Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 77
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Характеристика налогообложения на прибыль организаций
1.1 Сущность налога на прибыль организаций и совершенствование его развития в РФ
1.2 Понятие и классификация доходов и расходов для расчета налога на прибыль организаций
Глава 2 Практические аспекты налогообложения организаций (на примере Курской области)
2.1 Тенденции налогообложения прибыли организаций в Курсовой области
2.2Актуальные проблемы налогового администрации налога на прибыль организации
2.3 Перспективы совершенствования механизма взимания налога на прибыль организаций в России
Введение
Налог на прибыль закреплен в главе 25 Налогового кодекса Российской Федерации. Под экономическим содержанием налога на прибыль следует подразумевать основные составляющие налога, которые взаимозависимы между собой и образуют единую систему налогообложения налогом на прибыль.
Налог на прибыль - непосредственно налог, налогоплательщиками которого признаются организации. Так, из положений статьи 246 НК РФ следует, что налогоплательщиками налога на прибыль признаются российские организации, иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство или которые получают доходы от источников в Российской Федерации. При этом в Налоговом кодексе имеются отдельные положения, предусматривающие освобождение организаций от уплаты налога на прибыль.
Организации, находящиеся на общем режиме налогообложения и являющиеся плательщиками налога на прибыль организаций, кроме бухгалтерского учета ведут учет в целях исчисления налоговой базы по налогу на прибыль. Сложным вопросом является учет доходов и расходов. Понятие и классификация доходов и расходов для целей бухгалтерского и налогового учета имеет как сходства, так и различия, обусловленная нормами бухгалтерского и налогового законодательства.
Целью курсовой работы является изучение учета налога на прибыль r организации и проведение анализа налога на прибыль на примере Курской области. а также поиск основных путей совершенствования и оптимизации налоговых ставок по налогу на прибыль.
Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
-раскрыть теоретические основы налогообложения на прибыль;
- провести анализ начисления налога на прибыль;
- проанализировать роль налога на прибыль в бюджете Курской области
В качестве объекта курсовой работы выбрано налогооблажение налога на прибыль в Курской области РФ.
Предметом исследования в работе является информация по налогу на прибыль и сама прибыль.
В ходе написания курсовой работы использовались следующие методы: расчетно-конструктивный, экономико-математический, табличный, метод индукции и дедукции, метод анализа.
При написании курсовой работы использовались различные нормативно- правовые акты Российской Федерации, монографии и статьи ведущих отечественных и зарубежных ученых-экономнетов, данные государственной службы статистики.
Глава 1 Характеристика налогообложения на прибыль организаций
1.1 Сущность налога на прибыль организаций и совершенствование его развития в РФ
Налог на прибыль закреплен в главе 25 Налогового кодекса Российской Федерации. Под экономическим содержанием налога на прибыль следует подразумевать основные составляющие налога, которые взаимозависимы между собой и образуют единую систему налогообложения налогом на прибыль.
Налог на прибыль - непосредственно налог, налогоплательщиками которого признаются организации. Так, из положений статьи 246 НК РФ следует, что налогоплательщиками налога на прибыль признаются российские организации, иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство или которые получают доходы от источников в Российской Федерации. При этом в Налоговом кодексе имеются отдельные положения, предусматривающие освобождение организаций от уплаты налога на прибыль. Прежде всего это возможность применения организациями специальных режимов налогообложения, к которым относятся: единый сельскохозяйственный налог, единый налог, связанный с применением упрощенной системы налогообложения, единый налог на вмененный доход. Если рассматривать указанные режимы налогообложения по отношению к налогу на прибыль, то указанные режимы имеют более низкие процентные ставки, исчисление указанных налогов проще, что снижает налоговую нагрузку организации. Но, применяя специальные режимы налогообложения, организациям следует учитывать, что при применении специальных режимов налогообложения имеются ограничения (табл. 1), превышение которых повлечет к уплате и пересчете не только налога на прибыль, но и других налогов, от которых имелось освобождение.
Обязанность организации заплатить налог на прибыль возникает только тогда, когда есть объект налогообложения. Если объекта нет, нет и оснований для уплаты налога. Налог на прибыль является одним из важнейших источников формирования бюджета государства. Представим структуру доходов консолидированного бюджета РФ за период 2016-2017 гг.
Таблица 1
Ограничения, связанные с применением специальных налоговых режимов
Наименование налога |
Ставка налога |
Ограничения, связанные с применением специальных режимов налогообложения |
Налог на прибыль |
20% |
- |
Единый сельскохозяйственный налог |
6% |
Выручка от реализации сельскохозяйственной продукции должна составлять не менее 70% от общего дохода |
Единый налог, связанный с применением упрощенной системы налогообложения |
6% - объект налогообложения доходы, 15% объект налогообложения доходы минус расходы |
Доходы не должны превышать 60 млн рублей по итогам отчетного (налогового) периода |
Единый налог на вмененный доход |
15% величины вмененного дохода |
Единый налог на вмененный доход применяется для отдельных видов деятельности, имеется ограничение по площади, количеству транспортных средств, численности персонала |
Видно, что поступления налога на прибыль организаций в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2017 году составили 2 355,4 млрд рублей, что на 3,7% больше, чем в 2016 году.
Также структура показывает, что налог на прибыль в 2016 году по поступлению в бюджет страны занимал первое место, в 2017 году - второе место. Прежде всего это обусловлено тем, что у налога на прибыль самая большая процентная ставка. Также высокое поступление налога на прибыль указывает на то, что многие налогоплательщики применяют общую систему налогообложения.
Налог на прибыль стоит рассматривать не только как налог, поступления которого аккумулируются в федеральном бюджете, но и как основной источник формирования бюджета субъектов РФ. Из Налогового кодекса следует, что 2% от суммы налога направляется в федеральный бюджет, 18% (оставшаяся часть) распределяется в бюджет субъектов РФ. Т. е. в 2017 году доля поступления в бюджеты субъектов налога на прибыль составила 2119,5 млрд рублей - 19,3 % от общей суммы налогов, поступающих в консолидированный бюджет РФ.
На поступления налога на прибыль организаций в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2017 году оказывают влияние результаты финансово-хозяйственной деятельности организаций. Учитывая динамику роста поступлений налога на прибыль, можно сделать вывод, что число прибыльных организаций, осуществляющих финансово-хозяйственную деятельность, возрастает.
Обобщая вышесказанное, следует вывод, что благодаря налогу на прибыль формируется бюджет субъектов РФ, которые, распределяя денежные средства в своем регионе, развивают инфраструктуру, необходимую материально-техническую базу, социально направленную деятельность.
Регистр налогового учета - это сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированных в соответствии с требованиями гл. 25 НК РФ, без распределения (отражения) по счетам бухгалтерского учета (ст. 314 НК РФ). [1]
Однако в ст. 313 НК РФ указаны обязательные реквизиты, которые должны содержать налоговые регистры:
- наименование регистра;
- период (дата) составления;
- измерители операции в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении;
- наименования хозяйственных операций;
- подпись (расшифровка подписи) лица, ответственного за составление указанных регистров.
Правильность отражения хозяйственных операций в налоговых регистрах обеспечивают лица, составившие и подписавшие их. При хранении регистров необходимо обеспечить их защиту от несанкционированных исправлений. Если в регистре обнаружена ошибка, то исправить ее можно, только обосновав внесение исправлений и подтвердив подписью ответственного лица. При этом следует отметить, что законодательством не предусмотрены единообразные формы налоговых регистров, поэтому организации самостоятельно разрабатывают регистры налогового учета и утверждают их в качестве приложения к учетной политике.
Ввиду отсутствия единообразных регистров налогового учета организации самостоятельно ведут налоговый учет в разработанных регистрах. Указанные регистры не всегда легко читаемы для налогового органа, ввиду чего возникают споры по правильности определения размера доходов и расходов и, как следствие, налогооблагаемой базы. Поэтому отсутствие в законодательстве единых форм регистров налогового учета накладывает бремя не только на налогоплательщиков, но и на налоговые органы, которым требуется достаточное время для изучения и анализа разработанных налогоплательщиком регистров налогового учета. На наш взгляд, отсутствие единых разработанных регистров налогового учета противоречит нормам ст. 313 НК РФ. Согласно данной статье подтверждением данных налогового учета являются первичные учетные документы, аналитические регистры налогового учета, расчет налоговой базы. В этой же статье указано, что налоговый учет осуществляется в целях формирования достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечение информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога. Но ввиду отсутствия единообразного подхода к разработке регистров налогового учета о достоверности информации судить трудно, так как возможны споры с налоговыми органами.
При этом хочется отметить, что в основных направлениях развития налоговой политики на 2016-2017 гг. в части мер, предусматривающих повышение доходов бюджетной системы Российской Федерации, планируется внесение изменений в законодательство о налогах и сборах по следующим направлениям:
- Налогообложение природных ресурсов.
- Акцизное налогообложение.
- Введение налога на недвижимость.
- Сокращение неэффективных налоговых льгот и освобождений.
- Совершенствование налога на прибыль организаций.
- Совершенствование налогового администрирования.
- Противодействие уклонению от налогообложения с использованием низконалоговых юрисдикций.
- Страховые взносы на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование. [11]
Что касается совершенствования налога на прибыль, то в направлении налоговой политики на 2016-2017 гг. указано, что налогоплательщик вправе использовать для целей налогового учета регистры бухгалтерского учета, дополняя их в случае необходимости, дополнительными реквизитами либо вести самостоятельные регистры налогового учета.
Соответственно, действующее законодательство о налогах и сборах не препятствует ведению налогового учета на основе регистров бухгалтерского учета. При этом необходимость разработки единых регистров налогового учета опять же не учтена как одна из приоритетных форм оптимизации и совершенствования налогообложения, хотя, применяя единые регистры налогового учета организациям, и налоговым органам удалось бы сократить сроки на проверку достоверности, правильности определения доходов и расходов в целях налогового учета.
1.2 Понятие и классификация доходов и расходов для расчета налога на прибыль организаций
Организации, находящиеся на общем режиме налогообложения и являющиеся плательщиками налога на прибыль организаций, кроме бухгалтерского учета ведут учет в целях исчисления налоговой базы по налогу на прибыль. Сложным вопросом является учет доходов и расходов. Понятие и классификация доходов и расходов для целей бухгалтерского и налогового учета имеет как сходства, так и различия, обусловленная нормами бухгалтерского и налогового законодательства.