Файл: Содержание и организация общения дошкольников как средство нравственного воспитания.pdf
Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 90
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ Нравственного воспитания дошкольников
1.1.Нравственное воспитание как механизм формирования нравственных ценностей дошкольников
1.3.Особенности формирования нравственных ценностей в старшем дошкольном возрасте
Глава 2 ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДОУ
2.1.Организация и методы исследования нравственных ценностей дошкольников
2.2.Сравнительно-сопоставительный анализ результатов первичной и повторной диагностики
вознаграждения или наказания, которое может повлечь за собой этот поступок. Большая часть испытуемых 58% (Рома Л., Витя Г., Аня Е., Макс™ Т., Оля Т., Леня М., Антон В., Игорь П.) показала среднее осознание нравственных ценностей, они набрали 2 балла. И респонденты набравшие 1 или 0 баллов испытуемых показали низкий и очень низкий уровень осознания нравственных ценностей, это 16% , что свидетельствует о том, что воспитанники нечетко определяют и с трудом соотносят такие ценностей как щедрость - жадность, трудолюбие - лень, правдивость - лживость, внимание к людям - равнодушие, с реальными жизненными ситуациями, разрешая проблемные ситуации на основе нравственных ценностей и давая элементарную нравственную оценку определять умение детей. Отобразим полученные результаты графически на рис 1.
Рисунок 1 - Результаты первичной диагностики по методике «Закончи историю» (модифицированный вариант Калининой Р.М.).
Таким образом, нами была разработана программа исследования, подобрана методика и проведена первичная диагностика сформированности нравственных ценностей у старших дошкольников (щедрость - жадность, трудолюбие - лень, правдивость - лживость, внимание к людям - равнодушие). Результаты первичной диагностики показали, что низкий уровень - у 16 % испытуемых, средний уровень - у 58 % воспитанников, и высокий - у 26 % респондентов.
2.2.Система занятий, направленная на формирование нравственных ценностей у дошкольников посредством процесса общения
Для реализации формирующего этапа педагогического эксперимента по формированию нравственных ценностей у старших дошкольников нами составлена программа «Сказка», на основе авторской программы А.О.Прохоровой.
Цель программы: создание в образовательной организации условий для формирования нравственных ценностей (представления и эталоны) о нормас социальных отношений и моделях поведения у дошкольников.
Задачи программы:
Обучающие задачи:
- Помогать усвоению детьми духовно-нравственных категорий: добро-зло, послушание - непослушание, согласие - вражда, трудолюбие - лень, бескорыстие - жадность, простота - хитрость; и правил доброй, совестливой жизни.
- Расширять представления детей об окружающем мире посредством введения их в литературную и музыкальную культуру.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать послушание на основе любви и уважения к родителям и близким людям, терпения, милосердия, умения уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь.
- Способствовать формированию нравственных качеств в процессе установления позитивных межличностных отношений. Воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие.
- Воспитывать навыки доброжелательного, внимательного, заботливого поведения, стремление делиться впечатлениями от услышанного увиденного, прочувствованного, потребность радовать близких результатами своего труда.
- Воспитывать трудолюбие, привычку заниматься делом, работать старательно и аккуратно, доводить начатое до конца, с уважением относиться к результатам чужого и своего труда.
Развивающие задачи:
- Содействовать развитию познавательной сферы детей, гармонизации их психоречевого развития. Содействовать развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя и навыков связной речи.
- Развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор.
- Развивать навыки произвольного поведения: внимательности, терпеливости, усердия.
- Развивать у детей социальные умения и навыки поведения.
- Содействовать развитию мотивационной сферы: формированию стремления подражать положительным героям сказок.
- Содействовать развитию элементарных навыков продуктивной деятельности.
- Создавать условия для активного включения детей в речевую, музыкальную, художественную, игровую деятельность, связанную с образным строем и сюжетом сказки.
- Развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту.
Программа включает в себя следующие блоки:
Первый блок - «Какой «Я»» - направлен на формирование нравственных представлений как эталонов для различения таких качеств как послушание - непослушание, любовь - эгоизм, ответственность, развитие навыков саморефлексии, самооценки, необходимых для саморегуляции. Воспитание у детей чувство уважения к людям и бережного отношения к окружающему миру, стремления к доброй жизни, учиться добродетелям у тех, кто ими обладает.
Второй блок - «Внутренний мир» - развивает навык советоваться со своей совестью и вызвать у детей желание практической реализации
полученных жизненных принципов; воспитывает желание поступать по совести, развитие нравственного чувства сопереживания, чувства ответственности за другого человека.
Третий блок - «Моя семья» - направлен на развитие чувств милосердия и сострадания, формирование иерархии отношений с родителями и старшими уважения и послушания. Способствует развитию позитивного образа семьи, заботы родителей и благодарности детей, воспитанию уважительного и благодарного отношения к своим родителям, дружной, согласной жизни с братьями и сестрами.
Четвертый блок - «Трудолюбие» - направлен на формирование у детей представления о смысле и ценности таких нравственных качеств личности как трудолюбие, терпение, аккуратность. Способствует воспитанию у детей навыков трудолюбия, привычки к занятиям, непраздному проведению времени.
Пятый блок - ««Я» и окружающие люди» - направлен на формирование поло-ролевой идентификации, осознании назначения рож мальчика будущего мужчины - защитника мамы и Родины. Способствует воспитанию в детях мужества и смелости (в мальчиках - желание подражать богатырям). Учет детей дружить и помогать друг другу в сложных ситуациях. Тематическое планирование отражено в таблице 2.
Мы предполагаем, что данная программа повысит уровень сформированности нравственных ценностей личности у детей дошкольного возраста.
2.2.Сравнительно-сопоставительный анализ результатов первичной и повторной диагностики
После проведения занятий и упражнений направленных на формирование нравственных ценностей старших дошкольников нами была проведена повторная диагностика нравственных ценностей детей дошкольного возраста (табл 2).
Таблица 2 - Оценка осознания детьми нравственных ценностей по методике «Закончи историю» (модифицированный вариант Калининой Р.М.):
№ |
Испытуемые |
Называют нравственную норму |
Оценка поведения детей |
Мотивировка оценки |
Количество баллов |
||||
I |
II |
I |
II |
I |
II |
I |
II |
||
1 |
Олег Н. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
3 |
3 |
2 |
Рома Л. |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
2 |
2 |
Продолжение Таблицы 2 - Оценка осознания детьми нравственных ценностей по методике «Закончи историю» (модифицированный вариант Калининой Р.М.): повторная диагностика
№ |
Испытуемые |
Называют нравственную норму |
Оценка поведения детей |
Мотивировка оценки |
Количество баллов |
||||
I |
II |
I |
II |
I |
II |
I |
II |
||
3 |
Витя Г. |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
2 |
3 |
4 |
Аня Е. |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
2 |
1 |
5 |
Вера Ш. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
3 |
3 |
6 |
Максим Т. |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
2 |
3 |
7 |
Оля Т. |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
2 |
2 |
8 |
Сережа К. |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
0 |
1 |
9 |
Леня М. |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
2 |
3 |
10 |
Илья К. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
3 |
3 |
11 |
Антон В. |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
2 |
3 |
12 |
Ксюша А. |
+ |
- |
- |
+ |
- |
+ |
1 |
2 |
13 |
Наташа Ц. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
3 |
3 |
14 |
Эля П. |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
1 |
3 |
15 |
Игорь П. |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
2 |
3 |
Из таблицы, мы видим, что 67 % испытуемых (Олег Н., Витя Г., Вера Ш., Максим Т.Леня М., Антон В., Илья К., Наташа Ц., Эля П., Игорь П.) показали высокое осознание нравственных ценностей, они набрали 3 балла. Это говорит о том, что воспитанники могут оценивать поступок как плохой или хороший в соответствии с правилами, усвоенными им от взрослых, склонны судить о поступках по важности их последствий, а не по намерениям человека, суждения выносятся в зависимости от того вознаграждения или наказания, которое может повлечь за собой этот поступок. У 20 % испытуемых (Рома Л., Оля Т., Ксюша А.) - среднее осознание нравственных ценностей и 13 % испытуемых, набравших 1 балл, показали низкий уровень осознания нравственных ценностей. Это свидетельствует о том, что испытуемые не четко определяют такие качества как щедрость - жадность и с трудом соотносят такие нормы, трудолюбие - лень, правдивость - лживость, внимание к людям - равнодушие, с реальными жизненными ситуациями, разрешая проблемные ситуации на основе нравственных ценностей давая элементарную нравственную оценку определять умение детей. Нужно отметить, что повторная диагностика не выявила детей с нулевым показателем сформированности нравственных ценностей.
В результате мы видим, что после проведенных занятий по программе «Сказка», почти половина испытуемых показала высокое осознание нравственных ценностей (67% детей) и лишь небольшой процент испытуемых (13 %) показали низкий и очень низкий уровень осознания нравственных ценностей. Хотя до проведения специальных занятий по нравственному воспитанию у детей эти показатели были совсем другими: 16 % детей показывало низкий и очень низкий уровень осознания нравственных ценностей, а высокий уровень - у 26% испытуемых. Показатели, полученные при первичном и повторном исследование графически отобразим на рис. 2.
Рисунок 2 Результат первичной и повторной диагностики по методике «Закончи историю» (модифицированный вариант Калининой Р.М.).
Таким образом, мы видим, что проведение специальных занятия и мероприятий направленные на формирование нравственных ценностей дало хорошие результаты, исследование показало положительную динамику развития нравственных ценностей у дошкольников. Количество детей с высоким уровнем, выросло с 26 % до 67 %.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что сказка является одним из самых доступных и эффективных средств формирования нравственных ценностей у дошкольника, которое во все времена использовали педагоги и родители. Влияние сказок на развитие нравственных ценностей детей дошкольного возраста заключается в том, что в процессе дифференцирования образных представлений о добре и зле происходит формирование гуманных чувств и социальных эмоций, мотивации к нравственным поступкам. В результате нашего исследования мы пришли к следующим выводам. Анализ категории «нравственное воспитание» показывает, что этот процесс ориентирован на формирование определенного набора нравственных ценностей, которые должны проявляться в нравственных качествах и нравственых поступках (действиях). Анализ психолого-педагогической литературы позволил рассмотреть понятие «нравственное воспитание», которое мы расматривали в работе, как целенаправленный процесс приобщения детей к нравственным ценностям человечества и конкретного общества.
Заключение
Нравственное воспитание выступает как механизм формирования нравственных ценностей. Механизм формирования нравственных ценностей состоит в том, чтобы сформировать у дошкольников нравственное сознание, нравственные чувства, и устойчивое нравственное поведение, соответствующие требованиям современного образа жизни. Следовательно нравственное воспитание выступает механизмом формирования нравственных ценностей в следующей логике: формирование представлений о нравственных ценностях, формирование эмоционально-положительного отношения к нравственным ценностям, формирование нравственного поступка (действия). Нравственные ценности представляют собой отражение реальных отношений людей друг к другу и к различным формам жизни общества в виде совокупности принципов, правил, норм, оценок, регулирующих общение и поведение людей в целях достижения единства общественных и личных интересов.