 – широко используется в арматуростроении и сопутствующих направлениях, т.к. достаточно легко обрабатывается резанием, имеет меньший вес (если сравнивать одинаковые детали из сплава и из стали), а также имеет хорошую коррозионную стойкость.

Химический состав стали 45 приведен в таблице 1.

Таблица 1 – Химический состав cтали 45 в процентах

С

Si

Mn

P

S

Cr

Ni

Cu

не более

0,42-0,50

0,17-0,37

0,50-0,80

0,030

0,035

0,25

0,30

0,30


Механические свойства стали 45 приведены в таблице 2.


Таблица 2 – Механические свойства стали 45

Толщина листа

σв, МПа

σ0,2, МПа

δ5, %

НВ

25

780

600

16

40


2.2 Анализ технологичности конструкции детали



Анализ технологичности детали выполняем с целью выявления возможности снижения себестоимости обработки детали путем совершенствования ее конструкции. Он состоит из количественного анализа технологичности и качественного анализа технологичности.

С точки зрения механической обработки детали типа вал-шестерня вообще не технологичны, так как операция нарезания зубьев со снятием стружки производится в основном малопроизводительными методами.

В остальном деталь достаточно технологична, допускает применение высокопроизводительных режимов обработки, имеет хорошие базовые поверхности для первоначальных операций и довольно проста по конструкции

Конструкция детали представляет собой ступенчатый вал практически с двухсторонним расположением ступеней. Допускаемое наличие центровых отверстий обеспечивает создание основных технологических баз и выполнение почти всей обработки с соблюдением принципа постоянства баз. Зубчатый венец открытый, допускает обработку на проход.

Требования к точности расположения основных поверхностей заданы относительно оси подшипниковых шеек Ø 60 и не представляют сложности при выполнении.

С точки зрения унификации конструкционных элементов можно отличить, что почти все размеры детали (диаметральные) принадлежат нормальному ряду размеров, почти все фаски имеют унифицированный размер 1x45°. Зубчатый венец имеет стандартный модуль.

Основная цель анализа технологичности конструкции обрабатываемой детали - возможное уменьшение трудоемкости и металлоемкости возможность обработки детали высокопроизводительными методами. Деталь представляет собой тело вращения - вал, с нарезанным на нем зубчатым венцом. В целом деталь обладает средней технологичностью. В целях снижения металлоёмкости и уменьшения припусков на обработку, в условиях среднесерийного производства выгодно применить в качестве заготовки операции горячею объемную штамповку. Количественные показатели технологичности конструкции детали.

Пронумеруем все обрабатываемые поверхности детали (рисунок 2).



Рисунок 2 – Поверхности детали
Определим коэффициент точности Kтч поверхностей по формуле:



где Аср – средний квалитет точности обработки детали, определяем по формуле:



где i – номер квалитета;

ni –число размеров, выполняемых по i-тому квалитету.



Определим коэффициент шероховатости Kш, мкм по формуле:



где Бср – среднее численное значение параметра шероховатости, мкм, определяем по формуле:



где j – величина параметра Ra, мкм;

mj –число поверхностей, имеющих j-тую шероховатость.





Данные по параметрам поверхностей детали сводим в таблицу 4.
Таблица 4 – Обрабатываемые поверхности детали

Номер и наименование поверхности

Габаритные размеры (L/D или L/h)

Предельные отклонения IT

Шероховатость

Ra, мкм

1

2

3

4

1. Плоская поверхность

□19/116

h14

6,3

2. Шпоночный паз

45/5

js14

6,3

3. Радиус

R2,5

js14

6,3

4. Наружная цилиндрическая поверхность

Ø25/24

h7

1,6

5. Наружная цилиндрическая поверхность

Ø24/5

h14

6,3

6. Наружная цилиндрическая поверхность

Ø31.8/60.5

h14

6.3













Продолжение таблицы 4

1

2

3

4

7. Наружная цилиндрическая поверхность

Ø40/71

f7

0,8

8. Наружная цилиндрическая поверхность

Ø39/5

h14

6.3

9. Зубчатое колесо

Ø105/62

h11

1,6

10. Наружная цилиндрическая поверхность

Ø80/3

h14

6,3

11. Наружная цилиндрическая поверхность

Ø64/4

h14

6,3

12. Наружная цилиндрическая поверхность

Ø65/121

k6

0,8

13. Отверстие

Ø7/3

Н14

6,3

14. Наружная цилиндрическая поверхность

Ø65/149

h14

6,3

15. Наружная цилиндрическая поверхность

Ø59/4

h14

6,3

16. Паз

16/50

js14

3,2

17. Радиус

R8

js14

6,3

18. Наружная цилиндрическая поверхность

Ø60/66

k6

1,6

19. Наружная цилиндрическая поверхность

Ø55/82

k6

0,8

20. Наружная цилиндрическая поверхность

Ø50/82

k6

0,8

21 Отверстие

М16

H14

6,3

22. Торец

Ø20

h14

6,3

23. Конус

Ø50/18°

h14

1,6

24. Фаска

1×45°

js14

6,3

25. Фаска

0,6×45°

js14

6,3