ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.05.2024
Просмотров: 2893
Скачиваний: 6
СОДЕРЖАНИЕ
От всей души желаем вам успехов!
Опыт информатизации и перспективные идеи
1.2. Информационный потенциал общества
Рынок информационных продуктов и услуг
Правовое регулирование на информационном рынке
1.3. Информатика – предмет и задачи
2 Глава. Измерение и представление информации
2.2. Классификация и кодирование информации
2.2. Классификация и кодирование информации
Фасетная система классификации
Дескрипторная система классификации
После изучения главы вы должны знать:
Понятие информационной системы
3.2. Структура и классификация информационных систем
Информационные системы для менеджеров среднего звена
3.3. Информационные технологии
Как соотносятся информационная технология и информационная система
3.4. Виды информационных технологий
Глава 4. Архитектура персонального компьютера
После изучения главы вы должны знать:
4.1. Информационно-логические основы построения
4.2. Функционально-структурная организация
4.4. Запоминающие устройства пк
Накопители на жестких магнитных дисках
4.5. Основные внешние устройства пк
4.6. Рекомендации по выбору персонального компьютера
Глава 5. Состояние и тенденции развития эвм
После изучения главы вы должны знать:
5.1. Классификация эвм Классификация эвм по принципу действия
Классификация эвм по размерам и функциональным возможностям
5.8. Тенденции развития вычислительных систем
После изучения главы вы должны знать:
6.1. Коммуникационная среда и передача данных
6.2. Архитектура компьютерных сетей
6.3. Локальные вычислительные сети
Управление взаимодействием устройств в сети
6.5. Локальная вычислительная сетьnovellnetware
После изучения главы вы должны знать:
7.1. Классификация офисной техники
7.2. Средства изготовления, хранения, транспортирования и обработки документов
Средства транспортирования документов
7.3. Средства копирования и размножения документов
7.4. Средства административно-управленческой связи
Системы передачи недокументированной информации
7.5. Компьютерные системы в оргтехнике
Глава 8. Состояние и тенденции развития программного обеспечения
8.1. Программные продукты и их основные характеристики
8.2. Классификация программных продуктов
После изучения главы вы должны знать:
8.1. Программные продукты и их основные характеристики
8.2. Классификация программных продуктов
Сервисное программное обеспечение
Системы искусственного интеллекта
Глава 9. Операционная система ms dos
9.3. Технология работы в ms dos
Формат команды объединения нескольких файлов
Форматы команд для обмена данными между внешним устройством и файлом, хранящимся на диске
Глава 10. Norton commander – инструментарий работы в среде ms dos
После изучения главы вы должны знать:
10.2. Работа с панелями информационного окна
10.3. Управление пакетом при помощи функциональных клавиш и ниспадающего меню
10.4. Вспомогательный инструментарий пакета
После изучения главы вы должны знать:
11.2. Программы обслуживания магнитных дисков
11.3. Антивирусные программные средства
Программы обнаружения и защиты от вирусов
Глaba12. Операционные системыwindows95 иwindows98
После изучения главы вы должны знать:
12.1. Концепция операционных системwindows95 иwindows98
12.2. Объектно-ориентированная платформаwindows
12.3. Организация обмена данными
12.4. Программные средстваwindows98
13.3. Работа издательских систем
После изучения главы вы должны знать:
13.3. Работа издательских систем
14.2. Функциональные возможности табличных процессоров
14.3. Технология работы в электронной таблице
После изучения главы вы должны знать:
14.2. Функциональные возможности табличных процессоров
Команды для работы с электронной таблицей как с базой данных
14.3. Технология работы в электронной таблице
Глава 15. Система управления базой данных
После изучения главы вы должны знать:
15.2. Реляционный подход к построению инфологической модели
15.3. Функциональные возможности субд
15.4. Основы технологии работы в субд
Глава 16. Интеллектуальные системы
16.1. Введение в искусственный интеллект
16.2. Экспертные системы: структура и классификация
16.3. Технология разработки экспертных систем
После изучения главы вы должны знать:
16.1. Введение в искусственный интеллект
История развития искусственного интеллекта в России
16.2. Экспертные системы: структура и классификация
16.3. Технология разработки экспертных систем
17.1. Теоретические аспекты получения знаний
17.2. Практические методы извлечения знаний
После изучения главы вы должны знать:
17.1. Теоретические аспекты получения знаний
17.2. Практические методы извлечения знаний
Глава 18. Создание программного продукта
18.1. Методология проектирования программных продуктов
18.2. Структурное проектирование и программирование
18.3. Объектно-ориентированное проектирование
После изучения главы вы должны знать:
18.1. Методология проектирования программных продуктов
Этапы создания программных продуктов
1. Составление технического задания на программирование
3. Рабочая документация (рабочий проект)
18.2. Структурное проектирование и программирование
18.3. Объектно-ориентированное проектирование
Методика объектно-ориентированного проектирования
После изучения главы вы должны знать:
19.1. Автоматизация работы пользователя в средеmicrosoftoffice
19.2. Создание приложений на языкеvisualbasicforapplications
19.3. Реляционные языки манипулирования данными
Информатика
Под редакцией
профессора Н.В. Макаровой
Третье переработанное издание
Рекомендовано
Министерством образования
Российской Федерации
в качестве учебника для студентов
экономических специальностей
высших учебных заведений
МОСКВА
"ФИНАНСЫ И СТАТИСТИКА"
2000
УДК 004(075.8)
ББК 32.97я73
И74
АВТОРЫ:
Н.В. Макарова, профессор, доктор педагогических наук – научное и общее редактирование; предисловие; гл. 1,2,3,8,9,12 и 14;
Л.А. Матвеев, профессор, доктор экономических наук - гл. 13 и 14, подразд. 3.4;
В.Л. Бройдо, профессор, кандидат технических наук - гл. 4, 5 и 7;
ТА. Гаврилова, профессор, доктор технических наук- гл. 16 и 17;
Е.Л. Рамин, доцент, кандидат технических наук - гл. 10 и 11;
О.П. Ильина, доцент, кандидат экономических наук - гл. 8, 18 и 19;
В.Б. Ступак, доцент - гл. 6;
Е.В. Стельмашонок, доцент, кандидат экономических наук - гл. 15
РЕЦЕНЗЕНТЫ:
Кафедра «Информационные системы в экономике и менеджменте»
Санкт-Петербургского государственного технического университета;
В.В. Александров, профессор Санкт-Петербургского института информатики
и автоматизации Российской академии наук, доктор технических наук;
Г.А. Краюхин, профессор Санкт-Петербургской государственной
инженерно-экономической академии, доктор технических наук
Данный учебник является победителем по дисциплине «Информатика» Всероссийского конкурса учебников нового поколения по общим фундаментальным естественнонаучным дисциплинам
Информатика: Учебник. - 3-е перераб. изд. /Под ред. проф. Н.В. Макаровой. - М.: Финансы и
И74 статистика, 2000. - 768 с.: ил.
ISBN 5-279-02202-0.
Рассмотрены разделы информатики, определяющие базовый уровень подготовки специалистов: основы информационной культуры, современные технические средства и программный инструментарий новых информационных технологий (системное и прикладное программное обеспечение, инструментарий создания программных продуктов).
Для студентов, изучающих дисциплину «Информатика», преподавателей, слушателей институтов повышения квалификации; может быть использован широким кругом пользователей персонального компьютера.
УДК 004(075.8)
ББК 32.97я73
ISBN 5-279-02202-0 © Коллектив авторов, 1997
© Коллектив авторов, 2000
К читателю
Войти в XXI век образованным человеком можно, только хорошо владея информационными технологиями. Ведь деятельность людей все в большей степени зависит от их информированности, способности эффективно использовать информацию. Для свободной ориентации в информационных потоках современный специалист любого профиля должен уметь получать, обрабатывать и использовать информацию с помощью компьютеров, телекоммуникаций и других средств связи. Заложить фундамент информационной культуры призвана дисциплина "Информатика", изучение которой начинается со школьной скамьи, а затем, приобретая более целенаправленный характер, продолжается в высшем учебном заведении. Эта дисциплина достаточно новая и своим появлением обязана развитию индустрии информатики, бурному процессу информатизации, начавшемуся в нашей стране. Об информации начинают говорить как о стратегическом ресурсе общества, как о ресурсе, определяющем уровень развития государства.
Информатика, как никакая другая область знаний, характеризуется чрезвычайно высокой степенью динамики изменений. Кроме того, учитывая ее всепроникающий характер, благодаря которому происходит интеграция знаний, идей, в настоящее время трудно очертить границы информатики. Удается выделить лишь ее основные направления. В таких условиях создать учебник по информатике – задача непростая, но чрезвычайно актуальная. Решить ее взялся коллектив авторов – профессоров и доцентов из нескольких вузов Санкт-Петербурга. Учебник, который Вы держите в руках, отражает сегодняшнее понимание информатики как базовой дисциплины, имеющей общеобразовательное и общечеловеческое значение.
Этот учебник – фундаментальное издание по информатике в России. Он ориентирован на широкое использование в учебном процессе вузов разного профиля. Практическую сторону предмета отражает Практикум по обучению технологии работы на персональном компьютере в наиболее распространенных программных средах, написанный теми же авторами. Практикум – обязательное дополнение к учебнику.
В учебнике нашли отражение основные теоретические и практические направления, что дает возможность получить разносторонние знания о содержании и сущности базы информационной культуры, о современном состоянии и тенденциях развития компьютерной техники, сетей, офисной техники, о программном обеспечении, о важных составляющих современных информационных технологий, таких, как текстовые процессоры, электронные таблицы, системы управления базами данных, интегрированные системы, операционные системы и оболочки.
Благодаря хорошо продуманной авторами методике изложения и четкой структурированности материала существенно облегчен процесс усвоения информатики.
Надеемся, что предлагаемый учебник поможет Вам освоить одну из самых передовых областей человеческой деятельности и стать информационно грамотным специалистом грядущего столетия.
Президент Международной академии наук
высшей школы,
д-р техн. наук, профессор,
Заслуженный деятель науки и техники
Российской Федерации
В. Е. Шукшунов
Предисловие
Прошло совсем немного времени, как в школах и вузах страны начали изучать информатику. Сейчас она претендует на звание базовой дисциплины в системе высшего образования и в комплексе с другими классическими дисциплинами (математикой, физикой, химией, естествознанием, биологией, историей) призвана создавать фундамент профессионального образования в вузе.
К сожалению, до сих пор нет единой точки зрения на область знаний под названием "Информатика" и соответствующую ей дисциплину. Одни говорят – это веление времени, дань моде, явление преходящее или считают информатику сложной премудростью, где к тому же требуется познать характер некоего современного монстра – персонального компьютера и научиться управлять им. Другие воспринимают информатику лишь как практическую дисциплину, где учат "правильно нажимать кнопки" персонального компьютера. (Надеемся, что вы с юмором отнесетесь к такой трактовке информатики.)
Однако кто поработал в солидной фирме, знает, что информатика и связанные с ней информационные технологии – необходимый атрибут профессиональной пригодности в обществе. Претендент на престижную работу должен обладать не только профессиональными знаниями и владеть иностранным языком, но и свободно разбираться в информационной технологии работы на персональном компьютере, что как раз и дает изучение информатики.
Наступило время, когда профессионал – юрист, инженер, экономист, социолог, журналист – уже с трудом справляется с потоками информации. Специалисту, чтобы на должном уровне выполнять свои обязанности, необходимы инструментарий и методология его применения для обработки информации. Это сравнимо с использованием средств передвижения: теоретически человек может пешком преодолеть любое расстояние, но современный темп жизни просто немыслим без применения автомобиля, поезда, самолета и т.д. То же самое происходит и в области, связанной с обработкой информации: теоретически человек сам может переработать без компьютера любую информацию, но сделает это эффективнее, если овладеет знаниями и умениями, которыми располагает информатика.
Разные взгляды на область знаний, названную "Информатикой", и на ее границы определили и разные подходы к формированию содержания курса в вузе. В настоящее время существует несколько примерных программ по дисциплине "Информатика", и каждое учебное заведение, ориентируясь на одну из них, проводит обучение в соответствии с потребностями своей предметной области.
В связи с этим перед авторами учебника встала непростая задача - определить, что и в каком объеме нужно знать студенту по базовой дисциплине "Информатика".
Решение задачи велось в двух направлениях:
отбор содержания и выделение наиболее значимых тем и аспектов, которые могли бы составить ядро дисциплины;
разработка методики изложения и структурирования материала.
Известно мнение широкого круга специалистов по компьютерной технике, информационным системам и технологиям, что информатика – это, скорее, дисциплина практического направления, где студент приобретает навыки работы на персональном компьютере в наиболее распространенных программных средах, и вопрос состоит только в том, какие из них выбрать. Если ориентироваться на такой подход, то, учитывая высокую динамику замены одних программных продуктов и технических средств другими, вряд ли когда-нибудь удастся своевременно создать учебник по этой дисциплине.
По мнению авторов, информатика служит прежде всего для формирования определенного мировоззрения в информационной сфере и освоения информационной культуры, т.е. умения целенаправленно работать с информацией, профессионально используя для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию и соответствующие ей технические и программные средства. Такой подход позволил авторам выделить в рассматриваемой области:
относительно стабильные базовые знания (ядро), отраженные в учебнике по информатике;
динамично изменяемые знания, которые составили содержание практикума – практического руководства по освоению конкретных программных сред персонального компьютера.
Примечание. Взаимосвязь разделов учебника с практикумом представлена на схеме.
Учебник по информатике содержит базовые теоретические и практические сведения, которыми должен владеть любой профессионал независимо от рода его деятельности. Учебник разбит на пять разделов, отражающих следующие аспекты информатики: основы информационной культуры, техническая база информационной технологии, системное программное обеспечение компьютера, прикладные программные продукты, инструментарий технологии программирования. Каждая глава учебника написана как автономная часть, и при ее изучении необязательно знать содержание предыдущих глав. Вы можете читать учебник с любой интересующей вас темы.