Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 70
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Характеристика налогообложения на прибыль организаций
1.1 Сущность налога на прибыль организаций и совершенствование его развития в РФ
1.2 Понятие и классификация доходов и расходов для расчета налога на прибыль организаций
Глава 2 Практические аспекты налогообложения организаций (на примере Курской области)
2.1 Тенденции налогообложения прибыли организаций в Курсовой области
2.2Актуальные проблемы налогового администрации налога на прибыль организации
2.3 Перспективы совершенствования механизма взимания налога на прибыль организаций в России
Рассмотрим показатели, отражающие структуру налоговой задолженности по налогу на прибыль организаций в Курской области (таблица 5).
Как видно из таблицы 4, происходит снижение общей суммы задолженности по налогу на прибыль организаций. При этом следует сказать, что удельный вес урегулированной задолженности снижается в 2016 г. к уровню 2012 г. с 44 до 40 %, или на 4 процентных пункта.
Таблица 5
Показатели структуры задолженности по налогу на прибыль организаций в Курской области
Наименование показателя |
Годы |
2016 г. в % к 2012г. |
||||
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
||
Налоговая задолженность - всего |
777479 |
734637 |
563597 |
548601 |
536175 |
68,96 |
Возможная к взысканию задолженность |
774869 |
516014 |
552114 |
536616 |
527360 |
68,05 |
из нее: |
||||||
недоимка |
427227 |
244247 |
298428 |
392361 |
314004 |
73,49 |
урегулированная задолженность |
347642 |
271767 |
253686 |
144255 |
213356 |
61,37 |
задолженность невозможная к взысканию налоговыми органами |
2631 |
218623 |
17898 |
12190 |
9020 |
342,83 |
Следует сказать, что процесс взыскания налоговой задолженности должен осуществляться непрерывно, поскольку характер применяемых недобросовестными налогоплательщиками схем уклонения от уплаты налогов, становящихся каждый год более масштабными и изощренными, требует разработки и внедрения новых механизмов повышения эффективности урегулирования задолженности.
Мероприятия налогового контроля выступают наиболее эффективным способом профилактики налоговых правонарушений, а, следовательно, позволяют снизить процент уклонения от уплаты налогов.
Так, число камеральных налоговых проверок снижается за период исследования на 10 %. При этом в отношении выездных налоговых проверок наблюдается похожая тенденция - происходит снижение их числа с 393 до 204 единиц, или в 1,9 раза.
В исследуемом периоде происходит рост показателей доначисленных сумм налога на прибыль организаций (таблица 6).
Таблица 6
Показатели структуры доначисленного налога на прибыль организаций в Курской области
Наименование показателя |
2012 г. |
2013г. |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
2016 г. в % к 2012 г. |
Доначислено - всего, тыс.р. |
697067 |
319616 |
855405 |
456110 |
787341 |
112,95 |
в том числе: |
||||||
налоги |
523339 |
215184 |
639678 |
312625 |
596148 |
113,91 |
удельный вес налогов в общей сумме доначислений, % |
75,00 |
67,00 |
75,00 |
69,00 |
76,00 |
х |
пени |
80818 |
25363 |
96139 |
58037 |
115585 |
143,01 |
удельный вес пеней в общей сумме доначислений, % |
11,59 |
7,93 |
11,23 |
12,72 |
14,68 |
х |
штрафные санкции |
71149 |
45710 |
79557 |
33803 |
26765 |
37,61 |
удельный вес штрафных санкций в общей сумме доначислений, % |
10,20 |
14,30 |
9,30 |
7,41 |
3,39 |
х |
Как видно из таблицы 6, рост доначислений обусловлен ростом доначисленных налогов, при этом более существенным был рост показателя доначисленных пеней по налогу на прибыль организаций - почти в 1,5 раза.
Положительно можно оценить сокращение, как в абсолютном, так и в относительном выражении штрафных санкций, что говорит об усилении фискальной функции, сокращению сроков погашения задолженности.
Необходимо отметить, что рост суммы доначислений по налогу на прибыль организаций сопровождается снижением результативности налогового контроля с одновременным ростом показателей эффективности налоговых проверок (таблица 7).
Таблица 7
Показатели эффективности налоговых проверок по налогу на прибыль организаций в Курской области
Наименование показателя |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
2016 г. в % к 2012 г. |
Доначислено на 1 результативную ВНП - всего тыс. р. |
2171,80 |
981,734 |
4279,89 |
2933,14 |
5450,96 |
250,98 |
в т.ч. налоги |
1655,93 |
718,140 |
3328,32 |
2239,14 |
4400,40 |
265,73 |
пени |
274,642 |
95,18 |
524,77 |
443,32 |
855,56 |
311,51 |
штрафные санкции |
241,21 |
168,41 |
426,79 |
250,68 |
195,00 |
80,83 |
Доначислено на 1 результативную КНП, тыс. р. |
27,78 |
30,60 |
47,34 |
38,03 |
5,75 |
20,71 |
в т.ч. налоги |
26,59 |
26,62 |
43,31 |
34,65 |
4,60 |
17,30 |
пени |
0,57 |
1,21 |
1,34 |
1,23 |
0,18 |
32,08 |
штрафные санкции |
0,61 |
2,76 |
2,68 |
2,13 |
0,96 |
158,02 |
Выявленное увеличение доначислений обусловлено ростом эффективности выездных налоговых проверок.
При этом рост доначисленного налога составил более 265 %, пеней по налогу - более чем в 3 раза.
Одновременно с этим происходит снижение сумм доначисленных штрафных санкций в расчете на 1 результативную выездную налоговую проверку. В отношении камеральных налоговых проверок выявлена обратная тенденция.
Таким образом, налогообложение прибыли организаций имеет ряд нерешенных проблем. Исходя из результатов проведённого анализа, а также обобщая мнение отдельных экспертов, определим направления совершенствования системы администрирования налога на прибыль организаций.
Во-первых, сложившаяся внешнеэкономическая ситуация негативно воздействует на экономику РФ в целом. Данное обстоятельство вызывает необходимость установления дифференцированных налоговых ставок, учитывающих уровень рентабельности активов налогоплательщика и среднюю рентабельность по экономике.
Во-вторых, необходимо развивать информационную инфраструктуру ФНС РФ с целью упрощения системы налогового администрирования, что, несомненно, повысит ее эффективность.
В-третьих, следует усилить работу по повышению налоговой грамотности налогоплательщиков, что в сложившихся экономических условиях будет способствовать реализации целей налоговой политики.
В-четвертых, по нашему мнению, введение репутационной ответственности для крупнейших налогоплательщиков позволит усилить фискальную и регулирующую функции налогообложения прибыли организаций.
2.2Актуальные проблемы налогового администрации налога на прибыль организации
Налог на прибыль организаций обоснованно считается одним из важных источников пополнения бюджетов на субфедеральном уровне. В этом проявляется его фискальная функция. Как прямой налог, взимаемый с реальных доходов организаций, налог на прибыль организаций оказывает большое влияние на результаты финансовой деятельности хозяйствующих субъектов, уменьшая экономическую выгоду последних. Учитывая данное положение, налогоплательщики осуществляют целенаправленное планирование налога на прибыль как законными, так и незаконными способами оптимизации, что приводит к возникновению большого количества проблем для налоговых администраций, связанных с его администрированием. Для совершенствования налогового администрирования налога на прибыль организаций налоговыми органами необходимо проводит постоянный анализ совершаемых налогоплательщиками налоговых правонарушений.
Четко налаженная система налогового производства, которая представляет собой совокупность способов, средств, технических приемов, методов и методик, с помощью которых налогоплательщик исполняет свою обязанность, способна обеспечить в полном объеме реализацию налогового потенциала администрируемых налогов. Только качественное налоговое администрирование, включающее в себя, в первую очередь, налоговый контроль, имеющий цель профилактики налоговых нарушений и применения налоговых санкций, а также анализ налоговых правонарушений, способно создать условия для нормального функционирования налогового производства.
Как мы знаем, налоговое администрирование представляет собой механизм «противостояния» двух «противоположностей» - государство в лице налоговых органов и налогоплательщики. Поэтому анализ проблемных сторон администрирования налог на прибыль необходимо проводить как в работе налоговых органов, так и в деятельности налогоплательщиков.
И так, проведенный анализ контрольной работы налоговых органов позволили сделать вывод о том, что одной из основных проблем налогового администрирования налога на прибыль организаций является осуществляемый не в полной мере налоговыми органами в ходе проведения камеральных проверок налоговых деклараций по налогу на прибыль организаций контроль за полнотой формирования налогоплательщиками налоговой базы по налогу на прибыль, а также за правильностью заполнения налогоплательщиками налоговых деклараций по налогу на прибыль.
При проведении камеральных налоговых проверок налоговыми органами не в полной мере проводится работа по истребованию пояснений налогоплательщиков для проверки обоснованности признания расходов по операциям, финансовые результаты по которым учитываются в соответствии с п.3 ст.268 Налогового кодекса убытков от реализации амортизируемого имущества в текущем и в предыдущих налоговых периодах. Так же территориальными инспекциями ФНС России не в полном объеме проводится работа по истребованию пояснения по правомерности включения в состав расходов, связанных с производством и реализацией, расходов на капитальные вложения при отсутствии увеличения стоимости основных средств.
При расчете налогооблагаемой базы по налогу на прибыль налогоплательщиками часто допускается превышения расходов по данным деклараций по налогу на прибыль «Расходы в виде процентов по долговым обязательствам любого вида, в том числе процентов, начисленных по ценным бумагам и иным обязательствам, выпущенным налогоплательщиком» над данными бухгалтерской отчетности. По указанным нарушениям налоговыми органами необходимо запрашивать пояснения у налогоплательщиков о причинах таких расхождений.
Также при формировании налоговой базы налогоплательщиками часто допускаются значительные расхождения (более, чем на 20 % ) доходов от реализации по данным налоговых деклараций по налогу на прибыль над налоговой базой, заявленной в декларациях по НДС за соответствующие налоговые периоды. В целях профилактики налоговым органам необходимо проводить постоянную работу по исследованию причин подобных нарушений.
Также не в полном объеме не осуществляется сверка сопоставимых показателей, отраженных налогоплательщиками в декларациях по земельному налогу, налогу на имущество юридических лиц, транспортному налогу с суммой начисленных налогов и сборов, отраженных в составе прочих расходов в соответствии со ст. 264 Налогового кодекса РФ, при отсутствии у данных налогоплательщиков филиалов и имущества на территории разных субъектов Российской Федерации.
Отдельным направлением в контрольной деятельности налоговых органов является проверка деклараций по налогу на прибыль с нулевыми показателями. При проведении камеральных проверок деклараций по налогу прибыль с «нулевыми» показателями и единой упрощенной декларации, представляемой при отсутствии финансово - хозяйственной деятельности, особое внимание следует уделять исследованию вопроса не отражения суммы полученных доходов в налоговой декларации, при сопоставлении имеющейся информации из банков о сведениях по движениям денежных средств на расчетных счетах организаций.
Указанные проблемы в сфере администрирования налога на прибыль организаций требуют своего решения на законодательном уровне, так как администрирование налога на прибыль должно способствовать положительным изменениям в предпринимательской сфере общества, когда экономика вошла в период реального роста. Налог на прибыль должен быть адекватен решению поставленных экономических задач, при этом стабильность налогового законодательства должна стать их основополагающим звеном.
2.3 Перспективы совершенствования механизма взимания налога на прибыль организаций в России
Налог на прибыль организаций позволяет государству не только обеспечивать поступления в бюджет, но и регулировать предпринимательскую активность, движение капиталов и других ресурсов в экономике. Однако целесообразность его взимания подвергается сомнению как некоторыми исследователями, так и рядом практиков (рис. 4).