ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.05.2024

Просмотров: 180

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

2).Плакат пожеланий.

Предложения по проведению Масленицы. «Широкая Масленица — 2015».

Проведите Масленицу 2015 на природе, не пожалеете! Как организовать Масленицу?

Этапы проведения Масленницы:

Учебно-методический комплекс дисциплины

1.4 Извлечение из гос впо

1.5. Объем дисциплины и виды учебной работы:

1.6. Содержание дисциплины:

1.6.1. Разделы дисциплины и виды занятий. Примерное распределение учебного времени:

1.6.2. Содержание разделов дисциплины:

1. Основы этнической педагогики.

2.Основы этнической психологии.

1.6.3. Темы для самостоятельного изучения:

1.7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:

1.7.1. Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу:

Основная литература

Дополнительная литература

Основная литература

Дополнительная литература

Основная литература

Дополнительная литература

Основная литература

Дополнительная литература

Основная литература

Дополнительная литература

Основная литература

Дополнительная литература

Основная литература

Дополнительная литература

Основная литература

Список дополнительной литературы

1.9 Материально-техническое обеспечение дисциплины

1.11. Примерный перечень вопросов к зачету.

1.13 Примерная тематика рефератов.

Этническая культура личности

Раздел 4. Словарь терминов (глоссарий).

Словарь терминов (глоссарий) по изучаемым темам.

Раздел 1. Основы этнической педагогики

Тема 1.1 Теоретические основы этнической педагогики

Тема 1.2Народное воспитание в наследии классиков педагогики

Тема 1.3Народный идеал воспитания

Тема 1.4 Средства народной педагогики

Тема 1.5Факторы народного воспитания

Тема 1.6 Семья как хранитель и продолжатель опыта народной педагогики. Этнопсихология семейных отношений

Раздел 2. Основы этнической психологии

Тема 2.1Теоретические основы этнопсихологии как научной дисциплины

Тема 2.2 Этничность и этническая идентичность

Тема 2.3 Этнические стереотипы в процессе межэтнического общения

Тема 2.4Этнокультурные различия и психология межэтнических отношений

Раздел 5. Практикум по решению задач. Нет

Раздел 6. Изменения в рабочей программе, которые произошли после утверждения программы

Раздел 7. Учебные занятия по дисциплине ведут:

Принцип культуроссобразности (принцип целостного педагогического проценсса)максимальное использование в воспитании и образовании культуры той среды, нации, общества, страны, региона, в которой находится конкретное учебное заведение.

Ритуалы национальные — одна из форм поведения, часть культуры этнической общности, тесно связанной с ее традициями и обычаями, образующая вместе с ними нормальную систему поведения, принятую в данной общности.

Символизация — процесс проявления скрытого бессознательного в сознательном через поговорки, анекдоты, спонтанные реакции.

Социокультурные принципы образования – исходные положения педагогики культуры, сводящиеся к следующему: осуществление развития личности возможно только в культурной среде; реализация концепций развивающего образования, педагогики и психологии развития невозможна без целенаправленной организации культурной среды образовательного учреждения; культурная среда создает многообразие зон развития и ситуацию их выбора, что предполагает свободу культурного самоопределения ребенка; культурная среда учебного учреждения возникает лишь в совместной деятельности детей и взрослых.

Стереотип национальный (этнический) — схематизированный образ представителя какой-либо этнической общности, обычно представляющий собой упрощенное, иногда одностороннее или неточное (искаженное) знание о психологических особенностях и поведении людей другой национальности.

Субэтнос (лат.sub– под + гр.ethnos--народ) – этническая группа, часть этноса, занимающая компактную территорию, обладающая диалектной этнокультурной спецификой.

Суперэтнос (лат.sub– над + гр.ethnos- - народ) – метаэтническая общность, возникающая обычно в границах полиэтнического государства на базе культурно-исторического единства (по исторической судьбе, доминирующей культуре, образу жизни, традициями и т.д.).

Традицииобращены к духовному миру человека, они выполняют свою роль средства стабилизации и воспроизводства общественных отношений не непосредственно, а через формирование духовных качеств, требуемых этими отношениями.

Традиция — элементы социального или культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в социальных группах в течение длительного времени.


Традиционное сознание этноса — отражение в общественном сознании представителей конкретной этнической общности, наиболее общих представлений об окружающем их мире и социальной действительности, своей роли во взаимоотношениях с другими народами.

Толерантность (лат.tolerantia– терпение) – 1) терпимость, снисходительность к кому-либо или чему-либо; 2) в социальном аспекте лежит в основе культурных измерений человеческой субъективности, является «барометром», который в той или иной мере позволяет определить уровень общественной зрелости людей, культуру участников социального общения, их готовность к общему поиску примирения, согласия и мира; 3) способность индивида без возражений и противодействия воспринимать отличающиеся от его собственных мнения, образ жизни, характер поведения и какие-либо иные особенности других индивидов, доминанта отказа от агрессии.

Этика национальных отношений — это совокупности норм и правил внутри- и межнациональных отношений, способствующих нормальному функционированию различных связей между представителями этнических общностей и групп.

Этнизация (гр.ethos– народ) – 1) процесс социализации и укоренения человека в этносе; 2) разновидность социализации личности, наиболее интенсивно протекающей в первые годы жизни (преимущественно через семью, традиции, быт, обычаи и т.д.). Включает формирование у человека этнических стереотипов, этнического самосознания, представлений об особенностях образа жизни своей общности, приобретения им правил поведения и норм этикета, распространенных в этой общности.

Этническая адаптация (лат.adaptation– приспособляемость) – приспособление этнических общностей к природной и социокультурной среде их обитания.

Этническая культура - компоненты материальной, духовной и соционормативной культуры, сложившиеся в процессе формирования и развития этноса и являющиеся для него специфическими, отличающимися в той или иной степени от бытующих среди него элементов иноэтнической и надэтнической («интернациональной») культуры.

Этническая культура личности– сложное интегральное личностное образование гуманистической направленности, которое представляет собой синтез знаний, сознания, деятельности и определенных качеств.Этническая целостность - динамическая система, включающая в себя не только людей, но и элементы ландшафта, культурную традицию и взаимосвязи с соседями.


Этнические стереотипы- относительно устойчивое представление о моральных, умственных, физических качествах, присущих представителям различных этнических общностей. В содержании этнических стереотипов, как правило, зафиксированы оценочные мнения об указанных качествах.

Этнические традиции – наиболее устойчивые явления в сфере жизнедеятельности этноса в национальной культуре, семейном быту, языке, художественном творчестве, поведении и общении. Они аккумулируют, передают и воспроизводят исторический этнокультурный опыт этнических общностей.

Этнический менталитет (фр.mentalite– духовность) – понятие, обозначающее свойственное данному этносу склад мышления, присущий этнической культуре.

Этническое воспитание – составная часть социализации личности и общего воспитания (в широком смысле слова), специфика которого определяется этнокультурной средой.

Этническое самосознание – чувство принадлежности к определенному этносу, важный признак этнической общности, являющийся отражение в сознании людей реально существующих этнических связей и внешне проявляющийся в форме употребляемого ими самоназвания или этнонима.

Этническое сознание- путь понимания человека человеком (гуманистическая составляющая); осознание себя как представителя определенной культуры, языка, этноса

(этническая идентификация); осознание механизмов культурного развития (этническое самовоспитание).

Этнопедагогика- наука, изучающая эмпирический опыт этнических групп в области воспитания и образования детей, морально-этнических воззрений на исконные ценности семьи, рода, племени, народности, нации, т. е. в целом этнической общности. Этнопедагогика включает в себя специфическое видение мира, особое состояние сознания (этнопедагогическое представление), особым образом организованную деятельность, стереотипы поведения, особую традиционную систему воспитания. Этнопедагогика изучает процесс социального взаимодействия и воздействия общественного, в ходе которого воспитывается, развивается личность, усваивающая социальные нормы, ценности, опыт.

Этнопедагогическая культура учителя– это сложное личностное образование, которое включает в себя: нравственно-этническую направленность сознания, способность к культурной идентификации и самооценке собственного уровня этнопедагогической деятельности; профессиональную образованность и владение этнопедагогическими технологиями; морально-психологическую воспитанность; наличие гуманистической педагогической доминанты по отношению к учащимся.


Этнос – естественно - исторически сложившаяся устойчивая общность людей. Условиями возникновения этноса являются общность территории и языка, являющихся основными признаками этноса.

Этнос (от греч. — племя, группа, народ) исторически сложившаяся на определенной территории совокупность людей, обладающих единым языком, общими относительно стабильными особенностями культуры и психики, общим самосознанием (сознанием своего единства и отличия от всех других подобных образований, зафиксированным в самосознании).

Этнокультурная диффузия — процесс распространения этнической культуры.

Этнопсихология — отрасль научного знания, возникшая на стыке социологии, социальной психологии и этнологии (этнографии), изучающая национальные (этнические) особенности психики людей как представителей конкретных наций и народов, проявляющиеся в их поведении и действиях


Словарь терминов (глоссарий) по изучаемым темам.

Раздел 1. Основы этнической педагогики

Тема 1.1 Теоретические основы этнической педагогики

Ведущая идея этнопедагогики– достижение гармонии природно-биологического, социального и духовного в развитии человека.

Главная задача этнопедагогикизаключается в раскрытии характерных для каждого этноса закономерностей процесса социализации личности, то есть процесса усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм, ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена поликультурного общества.

Гуманизм (лат.humanus– человечный)- мировоззрение, основанное на принципах равноправия людей вне зависимости от их национального (этнического) и расового происхождения, отношения к религии, пола, на принципах справедливости, уважения достоинства людей.

Культурная идентификация – это процесс единения (отождествления) личности с культурными идеалами, исторически сложившимися в национальной культуре государства (страны) на основе духовных ценностей, сохраняемых и транслируемых потомкам как национальное достояние.

Культурная среда обучающегося – среда обучения и жизнедеятельности, формируемая культурными компонентами содержания всех учебных курсов предметов; культурой собственной активной учебной и самообразовательной деятельности; мультикультурным пространством учебного заведения; культурой общения детей и взрослых, детско-подростковых объединений, культурой среды дополнительного образования.

«Культурный шок» - это

а) конфликт старых и новых культур, норм и ориентаций, присущих индивиду как представителю того общества, которое он покинул и новых, т.е. представляющих то общество, в которое он прибыл;

б) трудности, появляющиеся у человека при вхождении его в новую для него культуру при общении и взаимодействии с представителями других этнических общностей.

Культурологическое личностно-ориентированное образование– особый вид образования, эпицентром которого является человек, познающий и творящий культуру путем диалогического общения, обмена смыслами, создания «произведений» индивидуального и коллективного творчества.

Мировоззрение – система обобщенных взглядов на объективный мир и место человека в нем, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности. В основе мировоззрения лежит миропонимание, т.е. совокупность определенных знаний о мире.