ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.05.2024
Просмотров: 233
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Предложения по проведению Масленицы. «Широкая Масленица — 2015».
Проведите Масленицу 2015 на природе, не пожалеете! Как организовать Масленицу?
Учебно-методический комплекс дисциплины
1.5. Объем дисциплины и виды учебной работы:
1.6.1. Разделы дисциплины и виды занятий. Примерное распределение учебного времени:
1.6.2. Содержание разделов дисциплины:
1. Основы этнической педагогики.
2.Основы этнической психологии.
1.6.3. Темы для самостоятельного изучения:
1.7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:
1.7.1. Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу:
Список дополнительной литературы
1.9 Материально-техническое обеспечение дисциплины
1.11. Примерный перечень вопросов к зачету.
1.13 Примерная тематика рефератов.
Раздел 4. Словарь терминов (глоссарий).
Словарь терминов (глоссарий) по изучаемым темам.
Раздел 1. Основы этнической педагогики
Тема 1.1 Теоретические основы этнической педагогики
Тема 1.2Народное воспитание в наследии классиков педагогики
Тема 1.3Народный идеал воспитания
Тема 1.4 Средства народной педагогики
Тема 1.5Факторы народного воспитания
Раздел 2. Основы этнической психологии
Тема 2.1Теоретические основы этнопсихологии как научной дисциплины
Тема 2.2 Этничность и этническая идентичность
Тема 2.3 Этнические стереотипы в процессе межэтнического общения
Тема 2.4Этнокультурные различия и психология межэтнических отношений
Раздел 5. Практикум по решению задач. Нет
Раздел 6. Изменения в рабочей программе, которые произошли после утверждения программы
1.4 Извлечение из гос впо
Основные цели, задачи и идеи курса. Методология и источники этнопедагогики и этнопсихологии как научной дисциплины. Ее связь с другими гуманистическими науками. Мир детства: понятие и современные проблемы. Культурная идентичность современного школьника. Взаимозависимость возраста ребенка и его национально- культурной идентификации. Обряды жизненного цикла и традиционные системы воспитания детей у разных народов мира. Влияние мировых религий на воспитание. Семья и семейное воспитание детей у разных народов мира. Традиционные модели и системы социализации детей в современном мире. Влияние культурных традиций. Трудовое воспитание в различных этнических социумах.
1.5. Объем дисциплины и виды учебной работы:
№ п/п |
Шифр и наименование специальности |
Курс |
Семестр |
Виды учебной работы в часах |
Вид итогового контро ля (форма отчет ности) |
|||||
Трудо- ем-кость
|
Всего аудит. |
ЛК |
ПР/СМ |
ЛБ |
Сам.раб.
|
|||||
1 |
050700 - Педагогика (3 БП) (профиль - технологии подготовки специалиста дошкольного образования)
|
3 |
5 |
72 |
42 |
20 |
22 |
|
30 |
Зачет |
1.6. Содержание дисциплины:
1.6.1. Разделы дисциплины и виды занятий. Примерное распределение учебного времени:
№ п/п |
Наименование темы |
Количество часов |
|||
Всего ауд. |
ЛК |
ПР/ СМ |
Самосто-ят. работа |
||
1. |
Основы этнической педагогики |
16 |
12 |
4 |
20 |
1.1 |
Теоретические основы этнической педагогики |
2 |
2 |
|
|
1.2 |
Народное воспитание в наследии классиков педагогики |
2 |
2 |
|
5 |
1.3 |
Народный идеал воспитания |
2 |
2 |
|
5 |
1.4 |
Средства народной педагогики |
2 |
2 |
2 |
5 |
1.5 |
Факторы народного воспитания |
2 |
2 |
2 |
5 |
1.6 |
Семья как хранитель и продолжатель опыта народной педагогики. Этнопсихология семейных отношений. |
2 |
2 |
|
|
2. |
Основы этнической психологии |
26 |
8 |
18 |
10 |
2.1 |
Теоретические основы этнопсихологии как научной дисциплины
|
2 |
2 |
|
10 |
2.2 |
Этничность и этническая идентичность |
2 |
2 |
4 |
|
2.3 |
Этнические стереотипы в процессе межэтнического общения |
2 |
2 |
6 |
|
2.4 |
Этнокультурные различия и психология межэтнических отношений |
2 |
2 |
8 |
|
|
Всего: |
42 |
20 |
22 |
30 |
1.6.2. Содержание разделов дисциплины:
1. Основы этнической педагогики.
Предмет и объект изучения этнопедагогики. Соотношение народной педагогики и этнопедагогики. Народный идеал воспитания. Средства народной педагогики. Факторы народного воспитания. Народное воспитание в наследии классиков педагогики. Педагогические возможности народной педагогики.
2.Основы этнической психологии.
Теоретические основы этнопсихологии как научной дисциплины. Этничность и этническая идентичность. Этнические стереотипы в процессе межэтнического общения. Этнокультурные различия и психология межэтнических отношений.
1.6.3. Темы для самостоятельного изучения:
№ п/п |
Наименование темы |
Формы сам. работы |
Кол-во часов |
Формы контроля |
|
||||
1 |
Народное воспитание в наследии классиков педагогики |
Охарактеризуйте принцип народности К.Д.Ушинского (используйте статью «О народности в общественном воспитании»/Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т.- М., 1988.- Т.1.- С.195-256 |
5 |
Проверка конспекта |
2 |
Народный идеал воспитания |
Охарактеризуйте совершенного человека как народный идеал воспитания (используйте первоисточник Волков Г.Н. Этнопедагогика.- М.: Академия, 1999.- С.46-61 |
5 |
Проверка конспекта |
3 |
Средства народной педагогики |
Составление антологии пословиц и поговорок русского языка (выбор темы определяет студент): труд, дружба, гостеприимство, семья. |
5
|
Коллективное обсуждение |
4 |
Факторы народного воспитания |
Охарактеризуйте педагогические возможности народно-прикладного искусства как фактора эстетического воспитания (на примере этносов Кольского Севера) |
5
|
Коллективное обсуждение |
5 |
Теоретические основы этнопсихологии как научной дисциплины
|
Подберите самостоятельно и проведите этнопсихологическое исследование (Саракуев Э.А., Крысько В.Г. Введение в этнопсихологию.- М.: Институт практической психологии, 1996)
|
10 |
Защита проекта |
Все го |
|
|
30
|
|
1.7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:
1.7.1. Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу:
Практическое занятие 1: Педагогические возможности народной педагогики этносов Кольского Севера (4 часа)
План (вопросы для коллективного обсуждения)
1. Воспитание школьников Кольского Севера на традициях саамской художественной культуры.
2. Репрезентация опыта саамского народного воспитания в практике общеобразовательной школы как фактор поликультурного образования.
3. Методика работы с саамским фольклором.
Задание для самостоятельной работы:
*Охарактеризуйте и приведите примеры реализации в практике учебно-воспитательного процесса основных принципов отбора и введения регионального материала:
- принцип гуманизации;
- принцип интеграции художественной деятельности с различными направлениями воспитательной работы;
- принцип соответствия регионального материала логике учебно-воспитательного процесса;
- принцип создания эмоционального фона занятий и деятельности;
- принцип доступности;
- принцип мотивации.
*В чем сущность национального компонента в образовании как принципа реформирования российской школы?
*Назовите круг педагогических проблем формирования культуры межнациональных отношений.
Основная литература
1.Беляева Л.С. Саамская этнопедагогика.- Мурманск: МГПИ, 1992
2.Беляева Л.С. Саамская этническая педагогика.- Мурманск: МГПИ, 2001
3.Бим-Бад Б.М., Петровский А.В. Образование в контексте социализации //Педагогика.-1996.-№1.-С.3-8
Дополнительная литература
1.Абдулатипов Р.Г. Природа и парадоксы национального «Я».- М.: Наука,1991
2.Педагогика /Под ред. П.И. Пидкасистого.- М.: Российское педагогическое агентство,1995
3.Саракуев Э.А. Введение в этнопсихологию.- М.: академия,1996
Практическое занятие 2: Психологический характер этнической общности (2 часа)
План (вопросы для коллективного обсуждения)
Человечество, этнос, нация.
Психологическая основа нации.
Национальное сознание, национальное самосознание.
Национальные интересы.
Национальная культура.
Национальный язык.
Задание для самостоятельной работы:
Составьте глоссарий по изучаемой теме.
В чем заключается отличие понятий «этнос» и «нация»?
Основная литература
1.Крысько В.Г. Этническая психология.- М.- Академия, 2002
2.Стефаненко Т. Этнопсихология.- М.- Аспект Пресс, 2006
Дополнительная литература
1.Абдулатипов Р.Г. Природа и парадоксы национального «Я».- М.: Наука,1991
2.Саракуев Э.А. Введение в этнопсихологию.- М.: Академия,1996
Практическое занятие 3: Специфика межнациональных отношений людей (2 часа)
План (вопросы для коллективного обсуждения)
Соревнование как неизбежная форма взаимоотношений наций.
Взаимодействие и сотрудничество народов.
Последствия межнациональных отношений; геноцид, ассимиляция, сегрегация, интеграция.
Межэтническая напряжённость.
Задание для самостоятельной работы:
Раскройте причины межнациональных конфликтов.
Предложите свои варианты предотвращения национальных конфликтов.