ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.05.2024
Просмотров: 252
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Предложения по проведению Масленицы. «Широкая Масленица — 2015».
Проведите Масленицу 2015 на природе, не пожалеете! Как организовать Масленицу?
Учебно-методический комплекс дисциплины
1.5. Объем дисциплины и виды учебной работы:
1.6.1. Разделы дисциплины и виды занятий. Примерное распределение учебного времени:
1.6.2. Содержание разделов дисциплины:
1. Основы этнической педагогики.
2.Основы этнической психологии.
1.6.3. Темы для самостоятельного изучения:
1.7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:
1.7.1. Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу:
Список дополнительной литературы
1.9 Материально-техническое обеспечение дисциплины
1.11. Примерный перечень вопросов к зачету.
1.13 Примерная тематика рефератов.
Раздел 4. Словарь терминов (глоссарий).
Словарь терминов (глоссарий) по изучаемым темам.
Раздел 1. Основы этнической педагогики
Тема 1.1 Теоретические основы этнической педагогики
Тема 1.2Народное воспитание в наследии классиков педагогики
Тема 1.3Народный идеал воспитания
Тема 1.4 Средства народной педагогики
Тема 1.5Факторы народного воспитания
Раздел 2. Основы этнической психологии
Тема 2.1Теоретические основы этнопсихологии как научной дисциплины
Тема 2.2 Этничность и этническая идентичность
Тема 2.3 Этнические стереотипы в процессе межэтнического общения
Тема 2.4Этнокультурные различия и психология межэтнических отношений
Раздел 5. Практикум по решению задач. Нет
Раздел 6. Изменения в рабочей программе, которые произошли после утверждения программы
Защитные механизмы этноса можно разделить на специфические и неспецифические.
Специфические защитные механизмы направлены на преодоление конкретной угрозы извне. Для этого угроза должна быть маркирована и вписана в иерархию бытия. Точно так же вписывается в иерархию бытия и получает свое название и способ защиты - ритуальное или реальное действие. В качестве неспецифических защитных механизмов можно рассматривать саму «этническую картину мира».
Степень выраженности культурного шока и продолжительность межкультурной адаптации определяются очень многими факторами (демографическими, личностными, индивидуальными и групповыми и др.).
Среди влияющих на адаптацию групповых факторов прежде всего необходимо выделить характеристики взаимодействующих культур и определение степени сходства или различий между культурами.
Результаты многочисленных исследований свидетельствуют, что степень выраженности культурного шока положительно коррелирует с культурной дистанцией. Иными словами, чем больше новая культура похожа на родную, тем менее травмирующим оказывается процесс адаптации. Индекс культурной дистанции включает язык, религию, структуру семьи, уровень образования, материальный комфорт, климат, пищу, одежду и др.
Но необходимо также учитывать, что восприятие степени сходства между культурами не всегда бывает адекватным. Кроме объективной культурной дистанции на него влияют и многие другие факторы: наличие или отсутствие конфликтов - войн, геноцида и т.п. в истории отношений между двумя народами, степень знакомства с особенностями культуры страны пребывания и компетентности в чужом языке. Естественно, что процесс адаптации будет менее успешным, если культуры воспринимаются как менее сходные, чем они есть на самом деле.
Основная литература:
1.Дробижева Л.М. Толерантность и рост этнического самосознания: пределы совместимости //От толерантности к согласию. - М., 1997.
2.Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности.- М., 1998г.
3.Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: Учебник для вузов \ 3-е изд., испр. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2003
Дополнительная литература:
1.Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие. Социально-психологические проблемы. М., 1990.
Раздел 4. Словарь терминов (глоссарий).
Ведущая идея этнопедагогики– достижение гармонии природно-биологического, социального и духовного в развитии человека.
Главная задача этнопедагогикизаключается в раскрытии характерных для каждого этноса закономерностей процесса социализации личности, то есть процесса усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм, ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена поликультурного общества.
Гуманизм (лат.humanus– человечный)- мировоззрение, основанное на принципах равноправия людей вне зависимости от их национального (этнического) и расового происхождения, отношения к религии, пола, на принципах справедливости, уважения достоинства людей.
Духовные референты нации — персонифицированная в образе реальных исторических личностей духовно- нравственная сущность культуры, науки, которая выступает эталоном личностного развития, фактором культурно- национального единства и одновременно, замыслом, проектом идеального состояния культуры нации в ее «человеческом» измерении.
Интеллектуальная собственность нации — термин, принимаемый для выражения отношений по ПОВОДУ присвоения нацией результатов интеллектуальной деятельности своих членов, представленных в форме произведений науки, литературы и искусства, в том числе открытий, изобретений, рационализаторских предложений, промышленных образцов, программ для ЭВМ, баз данных. торговых знаков, фирменных наименований и т.п. Духовной основой любой нации является ее интеллектуальный потенциал.
Интериоризация(от лат.interioris– внутренний) – переход извне вовнутрь. В психологию понятие введено французским социологом Э.Дюркгеймом, отождествляющим его с социализацией. Интериоризация – одно из основополагающих понятий культурно-исторической теории отечественного психолога Л.С.Выготского. По его мнению, всякая форма человеческой психики первоначально складывается как внешняя, социальная форма общения между людьми, как трудовая или иная деятельность, и лишь затем в результате интериоризации становится компонетом психики отдельного индивида.
Коллективное бессознательное — термин из концепции К.Юнга, согласно которой опыт филогенетического развития человека передается по наследству с помощью архетипа, т.е. всеобщих априорных схем поведения, которые как бы хранятся в КБ, воспроизводятся, усваиваются людьми и наполняются в результате их деятельности конкретным содержанием.
Контекст (лат.contextus– тесная связь, соединение) – эаконченный в смысловом отношении отрывок текста, дающий возможность точно установить значение, смысл всего текста.
Конформность этническая — подверженность индивидов, групп людей влиянию национальных традиций, форм поведения, проявляющихся в усвоении национальных установок и стереотипов без внутреннего сопротивления и достаточного осмысливания.
Концепция – совокупность взглядов на исходный замысел (проектную идею); концентрирует в себе предельно общий (образовательный, культурный, социальный) смысл проекта, цель его реализации, результаты комплексного анализа конечного положения дел, потребного будущего.
Интериоризация(от лат.interioris– внутренний) – переход извне вовнутрь. В психологию понятие введено французским социологом Э.Дюркгеймом, отождествляющим его с социализацией. Интериоризация – одно из основополагающих понятий культурно-исторической теории отечественного психолога Л.С.Выготского. По его мнению, всякая форма человеческой психики первоначально складывается как внешняя, социальная форма общения между людьми, как трудовая или иная деятельность, и лишь затем в результате интериоризации становится компонетом психики отдельного индивида.
Коллективное бессознательное — термин из концепции К.Юнга, согласно которой опыт филогенетического развития человека передается по наследству с помощью архетипа, т.е. всеобщих априорных схем поведения, которые как бы хранятся в КБ, воспроизводятся, усваиваются людьми и наполняются в результате их деятельности конкретным содержанием.
Контекст (лат.contextus– тесная связь, соединение) – эаконченный в смысловом отношении отрывок текста, дающий возможность точно установить значение, смысл всего текста.
Конформность этническая — подверженность индивидов, групп людей влиянию национальных традиций, форм поведения, проявляющихся в усвоении национальных установок и стереотипов без внутреннего сопротивления и достаточного осмысливания.
Культурная идентификация – это процесс единения (отождествления) личности с культурными идеалами, исторически сложившимися в национальной культуре государства (страны) на основе духовных ценностей, сохраняемых и транслируемых потомкам как национальное достояние.
Культурная среда обучающегося – среда обучения и жизнедеятельности, формируемая культурными компонентами содержания всех учебных курсов предметов; культурой собственной активной учебной и самообразовательной деятельности; мультикультурным пространством учебного заведения; культурой общения детей и взрослых, детско-подростковых объединений, культурой среды дополнительного образования.
«Культурный шок» - это
а) конфликт старых и новых культур, норм и ориентаций, присущих индивиду как представителю того общества, которое он покинул и новых, т.е. представляющих то общество, в которое он прибыл;
б) трудности, появляющиеся у человека при вхождении его в новую для него культуру при общении и взаимодействии с представителями других этнических общностей.
Культурологическое личностно-ориентированное образование– особый вид образования, эпицентром которого является человек, познающий и творящий культуру путем диалогического общения, обмена смыслами, создания «произведений» индивидуального и коллективного творчества.
Маргинал (от фр.— побочный, предельный, написанный на полях) — человек, находящийся в промежуточном, пограничном положении между какими- либо социальными группами, утративший прежние Социальные связи и не приспособившийся к новым условиям жизни.
Межэтнические конфликты — одна из форм отношений между национальными общностями, характеризующаяся состоянием взаимных претензий, имеющая тенденцию к нарастанию противостояний вплоть до вооруженных столкновений и войн.
Менталитет национальный (от фр. — духовность) — это
а) свойственный данной этнической общности стиль жизни, культуры;
б) присущая данной нации система ценностей, взглядов, мировоззрения, черт характера, норм поведения.
Ментальность (менталитет) – устойчивая настроенность внутреннего мира людей, сплачивающая их в социальные и исторические общности; совокупность установок и предрасположенностей людей к определенному типу мышления и действия. Ментальность, с одной стороны, выступает как результат культуры и традиций, с другой – сама является глубинным источником развития культуры. Разрушение ментальности может привести к психологическим кризисам, отклонениям в поведении.
Мировоззрение – система обобщенных взглядов на объективный мир и место человека в нем, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности. В основе мировоззрения лежит миропонимание, т.е. совокупность определенных знаний о мире.
Мульткультурное образование – идея, процесс и инновационное движение в образовании, стремящееся дать равные возможности получения образования для всех, включая учащихся разных расовых, этнических и социальных групп, путем системного изменения школьной среды таким образом, чтобы она отражала интересы, потребности представителей разнообразных культур и групп, существующих в обществе и в национальной структуре учебного процесса.
Народная культураэто культура народа, то есть этническая культура, вбирающая в себя и традиционные и современные формы выражения знаний, ценностей, норм.
Народная педагогика– 1)совокупность знаний и навыков воспитания, передающихся в этнокультурных традициях, народном поэтическом и художественном творчестве, устойчивых формах общения и взаимодействия детей друг с другом и с взрослыми. Заключая в себе многовековую бытовую культуру воспитания, народная педагогика сохраняет общие черты, имеющиеся в воспитательных традициях разных народов; 2) исторически сложившаяся совокупность педагогических сведений и воспитательного опыта, сохранившихся в устном народном творчестве, героическом эпосе, своде правил поведения и воспитания, обычаях, обрядах, традициях, детских играх и игрушках.
Национальное самосознание- осознание автохтонным населением своего единства с одним народом и его отличия от других, самоидентификация людей с определенной этнической общностью.
Национальные чувства — это эмоционально окрашенное отношение людей к своей этнической общности, к ее интересам, другим народам и их ценностям.
Национальный темперамент — динамические особенности проявления национального характера психических процессов у большинства представителей той или иной нации, народности.
Нормы национальные (Этнические) — совокупность кодифицированных и неформальных требований, предъявляемых той или иной этнической общностью своим представителям.
Обычаи- детальные предписания действий в конкретных ситуациях, стабилизирующие определенные звенья общественных отношений и воспроизводящие их в жизнедеятельности новых поколений.
Основные средства в народной педагогике - сказки, пословицы и поговорки, загадки, народные песни, декоративно-прикладное искусство.
Основные факторы народной педагогики- природа, игра, слово, дело, общение, традиция, быт, искусство, религия, пример-идеал.
Педагогика культуры – новое направление в педагогике, изучающее значение и специфику организации культурной среды конкретного образовательного учреждения в общей воспитательной системе.
Поликультуризм (в образовании) – построение образования на принципе культурного плюрализма, признании равноценности и равноправия всех этнических и социальных групп, составляющих данное общество, на недопустимости дискриминации людей по признакам национальной или религиозной принадлежности, пола или возраста. Поликультуризм в образовании помогает обратить разнообразие общества в полезный фактор его развития, обеспечивает более быструю адаптацию человека к меняющимся условиям существования, помогает ему сформировать более многогранную картину мира. Глобальное образование расширяет контекст диалога до планетарного уровня.