Файл: «Особенности политики мотивации персонала корпораций».pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 102
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические и методические основы системы мотивации труда персонала предприятия
1.1 Понятие и сущность мотивации труда персонала
1.2 Теории, модели и методы исследования мотивации труда персонала
2 Анализ системы мотивации труда персонала АО «ЭнергоСтрой»
2.1 Краткая характеристика АО «ЭнергоСтрой». Количественный и качественный состав персонала
2.2 Оценка и анализ действующей системы мотивации труда персонала АО «ЭнергоСтрой»
2.3 Разработка предложений по совершенствованию системы мотивации труда персонала АО «ЭнергоСтрой»
Материальная мотивация представляет собой стремление благосостояния, более высокого уровня жизни, что зависит от уровня личного дохода, его структуры, дифференциации доходов в организации, эффективности системы материальных стимулов, применяемых в организации. Материальная мотивация трудовой деятельности работника зависит от действия ряда факторов:
а) уровня заработной платы и перспектив ее роста;
б) зависимости уровня оплаты труда от ее результатов;
в) обоснованности дифференциации заработной платы на предприятии;
г) структуры личного дохода работника и его семьи;
д) материального обеспечения имеющихся денежных доходов и т.п.
Как средство мотивации используется также премирование, которое призвано установить связь между уровнем производительности работы и ее оплатой. Премия выдается единовременно за отличную работу - при этом она может выдаваться за рекордное количество сделанной продукции, или за отличное качество продукции или работы в целом.
Считается, что использование такого вознаграждения имеет не только повысить лояльность работников, но и мотивировать их на активную работу в течение следующего периода.
Нематериальная мотивация - удовлетворение нужд социального, культурного и духовного характера. Система нематериальной мотивации - это совокупность внешних стимулов нематериального характера, которые используются в компаниях с целью поощрения работников к эффективной работе.
1.2 Теории, модели и методы исследования мотивации труда персонала
Обзор и анализ работ отечественных и зарубежных теоретиков менеджмента показали, что большинство авторов исследуют мотивацию персонала через призму мотивационных теорий.
Теории мотивации – представляют собой совокупность положений, принципов, законов, закономерностей, которые отображают содержание и анализ потребностей человека, процесс стимулирования, условия обеспечения эффективного мотивирования и установление обоснованных вознаграждений с целью достижения ожидаемых результатов.
Анализ различных источников позволяет определить, что существуют две основные группы теорий мотивации - содержательные и процессные. В содержательных теориях акцент делается на содержании мотивов и мотивационных систем, а в процессуальных – на связях мотивов с различными факторами, имеющими значение для формирования необходимого уровня мотивации или оказывающими на нее определенное влияние.
Согласно мнению Поварича И.П., все теории мотивации можно поделить на ранние теории (экономические подходы к мотивации, мотивационные теории З. Фрейда и неофрейдистов) и современные теории (теории потребностей, познавательные теории, теории подкрепления, теории мотивации социального изучения). [6]
В таблице А1, приложение А, представим современные теории мотивации. Общим для содержательных теорий мотивации является наличие общего признака, который побуждает человека к действию. Данным признаком выступает наличие потребности или нужды, принявшей специфическую форму согласно культурному уровню и личностью индивида. Потребность, выступая внутренней причиной активности личности, превалирует в мотивах и мотивации деятельности.
Американским экономистом Т. Веблен была выявлена необходимость заработка, как средства к существованию как мощный стимул, а «потребность в поддержании существования и увеличении материальных благ» - как мотив рабочего класса. В этом заключается важное отличие в подходе Веблена к рассматриваемым понятиям от позиции Тейлора, который рассматривает стимул (необходимость зарабатывать) – условие, созданное внешней средой, и мотив (потребность в увеличении материальных благ) – внутренний позыв человека. [7]
Средства удовлетворения потребностей рассматриваются условно, привязав их к одной группе потребностей. Так, эффективный труд работника позволяет достичь положительного результата, проявляемый в виде оплаты труда.
Для человека это материальная мотивация, которая позволяет ему удовлетворять доминирующие потребности. На практике данное средство (заработная плата) удовлетворяет несколько групп потребностей человека, среди которых, существование, безопасность, принадлежность к коллективу, самоутверждение и самовыражение.
Материальная мотивация имеет первостепенную роль в трудовом процессе и побуждает человека выбирать тот тип поведения, приводящий его к желаемому результату и удовлетворению потребностей.
Процессуальные теории мотивации совмещают поведение людей с их восприятием конкретной ситуации и ожиданиями от возможных последствий выбранного поведения. Известны три основные процессуальные теории мотивации: теория ожиданий В. Врума, теория справедливости Дж. Адамса и комплексная теория или модель Портера-Лоулера.
В соответствии с данными теориями, мотивационный эффект определен не потребностями, а мыслительным процессом, при помощи которого работник может сопоставить действительность выполнения задачи и уровень вознаграждения за результат (В. Врум) или справедливость вознаграждения по отношению к другим работникам (Дж.С. Адамс). Данная теория базируется на утверждении о том, что работник, при выполни работы, поставленной перед ним, знает, что за свои усилия есть вероятность получения вознаграждения. [8]
Теория ожидания изучает следующие взаимосвязи: затраты труда - результаты труда, результаты труда – вознаграждение, вознаграждение - удовлетворенность вознаграждением, его субъективная ценность для индивидуума. Люди имеют надежду на то, что их усилия будут способствовать осуществлению запланированного результата, а достигнутый результат – к вознаграждению, и что вознаграждение будет для них ценным и желанным. В противном случае мотивация работников начинает терять свою ценность.
Также, немаловажным аспектом выступает наличие связей между усилиями работника и качеством им выполнения работы. Данная связь находится в зависимости от ряда факторов, среди которых выделенные ресурсы, четкость и ясность поставленной задачи перед работником, способность и возможность работника выполнить определенный вид работы. Однако, работник должен быть уверен в наличии существования связи между качеством выполняемой работы и результатом труда.
Одной из наиболее известных процессуальных теорий мотивации выступает модель Л. Портера и Э. Лоулера, которая была разработана в 1968 году. Данная модель содержит элементы теории ожиданий В. Врума, а также элементы теории справедливости Дж. С. Адамса. М. Альберт, М. Мескон и Ф. Хедоури отмечают, что одним из важнейших выводов Л.Портера и Э.Лоулера является утверждение о зависимости удовлетворения работника от результата труда, однако, при этом, считают, что такой вывод противоположен мнению большинства менеджеров, которые считают, что только удовлетворение способствует результативности труда. [9]
Представленные теории мотивации выступают основой для выработки мотивационных моделей, как совокупности подходов и практических мер, которые базируются на определенных предположениях и взглядах.
Различают экономические, социально-психологические методы мотивации и метод согласования интересов:
Таблица 1 - Экономические методы мотивации[10]
Прямые |
Косвенные |
Премии (выплаты) |
Содействие получению премии |
Основная заработная плата |
Сокращенный рабочий день |
Дополнительная заработная плата |
Удлиненный отпуск |
Неявная заработная плата (льготы) |
Гибкий рабочий график |
Участие в прибылях (бонусы) |
Отгулы |
Премии |
К наиболее важным мотивационным моделям, отнесем следующие:
- Традиционная модель – базируется на понимании природы человека, которому труд отвратителен. Основное количество работников считают, что сумма вознаграждения стоит на первом месте, чем результат работы, которую они выполняют.
- Модель человеческих отношений – базируется на утверждении, что необходимость быть полезным и признаваемым группой для работника важнее, чем сумма вознаграждения.
- Модель человеческих ресурсов – базируется на мнении, что основное количество работников относятся к труду творчески и готовы самосовершенствоваться в нем в большей степени, чем это необходимо, исходя из условий производства. Данная модель не игнорирует денежной мотивацию, признавая важность и других мотивов.
Социально - психологические методы мотивации представлены в таблице 2.
Таблица 2 - Социально-психологические методы мотивации[11]
Группа |
Характеристика |
Моральные |
- Личное признание (персональное поздравление, право подписи, презентация руководству); - Публичное признание (доска почета, грамоты, отличия, стажировка, туристические путевки) |
Синтетические |
Продвижение по должности |
Организационные |
Консультации, делегирование полномочий, участие в делах предприятия, обогащение работы. |
К одному из первых и наиболее распространенных методов, следует отнести метод наказания и поощрения - политика «кнута и пряника». Данный метод применяется с целью достижения желаемых результатов и существует долгое время при административно-командной системе. Эффективность данного метода актуальна в случае повторяющихся рутинных операциях, незначительной содержательной части работы, при невозможности поменять место работы (по разным причинам), а также в условиях бригадных и коллективных подрядов, где действовали регламентированные надбавки и удержания. Со временем, данный метод трансформировался в систему административных и экономических санкций и стимулов. [12]
Бесспорно, что методы достижения эффективной мотивации к труду разнообразны и в первую очередь зависят от человеческих потребности, норм и ценностей. В связи с этим прежде, чем перейти к последующим исследованиям необходимо ясно представлять структуру мотивационных потребностей.
2 Анализ системы мотивации труда персонала АО «ЭнергоСтрой»
2.1 Краткая характеристика АО «ЭнергоСтрой». Количественный и качественный состав персонала
АО «ЭнергоСтрой» является юридическим лицом и строит свою деятельность на основании устава общества и действующего законодательства Российской Федерации. Срок деятельности организации не ограничен.
Место нахождения Общества: 173003, Россия, г. Великий Новгород, ул. Большая Санкт-Петербургская, 82а/1.
Основной целью АО «ЭнергоСтрой» является извлечение прибыли посредством хозяйственной деятельности.
Основными задачами АО «ЭнергоСтрой» являются:
- обеспечение правильной технической эксплуатации и сохранности жилищного фонда муниципалитета, проведение его текущего профилактического и капитального ремонта, благоустройства дворовых территорий;
- ремонт и эксплуатация водопроводных, тепловых и канализационных сетей;
- выработка и снабжение тепловой энергией;
- выполнение договоров по обслуживанию жилищного фонда, жилищно-строительных кооперативов, предприятий, организаций различных ведомств;
- выполнение работы (создание услуг, продажа сантехнических товаров) по заказам граждан, государственных, кооперативных и других организаций с использованием свободных от выполнения основной деятельности ресурсов.
Основные виды деятельности АО «ЭнергоСтрой»:
- строительство и ремонт жилых и нежилых помещений;
- управление жилым фондом;
- эксплуатация и ремонт внутренних систем электро-, тепло- водоснабжения и водоотведения, систем наружного освещения, жилищного фонда и нежилых помещений;
- предоставление информационных и консультационных услуг.
Организационная структура АО «ЭнергоСтрой» представлена на рис. 4.
Генеральный директор
АО «ЭнергоСтрой»
Планово-экономический отдел
Производственный отдел
Менеджер по персоналу