Файл: Налог на прибыль организаций.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 75

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Налог на прибыль закреплен в главе 25 На­логового кодекса Российской Федерации. Под экономическим содержанием налога на прибыль следует подразумевать основные составляющие налога, которые взаимозависимы между собой и образуют единую систему налогообложения на­логом на прибыль.

Налог на прибыль - непосредственно налог, налогоплательщиками которого признаются ор­ганизации. Так, из положений статьи 246 НК РФ следует, что налогоплательщиками налога на прибыль признаются российские организации, иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через по­стоянное представительство или которые полу­чают доходы от источников в Российской Феде­рации. При этом в Налоговом кодексе имеются отдельные положения, предусматривающие ос­вобождение организаций от уплаты налога на прибыль.

Организации, находящиеся на общем режиме налогообложения и яв­ляющиеся плательщиками налога на прибыль организаций, кроме бухгалтер­ского учета ведут учет в целях исчисления налоговой базы по налогу на при­быль. Сложным вопросом является учет доходов и расходов. Понятие и клас­сификация доходов и расходов для целей бухгалтерского и налогового учета имеет как сходства, так и различия, обусловленная нормами бухгалтерского и налогового законодательства.

Целью курсовой работы является изучение учета налога на прибыль r организации и проведение анализа налога на прибыль на примере Курской области. а также поиск основных путей совершенствования и оптимизации налоговых ставок по налогу на прибыль.

Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

-раскрыть теоретические основы налогообложения на прибыль;

- провести анализ начисления налога на прибыль;

- проанализировать роль налога на прибыль в бюджете Курской области

В качестве объекта курсовой работы выбрано налогооблажение налога на прибыль в Курской области РФ.

Предметом исследования в работе является информация по налогу на прибыль и сама прибыль.

В ходе написания курсовой работы использовались следующие методы: расчетно-конструктивный, экономико-математический, табличный, метод индукции и дедукции, метод анализа.

При написании курсовой работы использовались различные нормативно- правовые акты Российской Федерации, монографии и статьи ведущих отечественных и зарубежных ученых-экономнетов, данные государственной службы статистики.


Глава 1 Характеристика налогообложения на прибыль организаций

1.1 Сущность налога на прибыль организаций и совершенствование его развития в РФ

Налог на прибыль закреплен в главе 25 На­логового кодекса Российской Федерации. Под экономическим содержанием налога на прибыль следует подразумевать основные составляющие налога, которые взаимозависимы между собой и образуют единую систему налогообложения на­логом на прибыль.

Налог на прибыль - непосредственно налог, налогоплательщиками которого признаются ор­ганизации. Так, из положений статьи 246 НК РФ следует, что налогоплательщиками налога на прибыль признаются российские организации, иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через по­стоянное представительство или которые полу­чают доходы от источников в Российской Феде­рации. При этом в Налоговом кодексе имеются отдельные положения, предусматривающие ос­вобождение организаций от уплаты налога на прибыль. Прежде всего это возможность приме­нения организациями специальных режимов на­логообложения, к которым относятся: единый сельскохозяйственный налог, единый налог, свя­занный с применением упрощенной системы на­логообложения, единый налог на вмененный до­ход. Если рассматривать указанные режимы на­логообложения по отношению к налогу на при­быль, то указанные режимы имеют более низкие процентные ставки, исчисление указанных нало­гов проще, что снижает налоговую нагрузку ор­ганизации. Но, применяя специальные режимы налогообложения, организациям следует учиты­вать, что при применении специальных режимов налогообложения имеются ограничения (табл. 1), превышение которых повлечет к уплате и пере­счете не только налога на прибыль, но и других налогов, от которых имелось освобождение.

Обязанность организации заплатить налог на прибыль возникает только тогда, когда есть объект налогообложения. Если объекта нет, нет и оснований для уплаты налога. Налог на прибыль является одним из важнейших источников фор­мирования бюджета государства. Представим структуру доходов консолидирован­ного бюджета РФ за период 2016-2017 гг.

Таблица 1

Ограничения, связанные с применением специальных налоговых режимов


Наименование налога

Ставка налога

Ограничения, связанные с применением спе­циальных режимов налогообложения

Налог на прибыль

20%

-

Единый сельскохозяйственный налог

6%

Выручка от реализации сельскохозяйственной продукции должна составлять не менее 70% от общего дохода

Единый налог, связанный с применением упрощенной сис­темы налогообложения

6% - объект налогообложения дохо­ды, 15% объект налогообложения доходы минус расходы

Доходы не должны превышать 60 млн рублей по итогам отчетного (налогового) периода

Единый налог на вмененный доход

15% величины вмененного дохода

Единый налог на вмененный доход применяет­ся для отдельных видов деятельности, имеется ограничение по площади, количеству транс­портных средств, численности персонала

Видно, что поступления налога на прибыль организаций в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2017 году со­ставили 2 355,4 млрд рублей, что на 3,7% боль­ше, чем в 2016 году.

Также структура показывает, что налог на прибыль в 2016 году по поступлению в бюджет страны занимал первое место, в 2017 году - вто­рое место. Прежде всего это обусловлено тем, что у налога на прибыль самая большая про­центная ставка. Также высокое поступление на­лога на прибыль указывает на то, что многие на­логоплательщики применяют общую систему налогообложения.

Налог на прибыль стоит рассматривать не только как налог, поступления которого аккуму­лируются в федеральном бюджете, но и как ос­новной источник формирования бюджета субъ­ектов РФ. Из Налогового кодекса следует, что 2% от суммы налога направляется в федераль­ный бюджет, 18% (оставшаяся часть) распреде­ляется в бюджет субъектов РФ. Т. е. в 2017 году доля поступления в бюджеты субъектов налога на прибыль составила 2119,5 млрд рублей - 19,3 % от общей суммы налогов, поступающих в консо­лидированный бюджет РФ.

На поступления налога на прибыль органи­заций в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2017 году оказывают влияние ре­зультаты финансово-хозяйственной деятельно­сти организаций. Учитывая динамику роста по­ступлений налога на прибыль, можно сделать вы­вод, что число прибыльных организаций, осуще­ствляющих финансово-хозяйственную деятель­ность, возрастает.

Обобщая вышесказанное, следует вывод, что благодаря налогу на прибыль формируется бюджет субъектов РФ, которые, распределяя денежные средства в своем регионе, развивают инфраструк­туру, необходимую материально-техническую ба­зу, социально направленную деятельность.


Регистр налогового учета - это сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппирован­ных в соответствии с требованиями гл. 25 НК РФ, без распределения (отражения) по счетам бухгалтерского учета (ст. 314 НК РФ). [1]

Однако в ст. 313 НК РФ указаны обязатель­ные реквизиты, которые должны содержать на­логовые регистры:

  • наименование регистра;
  • период (дата) составления;
  • измерители операции в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении;
  • наименования хозяйственных операций;
  • подпись (расшифровка подписи) лица, от­ветственного за составление указанных регист­ров.

Правильность отражения хозяйственных операций в налоговых регистрах обеспечивают лица, составившие и подписавшие их. При хра­нении регистров необходимо обеспечить их за­щиту от несанкционированных исправлений. Ес­ли в регистре обнаружена ошибка, то исправить ее можно, только обосновав внесение исправле­ний и подтвердив подписью ответственного ли­ца. При этом следует отметить, что законода­тельством не предусмотрены единообразные формы налоговых регистров, поэтому организа­ции самостоятельно разрабатывают регистры на­логового учета и утверждают их в качестве при­ложения к учетной политике.

Ввиду отсутствия единообразных регистров налогового учета организации самостоятельно ведут налоговый учет в разработанных регист­рах. Указанные регистры не всегда легко читае­мы для налогового органа, ввиду чего возникают споры по правильности определения размера до­ходов и расходов и, как следствие, налогообла­гаемой базы. Поэтому отсутствие в законода­тельстве единых форм регистров налогового уче­та накладывает бремя не только на налогопла­тельщиков, но и на налоговые органы, которым требуется достаточное время для изучения и анализа разработанных налогоплательщиком ре­гистров налогового учета. На наш взгляд, отсут­ствие единых разработанных регистров налого­вого учета противоречит нормам ст. 313 НК РФ. Согласно данной статье подтверждением данных налогового учета являются первичные учетные документы, аналитические регистры налогового учета, расчет налоговой базы. В этой же статье указано, что налоговый учет осуществляется в целях формирования достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хо­зяйственных операций, осуществленных налого­плательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечение информацией внут­ренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и свое­временностью исчисления и уплаты в бюджет налога. Но ввиду отсутствия единообразного под­хода к разработке регистров налогового учета о достоверности информации судить трудно, так как возможны споры с налоговыми органами.


При этом хочется отметить, что в основных направлениях развития налоговой политики на 2016-2017 гг. в части мер, предусматривающих повышение доходов бюджетной системы Рос­сийской Федерации, планируется внесение изме­нений в законодательство о налогах и сборах по следующим направлениям:

  1. Налогообложение природных ресурсов.
  2. Акцизное налогообложение.
  3. Введение налога на недвижимость.
  4. Сокращение неэффективных налоговых льгот и освобождений.
  5. Совершенствование налога на прибыль организаций.
  6. Совершенствование налогового админи­стрирования.
  7. Противодействие уклонению от налого­обложения с использованием низконалоговых юрисдикций.
  8. Страховые взносы на обязательное пенси­онное, медицинское и социальное страхование. [11]

Что касается совершенствования налога на прибыль, то в направлении налоговой политики на 2016-2017 гг. указано, что налогоплательщик вправе использовать для целей налогового учета регистры бухгалтерского учета, дополняя их в случае необходимости, дополнительными рекви­зитами либо вести самостоятельные регистры налогового учета.

Соответственно, действующее законодатель­ство о налогах и сборах не препятствует ведению налогового учета на основе регистров бухгалтер­ского учета. При этом необходимость разработки единых регистров налогового учета опять же не учтена как одна из приоритетных форм оптими­зации и совершенствования налогообложения, хотя, применяя единые регистры налогового уче­та организациям, и налоговым органам удалось бы сократить сроки на проверку достоверности, правильности определения доходов и расходов в целях налогового учета.

1.2 Понятие и классификация доходов и расходов для расчета налога на прибыль организаций

Организации, находящиеся на общем режиме налогообложения и яв­ляющиеся плательщиками налога на прибыль организаций, кроме бухгалтер­ского учета ведут учет в целях исчисления налоговой базы по налогу на при­быль. Сложным вопросом является учет доходов и расходов. Понятие и клас­сификация доходов и расходов для целей бухгалтерского и налогового учета имеет как сходства, так и различия, обусловленная нормами бухгалтерского и налогового законодательства.