Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 71
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Характеристика налогообложения на прибыль организаций
1.1 Сущность налога на прибыль организаций и совершенствование его развития в РФ
1.2 Понятие и классификация доходов и расходов для расчета налога на прибыль организаций
Глава 2 Практические аспекты налогообложения организаций (на примере Курской области)
2.1 Тенденции налогообложения прибыли организаций в Курсовой области
2.2Актуальные проблемы налогового администрации налога на прибыль организации
2.3 Перспективы совершенствования механизма взимания налога на прибыль организаций в России
Понятие "доход" в бухгалтерском учете и для целей исчисления налога на прибыль схожи. В целях бухгалтерского учета в соответствии с п. 2 Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" (ПБУ 9/99), доходом признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества).
Классификация доходов представлена на рисунке 1.
Рисунок 1- Классификация доходов в бухгалтерском учете и для целей исчисления налога на прибыль организаций
Таким образом, перечень доходов от обычных видов деятельности в бухгалтерском учете и доходов от реализации в целях исчисления налога на прибыль может быть сформирован одинаково, за исключением доходов от участия в уставных капиталах других организаций.
Как справедливо отмечают Грибанов А.А., Кузнецова И.В., Сурков И.М. «в экономической литературе, посвященной проблемам бухгалтерского учета, не существует однозначной трактовки таких экономических категорий, как «затраты», «издержки», «расходы» [1, с. 222].
Правила формирования в бухгалтерском учете информации о расходах коммерческих организаций установлены Положением по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99). Расходами организации согласно п. 2 ПБУ 10/99 признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала организации.
Расходами в целях налогообложения прибыли на основании ст. 252 НК РФ признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, и убытки, понесенные налогоплательщиком. Для целей расчета налога на прибыль расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Основное отличие в порядке признания расходов в бухгалтерском учете и для целей расчета налога на прибыль организаций заключаются в следующем: в бухгалтерском учете расходы подлежат признанию независимо от намерения получить выручку или прочие доходы, а в налоговом учете расходами признаются любые затраты, но при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
На рисунке 2 сравним классификацию расходов.
Рисунок 2- Классификация доходов в бухгалтерском учете и для целей
При формировании расходов по обычным видам деятельности в бухгалтерском учете расходы группируются по следующим элементам: материальные затраты; затраты на оплату труда; отчисления на социальные нужды; амортизация; прочие затраты.
В целях налогообложения прибыли расходы, связанные с производством и реализацией, подразделяются на: материальные расходы; расходы на оплату труда; суммы начисленной амортизации; прочие расходы.
Таким образом, отличие в классификации расходов для целей исчисления налога на прибыль состоит в том, что расходы на социальное обеспечение учитываются в составе расходов на оплату труда, а не как отдельный вид. [18]
Правилами главы 25 НК РФ также предусмотрена классификация расходов на прямые и косвенные, аналогов которой в нормативных актах по бухгалтерскому учету нет.
Глава 2 Практические аспекты налогообложения организаций (на примере Курской области)
2.1 Тенденции налогообложения прибыли организаций в Курсовой области
Налог на прибыль организаций в России играет значительную роль в развитии экономических отношений и формировании бюджета, поскольку его поступления составляют заметную часть в формировании доходов бюджета государства. При этом система налогообложения прибыли организаций влияет на финансовое состояние хозяйствующих субъектов.
Необходимо отметить, что налог на прибыль организаций в России вводился в условиях начала реформ, когда многие институты рынка отсутствовали или еще не были сформированными, недостаточно действенно функционировали государственные институты, при сложной макроэкономической ситуации и структурной перестройке экономики, что выдвигало повышенные требования к механизму налогообложения. В этой связи необходимы модернизация и совершенствование налога на прибыль.
Теоретическая проработка всех составляющих элементов налога, а также определение направлений реформирования налога на прибыль организаций с целью выработки наиболее оптимальных решений налогообложения прибыли обусловили актуальность темы исследования.
Выявление роли налогов в системе экономических отношений постоянно находится в центре внимания отечественных и зарубежных исследователей.
Одним из механизмов воздействия на инвестиционную активность предпринимателей выступает снижение уровня налогообложения, как частность этого процесса выступает пониженная налоговая ставка налога на прибыль организаций [1].
Так в 2009 г. произошло снижение ставки налога на прибыль организаций с 24 % до 20 %. Увеличение поступлений налогов в бюджет государства должно осуществляться на основе налоговой конкуренции.
Такой механизм должен обеспечивать с одной стороны изменение концепции государственной политики, с другой стороны, приоритет в сфере налогообложения отдается производству, а рост поступлений по налогу на прибыль должен способствовать расширенному воспроизводству.
Отметим, что в себестоимости продукции в основных отраслях экономики западных стран доля заработной платы наемных работников достигает 30-35%. При этом бюджет получает с этих доходов соответствующие налоговые поступления и одновременно решает проблему занятости и сокращения пособий по безработице, что компенсирует снижение налоговых поступлений по налогу на прибыль и их небольшой объем в бюджете [2].
Немаловажно оценивать роль налога на прибыль в формировании налоговых доходов бюджета (рисунок 3).
Как видно на рисунке 3, налог на прибыль организаций занимает существенное место в налоговых доходах. Однако, в исследуемом периоде удельный вес налога снижается с 23,16 до 18,72 %. Это снижение вызвано общей тенденцией снижения темпов роста производства и его рентабельности, обусловленное воздействием как макро- так и микроэкономическими факторами.
Проблема налогов является одной из наиболее сложных проблем в практике осуществления проводимой в стране экономической реформы, так как налоговая политика, налоговая система должны влиять на укрепление рыночных механизмов, способствовать развитию предпринимательства и в тоже время препятствовать падению уровня жизни низкооплачиваемых слоев населения [3].
Рисунок 3- Удельный вес налога на прибыль в налоговых доходах РФ
В зарубежной практике налог на прибыль взимается в большинстве государств. Механизм налогообложения прибыли во всех странах имеет общие черты. Тем не менее, законодательство каждого государства имеет свою специфику.
Следует сказать, что Россия со ставкой налога на прибыль в 20% из 37 стран делит 21-26 места вместе с такими странами как Армения, Казахстан, Словения, Исландия и Азербайджан [4].
Показатели размера и структуры поступлений налога на прибыль организаций в Курской области приведены в таблице 2.
Таблица 2
Размер и структуры поступлений налога на прибыль организаций
2012 |
7,93 |
0,47 |
7,45 |
740,52 |
127,47 |
613,05 |
1,07 |
0,37 |
1,21 |
2013 |
10,57 |
0,91 |
9,67 |
963,92 |
183,62 |
780,29 |
1,10 |
0,49 |
1,23 |
2014 |
11,85 |
1,16 |
10,69 |
1015,59 |
228,26 |
787,32 |
1,17 |
0,50 |
1,35 |
2015 |
12,88 |
1,34 |
11,54 |
917,89 |
209,50 |
708,39 |
1,40 |
0,63 |
1,62 |
2016 |
11,14 |
0,99 |
10,15 |
951,50 |
234,19 |
717,31 |
1,17 |
0,42 |
1,41 |
Как свидетельствуют данные таблицы , в 2012-2016 гг. происходит увеличение поступлений налога на прибыль организаций в Курской области в 1,4 раза. При этом необходимо отметить, что поступления налога на прибыль организаций, поступающего в федеральный бюджет, увеличились в 2016 г. в сравнении с 2012 г. более чем в 2 раза.
Рассмотренная ситуация показывает насколько значимую роль в формировании бюджета страны играет налог на прибыль. Роль налога на прибыль организаций в формировании доходной части бюджета достаточно существенна. Рассматривая роль налога на прибыль организаций, администрируемого в Курской области, в общем объеме по Центральному федеральному округу, следует отметить рост его удельного веса на 0,1 процентных пункта.
Данные таблицы 2 свидетельствуют о том, что в 2012-2016 гг. в Курской области происходит недовыполнение бюджетных назначений по данному налогу.
Управление налоговой задолженностью имеет большое макроэкономическое значение в качестве условия для перехода к устойчивому развитию, повышению конкурентоспособности.
Таблица 3
Показатели степени выполнения налога
на прибыль организаций в Курской области
Годы |
Начислено, тыс. р. |
Поступило, тыс. р. |
Степень выполнения, % |
2012 |
8098990 |
7932642 |
97,94 |
2013 |
11296739 |
10578687 |
93,64 |
2014 |
12098612 |
11858565 |
98,01 |
2015 |
13273315 |
12880158 |
97,03 |
2016 |
11481740 |
11147611 |
97,08 |
По нашему мнению, управление задолженностью по налоговым платежам - это не только исполнение налоговыми органами возложенных на них функций по взысканию долгов, но и формирование системы экономических отношений, возникающих между государством (местным самоуправлением), хозяйствующими субъектами и гражданами по поводу уплаты платежей [5].
Для выявления факторов, негативно влияющих на уровень собираемости налога на прибыль организаций, необходимо оценить уровень налоговой задолженности (таблица 4).
Таблица 4
Динамика задолженности по налогу на
прибыль организаций в Курской области
Годы |
Задолженность, тыс. р. |
|
всего |
в том числе в федеральный бюджет |
|
2012 |
774869 |
203034 |
2013 |
516014 |
118140 |
2014 |
552114 |
108615 |
2015 |
548601 |
88081 |
2016 |
536175 |
82315 |
Как видно из таблицы 4, в исследуемом периоде происходит снижение задолженности по налогу на прибыль организаций в 1,4 раза. При этом задолженность перед федеральным бюджетом сократилась за тот же период более чем в 2 раза. Причиной возникновения налоговой задолженности могут быть как внутренние факторы, так и внешние.
Следует сказать, что в настоящее время Налоговый кодекс РФ не дает определения такой категории как задолженность, что создает определенные трудности на практике.
Налоговая задолженность включает в себя несвоевременно уплаченный налог, предусмотренный законодательством, а также начисленные пени и штрафы, и рассматривается как совокупная задолженность. Совокупная налоговая задолженность состоит из урегулированной задолженности и неурегулированной задолженности.
Неурегулированная задолженность состоит из задолженности невозможной к взысканию в связи с пропущенным сроком и недоимки, то есть величины налога неуплаченного в установленный срок [6].