Файл: «Особенности политики мотивации персонала корпораций».pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 89
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические и методические основы системы мотивации труда персонала предприятия
1.1 Понятие и сущность мотивации труда персонала
1.2 Теории, модели и методы исследования мотивации труда персонала
2 Анализ системы мотивации труда персонала АО «ЭнергоСтрой»
2.1 Краткая характеристика АО «ЭнергоСтрой». Количественный и качественный состав персонала
2.2 Оценка и анализ действующей системы мотивации труда персонала АО «ЭнергоСтрой»
2.3 Разработка предложений по совершенствованию системы мотивации труда персонала АО «ЭнергоСтрой»
Формирование системы мотивации персонала предполагает наличие следующих этапов:
1 этап: оценка системы материальной мотивации (система оплаты труда):
- формы оплаты труда персонала;
- размер оплаты труда персонала;
- определение наличия и размера обязательных выплат: оплата ежегодных отпусков; оплата больничных листов; обязательное медицинское страхование; отчисления на обязательное пенсионное страхование;
- наличие других видов выплат (надбавки, премии, социальные выплаты и т.п.),
2 этап: оценка системы нематериальной мотивации (система дополнительных неденежных компенсаций).
3 этап: выявление реальных потребностей персонала и интересов организации; сопоставление потребностей персонала и интересов организации (потребность в комфортных физических условиях труда; потребность в достойном заработке, материальном вознаграждении и материальных благах; потребность в социальных контактах; потребность в устойчивых длительных взаимоотношениях и т.п.);
4 этап: анализ и оценка затрат на осуществление системы мотивации персонала предприятия;
5 этап: определение эффективности системы мотивации персонала предприятия.
Анализ системы мотивации персонала АО «ЭнергоСтрой» показал:
- у каждого сотрудника компании чётко определены функции и обязанности, прописанные в должностных инструкциях. Кроме того, на предприятии существует взаимозаменяемость друг друга, что способствует обеспечению бесперебойной работы магазина, а значит, получению прибыли и повышению качеству обслуживания покупателей;
- на АО «ЭнергоСтрой» потребности торгового персонала отслеживаются хаотично. При приеме на работу с претендентом на должность проводится собеседование и анкетирование. Во время проведения данных процедур, отслеживаются потребности работника в самореализации, социальные и материальные потребности. Дальнейший мониторинг потребностей работников на предприятии не проводится. Поэтому, и эффективность анкет при приеме на работу снижается, т.к. потребности персонала со временем меняются;
- на предприятии применяются материальные и нематериальные мотиваторы;
Для устранения выявленных недостатков и усовершенствования системы мотивации персонала АО «ЭнергоСтрой», были предложены следующие рекомендации:
1. Введение в компании системы «социального кафетерия».
2. Мониторинг трудовых потребностей и мотивов персонала.
Социальная эффективность проекта мероприятий по совершенствованию системы мотивации АО «ЭнергоСтрой» может заключаться:
- в улучшении морально-психологического климата;
- в повышении настроя сотрудников на более длительное пребывание в компании;
- в заинтересованности персонала в повышении интенсивности работы;
- в повышении удовлетворенностью работой и т.д.
Список использованных источников
- Базаров Т.Ю., Еремина Б.А. Управление персоналом: учебное пособие/Т.Ю. Базаров, Б.А. Еремина. – М.: Изд-во: Академия, 2013. – 420 с.
- Балашов Ю.К. Мотивация и стимулирование персонала: основы построения системы стимулировании / Ю.К. Балашов, А.Г. Коваль //Кадры предприятия.- 2018.- №7.- С.55-63.
- Васильева М. Мотивация персонала в условиях внедрения инноваций / Васильева М. // Управление персоналом. – 2018. – № 1. – С. 20-22.
- Дафт Р. Менеджмент: учебное пособие / Дафт Р. – СПб.: Питер, 2014. – 458 с.
- Десслер Гари. Управление персоналом: учебное пособие / Десслер Гари. - М: Буква, 2013. – 508 с.
- Дятлов В.А. Управление персоналом: учеб. пособие / В.А. Дятлов.- М.: ПРИОР, 2017. - 365 с.
- Елисеева А.С. Совершенствование системы управления персоналом для успешного функционирования предприятия / А.С. Елисеева, Б.А. Павлова // Современное государство: проблемы социально-экономического развития: материалы V междунар. науч.-практ. конф. - Саратов, 2017. – С. 42-44
- Жукова М.С. Совершенствование системы управления персоналом предприятия / М.С. Жукова // Управление реформированием социально-экономического развития предприятий, отраслей, регионов: сб. науч. ст. VI Междунар. науч.-практ. конф. студентов, аспирантов и преподавателей. - 2017. – С. 110-113.
- Ильенкова С.Д., Гохберг Л.М. Менеджмент: Учебник. - М.: ЮНИТИ, 2016. - 168 с.
- Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Учебник. - Минск.: Новое издание, 2016. - 256 с.
- Кибанов А.Я. Основы управления персоналом: учеб. / А.Я. Кибанов.- М.: ИНФРА-М, 2017. - 304 с.
- Кидинов А.В. Психологическое моделирование внутригрупповых конфликтных отношений / А.В. Клинов // Дискуссия. - 2018. - № 1. - С. 121-124.
- Клемина Т.Р. Гибкие системы вознаграждения персонала за рубежом: Учебное пособие / Т.Р. Клемина. - М.: Альфа-М: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 224 с.
- Леонова О.И., Леонов, А.В. Система управления персоналом в период реорганизации / О.И. Леонов, А.В. Леонов // Современные технологии управления. - 2017. - №01 (37). – С. 74 – 98.
- Литвинюк А. Управление персоналом: учебное пособие / А.М. Литвинюк. - М: Юристь, 2014. – 369 с.
- Мазин А., Шагалова, Т., Кабанов, В. Развитие комплексной оценки мотивации персонала в экономической системе: учебное пособие / А. Мазин, Т. Шагалова, В. Кабанов // Управление персоналом. – 2018. – № 4. – С. 18-22.
- Маслова В.М. Управление персоналом: учебное пособие / В.М. Маслова. – М.: Изд-во: Юрайт, 2013. - 496 с.
- Методология управления персоналом организации / Г.А. Насырова // Вестник Финансовой академии. – 2018. - № 3. – С. – 35-45.
- Митрофанова Е.А. Мотивация, оценка и стимулирование труда персонала организаций: учебник /Е.А. Митрофанова.- Барнаул: Алт. гос. тех. ун-та, 2016.- 190 с.
- Молодчик А., Молодчик М. Менеджмент. Стратегия, структура, персонал, знание: учебник // А. Молодчик, М. Молодчик. – М.: ГУ ВШЭ, 2016. – 188 с.
- Носова М. Мотивация в кризис: новая и очень нужная / М. Носова // Управление персоналом. – 2018. – № 2. – С. 15-18.
- Одегов Ю.Г. Мотивация трудовой деятельности: учебное пособие / Ю.Г. Одегов, А.А. Федченко, Е.С. Дашкова. – М.: «Альфа-Пресс», 2016.- 336 с.
- Одегов Ю.Г., Руденко Г.В. Управление персоналом: учебное пособие для ВУЗов/ Ю.Г. Одегов, Г.В. Руденко - М.: Изд-во: Юрайт, 2014. – 508 с.
- Основы маркетинга и менеджмента: практикум / Л.В. Горшкова, О.Ю. Морозова. - М.: Академия, 2016. - 366 с.
- Основы управления персоналом: учебник / А.Я. Кибанов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 440 с.
- Основы управления персоналом: учебное пособие / А.П. Егоршин. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 352 с.
- Поварич И.П. Развитие системы мотивации и стимулирования трудовой деятельности персонала организации: теория, методология, практика / Е.А.Митрофанова.- М., 2014. – 638 с.
- Полухина Т.Ю. Тренинг, как метод повышения эффективности работы организации / Т.Ю. Полухина // Экономика, 2017. – № 32. - С. 89 – 91.
- Поляков В., Дудник И. Мотивация персонала в условиях кризиса: учебное пособие / В. Поляков, И. Дудник // Управление персоналом. – 2018. – № 5. – С. 18-22.
Таблица А1
Теория / автор |
Закономерности поведения |
1 |
2 |
Содержательные теории |
|
Теория иерархии потребностей А. Маслоу |
Человек действует под влиянием потребностей пяти уровней. Потребности удовлетворяются последовательно: высшие не будут удовлетворены, если не удовлетворены потребности низших уровней |
Теория существования, отношений и роста К. Алдерфера |
Поведение человека детерминируется потребностями трех групп: существование, отношения, рост. При этом движение может быть как вверх по иерархии, так и вниз по невозможности удовлетворения потребностей высшего уровня |
Двухфакторная теория Ф. Герцберга |
Поведение человека зависит от факторов гигиены, которые связаны с окружающей средой, и мотивационных факторов, которые связаны с характером и сущностью труда |
Теория встречных потребностей Д. Макклелланда |
Поскольку потребности низших уровней в основном удовлетворены, на поведение человека оказывают влияние потребности успеха, власти, соучастия |
Концепция мотивов трудовой деятельности Здравомыслова О. Г. |
Есть несколько уровней мотивов трудовой деятельности: материальная заинтересованность в результатах труда, содержание труда, отношения в коллективе, смысл работы |
Модель параллельной мотивации Выготского Л. |
Высшие и низшие потребности существуют параллельно, поэтому и механизмы их удовлетворения также должны существовать параллельно и независимо |
R-теория Подольчака Н.Ю |
Поведение и мотивы людей объясняются склонностью к риску |
Процессные теории |
|
Комплексная процессная теория Л. Портера, Э. Лоулера |
Трудовое усилие и стремление выполнить работу зависят от привлекательности, ценности вознаграждения, ожидаемой за достижение трудовой цели, оценивает достоверность ее реализации и получение вознаграждения |
Теория ожидания В. Врума |
Сила мотивации к труду зависит от оценки человеком соотношения результатов труда и потраченных усилий, скорректированных на справедливость и значимость вознаграждения, а также на уровень удовлетворенности от работы |
Теория беспристрастности (справедливости) Дж. С. Адамса |
Люди субъективно сравнивают полученное вознаграждение с потраченными усилиями, а также с вознаграждением других на аналогичной должности и соответственно корректируют свое поведение |
Теория социальных сравнений Л. Фестингер |
Люди, в первую очередь, стремятся оценивать свои достижения путем сравнения себя с другими людьми, а не по абсолютным показателям, на основе чего изменяют свое поведение |
Теория вызова Суркова С.А. |
На мотивацию работников с высоким уровнем самоуверенности значительное влияние оказывают сложные задачи, которые являются своеобразным «вызовом» |
Продолжение таблицы А1
1 |
2 |
Теория подкрепления Скиннера Б.Ф. |
Мотивация зависит от прошлого опыта человека, от последствий его действий в прошлом. Главной является оценка результатов деятельности работника и правильное соотношение моральных и материальных стимулов |
Теория постановки целей Э. Локка |
Поведение человека детерминируется целями, которые он ставит перед собой и ради которых действует |
Теория баланса между побуждением и вкладом Барнарда С. И., Саймона Х. А. |
Равновесие между побуждением членов организации к активной деятельности и их реальным вкладом в достижение целей организации обеспечивается с помощью дозированной выдачи вознаграждения |
Теория «типичных переменных» и индивидуального выбора Т. Парсонса |
Индивид избирает поведение, исходя из конкретных ситуаций в организации. Этот выбор зависит от того, как работник оценивает ситуацию, что он желает в данной ситуации, и как может влиять на ситуацию |
Теория мотивации социального изучения А. Бандуры |
Поведение человека объясняется символическими процессами, заменяемым изучением и самоконтролем |
Теория характеристик работы Р. Хакмана, Г. Олдхема |
На мотивацию оказывают влияние такие характеристики, как разнообразие труда, его значимость, результативность, самостоятельность при выполнении, обратная связь |
Теории «поля» (отношений) |
|
Теория Х и У Д. Мак-Грегора |
Согласно теории Х работники ленивые, безынициативные, работают лишь под принуждением, для них подходит жесткое руководство. Другие (теория В) способны к самомотивации, получают удовлетворение от самой работы |
Теория Z В. Оучи |
Главным в обеспечении эффективной деятельности является соблюдение принципа соучастия, т.е. обеспечение демократического стиля руководства, привлечение подчиненных к принятию решений, доверие, такт, близость |
Теория ориентации на работу Голдторпа Д. Х., Д. Локвуда |
Поведение человека зависит от приоритетной ориентации членов организации: инструментальной, бюрократической ориентации, ориентации на основе соучастия или профессиональной ориентации |
Системы управления человеческими ресурсами Г. Лайкерта |
На производительность труда значительное влияние оказывает стиль руководства |
Концепции человека Э. Шейна |
Согласно концепции рационального экономического человека, социального человека и сложного человека, работники мотивируются соответствующими факторами (экономическими, социальными и т.п.) |
Кросс-культурная мотивация Ф. Тромпенаарса, С. Хемпден-Тернера |
На мотивацию значительное влияние оказывают межнациональные культурные отличия |
Теория поля К. Левина |
Поведение человека является функцией личностных факторов и факторов окружения |
Концепция организационного роста Г. Литвина, Г. Стрингера |
Отношение к производству, людей, творчеству и т.п. формируется под влиянием организационной культуры, социальной среды |
Приложение Б
Этапы формирования системы мотивации труда персонала организации
1 Диагностика существующей системы мотивации и стимулирования труда персонала
1.1 Мониторинг состояния рынка труда и позиционирование организации
1.2 Диагностика существующих в организации методов, форм и элементов мотивации и стимулирования
1.3 Диагностика мотивации работников организации
4.1 Разработка структуры и содержания социального пакета
4.2 Дифференциация социального пакета по категориям персонала
4 Разработка системы материального неденежного стимулирования (социального пакета)
5.1 Определение основных направлений нематериального стимулирования
5.2 Дифференциация нематериального стимулирования по категориям персонала
6.1 Определение состава нормативно-регламентирующих документов в области стимулирования персонала
6.2 Разработка положений о стимулировании персонала в организации; об оплате труда, о премировании и пр.
5 Разработка системы нематериального стимулирования
6 Разработка внутренних нормативных документов, фиксирующих систему мотивации и стимулирования персонала
2 Формирование целей и принципов политики организации в области мотивации и стимулирования персонала, определение содержания и структуры системы стимулирования персонала
2.1 Анализ стратегии управления персоналом организации
2.2 Описание стратегии управления персоналом в области мотивации и стимулирования
2.3 Формирование состава и структуры системы мотивации и стимулирования труда персонала
3 Разработка системы материального денежного стимулирования (оплаты труда)
3.1 Анализ структуры персонала, выделение уровней управления и категорий персонала
3.2 Описание и анализ рабочих мест
3.3 Классификация рабочих мест (должностей) по внутрифирменной ценности
3.4 Грейдирование рабочих мест (должностей)
3.5 Установление базовых окладов, установление надбавок и доплат с учетом результатов анализа рыночной стоимости
3.6 Разработка переменной части оплаты труда (системы премирования)
Приложение В
Расчет и анализ показателей рентабельности АО «ЭнергоСтрой»
Таблица В1 - Показатели рентабельности АО «ЭнергоСтрой», тыс.руб.
Показатель |
Показатели, тыс. руб. |
Финансовые коэффициенты, % |
Темп роста 2016 г. / 2018 г, % |
||||
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
||
Общая рентабельность отчетного периода (Прибыль до налогообложения / Выручка от продажи товаров) |
0,101 |
0,114 |
0,087 |
10,1 |
11,4 |
8,7 |
86,7 |
Рентабельность основной деятельности (рентабельность издержек) (Валовая прибыль/ Себестоимость проданных товаров) |
0,346 |
0,375 |
0,392 |
34,6 |
37,5 |
39,2 |
113,3 |
Рентабельность оборота (продаж) (Прибыль от продаж / Выручка (нетто) от реализации продукции) |
0,084 |
0,126 |
0,129 |
8,4 |
12,6 |
12,9 |
153,6 |
Норма прибыли (коммерческая маржа) (Чистая прибыль / Чистая выручка от продаж) |
0,072 |
0,075 |
0,043 |
7,2 |
7,5 |
4,3 |
59,7 |
Уровень самоокупаемости предприятия (Выручка от продаж / Себестоимость проданных товаров) |
1,346 |
1,375 |
1,392 |
134,6 |
137,5 |
139,2 |
103,4 |