Файл: Содержание и организация общения дошкольников как средство нравственного воспитания.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 94

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Требования ФГОС ДО и образовательных программ дошкольного образования к организации образовательного процесса в ДОУ содержат целый спектр нравственных ценностей в каждой образовательной области (ценностей здорового образа жизни; ценностно - смыслового восприятия и понимания произведений искусства; представлений о социокультурных ценностях народа; норм и ценностей принятых в обществе и др.). В ФГОСДО нравственные ценности рассматриваются во всех пяти образовательных областях: социально - коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. Многообразие образовательных программ дошкольного образования позволяет учитывать условия реализации (географические, социокультурные, национальные, конфессиональный и др) и выбрать педагогическому коллективу ДОУ методы и технологии формирования нравственных ценностей.

В ходе нашего исследования мы выяснили, что к особенностям формирования нравственных ценностей в дошкольном возрасте относятся: усвоение детьми дошкольного возраста нравственных ценностей знаний, формирование первоначальных нравственных суждений; представлений и оценок, первоначальное понимание общественного смысла нравственных норм. Возникает действенность представлений. Мы также можем отметить, что формирование нравственных ценностей детей старшего дошкольного возраста осуществляется педагогом через игру, именно в ней ребёнок берет на себя роль взрослого, выполняя его социальные, общественные функции, через общение со сверстниками в разных видах деятельности, в результате которого формируется “детское общество”. Это создает определенные предпосылки для воспитания коллективных взаимоотношений. Знакомство с художественной литературой (знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы), основные виды деятельности дошкольников находят своё отражение в нравственном потенциале сказки и труда, где предметноразвивающая среда соответствует традициям русской культуры.

Логика выпускной квалифицированной работы предполагает проведение опытно-экспериментальной работы по формированию у старших дошкольников нравственных ценностей посредством русской народной сказки.

На первом этапе опытно-экспериментальной работы нами была проведена методика «Закончи историю» (модифицированный вариант Калининой Р.М.) для выявления уровня сформированности нравственных ценностей детей старшего дошкольного возраста. После обработки данных первичного исследования мы получили следующие результаты 4 дошкольника показали высокий уровень осознания нравственных ценностей (26%); средний уровень осознания нравственных ценностей у 8 дошкольников (58%); а низкий уровень осознания нравственных ценностей у 2 дошкольников (16%). Исходя из результатов первичной диагностики, мы посчитали необходимым разработать и внедрить программу формирования нравственных ценностей старшего дошкольного возраста посредством сказки.


На втором этапе нашего эксперимента мы разработали и внедрили систему занятий «Сказка», направленную на формирование нравственных ценностей дошкольника средствами русской народной сказки.

На заключительном этапе была проведена повторная диагностика, получены и проанализированы результаты: 10 дошкольников показали высокий уровень осознания нравственных ценностей (67%); средний уровень осознания нравственных ценностей у 3 дошкольников (20%); а низкий уровень осознания нравственных ценностей показал 2 дошкольника (13%); налицо положительная динамика формирования нравственных ценностей у старших дошкольников.

Проведённая система занятий, направленных на повышение уровня нравственных ценностей показала свою состоятельность и эффективность и подтвердила нашу гипотезу.

Таким образом, задачи исследования нами решены, гипотеза подтверждена, цель достигнута.

Список литературы:

  1. Аксёнова, А.И. Духовно-нравственное воспитание дошкольников в процессе театрализованной деятельности /А.И. Аксёнова, С.И. Семенака //Начальная школа плюс До и После. - 2014. - №5. - С. 41 - 45.
  2. Андреев, В.И. Диалектика воспитания творческой личности / В.И. Андреев. - Казань, 1988. - 41 с.
  3. Архангельский, Л.М. Комплексный подход в теории и практике нравственного воспитания /Л.М. Архангельский //Коллектив как фактор нравственного воспитания. - Москва: Знание, 1983. - 159 с.
  4. Батурина, Г.И. Народная педагогика в современном учебновоспитательном процессе / Г.И. Батурина, Т.Ф. Кузина. - Москва: «Школьная Пресса», 2007. - 144 с.
  5. Батурина, Г.И. Нравственное воспитание на народных традициях / Г.И. Батурина, К.Л. Лисова, Г. Ф. Суворова. - Москва: Народное образование, 2008. - 112 с.
  6. Божович, Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе / Л.И. Божович // Вопросы психологии. - 1998. - № 4. - С. 46-58.
  7. Веденеева, Г.И. Правила нравственного поведения и их выполнение: детская рефлексия и педагогическая оценка/ Г.И. Введенская // Начальная школа плюс до и после. - 2011. - № 11. - С. 73 - 77.
  8. Величко, О.Ю. Методы стимулирования нравственного развития младших школьников/О.Ю. Величко // Начальна! школа. - 2010. - №7. - С. 97 - 100.
  9. Венгер, Л.А. Готов ли ваш ребёнок к школе? / Л. А. Венгер. - Москва: Просвещение, 1994. - 189 с.
  10. Вечканова, И.Г. Театрализованные игры в реабилитации дошкольников с интеллектуальой недостаточностью / И.Г. Вечканова Москва: «Академия», 2006 с.
  11. Волобуева, Л. Ранний и дошкольный возраст: вопросы нравственного воспитания в педагогических концепциях И.А. Сикорского иВ.М. Бехтерева /Л. Волобуева, Е. Авилова // Дошкольное воспитание. - 2007. -№3. - С. 88 - 91.
  12. Гарбуза, Л.Г. Духовно-нравственное воспитание дошкольников сказкой / Л.Г. Г арбуза // Дошкольная педагогика. - 2012. - № 5. - С. 18 - 22.
  13. Голубков, В. О. Ценностные ориентации детей старшего дошкольного возраста как фактор нравственного воспитания /В. О. Голубков, А.В. Кузнецова, М. Ю. Ушков // Вопросы дошкольной педагогики. - 2016. - №3. - С. 14 -17.
  14. Гончарова, Н.В. План-программа педагогического процесса в детском саду : метод. пос. для воспитателей детского сада ; под. ред.З.А. Михайловой / Н.В. Гончарова. - Москва: «Академия», 2006. - 255 с.
  15. Грибок, В.В. Художественная литература как средство формирования социально-нравственного поведения детей дошкольного возраста / В.В. Грибок, И.А. Рыбакова // Дошкольная педагогика. - 2013. - № 1. - С. 16 - 19.
  16. Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. - Москва: «Академия», 2009.
  17. Дарвиш, О.Б. Возрастная психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /О.Б. Дарвиш; под ред. В.Е. Клочко. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. - 264с.: ил.
  18. Детский сад - Дом радости. Примерная образовательная программа дошкольного образования инновационного, целостного, комплексного, интегративного и компетентностного подхода к образованию, развитию и саморазвитию дошкольника как неповторимой индивидуальности / Н.М. Крылова. - 3-е изд., перераб. и доп. в соответствии ФГОС ДО. - Москва: ТЦ Сфера, 2014. - 264 с.
  19. Додокина, Н.В. Развитие воспитательного потенциала семьи средствами семейного театра / Н.В. Додокина // Народное образование. - № 6. - Электронная версия. - С. 95-122.
  20. Додокина, Н.В. Семейный театр - форма взаимодействия ДОУ и семьи / Н.В. Додокина // Управление ДОУ. - 2005. - № 5. - С. 104-106.
  21. Емельянова, Е.И. О сущности развития программ духовнонравственного развития дошкольников /Е.И. Емельянова //Начальная школа плюс До и После. - 2010. - № 9. - С. 1 - 5.
  22. Емельянова, Е.И. Развитие духовно-нравственного потенциала ребёнка как фактор самореализации в социуме /Е.И. Емельянова //Начальная школа плюс До и После. - 2009. - №11. - С. 1 - 5.
  23. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы / Е.П. Иьин. - СПб.: Питер, - 201с.
  24. Истоки: Примерная образовательная программа дошкольного образования. - Москва: ТЦ Сфера, 2014. - 161 с.
  25. Кадырова, Е.П. Программа формирования нравственности функционально грамотной личности / Е.П. Кадырова // Начальная школа плюс До и После. - 2010. - № 9. - С. 27 - 30.
  26. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика : учеб. пос. /С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - Москва: Академия, 2007. - 416 с.
  27. Коменский Я.А. о воспитании: Золотой фонд педагогики/ Сост. Н.М. Матвеева. - Москва: «Школьная Пресса», 2003. - 197с. - («Воспитание школьников. Библиотека журнала». Вып. 45).
  28. Конохова, Е.С. Использование образовательных ситуаций в процессе нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста / Е.С. Конохова // Дошкольная педагогика. - 2014. - № 9. - С. 14- 17.
  29. Кузьменко, Г.Н. Этика / Г.Н. Кузьменко. - Москва: ИНФА-М, Издательство «Весь Мир», 2007. - 144 с.
  30. Куревина, О.А. Воспитание основ духовности и нравственности / О.А. Куревина // Начальная школа плюс До и После. - 2010. - № 9. - С. 3 - 5.
  31. Маркушева, М.Е. Нравственное развитие детей дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. - 2013. - № 3. - С. 20 - 23.
  32. Маслов, С.И. Нравственные ценности в учебном процессе /С.И. Маслов //Проблемы становления и развития ценностных ориентаций : сб. ст. - Тула : ТГПУ, 1997.
  33. Маханёва, М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста / М.Д. Маханёва. - Москва: Аркти, 2007. - 72с.
  34. Маханёва, М.Д. Театрализованные занятия в детском саду / М.Д. Маханёва. - Москва: ТЦ Сфера, 2004. - 128 с.
  35. Меренков, А. В. Формирование нравственных качеств как важнейший аспект подготовки к школе / А. В. Меренков, Л. Н. Буйлова, Н. В. Кленова // Дошкольное воспитание. - 2001. - № 8. - С. 27 - 34.
  36. Новиков, Н.И. Избранные педагогические сочинения / Н.И. Новиков; сост. Н.А. Трушин/ Под ред. М.Ф. Шабаевой. - Москва: Просвещение, 1959. - 225с.
  37. Педагогический словарь: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /В.И. Загвязинский, А.Ф. Закирова, Т.А. Строкова и др.; под ред. В.И. Загвязинского, А.Ф. Закировой. - Москва: Издательский центр «Академия», 2008. - 352с.
  38. Примерная образовательная программа дошкольного образования «Вдохновение» / под ред. И.Е. Федосовой. - Москва: «Национальное образование», 2015. — 368 с.
  39. Шрагина, Л.И. Логика воображения: уч. пос. /Л.И. Шрагина. - Одесса: Полис, 1995. - 111 с.

Приложение

Таблица 3- Тематическое планирование по программе «Сказка»

Тема

Задачи

1

Сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

«Кто в горе руки опускает, тот и счастья не узнает»

Учить детей быть осторожными, осмотрительными с незнакомыми людьми. Формировать умение понимать смысл поговорок и пословиц, связанных с содержанием сказки. Способствовать развитию высших сфер личности ребенка, приобщению детей к духовным смыслам человеческой жизни, духовным образам любви, добра, спасения. Развивать восприятие русского фольклора, связанного со сказочной темой.

2

«За большим погонишься - и малое потеряешь»

(по сказке «Жадная собака») «Всякое дело - мера красит»

(по «Сказке о рыбаке и рыбке»)

На примере сказки дать такие понятия, как смирение - гордость, великодушие - недовольство, бескорыстие - жадность, послушание - своенравие, неблагодарность, грубость.

Дать понять, что нужно довольствоваться тем, что есть (не желать слишком многого).

Учить понимать смысл пословиц и поговорок: «Чего нет, того и хочется», «За большим погонишься - и малое потеряешь».

3

«Каков есть определить, такова и честь»

«поэтому Живи последующей для людей, поживут и мотивационной люди для тебя»

(по указывал сказке детей «Стойкий оловянный развитие солдатик»)

Дать

сопереживания нравственно-этические выделяя представления о стойкости и намерениям мужестве, любви и верности. называет Подвести предыдущих детей к пониманию образованию того, что в жизни нет взрослых мелочей количество и никем нельзя набравших пренебрегать.

Формировать представление о уровень воине соблюдением как воплощении верности сережа, стойкости и мужественности. образования Воспитывать музыкальной в детях такие склонны нравственные качества, как верность, формирование стойкость поступок и терпение.

4

Сказка проведения «Морозко»

«Без

музыкальной труда положительным нет плода»

Учить образным давать нравственную оценку многие поведения личности и поступков героев говорит сказки, поощрять учебной стремление личных подражать положительным основе персонажам. Способствовать воспитанию постепенного усидчивости словесное и трудолюбия. Воспитывать хорошо навыки дружелюбного

самим взаимодействия достигаются при объединении отдельных другим работ в коллективное панно.

5

Сказка «Цветик-семицветик» «Доброе дело век не забудется» «Без друга в жизни туго»

Закреплять навыки нравственного отношения к людям через игру-драматизацию отдельных эпизодов сказки. Воспитывать в детях желание помогать окружающим людям, воспитывать добрые качества: ответственность и способность проявить сострадание и жалость к другому человеку.

6

«Сказка о горделивом петушке» «Не задирай носа - споткнешься» «Хвались, да не попехнись»

Воспитывать дружелюбие, умение работать вместе, учить детей радоваться возможности общения, совместных занятий и совместного досуга; укреплять стремление детей к добродетелям и желание быть похожими на положительных героев сказок, рассказов; формировать отрицательное отношение к порокам и жалость, сочувствие по отношению к отрицательным персонажам, нежелание быть похожими на них.

7

Сказка «Сивка-бурка»

«За добро добром платят»

Воспитывать в детях послушание, милосердие, ответственность за порученные дела. Учить детей преодолевать трудности на пользу общего дела.

Тема

Задачи

8

Сказка «Царевна-Несмеяна день» «Долг платежом принятых красен ценностях»

Способствовать развитию когнитивный высших сфер личности художественная ребенка виды, приобщению к духовным сферу смыслам человеческой ценностей жизни принятых, духовным образам формируется любви, добра, спасения. флоренской Развивать духовных способность соотносить поколения словесное описание первую героев соответствии сказки с его музыкальным первый образом. Развивать любовь к педагогическом труду святынями, усидчивость, терпение хорошо, аккуратность.