Файл: Содержание и организация общения дошкольников как средство нравственного воспитания.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 87

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.2. Требования ФГОС ДО и программ воспитания в детском саду к формированию нравственных ценностей у детей дошкольного возраста

B настоящее время идёт интенсивное развитие дошкольного образования в разных направлениях: повышается интерес к личности ребёнка дошкольного возраста, его уникальности, развитию у него потенциальных возможностей и способностей; предъявляются качественно новые требования к дошкольнику как развивающейся личности, способной к дальнейшей жизнедеятельности для своего блага и процветания отечества; дошкольный возраст рассматривается как фундаментальный период целенаправленного развития базовых качеств личности.

Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования представлены в виде целевых ориентиров, в которых отражены социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. В соответствии с целевыми ориентирами нравственные ценности дошкольников складываются из установки положительного отношения к миру; способности оценивать поступки людей и следовать социальным нормам и правилам; адекватного проявления своих чувств во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.

Согласно ФГОС ДО, деятельность дошкольных образовательных организаций направлена на всестороннее развитие ребенка с последующей адаптацией в обществе.

ФГОС ДО ориентирует образовательные организации на решение следующих задач:

«1) охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

  1. обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
  2. обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее

  • преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);
  1. создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
  2. объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
  3. формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности» [6].

В ФГОС ДО все направления развития и образования дошкольников представлены в пяти образовательных областях: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие и физическое развитие. Знания, умения и навыки дошкольников развиваются и формируются

при обязательном учете принципа интеграции образовательных областей и комплексно-тематического принципа, построения образовательного процесса. Физическое развитие:

  • приобретение опыта в двигательной деятельности;
  • развитие физических качеств;
  • правильное формирование опорно - двигательной системы организма, развитие равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики;
  • правильное выполнение основных движений;
  • формирование начальных представлений о некоторых видах спорта;
  • овладение подвижными играми с правилами;
  • становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
  • становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами.

Социально-коммуникативное развитие:

  • нравственное воспитание,
  • патриотическое воспитание,
  • правовое воспитание,
  • гендерное воспитание,
  • коммуникативное развитие,
  • трудовое воспитание,
  • формирование основ безопасности жизнедеятельности.

Познавательное развитие:

  • ознакомление с окружающим социальным миром,
  • ознакомление с окружающим природным миром,
  • ознакомление с окружающим предметным миром,
  • формирование элементарных математических представлений,
  • экспериментирование и исследовательская деятельность,
  • сенсорное развитие.

Речевое развитие:

  • формирование звуковой культуры речи,
  • формирование словаря,
  • формирование грамматического строя речи,
  • развитие связной речи,
  • развитие речевого творчества,
  • ознакомление с художественной литературой. Художественно-эстетическое развитие:
  • развитие восприятия произведений искусства и литературы,
  • музыкальное развитие,
  • рисование,
  • лепка,
  • конструирование.

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе,других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мирт, природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).


Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Законодательное обоснование приоритета задач нравственного и духовно-нравственного воспитания отражено в следующих нормативных документах: Федеральный Закон «Об образовании в РФ» (№ 273-ФЗ, с изменениями 2016 г.), Конституция РФ (изменения РФ от 22.11.2016 № 54), Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ» (ред. от 21.07.2011), Конвенция о правах ребёнка, Федеральная программа «Патриотическое воспитание» где даётся установка на «..воспитание граждан на традиционных духовно-нравственных ценностях российской культуры для обеспечения духовно-нравственного единства общества, снижения степе™ идеологического противостояния, возрождения истинных духовных ценностей российского народа, упрочнения единства и дружбы народов Российской Федерации».

В числе наиболее популярных образовательных программ для детей дошкольного возраста, утверждённых Министерством образования РФ, можно назвать программы «Развитие», «Радуга», «Золотой ключик», «Детство», «Дружные ребята», «Истоки», «Детский сад 2100». Программа «Развитие», разработанная Л.А. Венгером, получила достаточно широкое распространение в нашей стране. Её авторы не ставят перед собой специальной задачи нравственного воспитания детей, - оно достигается «общей организацией жизни группы, эмоционально привлекательными для детей видами деятельности, вниманием со стороны взрослых к каждому ребёнку и к взаимоотношениям детей между собой» [9, с. 7] .

Несмотря на это, в программе заложены предпосылки формирования нравственных ценностей через игру, изобразительную деятельность и знакомство с художественной литературой.


Популярна сегодня и программа «Радуга», которая в качестве цели воспитания выделяет развитие дружелюбия и терпимости по отношению к сверстникам. Как считают её авторы, добиться этого можно путём формирования у детей определённых моральных норм: ритуалов приветствия и прощания; празднования дней рождений; помощи ребятам в конфликтных ситуациях; нейтрализации агрессивных проявлений; демонстрации малышам норм справедливости и равноправия. Другой своей важной целью эта программа называет формирование у детей эмоциональной отзывчивости к переживаниям и проблемам других людей. Эту задачу предлагается решать, пробуждая в ребятах способность откликаться на чужую боль, на переживания взрослых и сверстников; демонстрируя им примеры чуткого отношения к живым существам; акцентируя детское внимание на общем сходстве чувств всех людей (боль, страх).

Широкое распространение получила в наши дни комплексна! образовательная программа «Детство», разработанная коллективом кафедры дошкольной педагогики Российского государственного педагогического университета им. А.И. Г ерцена. В отличие от других программ, нравственное развитие ребёнка и формирование гуманных отношений с другими детьми является здесь одной из приоритетных задач.

Девиз программы - «Чувствовать - Познавать - Творить». А потому проблема эмоционального развития дошкольника, обеспечение ему эмоционально-комфортного состояния в общении со взрослым и сверстниками, гармоничное взаимодействие с предметным миром решается в разделе «Чувства», в задачи которого входит развитие «эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении и поступках» [14].

Авторы программы предлагают решать все поставленные задачи через «усвоение детьми идеи единства всего живого». Обсужда! с ребятами различные проблемные ситуации, воспитатель знакомит их с эмоциональными переживаниями и поступками людей, доступными детскому пониманию в данном возрасте. И дета сами, по мнению авторов, начинают осознавать, какие поступки приводят к тем или иным переживаниям. Так у них формируется понятие о гуманном и негуманном поведении. Ещё одним важным средством развития эмоциональной отзывчивости дошкольников в программе «Детство» (как и в ряде других) является приобщение к искусству: музыке, литературе, народной культуре.

Во многих детских садах активно используется программа «Дружные ребята», разработанная авторским коллективом под руководством Р.С. Буре. Её отличие от иных программ в том, что она имеет гуманистическую направленность, ставит своей задачей формирование гуманных чувств и дружеских отношений между дошкольниками. Это достигается, по замыслу авторов, путём осознания детьми ценности доброжелательного отношения к другим людям и через обучение эмоционально предвосхищать последствия своих поступков. Гуманистическая направленность поведения в этот программе понимается как обобщённая характеристика поведения ребёнка, которая отражает детское умение ориентироваться в возникшей социальной ситуации, осознавать суть происходящего и проявлять эмоциональную чувствительность к состоянию сверстников.