ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.05.2024

Просмотров: 234

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

2).Плакат пожеланий.

Предложения по проведению Масленицы. «Широкая Масленица — 2015».

Проведите Масленицу 2015 на природе, не пожалеете! Как организовать Масленицу?

Этапы проведения Масленницы:

Учебно-методический комплекс дисциплины

1.4 Извлечение из гос впо

1.5. Объем дисциплины и виды учебной работы:

1.6. Содержание дисциплины:

1.6.1. Разделы дисциплины и виды занятий. Примерное распределение учебного времени:

1.6.2. Содержание разделов дисциплины:

1. Основы этнической педагогики.

2.Основы этнической психологии.

1.6.3. Темы для самостоятельного изучения:

1.7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:

1.7.1. Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу:

Основная литература

Дополнительная литература

Основная литература

Дополнительная литература

Основная литература

Дополнительная литература

Основная литература

Дополнительная литература

Основная литература

Дополнительная литература

Основная литература

Дополнительная литература

Основная литература

Дополнительная литература

Основная литература

Список дополнительной литературы

1.9 Материально-техническое обеспечение дисциплины

1.11. Примерный перечень вопросов к зачету.

1.13 Примерная тематика рефератов.

Этническая культура личности

Раздел 4. Словарь терминов (глоссарий).

Словарь терминов (глоссарий) по изучаемым темам.

Раздел 1. Основы этнической педагогики

Тема 1.1 Теоретические основы этнической педагогики

Тема 1.2Народное воспитание в наследии классиков педагогики

Тема 1.3Народный идеал воспитания

Тема 1.4 Средства народной педагогики

Тема 1.5Факторы народного воспитания

Тема 1.6 Семья как хранитель и продолжатель опыта народной педагогики. Этнопсихология семейных отношений

Раздел 2. Основы этнической психологии

Тема 2.1Теоретические основы этнопсихологии как научной дисциплины

Тема 2.2 Этничность и этническая идентичность

Тема 2.3 Этнические стереотипы в процессе межэтнического общения

Тема 2.4Этнокультурные различия и психология межэтнических отношений

Раздел 5. Практикум по решению задач. Нет

Раздел 6. Изменения в рабочей программе, которые произошли после утверждения программы

Раздел 7. Учебные занятия по дисциплине ведут:

Мульткультурное образование – идея, процесс и инновационное движение в образовании, стремящееся дать равные возможности получения образования для всех, включая учащихся разных расовых, этнических и социальных групп, путем системного изменения школьной среды таким образом, чтобы она отражала интересы, потребности представителей разнообразных культур и групп, существующих в обществе и в национальной структуре учебного процесса.

Народная культураэто культура народа, то есть этническая культура, вбирающая в себя и традиционные и современные формы выражения знаний, ценностей, норм.

Народная педагогика– 1)совокупность знаний и навыков воспитания, передающихся в этнокультурных традициях, народном поэтическом и художественном творчестве, устойчивых формах общения и взаимодействия детей друг с другом и с взрослыми. Заключая в себе многовековую бытовую культуру воспитания, народная педагогика сохраняет общие черты, имеющиеся в воспитательных традициях разных народов; 2) исторически сложившаяся совокупность педагогических сведений и воспитательного опыта, сохранившихся в устном народном творчестве, героическом эпосе, своде правил поведения и воспитания, обычаях, обрядах, традициях, детских играх и игрушках.

Педагогика культуры – новое направление в педагогике, изучающее значение и специфику организации культурной среды конкретного образовательного учреждения в общей воспитательной системе.

Поликультуризм (в образовании) – построение образования на принципе культурного плюрализма, признании равноценности и равноправия всех этнических и социальных групп, составляющих данное общество, на недопустимости дискриминации людей по признакам национальной или религиозной принадлежности, пола или возраста. Поликультуризм в образовании помогает обратить разнообразие общества в полезный фактор его развития, обеспечивает более быструю адаптацию человека к меняющимся условиям существования, помогает ему сформировать более многогранную картину мира. Глобальное образование расширяет контекст диалога до планетарного уровня.

Принцип культуроссобразности (принцип целостного педагогического проценсса)максимальное использование в воспитании и образовании культуры той среды, нации, общества, страны, региона, в которой находится конкретное учебное заведение.

Этнопедагогика- наука, изучающая эмпирический опыт этнических групп в области воспитания и образования детей, морально-этнических воззрений на исконные ценности семьи, рода, племени, народности, нации, т. е. в целом этнической общности. Этнопедагогика включает в себя специфическое видение мира, особое состояние сознания (этнопедагогическое представление), особым образом организованную деятельность, стереотипы поведения, особую традиционную систему воспитания. Этнопедагогика изучает процесс социального взаимодействия и воздействия общественного, в ходе которого воспитывается, развивается личность, усваивающая социальные нормы, ценности, опыт.


Этнопедагогическая культура учителя– это сложное личностное образование, которое включает в себя: нравственно-этническую направленность сознания, способность к культурной идентификации и самооценке собственного уровня этнопедагогической деятельности; профессиональную образованность и владение этнопедагогическими технологиями; морально-психологическую воспитанность; наличие гуманистической педагогической доминанты по отношению к учащимся.


Тема 1.2Народное воспитание в наследии классиков педагогики

Социокультурные принципы образования – исходные положения педагогики культуры, сводящиеся к следующему: осуществление развития личности возможно только в культурной среде; реализация концепций развивающего образования, педагогики и психологии развития невозможна без целенаправленной организации культурной среды образовательного учреждения; культурная среда создает многообразие зон развития и ситуацию их выбора, что предполагает свободу культурного самоопределения ребенка; культурная среда учебного учреждения возникает лишь в совместной деятельности детей и взрослых.

Этническое воспитание – составная часть социализации личности и общего воспитания (в широком смысле слова), специфика которого определяется этнокультурной средой.

Тема 1.3Народный идеал воспитания

Традицииобращены к духовному миру человека, они выполняют свою роль средства стабилизации и воспроизводства общественных отношений не непосредственно, а через формирование духовных качеств, требуемых этими отношениями.

Традиция — элементы социального или культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в социальных группах в течение длительного времени.

Традиционное сознание этноса — отражение в общественном сознании представителей конкретной этнической общности, наиболее общих представлений об окружающем их мире и социальной действительности, своей роли во взаимоотношениях с другими народами.

Тема 1.4 Средства народной педагогики

Национальное самосознание- осознание автохтонным населением своего единства с одним народом и его отличия от других, самоидентификация людей с определенной этнической общностью.

Национальные чувства — это эмоционально окрашенное отношение людей к своей этнической общности, к ее интересам, другим народам и их ценностям.

Национальный темперамент — динамические особенности проявления национального характера психических процессов у большинства представителей той или иной нации, народности.

Нормы национальные (Этнические) — совокупность кодифицированных и неформальных требований, предъявляемых той или иной этнической общностью своим представителям.


Обычаи- детальные предписания действий в конкретных ситуациях, стабилизирующие определенные звенья общественных отношений и воспроизводящие их в жизнедеятельности новых поколений.

Основные средства в народной педагогике - сказки, пословицы и поговорки, загадки, народные песни, декоративно-прикладное искусство.

Этнические традиции – наиболее устойчивые явления в сфере жизнедеятельности этноса в национальной культуре, семейном быту, языке, художественном творчестве, поведении и общении. Они аккумулируют, передают и воспроизводят исторический этнокультурный опыт этнических общностей.

Тема 1.5Факторы народного воспитания

Основные факторы народной педагогики- природа, игра, слово, дело, общение, традиция, быт, искусство, религия, пример-идеал.

Ритуалы национальные — одна из форм поведения, часть культуры этнической общности, тесно связанной с ее традициями и обычаями, образующая вместе с ними нормальную систему поведения, принятую в данной общности.


Тема 1.6 Семья как хранитель и продолжатель опыта народной педагогики. Этнопсихология семейных отношений

Этническая культура - компоненты материальной, духовной и соционормативной культуры, сложившиеся в процессе формирования и развития этноса и являющиеся для него специфическими, отличающимися в той или иной степени от бытующих среди него элементов иноэтнической и надэтнической («интернациональной») культуры.

Этническая культура личности– сложное интегральное личностное образование гуманистической направленности, которое представляет собой синтез знаний, сознания, деятельности и определенных качеств.Этническая целостность - динамическая система, включающая в себя не только людей, но и элементы ландшафта, культурную традицию и взаимосвязи с соседями.

Этнокультурная диффузия — процесс распространения этнической культуры.

Раздел 2. Основы этнической психологии

Тема 2.1Теоретические основы этнопсихологии как научной дисциплины

Этнопсихология — отрасль научного знания, возникшая на стыке социологии, социальной психологии и этнологии (этнографии), изучающая национальные (этнические) особенности психики людей как представителей конкретных наций и народов, проявляющиеся в их поведении и действиях

Тема 2.2 Этничность и этническая идентичность

Субэтнос (лат.sub– под + гр.ethnos--народ) – этническая группа, часть этноса, занимающая компактную территорию, обладающая диалектной этнокультурной спецификой.

Суперэтнос (лат.sub– над + гр.ethnos- - народ) – метаэтническая общность, возникающая обычно в границах полиэтнического государства на базе культурно-исторического единства (по исторической судьбе, доминирующей культуре, образу жизни, традициями и т.д.).

Этническое самосознание – чувство принадлежности к определенному этносу, важный признак этнической общности, являющийся отражение в сознании людей реально существующих этнических связей и внешне проявляющийся в форме употребляемого ими самоназвания или этнонима.

Этническое сознание- путь понимания человека человеком (гуманистическая составляющая); осознание себя как представителя определенной культуры, языка, этноса

(этническая идентификация); осознание механизмов культурного развития (этническое самовоспитание).