Файл: Экономика культуры лекции.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.05.2024

Просмотров: 180

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Если же спрос высоко эластичен, то его размеры сокращаются и обусловливают необходимость сокращения производства данного блага. Для сохранения производства в прежних масштабах нужно субсидировать производителей. И начав однажды это делать, далее придется выделять средств все больше и больше. Такая ситуация как раз и характерна для исполнительского искусства и для некоторых других видов культурной деятельности.

Болезнь Бомола - Боуена обусловливает рост потребности в финансировании определенных видов культурной деятельности, необходимом для осуществления их в прежних масштабах. Но она не объясняет, почему производство соответствующих видов культурных благ вообще должно поддерживаться государством, и почему оно должно финансироваться в прежних масштабах, если платежеспособный спрос уменьшается.

Внеэкономические причины общественной поддержки сферы культуры

Экономические особенности, присущие взаимодействию между производителями и потребителями культурных благ, недостаточны для объяснения, почему государство финансирует конкретные виды культурной деятельности. Следовательно, причины внимания государства к производству определенных культурных благ являются внеэкономическими. Это:

• политические интересы властных элит: государство поддерживает те виды культурной деятельности, которые оцениваются как наиболее результативные средства достижения политических целей и консолидации элит;

• ценностные представления о значимости определенных видов культурной деятельности;

• коллективные действия профессиональных сообществ, стремящихся сохранить поддержку государства при ослаблении политических или идеологических установок, породивших в свое время такую поддержку.

Яркий пример, раскрывающий роль политических интересов в выборе объекта поддержки государства в сфере культуры, можно найти' в истории США. Там государством и частными лицами с XIX в. в значительных масштабах субсидируется деятельность филармонических оркестров. В то же время коллективы, исполняющие джазовую музыку, не получают государственной поддержки. И причины этого состоят отнюдь не в том, что одна музыка - "серьезная", а другая - "легкая". Поддержка исполнения филармонической музыки, малопонятной широким массам, осуществлялась отнюдь не из желания расширить масштабы приобщения людей к "высокому" искусству. Потребление элитарного вида культурных благ возвышало американскую элиту, происходящую из низов европейского общества, в своих собственных глазах и в глазах остальных слоев населения и морально санкционировало ее превосходство. Джазовая музыка, порожденная негритянской культурой, этим установкам не отвечала, а потому и не субсидировалась государством.


Роль идеологических представлений в проведении культурной политики хорошо прослеживается в истории европейских стран в последние три столетия. В Европе многие виды культурной деятельности исторически сложились как обслуживающие феодальную знать и финансировались за ее счет. Культурная политика монархов состояла, помимо удовлетворения запросов двора в эстетических впечатлениях и в развлечении, также в демонстрации богатства и могущества своего государства. В XVIII в. элита феодального общества постепенно признала право более широкого круга людей на доступ к культурным благам, которыми пользовалась сама элита. Монархами стали создаваться театры, открытые для публики. В России именно императорским указом в 1756 г. был создан первый постоянно действующий публичный драматический русский театр в городе Ярославле. Правда, аудитория таких учреждений все равно ограничивалась представителями имущих сословий. Громадное влияние на утверждение принципов культурной политики европейских государств оказала идеология французских просветителей. Право на пользование культурными благами стало рассматриваться как неотъемлемое право каждого человека; расширение масштабов приобщения людей к искусству - как важнейшее средство их духовного развития; создание условий для этого - как обязанность государства. Эти идеи начали претворяться в жизнь в самой Франции после революции, а затем постепенно утверждаться в политике других европейских государств. При этом объектом государственной поддержки стало развитие сети и деятельности организаций, предоставляющих людям именно те виды культурных благ, которыми ранее пользовалась элита: это театры, музеи, библиотеки. Идеология просветительства стала идеологией русской дворянской и впоследствии разночинной интеллигенции, затем была в превращенной форме воспроизведена в советской идеологии и определила политику поддержки развития театрального искусства, филармонической деятельности, музейного и библиотечного дела и др.

Политические и идеологические факторы определяют оценки настоятельности для государства осуществления конкретных видов культурной деятельности в определенных масштабах. Если эти оценки желаемого предложения культурных благ расходятся с возможностями денежного спроса на эти блага со стороны их непосредственных потребителей, то государство принимает решение об участии в производстве и/или финансировании предоставления соответствующих благ. Начав финансировать тот или иной вид культурной деятельности, государство может столкнуться с необходимостью увеличения размеров финансирования для обеспечения достигнутых масштабов этой деятельности, если технологии, используемые в этой деятельности, мало меняются со временем (болезнь Бомола -Боуэна). В свою очередь, профессиональное сообщество людей, занимающихся этим видом культурной деятельности, будет стараться организовывать коллективные действия для сохранения поддержки государства. Свои действия оно направляет на актуализацию соответствующих идеологических установок, убеждая государство, что оно обязано заботиться о сохранении и развитии культуры. В конечном счете размеры государственной поддержки культуры зависят от системы идеологических приоритетов, разделяемых обществом, и от политической силы групп специальных интересов и руководителей государственных органов, занимающихся культурной политикой[025].



4.3. Роль государства в сфере культуры

Государство принимает участие в осуществлении культурной деятельности во всех странах мира. Основными функциями, выполняемыми государством в сфере культуры, являются:

• финансирование ряда видов культурной деятельности;

• осуществление определенных видов культурной деятельности в государственных организациях культуры;

• регулирование условий осуществления некоторых видов культурной деятельности.

Финансирование. Историко-культурное наследие (памятники истории и культуры, музеи, архивы, библиотеки, народная культура) и такие виды исполнительского искусства, как театральное искусство, филармоническая музыка, во всем мире поддерживаются государством. Экранное искусство поддерживается за исключением США всеми теми государствами, которые хотят сохранения своего национального кинематографа. Почти в каждой стране существуют финансируемые государством средства массовой информации (телевизионные каналы и радиостанции). Различные формы государственной поддержки применяются в отдельных странах по отношению к деятельности в других секторах сферы культуры. В 1990 г. государственные расходы на поддержку художественного творчества и сохранение культурного наследия составляли в странах с развитой рыночной экономикой до 1% ВВП, в частности в Нидерландах -0,6%, во Франции и Швеции - по 0,8%; в Финляндии - 0,9%[026].

Производство. Предоставление многих видов культурных благ осуществляется государственными организациями. Соотношение государственных и частных организаций варьируется по областям сферы культуры и отдельным странам. Везде государственный сектор превалирует в музейном, архивном и библиотечном деле. Почти во всех странах существуют государственные театры, клубные учреждения, радио- и телевещательные компании.

Регулирование. В сфере культуры государство редко устанавливает стандарты качества предоставляемых благ. Это обусловлено высокой степенью творческой составляющей в культурной деятельности. Предметом государственного регулирования в сфере культуры могут выступать:

• материальные и квалификационные условия осуществления определенных видов деятельности;

• отдельные характеристики производимых продуктов и предоставляемых услуг;

экономические условия осуществления культурной деятельности (цены, распределение дохода, уровень концентрации производства).


По отношению ко многим видам деятельности в сфере культуры государство устанавливает требования к материальным и квалификационным условиям их осуществления. Такие требования могут относиться к наличию помещений, оборудования, уровню профессиональной подготовки работников и т.п. Смысл установления подобных требований состоит в предупреждении нанесения ущерба правам, законным интересам и здоровью граждан, в обеспечении признаваемых нормальными в данном обществе условий потребления соответствующих видов благ, а также в обеспечении сохранности предметов, представляющих культурную ценность.

В качестве основного механизма выполнения устанавливаемых требованийиспользуется механизм лицензирования. Государство устанавливает разрешительный порядок получения права на осуществление некоторых видов деятельности в сфере культуры. Это, в частности, реставрационные работы, музейная деятельность, книгоиздание, публичный показ кино- и видеофильмов, радио- и телевещание и др. Лицензия выдается, если соискатель обладает помещениями, оборудованием, уровнем квалификации и т.п., удовлетворяющими установленным лицензионным требованиям.

Государство может регулировать отдельные характеристики культурных благ. В качестве оснований для такого регулирования используются ценностные представления. В тоталитарных государствах осуществляется жесткий контроль (цензура) содержания распространиемой информации и культурных благ. В демократических обществах свобода слова и свобода художественного творчества рассматриваются как важнейшие права их граждан. Закон запрещает государству вмешиваться в содержание деятельности создателей культурных и информационных продуктов. Вместе с тем демократические государства могут устанавливать определенные требования к структуре распространяемых культурных благ. Почти во всех странах запрещается или ограничивается распространение изданий и аудиовизуальной продукции, пропагандирующей секс и насилие. Другим примером является установление требований к структуре радио- и телевещания, которое практикуется во многих европейских странах в целях поддержки национальной культуры. Так, во Франции законом установлено, что в общем объеме музыкального радиовещания песни на французском языке должны составлять не менее 40%, из которых половина должна приходиться на "молодые таланты". В Венгрии государственное телевидение должно показывать 51% программ национального производства, в том числе 20% - кинофильмов, из которых 30% должны быть куплены у других производителей. На государственном радио не менее 30% времени музыкальных программ должно быть отведено венгерской музыке. В свою очередь, негосударственные телекомпании обязаны посвятить 20% объема вещания в год социально значимым программам. Таковыми считаются информационные передачи, программы в области культуры, науки, передачи для молодежи. В Польше телевизионные программы и фильмы польского производства должны составлять не менее 30% объема телевещания. Причем информационные передачи, спортивные трансляции, реклама, игры не включаются в эту квоту. 10% вещания должно быть обеспечено за счет продукции, созданной негосударственными производителями.