Файл: «Формирование профессионального профиля менеджера и способы усиления его положительных качеств».pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 154
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПРОФИЛЯ МЕНЕДЖЕРА
1.1. Понятие профессиональных компетенций
1.2. Основные составляющие профессионального профиля менеджера
1.3. Содержание технологии оценки компетентности менеджера
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОФИЛЕЙ МЕНЕДЖЕРОВ АО «GM-AVTOVAZ»
2.1. Краткая характеристика предприятия
Таблица 2
Профиль (карта) компетенций начальника инженерного отдела
Компетенции |
Уровни |
|||
0 некомпетентности |
1 начальный/ развития |
2 базовый/ опыта |
3 мастерства |
|
Решение бизнес задач |
||||
Видение бизнеса |
||||
Коммерческое мышление |
||||
Управление рабочим процессом |
||||
Организация и контроль |
||||
Ответственность |
||||
Взаимодействие |
||||
Коммуникация |
||||
Командная работа |
||||
Лидерство |
||||
Личностный потенциал |
||||
Приверженность |
||||
Стремление к достижениям |
||||
Способность к развитию |
У начальника инженерного отдела на уровне мастерства должны быть сформированы все компетенции, относящиеся к личностному потенциалу, а также ответственность. Все компетенции в сфере взаимодействия должны соответствовать базовому уровню, на этом же уровне должны быть компетенции в сфере организации и контроля. Для компетенций в области бизнес-задач достаточно начального уровня.
Профиль компетенции главного инженера представлен в таблице 3. Требованиями к главному инженеру является сформированность на уровне мастерства всех компетенций, относящихся к управлению рабочим процессом, а также коммерческое мышление, способность к командной работе, ответственность, приверженность и способность к развитию. Остальные компетенции могут соответствовать базовому уровню.
Таблица 3
Профиль компетенции главного инженера
Компетенции |
Уровни |
|||
0 некомпетентности |
1 начальный/развития |
2 базовый/опыта |
3 мастерства |
|
Решение бизнес задач |
||||
Видение бизнеса |
||||
Коммерческое мышление |
||||
Управление рабочим процессом |
||||
Организация и контроль |
||||
Ответственность |
||||
Взаимодействие |
||||
Коммуникация |
||||
Командная работа |
||||
Лидерство |
||||
Личностный потенциал |
||||
Приверженность |
||||
Стремление к достижениям |
||||
Способность к развитию |
Работники, включенные в кадровый резерв, должны обладать определенными компетенциями, соответствовать определенным квалификационным и личностным требованиям. В соответствии с принципом актуальности резерва подбирать конкретных исполнителей необходимо, исходя из соответствия требованиям, предъявляемым к конкретным должностям, включенным в план резерва. Главный критерий отбора — максимальное соответствие кандидата требованиям, предъявляемым к кандидатуре претендента на выдвижение в кадровый резерв по определенной должностной позиции.
Выводы
В работе проведено исследование комптенетностного подхода в оценке руководителей АО «GM-AVTOVAZ».
В АО «GM-AVTOVAZ» проводится проведено профилирование целевых должностей, в основу которого положена организационная модель компетенций. Каждая из компетенций описана в соответствии со шкалой развития. На основе шкал развития управленческих компетенций разработан опросник, позволяющий оценить фактический уровень компетенций.
ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОФИЛЕЙ МЕНЕДЖЕРОВ ПРИ ОЦЕНКЕ КАНДИДАТОВ НА УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ДОЛЖНОСТИ В АО «GM-AVTOVAZ»
Для оценки и отбора персонала на управленческие должности предлагается использование карт профессиональных компетенций.
Проведем такую оценку для начальника инженерного отдела на должность главного инженера.
На основе шкал развития управленческих компетенций разработан опросник для оценки уровня компетенций управленческого персонала, позволяющий оценить фактический уровень компетенций кандидатов, представленный в Приложении 2.
Проведенное исследование показывает, что начальник инженерного отдела быстро разбирается в большом объеме новой, разнородной информации, выделяет главное, формирует целостное представление о ситуации; понимает взаимосвязь всех частей бизнеса, их роль и влияние на результаты организации; видит отсроченные последствия принимаемых решений, определяет пути достижения долгосрочных целей. У начальника инженерного отдела хорошо развито коммерческое мышление: он планирует деятельность, ориентируясь на экономическую целесообразность как на ключевой критерий. Компетенции организации и контроля развиты на уровне мастерства. Начальник инженерного отдела способен оптимально рассчитывать необходимые ресурсы, обеспечивать слаженную работу подразделения, а также контроль промежуточных и финальных результатов. Высокий уровень ответственности начальника инженерного отдела позволяет ему самостоятельно выходить из сложных ситуаций, не имеющих аналогов в прошлом. Исследуемый работник готов нести персональную ответственность за негативные последствия своих действий. Начальника инженерного отдела характеризует коммуникабельность, он способен устанавливать доверительные отношения с людьми любого типа и статуса, умело адаптирует свой стиль взаимодействия под особенности конкретной аудитории, приводит разнообразные аргументы. Ориентирован на кооперацию с коллегами, смежниками. В ситуации разногласий находит взаимовыгодные решения, ставит во главу угла общие интересы. Лидерские компетенции также развиты на уровне мастерства. Исследуемый руководитель не только принимает и разделяет нормы и правила, принятые в организации, то и транслирует организационные ценности другим сотрудникам, формирует у подчиненных чувство принадлежности к организации, веру в её успех. Высокий результат получен и при оценке стремления к достижениям: работника характеризует готовность к решению сложных задач, настойчивость в достижении целей и преодолении препятствий. Способность к развитию также находится на высоком уровне.
В обобщенном виде сформированные компетенции начальника инженерного отдела представлены в таблице 4.
Таблица 4
Карта профессиональных компетенций начальника инженерного отдела, претендующего на должность главного инженера
Компетенции |
Фактический уровень |
Решение бизнес-задач |
|
Видение бизнеса |
Базовый – 2 |
Коммерческое мышление |
Мастерства – 3 |
Управление рабочим процессом |
|
Организация и контроль |
Мастерства - 3 |
Ответственность |
Мастерства - 3 |
Взаимодействия |
|
Коммуникация |
Базовый - 2 |
Командная работа |
Мастерства – 3 |
Лидерство |
Мастерства – 3 |
Личностный потенциал |
|
Приверженность |
Мастерства - 3 |
Стремление к достижениям |
Мастерства - 3 |
Способность к развитию |
Мастерства - 3 |
Наглядно профиль компетенций начальника инженерного отдела представлен на рисунке 3.
Рисунок 3. Профиль компетенций начальника инженерного отдела
Вывод: фактический уровень компетенций начальника инженерного отдела соответствует профилю компетенций, необходимых для замещения должности главного инженера.
Далее представим результаты оценки ролевой направленности начальника инженерного отдела. В качестве экспертов выступили: начальник производства, заместитель главного инженера, главный инженер и три ведущих инженера. Результаты исследования представлены на рисунке 4. По своей ролевой направленности начальник инженерного отдела является стратегом.
Для выявления стиля руководства, используемого начальником инженерного отдела, использован тест Блейка-Мутона. Управленческая решетка Блейка-Моутона включает пять основных стилей руководства. Вертикальная ось этой схемы ранжирует «заботу о человеке» по шкале от 1 до 9. Горизонтальная ось ранжирует «заботу о производстве» также по шкале от 1 до 9. Стиль руководства определяется обоими этими критериями.
Стратег
Тактик
Операционист
Рисунок 4. Профиль ролевой направленности начальника
инженерного отдела
По результатам тестирования начальника инженерного отдела получены следующие результаты:
- число ответов «Всегда» на вопросы 1, 4, 6, 9, 10, 12, 14, 16, 17 (отражают заботу о людях) равно 6;
- число ответов «Всегда» на вопросы 2, 3, 5, 7, 8, 11, 13, 15, 18 (отражают заботу о процессе производства) равно 7.
Расположим полученные результаты на управленческой решетке Блейка-Мутона (рисунок 5).
Полученный результат, в большей степени характерен для производственно-командного управления, то есть сочетает в себе достаточно высокую степень внимания к подчиненным (6 баллов из 9) и высокое внимание к производственному процессу (7 баллов из 9).
Полученный результат, в большей степени характерен для производственно-командного управления, то есть сочетает в себе достаточно высокую степень внимания к подчиненным (6 баллов из 9) и высокое внимание к производственному процессу (7 баллов из 9).
9
8
7
6
5
4
3
2
1
высокая степень
1.9
9.9
забота о людях
низкая степень
1.1
9.1
5.5
6.7
ПРОИЗВОДСТВЕННО-КОМАНДНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Успех обеспечивается эффективным сочетанием заботы о людях и производстве
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
низкая степень
высокая степень
ЗАБОТА О ПРОЦЕССЕ ПРОИЗВОДСТВА
Рисунок 5. Стиль управления начальника инженерного отдела на управленческой решетке Блейка-Мутона
Общий вывод по результатам оценки начальника инженерного отдела, претендующего на должность главного инженера:
Фактический уровень компетенций начальника инженерного отдела соответствует профилю компетенций, необходимых для замещения должности главного инженера. Все компетенции, за исключением видения бизнеса и коммуникации, находятся на уровне мастерства. Начальник инженерного отдела применяет достаточно эффективный производственно-командный стиль управления, сочетающий в себе внимание как к подчиненным, так и к производственному процессу. По своей ролевой направленности начальник инженерного отдела является стратегом. Таким образом, начальник инженерного отдела может претендовать на должность главного инженера и его необходимо включить в кадровый резерв.
Работники, включенные в кадровый резерв, имеют различные уровни развития тех или иных компетенций, следовательно, необходим индивидуальный подход к развитию каждого резервиста. В связи с этим в соответствии с картой профессиональных компетенций и результатов оценки начальника инженерного отдела индивидуальный план его развития представлен в таблице 5.
Таблица 5
Индивидуальный план развития на три месяца начальника инженерного отдела, состоящего в кадровом резерве
1.Общие сведения |
||
Ф.И.О. |
||
Подразделение |
Инженерный отдел |
|
Занимаемая должность |
Начальник инженерного отдела |
|
Предполагаемая должность |
Главный инженер |
|
Дата начала реализации плана |
Май 2015 |
|
Дата окончания реализации плана |
Август 2015 |
|
2.Направления и показатели развития работника |
||
Компетенция |
Уровень развития в настоящее время |
Методы развития |
Видение бизнеса |
Базовый |
Посещение курсов |
Коммерческое мышление |
Мастерства |
Самообучение. Изучение специальной литературы |
Организация и контроль |
Мастерства |
Самообучение. Изучение специальной литературы |
Ответственность |
Мастерства |
Самообучение. Изучение специальной литературы |
Коммуникация |
Базовый |
Посещение семинара |
Командная работа |
Мастерства |
Самообучение. Изучение специальной литературы |
Лидерство |
Мастерства |
Самообучение. Изучение специальной литературы |
Приверженность |
Мастерства |
Самообучение. Изучение специальной литературы |
Стремление к достижениям |
Мастерства |
Самообучение. Изучение специальной литературы |
Способность к развитию |
Мастерства |
Самообучение. Изучение специальной литературы |
Продолжение таблицы 5
3. Компетенции, нуждающиеся в развитии |
|||
1.Видение бизнеса 2.Коммуникации |
|||
4. Календарный план мероприятий по развитию работника |
|||
Мероприятие |
Содержание мероприятия |
Сроки реализации |
Приобретенные навыки и знания |
Семинар «Главный инструмент управления, который часто отсутствует в компаниях» |
Семинар по вопросам: эффективная организационная структура; управление временем; мотивация продуктивных сотрудников. |
20 сентября 2018 г. |
Коммуникации |
Курс «Мастер управленческого искусства или мудрый руководитель» |
Понимание системы основных механизмов, принципов и приемов управления. |
октябрь 2018 г. 8 вечерних занятий по 3 часа |
Видение бизнеса, коммерческое мышление |
Литература, рекомендуемая к изучению |
1. Кауфман Дж. Сам себе MBA. Самообразование на 100 %, 2016. 2. Мельник Ш. Стрессоустойчивость. Как сохранять спокойствие и эффективность в любых ситуациях. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2016. 3. Дэн С. Кеннеди. Жесткий тайм-менеджмент. Возьмите свою жизнь под контроль. – М.: Альпина Паблишер, 2016. |