Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 156
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретическая глава. Основы функций менеджмента планирования, организации, мотивации, контроля
1.1 Функции менеджмента, их взаимосвязь и динамизм
1.2 Планирование как функция менеджмента
1.3 Организация как функция менеджмента
1.4 Мотивация как функция менеджмента
1.5 Контроль как функция менеджмента
2.1 Процессный подход к менеджменту на предприятии S.R.L. „AXICONST”
В процессе контроля есть три четко различимых этапа: выработка стандартов и критериев, сопоставление с ними реальных результатов и принятие необходимых корректирующих действий. На каждом этапе реализуется комплекс различных мер.
Люди являются неотъемлемым элементом контроля, как, впрочем, и всех других стадий управления. Поэтому при разработке процедуры контроля менеджер должен принимать во внимание поведение людей.
Конечно, то обстоятельство, что контроль оказывает сильное и непосредственное воздействие на поведение, не должно вызывать никакого удивления. Менеджеры часто намеренно делают процесс контроля нарочито видимым, чтобы оказать воздействие на поведение сотрудников и заставить их направить свои усилия на достижение целей организации.
К сожалению, хотя большинство менеджеров хорошо знают о том, что процесс контроля может быть использован для оказания положительного воздействия на поведение сотрудников, некоторые забывают о возможностях контроля вызывать непреднамеренные срывы в поведении людей. Эти негативные явления часто являются побочными результатами наглядности действия системы контроля.
Проблем, возникающих вследствие воздействия системы контроля, можно избежать, задавая осмысленные приемлемые стандарты контроля, устанавливая двустороннюю связь, задавая напряженные, но достижимые стандарты контроля, избегая излишнего контроля, а также вознаграждая за достижение заданных стандартов контроля.
Для того чтобы контроль мог выполнить свою истинную задачу, т.е. обеспечить достижение целей организации, он должен обладать несколькими важными свойствами. Контроль является эффективным, если он имеет стратегический характер, нацелен на достижение конкретных результатов, своевременен, гибок, прост и экономичен. Поведение сотрудников, ориентированное на наличие контроля, дает более эффективные результаты. Однако, при этом обязательно должны действовать механизмы награждения и наказания. В то же время необходимо избегать чрезмерного контроля, который может раздражать сотрудников и персонал. Эффективный контроль должен иметь стратегический характер, отражать общие приоритеты фирмы и поддерживать деятельность организации. Конечная цель контроля - это не только возможность выявить проблему, но и успешно решить задачи, поставленные перед организацией.
Вывод. Четыре функции менеджмента - планирование, организация, мотивация и контроль - имеют две общих характеристики: все они требуют принятия решений, и для всех необходима коммуникация, обмен информацией, чтобы получить информацию для принятия правильного решения и сделать это решение понятным для других членов организации. Из-за этого, а также вследствие того, что эти две характеристики связывают все четыре управленческие функции, обеспечивая их взаимозависимость, коммуникации и принятие решений, функция контроля приобретает дополнительную степень сложности.
мотивация контроль организационный анализ
2. Практическая глава. Анализ и осуществление функций менеджмента планирования организации, мотивации, контроля на предприятии S.R.L. „AXICONST”
2.1 Процессный подход к менеджменту на предприятии S.R.L. „AXICONST”
Сеть магазинов Artizana предприятия S.R.L. „AXICONST” – это пять магазинов, расположенных в городах Кишинёв, Бельцы, Кагул и Чадыр-Лунга. Сейчас Artizana – это имя, которое знают по всей стране, это репутация, заработанная упорным трудом, честным и искренним отношением к партнёрам, коллегам и покупателям. А началось всё ещё в 1999 году с небольшого магазина, где был представлен весь ассортимент чешских заводов Bohemia Gres и Ceramica Horni Briza, специализирующихся на производстве качественной керамической плитки.
Именно качество было определяющим фактором, который в последствии и стал отличительной чертой всей продукции, представленной в магазинах Artizana. Постоянное обновление ассортимента, увеличение количества поставщиков, грамотная работа с дилерами, и, конечно же, высочайший уровень качества продукции – вот то, чем Artizana расположила к себе многих и многих покупателей, не изменяющих ей до сих пор.
С ростом уровня продаж возникла потребность в увеличении количества торговых точек и расширении торговых площадей. Так в 2004 и в 2005 годах появились филиалы Артизаны в Бельцах, Чадыр-Лунге и Кагуле, а в 2007 году состоялось сенсационное открытие уникального магазина премиум-класса - Artizana LUX.
Спрос рождает предложение – этот закон экономики знаком сейчас чуть ли не каждому первокласснику. Именно потребность кишиневцев в таком магазине, где можно было бы найти керамическую плитку, сантехнику или мебель для ванн от элитных производителей с мировыми именами, и подтолкнула к созданию салона Artizana Lux.
Здесь всегда есть найти коллекции керамической плитки от дизайнеров торгового дома Versace, бесшумные гидромассажные ванны от всемирно известного итальянского производителя Teuco, душевые кабины с применением метода цветотерапии, уникальные мозаичные панно любых размеров с любым изображением и многое-многое другое. Здесь каждый, даже самый искушенный покупатель, сможет подобрать для себя что-то эксклюзивное, исключительное, подходящее именно к его мировосприятию и мироощущению.
Продукция 48 всемирно известных поставщиков, представленная в Artizana Lux, поражает своей неповторимостью и индивидуальностью.
Именно процессный подход к менеджменту на предприятии S.R.L. „AXICONST” стал целью данного исследования, поскольку позволил увидеть и изучить взаимосвязь и взаимозависимость функций управления. (Приложение А)[17].
Так как функция организации деятельности, включает в себя построение структуры, распределение заданий, функций, полномочий и ответственности среди подразделений (положение о подразделениях) и исполнителей (должностные инструкции) (Приложение Б)[18], то эта деятельность должна иметь четкий целевой ориентир, например, повышение гибкости и адаптивности организационной структуры. После чего разрабатывается план организационных изменений, распределяются обязанности, при этом должна быть продумана система мотивации и контроля, позволяющие минимизировать сопротивление персонала процессу изменений и, в итоге, достичь поставленных целей, т. е. создать организационную структуру, позволяющую гибко и адекватно реагировать на изменение потребностей рынка. Что интересно было наблюдать в процессе прохождения практики на предприятии S.R.L. „AXICONST”.
Для создания организационной структуры, способной гибко реагировать на потребности рынка, менеджеру на предприятии S.R.L. „AXICONST” необходимо тщательно отслеживать связующие процессы: процесс коммуникаций и принятия решений, которые влияют на процесс целеполагания. Поэтому при прохождении производственной практики на предприятии S.R.L. „AXICONST” необходимо было решать, поставленные передо мной задачи и выполнять определенные работы, связанные с функциями менеджмента планирования организации, мотивации и контроля:
- постановка целей,
- определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения,
- выбор способов достижения целей и задач,
- организация производственного процесса,
- организация труда рабочих и специалистов,
- выработка системы мероприятий для решения намечаемых проблем на различные временные периоды,
- постоянный поиск и освоение новых рынков и т.д.
Для этого и требуется освоение существующих методов и способов выполнения функций, использование нестандартных решений, творческого подхода к решению проблем. Задачи управления непрерывно усложняются по мере роста масштабов производства, требующего обеспечения все возрастающими объемами ресурсов – материальных, финансовых, трудовых и других. В постоянном, гибком реагировании на требования рынка всех функций и заключается искусство менеджера, которое может быть реализовано только благодаря применению научных методов управления.
Как показал опыт преддипломной практики на предприятии S.R.L. „AXICONST” процесс управления (менеджмент) имеет четыре взаимосвязанные функции: планирование, организация, мотивация и контроль.
Функция планирования предполагает решение того, какими должны быть цели организации и что должны делать члены организации, чтобы достичь этих целей. Можно достичь определенного уровня успеха, не затрачивая большого труда на формальное планирование. Более того, стратегическое планирование само по себе не гарантирует успеха. Предприятие, создающее стратегические планы, может потерпеть неудачу из-за ошибок в организации, мотивации и контроле.
Тем не менее, формальное планирование может создать ряд важных и часто существенных благоприятных факторов для организации. Современный темп изменения и увеличения знаний является настолько большим, что стратегическое планирование представляется единственным способом формального прогнозирования будущих проблем и возможностей. Стратегическое планирование дает основу для принятия решения. Формальное планирование способствует снижению риска при принятии решения. Планирование, поскольку оно служит для формулирования установленных целей, помогает создать единство общей цели внутри организации.
2.2 Анализ организации и исследование реализации функции менеджмента планирования организации, мотивации, контроля на предприятии S.R.L. „AXICONST”
В процессе анализа организации реализации функции менеджмента на предприятии S.R.L. „AXICONST” были изучены функции менеджера по продажам, маркетолога. (Изначально работа ведётся в направлении керамической плитки и сантехники только Чешских производителей. Салоны-магазины сети «Artizana».) (Приложение В)[19].
Менеджмент призван создавать условия, для успешного функционирования фирмы исходя из того, что прибыль является не причиной существования предприятия, а результатом его деятельности, который в конечном итоге определяет рынок. Ситуация на рынке, как известно, постоянно меняется, происходят изменения в положении на рынке конкурентов, в условиях и формах финансирования, состоянии хозяйственной конъюнктуры в отрасли или в стране в целом, в условиях торговли на мировых товарных рынках. Отсюда постоянное наличие риска.
Важнейшей задачей менеджмента на предприятии S.R.L. „AXICONST” является организация производства товаров и услуг с учетом потребностей потребителей, на основе имеющихся материальных и людских ресурсов и обеспечение рентабельности деятельности предприятия и его стабильного положения на рынке.
В определенный момент работы на рынке, у каждой компании возникает потребность во введении в свой штат маркетолога, но не так много компаний могут позволить себе содержать отдел для выполнения всего спектра работ. Принимая решение, надо помнить о центральной роли отдела маркетинга на предприятии и обо всем спектре вопросов, которым занимаются менеджеры по продажам. Отдел маркетинга на предприятии S.R.L. „AXICONST” разрабатывает стратегию производства и сбыта продукции, готовит информацию руководству о ситуации на рынке для принятия решений, координирует действия всех остальных подразделений (производство, сбыт, финансы и т.д.), оказывает поддержку отделу сбыта по продвижению продукции. И чем большим диапазоном инструментов управления владеет менеджер, чем выше его понимание среды, тем эффективность функционирования предприятия выше.
Когда менеджерам нужно понять, как у компании идут дела, они смотрят на ее финансовые результаты: объем и динамику выручки, прибыли, рентабельности, запасов и т.д. Все это правильно, все это очень нужно. Но можно ли только на основе такого рода внутренней финансовой информации понять — хорошо ли работает фирма и верна ли её коммерческая политика?
Чтобы ответить на этот вопрос, попробуем оценить деятельность фирмы S.R.L. „AXICONST” на основе ее финансовых результатов, представленных в таблице 1. На первый взгляд дела ее идут не просто хорошо, а блестяще: за пять лет выручка возросла в 1,51 раза, валовая прибыль — в 2,44 раза, а рентабельность к активам — в 2,06 раза. Казалось бы, чего еще собственникам можно желать от менеджеров? Но, применив данные маркетинговой оценочной матрицы в дополнение к финансовому анализу, (Таблица 1.) получилось:[20]
Таблица 1. Маркетинговая оценочная матрица
Маркетинговая оценочная матрица |
Годы |
|||||
Исходный период |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
Рост продаж в целом по рынку, % |
18,3 |
18,3 |
18,5 |
18,7 |
18,5 |
18,5 |
Рост продаж фирмы, % |
12,8 |
15,8 |
13,3 |
20,9 |
18,2 |
9,5 |
Доля рынка, % |
20,5 |
18,3 |
17,5 |
16,2 |
14,4 |
15,0 |
Степень удержания клиентов, % |
88,2 |
87,1 |
85,0 |
89,2 |
83,9 |
82,0 |
Доля новых клиентов, % |
11,7 |
12,9 |
14,9 |
22,1 |
20,5 |
28,5 |
Неудовлетворенные клиенты, % |
13,6 |
14,3 |
16,1 |
17,3 |
15,9 |
19,2 |
Относительное качество товаров |
119 |
120 |
117 |
120 |
109 |
111 |
Относительное качество услуг |
100 |
100 |
95 |
93 |
89 |
93 |
Рост продаж новых товаров |
108 |
108 |
103 |
99 |
98 |
101 |