Файл: Содержание и организация общения дошкольников как средство нравственного воспитания.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 83

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность исследования. Становление личности ребёнка, формирование у него определённо направленной нравственной позиции - сложный педагогический процесс, который необходимо соотносить с периодами взросления. На этапе старшего дошкольного возраста возможности нравственного воспитания расширяются. Это обусловлено возрастными изменениями, происходящими в умственном и эмоционально-волевом развитии дошкольников, их мотивационной сфере, в уровне общения и взаимодействия с окружающими.

B современном мире личностно-ориентированное образование рассматривается как многоуровневое пространство, как сложный процесс, создающий условия для развития личности. Его основной задачей является создание новой системы ценностей, способствующей формированию нравственной культуры ребенка, становлению гуманистически направленной личности. Вопрос о формировании нравственных ценностей дошкольников рассматривается в следующих документах: ФГОС ДО (Федеральный государственный стандарт дошкольного образования от 20 июля 2011 г. № 2151), Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012г. №273).

Становление нравственных ценностей дошкольников является одной из сложнейших задач воспитания в условиях современной дошкольной образовательной организации. Именно нравственное воспитание является главной задачей практически всех программ дошкольного образования.

Гипотеза исследования: процесс формирования нравственных ценностей у старших дошкольников может стать успешнее если:

  1. Определена сущность формирования нравственных ценностей дошкольников.
  2. Разработана и апробирована программа формирования нравственных ценностей посредством сказки.
  3. Разработана программа диагностики сформированности нравственных ценностей, выделены уровни и критерии.

Объект исследования: теоретические аспекты формирования нравственных ценностей дошкольников.

Предмет исследования: процесс формирования нравственных ценностей дошкольника в условиях ДОУ.

Цель исследования: изучить в теоретическом и практическом аспектах процесс формирования нравственных ценностей дошкольника в условиях ДОУ в процессе общения.

Задачи исследования:

  1. Раскрыть понятие и сущность нравственного воспитания как механизма формирования нравственных ценностей у детей дошкольного возраста.
  2. Проанализировать формирование нравственных ценностей у детей дошкольного возраста с учетом требований ФГОС ДО и программ воспитания в детском саду.
  3. Выделить особенности формирования нравственных ценностей в старшем дошкольном возрасте в ДОУ.
  4. Подобрать диагностический инструментарий и провести опытно-экспериментальную работу по формированию нравственных ценностей у старших дошкольников в условиях ДОУ.
  5. Разработать систему занятий, направленную на формирование нравственных ценностей у старших дошкольников.

Экспериментальная база исследования: констатирующий и формирующий этапы эксперимента проходил на базе Лесосибирского детского дома. Выборка составила 15 человек подготовительной группы.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ Нравственного воспитания дошкольников

1.1.Нравственное воспитание как механизм формирования нравственных ценностей дошкольников

C течением времени ребёнок постепенно овладевает принятыми в обществе нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, т.е. делает своими, принадлежавшими себе, способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, к себе. Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определённого набора нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих.

B дошкольном возрасте закладываются основы всех базовых понятий и навыков, необходимых для дальнейшей жизни. B это время происходит «интенсивная ориентировка дошкольников в отношениях людей, накапливается первый опыт самостоятельных, нравственно направленных поступков, развивается способность действовать в соответствии c доступными пониманию детей этическими нормами и правилами» [28, с.14].

Прежде чем раскрыть сущность нравственного воспитания, мы рассмотрим понятие «воспитание».

B педагогическом словаре «воспитание» трактуется как «целенаправленное создание условий и стимулирование развития человека, реализация его задатков и внутренних резервов; процесс субъект- субъектного взаимодействия, направленный на выработку определённых личностных качеств, которые задаются различными институтами общества» [4, с. 15]. Воспитание связано с духовным и физическим совершенствованием и самосовершенствованием личности в соответствии c потребностями общества и государства, интересами и возможностями самой личности. Воспитание — это многофакторный процесс, результат влияния которого на личность обусловлен сочетанием множества факторов: наследственностью, окружающей средой, целенаправленным воспитанием, интересами и потребностями самой личности.


Лихачёв Б.Т. определяет воспитание как общественное явление: «воспитание как общественное явление - сложный и противоречивый социально-исторический процесс вхождения, включения подрастающих поколений в жизнь общества, в быт, в общественно-производственную деятельность, в творчество, в духовность; становление их людьми, развитыми личностями и индивидуальностями, важнейшим элементом производительных сил общества, созидателями собственного счастья» [34, с. 37].

Для мыслящих людей разных исторических эпох было очевидным, что качество жизни народа зависит от его нравственности. Поэтому педагогика нравственного воспитания подрастающего поколения имеет большую историю. В истории педагогики на нравственное воспитание в разные эпохи обращали внимание такие педагоги как Я.А. Коменский, Жан-Жак Руссо, И.Г. Песталоцци, Н.И. Новиков, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Б.Т. Лихачёв и другие.

Важной частью воспитания Я.А. Коменский считал: «воспитание добра, нравственности, которые достигаются только путём воспитания. Высоконравственными категориями (т.е. ценностями) считал правдивость и честность, трудолюбие, уважение человеческой личности, любовь к родине и готовность пожертвовать собой ради её интересов, гуманизм и уважение достоинства других народов» [27, с.12].

O первостепенном значении нравственного воспитания говорил А.С. Макаренко: «воспитание детей - самая важная область нашей жизни. Наши дети - это будущие граждане нашей страны и граждане мира... Но и это не всё: наши дети - наша старость. Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши слёзы, эта наша вина перед другими людьми, перед всей страной» [33, с.115].

Нравственный идеал в понимании В.А. Сухомлинского включает в себя такие черты личности:

«- умение дорожить святынями Отечества как личными ценностями святынями своего сознания и сердца; это можно выразить и иначе - как «понимание и переживание цели, смысла жизни»;

  • гармоническое единство общественного и личностного, большого и малого в духовной жизни личности;
  • богатство духовного мирт, интересов и потребностей;
  • потребность человека в человеке как в носителе духовных ценностей;
  • чувство человеческого достоинства - уважение самого себя, умение дорожить своей честью, чуткость к оценке собственного поведения окружающими, стремление к нравственному совершенству;
  • любовь к труду, высокая нравственность трудовых отношений;
  • открытость сердца радостям и горестям других людей» [5, с.17].

В современной педагогической науке понятие «нравственное воспитание» имеет различные трактовки. Нравственное воспитание - это «целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества» [6, с. 1].

B педагогическом словаре нравственное воспитание трактуется как «воспитание, основанное на регулировании системы отношений человека и общества, формировании продуктивного отношения личности к людям, обществу, самому себе. Нравственное воспитание вводит ребёнка в систему принятых в обществе норм, формирует опыт деятельности, позволяющий осознавать разумность, объективность, необходимость тех или иных поступков, побуждает ребёнка к добрым поступкам, формирует потребность личности сделать себя и окружающее жизненное пространство более совершенным» [3, с.86].

Определяя нравственное воспитание, Б.Т. Лихачёв отмечал: «нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали организации всей жизни школьников: деятельности, отношений, общения - с учётом их возрастных особенностей. Результатом целостного процесса является формирование нравственно цельной личности, в единстве её сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков, привычек, общественно ценного поведения» [34, с. 371].

В психолого- педагогической литературе можно выделить следующие подходы к нравственному воспитанию:

Когнитивный подход рассматривает нравственное воспитание как процесс формирования самостоятельности и устойчивости суждений о нравственных нормах и ценностях, умения давать содержательную характеристику нравственным ценностям и анализировать, как именно они могут проявляться в собственном поведении. Основным структурным компонентом здесь выступает нравственное просвещение и нравственные представления (Л.М. Архангельский, Н.И. Болдырев).

Оценочно-эмоциональный подход не только рассматривает нравственное воспитание как процесс восприятия информации о нравственности и выработки собственных ценностей (знаниевый уровень), но и отводит в нём активную роль эмоциям, характеризующим отношение к нравственным ценностям, взаимоотношениям людей, устойчивость, глубину и силу нравственных чувств. Стержневым компонентом здесь выступает развитие нравственных чувств (И.Ф. Харламов, П.Ф. Каптерев)» [3, с.14].

Поведенческий (деятельностный) подход трактует нравственное воспитание как процесс формирования устойчивых сознательных навыков и привычек нравственного поведения, свободного нравственного самоопределения и самоуправления в процессе жизнедеятельности, стремления человека к нравственному идеалу. Основные компоненты нравственного воспитания в рамках данного подхода - формирование навыков и привычек поведения, умения делать нравственный выбор в процессе жизнедеятельности (К.Н. Вентцель, С.И. Гессен, Б.Т. Лихачёв, Л.Н. Толстой). Б.Т. Лихачёв указывал на то, что «нравственное воспитание не должно ограничиваться формальным заучиванием и отработкой привычек поведения, нравственные ценности человек способен постичь только методом проб и ошибок, в реальных жизненных ситуациях, активных взаимоотношениях с людьми, животными, природой, в процессе сознательного нравственного выбора» [34, с. 78].


Целостный, подход рассматривает нравственное, воспитание как «единый процесс развития нравственной личности. ребёнка, выделяя, в качестве структурных компонентов. нравственное просвещение, развитие нравственных чувств, формирование. навыков и привычек нравственного поведения, характера, черт личности» [13, с. 16].

Таким образом, нравственное воспитание представляет собой целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. Анализ категории «нравственное воспитание» показывает, что этот процесс ориентирован на формирование определенного набора нравственных ценностей, которые должны проявляться в нравственных качествах и нравственых поступках (действиях). Следовательно нравственное воспитание выступает механизмом формирования нравственных ценностей в следующей логике: формирование представлений о нравственных ценностях, формирование эмоциональноположительного отношения к нравственным ценностям, формирование нравственного поступка (действия).

Большое значение в процессе формирования нравственных ценностей у дошкольников, по мнению С.А. Козловой, «играет эмоциональная активность дошкольников. Эмоциональная активность - это заинтересованное восприятие познавательного материала, сопереживание, сочувствие, желание принять участие в событии, оценить его. Эмоциональная активность может проявляться в экспрессивной окраске речи, в мимике, жестах, движениях» [26, с. 112].

В дошкольном возрасте, по мнению Е. Смирновой, «особое значение в присвоении нравственных ценностей имеют эмоции и чувства» [2, с. 74].

Моделирование процесса формирования нравственных ценностей у детей дошкольного возраста предусматривает учет возрастных особенностей и выделение содержательной структуры нравственных ценностей детей данной возрастной группы. Отметим, что особенности развития ребенка дошкольного возраста определяются не только его физическими аспектами, но и воспитанием социально-нравственных устоев в процессе формирования специфических ценностных ориентаций.

Содержание данной процессуальной деятельности заключается в «становлении и развитии в ребенке первых моральных оценочных качеств и суждений. В процессе коммуникации со взрослыми и сверстниками у детей развивается способность понимать и уяснять, что такое норма поведения, формируется отношение к ней, результаты соблюдения норм поведения и их последствия при несоблюдении и т. д.» [13, с. 15].

Таким образом, нравственное воспитание представляет собой целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. Нравственные ценности представляют собой отражение реальных отношений людей друг к другу и к различным формам жизни общества в виде совокупности принципов, правил, норм, оценок, регулирующих общение и поведение людей в целях достижения единства общественных и личных интересов.