Файл: Содержание и организация общения дошкольников как средство нравственного воспитания.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 92

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Авторы программы предлагаю следующие методы и средства для воспитания гуманных чувств и дружеских отношений дошкольников: рассматривание картин, отражающих жизненные ситуации и переживания, знакомые детям; чтение художественных произведений с описанием типичных моральных ситуаций и последующее обсуждение поступков героев ; игры-упражнения, в которых детям предлагается решить знакомые им моральные проблемы; положительная оценка реальных проявлений гуманистической направленности поведения, пояснение смысла собственного поступка и поведения сверстника. Отзывчивость характеризуется в программе как умение ребёнка замечать ситуации, в которых его сверстник испытывает неблагополучие, искать и находить действенные способы, чтобы помочь ему восстановить эмоциональное комфортное состояние. Таким образом дети приобретает опыт практических действий, направленных на оказание помощи другому человеку и побуждаются к проявлению отзывчивости и доброжелательности.

Теперь рассмотрим возможности парциальных (авторских) программ, в которых духовно-нравственная самореализация детей отражена в духовно-нравственном или социально-нравственном аспекте развития.

Назовём лишь те из них, что апробированы в Российской Федерации и освещены в ведущих реферируемых журналах страны. В их числе: «Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников» (составители - Т.Г. Феоктистова, Н.П. Шитякова, г. Челябинск); «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в русле православной культуры» (авторы -Н. Цилько, г. Печоры Псковской области); Программа, реализующая ценности православной культуры Санкт-Петербурга в духовнонравственном воспитании дошкольника (автор - В. Семибратова); «Воспитание сказкой» (под редакцией Л.П. Гладких); «Подарок к празднику» (автор - О.М. Потаповская).

Не менее широкую известность в последнее время получила «Школа благочестия», программа Т.А. Флоренской «Мир дома твоего», программа «Основы нравственности» Р. Янушкявичюса. Кроме того, существует немало признанных учебных пособий, среди которых можно отметить: «Уроки добротолюбия» священника Алексия Мороза и Т.А. Берсеневой; «Ступе™ мудрости» А. Лопатиной и М. Скребцовой; «Уроки добра» С.И. Семенака и многие другие, в которых содержатся подробные конспекты занятий по духовно-нравственному образованию детей.

В указанных программах авторы по-разному понимают сущность духовно-нравственного развития детей, и порой в них наблюдается существенное расхождение между целями духовно-нравственного воспитания и методами их практической реализации. Анализируя цели и задачи различных программ, как отмечает Е.И. Емельянова, «как для светского, так и для религиозного понимания духовно-творческой самореализации стоит выделить один общий аспект: цель самореализации духовно-нравственного человека всегда связывается с его выходом за пределы эгоистических интересов. Она предполагает, что задачи и смысложизненные ориентиры человека коренятся в его системе надындивидуальных ценностей» [21, с.3].


В программах «Воспитание сказкой» и «Подарок к празднику» авторы полагают, что основные виды деятельности дошкольников находят своё отражение в нравственном потенциале сказки и труда, где предметно развивающая среда соответствует традициям русской культуры.

Из всего вышесказанного мы видим, что требования ФГОС ДО и образовательных программ дошкольного образования к организации образовательного процесса в ДОУ содержат целый спектр нравственных ценностей в каждой образовательной области (ценностей здорового образа жизни; ценностно - смыслового восприятия и понимания произведений искусства; представлений о социокультурных ценностях народа; норм и ценностей принятых в обществе и др.). Многообразие образовательных программ дошкольного образования позволяет учитывать условия реализации (географическтие, социокультурные, национальные, конфессиональный и др) и выбрать методы и технологии формирования нравственных ценностей.

1.3.Особенности формирования нравственных ценностей в старшем дошкольном возрасте

Дошкольное детство - первый период психического развития ребёнка и поэтому самый ответственный. В это время закладываются основы всех психических свойств и качеств личности, познавательных процессов и видов деятельности.

В раннем детстве ребёнок познавал социальную действительность со стороны предметов, созданных людьми. «Перед дошкольниками «открывается» мир взрослых со стороны их взаимоотношений и деятельности. Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте перестраивается в следующее соотношение: ребёнок - предмет - взрослый» [7, с. 36].

Главная потребность ребёнка состоит в том, чтобы войти в мир взрослых, как бы действовать вместе с ними. Но реально выполнить функции старших ребёнок не может. Поэтому складывается противоречие между его потребностью быть как взрослый и ограниченными реальными возможностями. Данная потребность удовлетворяется в новых видах деятельности, которые осваивает дошкольник.

Все виды деятельности дошкольника объединяет их моделирующий характер. Дети моделируют взаимоотношения людей, когда разыгрывают какой-либо сюжет в игре. Они создают модели, «отражающие взаимосвязи между предметами, когда используют заместители вместо реальных предметов. Рисунок является наглядной моделью изображаемого объекта или ситуации» [7, с. 36].


В то же время виды деятельности дошкольника различаются с точки зрения отношений, которые складываются между ребёнком и взрослым, т.е. по тому, в какой форме взрослый присутствует в той или иной деятельности малыш. В игре взрослый, его общественные функции, отношения к вещам и другим людям присутствуют опосредованно, через роль. Благодаря роли, её действенному воплощению дошкольник усваивает принятые в обществе отношения к людям и вещам.

Близко к игре стоят продуктивные виды деятельности. В них окружающая действительность опосредуется в форме представления ребёнка о предметах и ситуациях. В различных видах труда, доступных дошкольнику, он становится непосредственным сотрудником взрослого, как и в бытовой деятельности. И в то же время ребёнок вступает в отношения со взрослыми через социально-значимый результат своего труда.

У ребёнка развито устойчивое положительное отношение к себе, уверенность в своих силах. Он в состоянии проявите эмоциональность и самостоятельность в решении социальных и бытовых задач. При организации совместных игр использует договор, умеет учитывать интересы других, в некоторой степени сдерживать свои эмоциональные порывы.

В дошкольном возрасте происходит значительное расширение рамок общения со взрослыми прежде всего за счёт овладения речью, которая «выводит коммуникативные контакты за пределы конкретной ситуации, расширяет их границы. Теперь общение происходит по поводу познавательных, нравственных, личностных проблем. К тому же ребёнок общается не только с близкими людьми, педагогами, но и с посторонними, интенсивно развиваются формы и содержания общения со сверстниками, превращаясь в мощный фактор психического развития, который влечёт за собой освоение соответствующих коммуникативных умений и навыков» [7, с. 36 - 37].

Ведущим видом деятельности выступает сюжетно - ролевая игра. Именно в ней ребёнок берёт на себя рот взрослого, выполняя его социальные, общественные функции.

Развитие произвольности и волевого начала проявляется в умении следовать инструкции взрослого, придерживаться игровых правил. Ребёнок стремится качественно выполнить какое-либо задание, сравнить с образцом и переделать, если что-то не получилось.

Попытки самостоятельно придумать объяснения различным явлениям свидетельствует «о новом этапе развития познавательных способностей. Ребёнок активно интересуется познавательной литературой, символическими изображениями, графическими схемами, делает попытки использовать их самостоятельно» [7, с. 76].


У детей старшего дошкольного возраста уже сформирована «достаточно высока! компетентность в различных видах деятельности и в сфере отношений. Эта компетентность проявляется прежде всего в способности принимать собственные решения на основе имеющихся знаний, умений и навыков» [7, с. 76].

Детям старшего дошкольного возраста свойственно преобладание общественно значимых мотивов над личностными. Происходит постепенное разрешение противоречия между эгоцентризмом и коллективистской направленностью личности в пользу децентрации. В процессе усвоения нравственных норм и правил формируется активное отношение к собственной жизни, развивается эмпатия, сочувствие.

Главным новообразованием становится «новая внутренняя позиция, новый уровень осознания своего места в системе общественных отношений» [7, с. 37]. Если ребёнок в конце раннего детства говорит: «Я большой», - то дошкольник к 7 годам начинает считать себя маленьким. Такое понимание основано на осознание своих возможностей и способностей.

Самооценка ребёнка старшего дошкольного возраста достаточно адекватна, более характерно её завышение, чем занижение. Ребёнок более объективно оценивает результат деятельности, чем поведение.

В дошкольном детстве значительные изменения происходят во всех сферах психического развития ребёнка. Как ни в каком другом возрасте, ребёнок осваивает широкий круг деятельности - игровую, трудовую, продуктивные, бытовую, общение.

Главным итогом развития всех видов деятельности, «с одной стороны, выступает овладение моделированием как центральной умственной способностью (Л.А. Венгер), с другой стороны, формирование произвольного поведения (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин). Дошкольник учится ставите более отдалённые цели, опосредованные представлением, и стремится к их достижению, несмотря на препятствия» [5, с. 37].

В познавательной сфере главным достижением является освоение средств и способов познавательной деятельности. В 6-7 лет развивается наглядно-образное мышление с элементами абстрактного. Воображение «нуждается в опоре на предмет в меньшей степени, чем на предыдущих этапах развития. оно переходит во внутреннюю деятельность, которая проявляется в словесном творчестве (считалки, дразнилки, стихи), в создании рисунков, лепке и т.д.» [6, с. 77].

Между познавательными процессами устанавливаются тесные взаимосвязи, они всё более и более интеллектуализируются, осознаются, приобретают произвольный, управляемый характер. Складывается первый схематический образ детского мировоззрения на основе дифференциации природных и общественных явлений, живой и неживой природы, растительного и животного мира.


В сфере развития личности возникают первые этические инстанции, складывается соподчинение мотивов, формируется дифференцированная самооценка и личностное сознание. Происходит постепенный переход от игры как ведущей деятельности к учению.

Конец дошкольного детства знаменует собой стремление занять более взрослую позицию, т.е. пойти в школу, выполнять более высоко оцениваемую обществом и более значимую для него деятельность - учебную.

Таким образом, дошкольный возраст можно назвать периодом наиболее интенсивного освоения смыслов и целей человеческой деятельности, периодом интенсивной ориентации в них.

Нравственные нормы и правила определяют социально одобряемые способы поведения человека в разнообразных ситуациях. Они регулируют взаимоотношения между людьми в процессе их совместной деятельности, общения. С момента рождения взрослые организуют жизнь младенца по социальным правилам, прежде всего, в соответствии с режимом дня. Нравственное развитие, как отмечает Г.А. Урунтаева, одна из центральных линий психического развития в дошкольном детстве. Она включает три взаимосвязанные сферы: становление нравственного сознания, формирование нравственного поведения, нравственных переживаний и чувств» [8, с. 242].

Дети усваивают моральные знания («что такое хорошо, а что такое плохо»). У них складываются первоначальные моральные суждения, представления и оценки, первоначальное понимание общественного смысла нравственных норм. Дошкольники могут объяснить кого можно назвать лживым, трусливым, жадным, вежливым и пр. Они понимают, почему надо уважать старших, помогать младшим ,нельзя мешать другим, когда они чем- то заняты.

В дошкольном возрасте, как отмечает Г.А. Урунтаева, «возникает действенность представлений. Ребёнок учится следовать нормам морали, самостоятельно делать правильный моральный выбор, даже когда уверен в своей безнаказанности. У детей возникает сознательна! нравственность.

В сфере морально ценных переживаний у ребёнка складываются морально ценные и морально одобряемые отношения к другим людям, т.е. формируются нравственные чувства. К ним относятся сочувствие и сопереживание другому человеку, его бедам и радостям, чувство стыда и вины при нарушении нормы поведения» [8, с. 243].

Следует подчеркнуть, что «нравственное воспитание личности не совершается только в раннем возрасте, а продолжается в течение всей жизни, поэтому очень существенным и важным является «фундаментальное основание формирования нравственных ценностных ориентаций в дошкольном возрасте. Определяющим фактором этого аспекта воспитания подрастающего поколения ученые определяют окружающую действительность как в макро- и микро-системах, так и в экосистеме» [13, с. 17].