Файл: Содержание и организация общения дошкольников как средство нравственного воспитания.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 96

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  • Первый год жизни характерен потребностью ребенка в эмоционально-телесном контакте с матерью, что является первой социально-нравственной потребностью. В процессе такого общения формируется начальная форма эмоционально-нравственного понимания речи, доверие, открытость окружающему миру. - Последующие два года ребенка характеризуются осваиванием предметного мира с уяснением смысла и назначения объектов познания. Создание необходимых условий способствует формированию такой нравственной ценности как сочувствие, которое закладывает нравственную ориентировку ребенка в мире. - В младшем дошкольном возрасте (3-4 года) «в общении с близкими взрослыми ребенок осваивает нравственный смысл: «добрый-злой», «хорошо-плохо», «можно-нельзя- надо» [4, с. 88], что обеспечивает конструктивные отношения с окружающим миром. Ребенок к концу третьего года приобретает доверие, милосердие и послушание; трудолюбие и потребность помогать старшим, заботиться о них.

В среднем дошкольном возрасте (4-5 лет) к уже сформировавшимся нравственным качествш добавляются такие как умение подчинять свои желания требованиям других, ответственность за порученное деда, развиваются религиозные чувства, любовь к Богу. Для детей 5-6 лет характерно умение управлять своим поведением, формирование религиозных чувств не только на эмоциях, но и используя определенные знания, правильное представление о добре и зле, справедливости. Духовнонравственное развитие ребенка этого возраста в процессе бытовой, игровой и изобразительной деятельности обеспечивает освоение основных принципов мировосприятия и мироустройства. Дети 5-6 лет способны идентифицировать себя с другими взрослыми, персонажами сказок. Доверие ко взрослым и подражание им позволяет принять такую норму поведения, как правдивость. В шесть-семь лет происходит осознание своего «Я».

Целостность осознания у детей 6-7 лет собственного «Я», как устойчивое и определяющее личностное основание, сохраняется в дальнейшем вплоть до взрослого возраста.

Таким образом, формирование нравственных ценностных ориентаций старших дошкольников предусматривает развитие и воспитание таких качеств личности как мотивация к социально-моральному поведению, эмоционально-чувственная реакция на явления окружающей действительности, которые в последующем развитии ребенка формируются в единую систему. Анализируя компоненты формирования мотивационно-поведенческих и эмоционально-чувственных составляющих нравственного воспитания дошкольников, С. Козлова выделяет ряд этапов формирования нравственных ориентаций дошкольников, указывая, что они осуществляются за алгоритмом.


Содержание каждого этапа становления личности ребенка согласовывается в соответствии с программой развития и воспитания дошкольников и младших школьников, таких как программа С. Козловой «Я

  • человек!», Р. Буре «Дружные ребята» и др. Опираясь на требования ФГОС ДО и вышеизложенные научные подходы к формированию нравственных ценностей у старших дошкольников.

Итак, к особенностям формирования нравственных ценностей в дошкольном возрасте относятся:

  • дети усваивают моральные знания;
  • складываются первоначальные моральные суждения, представления и оценки, первоначальное понимание общественного смысла нравственных норм;
  • возникает действенность представлений. Ребёнок учится следовать нормам морали, самостоятельно делать правильный моральный выбор, даже когда уверен в своей безнаказанности;
  • у детей возникает сознательна! нравственность;
  • у ребёнка складываются морально ценные и морально одобряемые отношения к другим людям, т.е. формируются нравственные чувства.

Как известно, дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Прочность, устойчивость нравственного качества зависят от того, как оно формировалось, какой механизм был положен в основу педагогического воздействия. Рассмотрим механизм нравственного становления личности дошкольника в ДОУ.

Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им.

У ребенка должно появиться желание овладеть нравственным качеством, т.е. важно, чтобы возникли мотивы для приобретения соответствующего нравственного качества.

Появление мотива влечет за собой отношение к качеству, которое, в свою очередь, формирует социальные чувства. Чувства придают процессу формирования личностно значимую окраску и потому влияют на прочность складывающегося качества.

Но знания и чувства порождают потребность в их практической реализации - в поступках, поведении. Поступки и поведение берут на себя функцию обратной связи, позволяющей проверить и подтвердить прочность формируемого качества.

Таким образом, вырисовывается механизм нравственного воспитания: (знания и представления) + (мотивы) + (чувства и отношения) + (навыки и привычки) + + (поступки и поведение) = нравственные ценности. Данный механизм имеет объективный характер, он проявляется всегда.


Г лавная особенность механизма нравственного воспитания заключается в отсутствии принципа взаимозаменяемости. Это значит, что каждый компонент механизма важен и не может быть ни исключен, ни заменен другим. При этом действие механизма носит гибкий характер: последовательность компонентов может меняться в зависимости от особенности качества (от его сложности и т. п.) и от возраста объекта воспитания.

В первую группу задач нравственного воспитания входят задачи формирования его механизма: представлений, нравственных чувств, нравственных привычек и норм, практики поведения.

Вторая группа задач нравственного воспитания отражает потребности общества в людях, обладающих конкретными, сегодня востребуемыми качествами.

Таким образом, дошкольный возраст можно назвать периодом «чувствительности» к формированию нравственных ценностей и норм. На основе анализа возрастных особенностей старшего дошкольного возраста и механизма формирования нравственных ценностей можно выделить особенности формирования нравственных ценностей в дошкольном возрасте в ДОУ: дети усваивают нравственные ценности в виде представлений, у них складываются первоначальные моральные суждения и оценки; у ребёнка складываются эмоционально-ценные и морально-одобряемые отношения к ценностям, т.е. формируются нравственные чувства; возникает действенность нравственных ценностей, дошкольник учится следовать ценностям и нормам морали и нравственности, самостоятельно делать нравственный выбор.

Глава 2 ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДОУ

2.1.Организация и методы исследования нравственных ценностей дошкольников

Организация исследования формирования нравственных ценностей старших дошкольников проходило в три этапа:

  1. Разработка программы исследования. Подбор методики исследования. Проведение методики с детьми старшего дошкольного возраста. Анализ результатов первичной диагностики.
  2. Разработка занятий, направленных на формирование нравственных ценностей у дошкольников посредством сказки. Реализация программы занятий с детьми старшего дошкольного возраста.
  3. Проведение повторной диагностики, анализ полученных результатов и сравнительно-сопоставительный анализ результатов первичной и повторной диагностики.

Для диагностики нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста применяется методика «Закончи историю» (модифицированный вариант Калининой Р.М.).

Цель - изучение понимания детьми старшего дошкольного возраста нравственных ценностей (щедрость - жадность, трудолюбие - лень, правдивость - лживость, внимание к людям - равнодушие), определить умение детей соотносить эти нормы с реальными жизненными ситуациями, разрешать проблемные ситуации на основе нравственных норм и давать элементарную нравственную оценку.

В индивидуальной беседе ребёнку предлагают продолжить каждую из предлагаемых историй («Я буду рассказывать тебе истории, а ты их закончи»), посте этого ребёнку читаю по очереди четыре истории (в произвольном порядке).

История первая. Люба и Саша рисовали. Люба рисовала красным карандашом, а Саша зелёным. Вдруг Любин карандаш сломался. «Саша, -сказала Люба, - можно мне дорисовать картинку твоим карандашом?» Саша ответил ...

Что ответил Саша? Почему ?

История вторая. Кате на день рождения мат подарила красивую куклу. Катя стала с ней играть. К ней подошла её младшая сестра Вера и сказала: «Я тоже хочу поиграть с этой куклой». Тогда Катя ответила ....

Что ответила Катя? Почему ?

История третья. Дети строили город. Оля стояла рядом и смотрела, как играют другие дети. К детям подошла воспитательница и сказала: «Мы сейчас будем ужинать. Пора складывать кубики в коробку. Попросите Олю помочь вам». Тогда Оля ответила ...

Что ответила Оля? Почему? Как поступила Оля? Почему?

История четвёртая. Петя и Вова играли вместе и сломали красивую дорогую игрушку. Пришёл папа и спросил: «Кто сломал игрушку?» Тогда Петя ответил ...

Что ответил Петя? Почему? Как поступил Петя? Почему?

Все ответы ребёнка по возможности фиксируются в протоколе.

Например, Олег Н., на историю первую дал следующие ответы:

  1. вопрос: можно; надо делиться; 2 вопрос: можно, с маленькими надо делиться; 3 вопрос: я не буду собирать, не играла, поступила плохо, надо помогать - ответы ребёнка свидетельствуют о том, что он может оценивать поступок как плохой или хороший в соответствии с правилами, усвоенными им от взрослых, склонен судить о поступках по важности их последствий, а не по намерениям человека (надо делиться - щедрость; можно, она маленькая
  • внимание к людям, уважение; не буду собирать, значит поступила плохо - лень).

Результаты данной методики позволят выявить, какие нравственные ценности освоены детьми данной группы, как ребенок понимает особенности чувств других людей и предполагает выделение разных уровней освоения детьми нравственных ценностей по которым можно будет судить об особенностях освоения детьми группы нравственного воспитания.


Были выделены три критерия, которые отслеживались при определнии сформированности инравственных ценностей: называют нравственную норму, оценка поведения детей, мотивировка оценки. Уровни сформированности нравственных ценностей были определены следующим образом: высокий (3) - в ответах детей присутствуют все три критерия, ребенок получает три балла; средний (2) - в ответах детей присутствуют два критерия, ребенок получает два балла; низкий (1 или 0) - в ответах детей отсутствуют критерии или присутствуют один критерий, ребенок получает ноль или один балл. Исследование проводилось в старшей группе Лесосибирского детского дома, выборка составила 15 человек. Результаты первичной диагностики отражены в табл.1.

Таблица 1 - Оценка осознания детьми нравственных ценностей по методике «Закончи историю» (модифицированный вариант Калининой Р.М.):первичная диагностика.

Испытуемые

Называют

нравственную

норму

Оценка

поведения

детей

Мотивировка

оценки

Количество

баллов

1

Олег Н.

+

+

+

3

2

Рома Л.

-

+

+

2

3

Витя Г.

+

-

+

2

4

Аня Е.

+

+

-

2

5

Вера Ш.

+

+

+

3

6

Максим Т.

+

+

-

2

7

Оля Т.

-

+

+

2

8

Сережа К.

-

-

-

0

9

Леня М.

+

+

-

2

10

Илья К.

+

+

+

3

11

Антон В.

+

+

-

2

12

Ксюша А.

+

-

-

1

13

Наташа Ц.

+

+

+

3

14

Эля П.

-

-

+

1

15

Игорь П.

+

-

+

2

Из таблицы, мы видим, что у 26 % испытуемых (Олег Н., Вера Ш., Илья К., Наташа Ц.) , то есть воспитанники могут оценивать поступок как плохой или хороший в соответствии с правилами, усвоенными им от взрослых, склонны судить о поступках по важности их последствий, а не по намерениям человека, суждения выносятся в зависимости от того