Файл: Приемка мясной, молочной, рыбной и мукомольно - крупяной продукции по качеству и количеству (Этапы приема товара по количеству и качеству).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 110

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рассматривая приемку с позиции правового регулирования, необходимо отметить, что данная процедура представляет собой акт реализации (исполнения) обязанности покупателя принять товар. С другой стороны, осуществление приемки товаров может свидетельствовать и о полном или частичном исполнении обязанности продавца передать товар в соответствии с заключенным договором.

Приемка как процедура удостоверения факта исполнения соответствующих гражданско – правовых обязанностей имеет прежде всего гражданско-правовое значение. Однако практика позволяет обратить внимание и на публично – правовые стороны приемки. Главным образом это относится к документам, оформляющим указанную процедуру. Во – первых, выделим процессуальный аспект, т.е. акт приемки или иной подобный документ может являться доказательством в арбитражном процессе. Во – вторых, акт приемки, особенно в сфере выполнения работ и оказания услуг, важен для налоговой сферы коммерсанта.

Правовое регулирование приемки товаров осуществляется различными нормативными актами. Прежде всего, необходимо выделить ГК РФ. Приемка товаров освещена в главе 30 «Купля – продажа». Однако законодатель в ГК РФ уделяет внимание приемке не только в сфере купли – продажи (торговли). В качестве примеров можно сослаться на ст. 720 ГК РФ о приемке заказчиком работы, выполненной подрядчиком, а также на ст. 909 ГК РФ, закрепившую обязанность товарного склада проверять товары при их приеме и во время хранения.

Рассматривая коммерческие отношения, стоит отметить, что приемка товаров характерна не только для оптовой торговли, но и для розничной. Соответственно источниками правового регулирования приемки товаров являются и отдельные акты действующего законодательства о защите прав потребителей.

Целый ряд нормативных правовых актов, традиционно относящихся к транспортному законодательству, устанавливает правовые особенности приемки товаров при исполнении различных обязательств по перевозке. Наряду с названными источниками, правила приемки товаров, включая методы установления качества, определяются действующими нормативными документами по стандартизации, в частности государственными стандартами.

Следует подчеркнуть, что приемка регулируется не только актами действующего законодательства, но и средствами индивидуально-правового регулирования — договорами.

Полномочия лиц, участвующих в приемке, удостоверяются в установленном порядке в соответствии с главой 10 ГК РФ «Представительство. Доверенность». В правоотношениях по купле – продаже принятие товара является обязанностью покупателя, вынесенной в легальное определение данного договора.[33] Согласно ст. 484 ГК РФ, покупатель обязан принять переданный ему товар, за исключением случаев, когда он вправе потребовать замены товара или отказаться от исполнения договора купли – продажи. По общему диспозитивному правилу ст. 484 ГК РФ, которое возможно изменить соглашением сторон, а также в рамках нормативного правового регулирования, покупатель обязан совершить действия, которые в соответствии с обычно предъявляемыми требованиями необходимы с его стороны для обеспечения передачи и получения соответствующего товара. Такими действиями может быть осмотр товара и составление соответствующего акта приемки. В некоторых случаях, когда это предусмотрено договором, данный акт не составляется, а исполнение обязательства по передаче и приемке товара может удостоверяться подписью в товаросопроводительном документе с приложением доверенности.


Приемка товаров осуществляется с целью дальнейшего исполнения покупателем корреспондирующей обязанности по ст. 483 ГК РФ об извещении продавца о нарушении условий договора купли-продажи о количестве, об ассортименте, о качестве, комплектности, таре и (или) об упаковке. Такое извещение должно следовать в срок, предусмотренный законом, иными правовыми актами или договором, а если такой срок не установлен, в разумный срок после того, как нарушение соответствующего условия договора должно было быть обнаружено, исходя из характера и назначения товара. Невыполнение названного правила дает продавцу право отказаться полностью или частично от удовлетворения требований покупателя о передаче ему недостающего количества товара; замене товара, не соответствующего условиям договора купли – продажи о качестве или об ассортименте; об устранении недостатков товара; о доукомплектовании товара или о замене некомплектного товара комплектным; о затаривании и (или) об упаковке товара либо о замене ненадлежащей тары и (или) упаковки товара. Это возможно, если продавец докажет, что невыполнение этого правила покупателем повлекло невозможность удовлетворить его требования или влечет для продавца несоизмеримые расходы по сравнению с теми, которые он понес бы, если бы был своевременно извещен о нарушении договора. Однако, если продавец знал или должен был знать о том, что переданные покупателю товары не соответствуют условиям договора купли-продажи, он не вправе ссылаться на нарушение обязанности по извещению.

Последствием нарушения рассматриваемого обязательства по приемке является возникновение права продавца потребовать от покупателя принять товар или отказаться от исполнения договора.

Аналогичное ст. 484 ГК РФ правило закреплено в ст. 513 ГК РФ, в соответствии с которым покупатель (получатель) обязан совершить все Необходимые действия, обеспечивающие принятие товаров, поставленных в соответствии с договором поставки.

При исполнении договора поставки принятые покупателем (получателем) товары должны быть им осмотрены в срок, определенный законом, иными правовыми актами, договором поставки или обычаями делового оборота. Покупатель (получатель) обязан в этот же срок проверить количество и качество принятых товаров в порядке, установленном законом, иными правовыми актами, договором или обычаями делового оборота. Выявленные несоответствия или недостатки товаров незамедлительно письменно доводятся до сведения поставщика. В случае получения поставленных товаров от транспортной организации покупатель (получатель) обязан проверить соответствие товаров сведениям, указанным в транспортных и сопроводительных документах, а также принять эти товары от транспортной организации с соблюдением правил, предусмотренных законами и иными правовыми актами, регулирующими деятельность транспорта.


Если договором поставки предусмотрена выборка товаров[34] покупателем (получателем) в месте нахождения поставщика, то осмотр передаваемых товаров покупатель обязан осуществить в месте их передачи, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства. Невыборка покупателем (получателем) товаров в установленный договором поставки срок, а при его отсутствии — в разумный срок после получения уведомления поставщика о готовности товаров дает поставщику право отказаться от исполнения договора либо потребовать от покупателя оплаты товаров.

В процессе осуществления приемки может возникнуть необходимость в ответственном хранении всего или части товара. Это допустимо в том случае, если покупатель в соответствии с законом, иными правовыми актами или договором поставки отказывается от переданного поставщиком товара.

Под ответственным хранением следует понимать обязанность покупателя по обеспечению сохранности не принятого им товара. В рамках правоотношений по ответственному хранению у покупателя и поставщика возникают дополнительные обязанности[35]. Помимо названной обязанности по обеспечению сохранности товара, покупатель обязан незамедлительно уведомить поставщика о принятии товара на ответственное хранение.

В свою очередь поставщик обязан вывезти товар, принятый покупателем (получателем) на ответственное хранение, или распорядиться им в разумный срок. Если поставщик в этот срок не распорядится товаром, покупатель вправе реализовать товар или возвратить его поставщику. Необходимые расходы, понесенные покупателем в связи с принятием товара на ответственное хранение, реализацией товара или его возвратом продавцу, подлежат возмещению поставщиком. При этом вырученные средства от реализации товара передаются поставщику за вычетом причитающегося покупателю.

В случаях, когда покупатель без установленных законом, иными правовыми актами или договором оснований не принимает товар от поставщика или отказывается от его принятия, поставщик вправе потребовать от покупателя оплаты товара.

Общие правовые акты о приемке существуют в виде документов, фактически утративших силу. Положения о поставках продукции и товаров 1988 г. предусматривают (п. 38, 45; 31, 38), что порядок приемки по количеству и качеству регулируется инструкциями, утвержденными Госарбитражем СССР. Имеются две не отмененные инструкции бывшего Госарбитража СССР. Это Инструкция о порядке приемки продукции производственно – технического назначения и товаров народного потребления по количеству 1965 г. N П – 6[36] и Инструкция о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству 1966 г. N П – 7[37] (далее – Инструкция о приемке по количеству и Инструкция о приемке по качеству).


Если стороны договорились о применении Инструкций № П – 6 и № П – 7, то особенности оформления приемки определяются в соответствии с данными актами.

Инструкция № П – 7 предусматривает составление целого ряда документов, определяя их содержание. Так, торговые организации имеют право независимо от проверки качества товаров, произведенной ими в сроки, указанные в данной Инструкции, составлять акт о производственных недостатках, если такие недостатки будут обнаружены при подготовке товаров к розничной продаже или при розничной продаже в течение четырех месяцев после получения товаров[38]. В п. 9 Инструкции № П – 7 допускается составление акта о скрытых недостатках продукции. При этом скрытыми недостатками признаются такие недостатки, которые не могли быть обнаружены при обычной для данного вида продукции проверке и выявлены лишь в процессе обработки, подготовки к монтажу, в процессе монтажа, испытания, использования и хранения продукции.

Наряду с этим, согласно п. 16 Инструкции № П – 7 при обнаружении в ходе приемки несоответствия качества, комплектности, маркировки Поступившей продукции, тары или упаковки требованиям стандартов, технических условий, чертежам, образцам (эталонам), договору либо Данным, указанным в маркировке и сопроводительных документах, Удостоверяющих качество продукции, получатель приостанавливает Дальнейшую приемку продукции и составляет акт, в котором указывает количество осмотренной продукции и характер выявленных при приемке дефектов.

Кроме положений о прилагаемых документах, Инструкции № П – 6 и № П – 7 содержат предписания о форме и содержании уведомлений о вызове представителя отправителя (изготовителя) для участия в приемке.[39][40]

3.2 Условие об оформлении результатов приемки товаров

Приемка продукции производится лицами, уполномоченными на то руководителем предприятия – получателя. Эти лица несут ответственность за строгое исполнение законодательства и правил приемки продукции.

В торговых организациях применяются типовые формы актов:

1. Акт о приемке товаров (форма Торг – 1) – это один из первичных документов, который применяется для учета поступления ТМЦ. Он оформляется при приемке товаров и подтверждает, что принятый товар проверили в соответствии с правилами приемки товаров и условиями договора.

Акт составляется членами приемной комиссии в количестве не менее трёх человек в момент приёмки ТМЦ. Состав приемной комиссии утверждается приказом руководителя организации.


Товар принимается торговой организацией по сопроводительным документам – накладной, ТТН, счёту – фактуре и др. Подтверждает соответствие полученного товара этим документам штамп принимающей организации, поэтому, на первый взгляд, необходимости оформлять Акт о приёмке товара каждый раз нет. Однако назначение сопровождающих документов, например, накладной Торг-12 – послужить списанию товара у грузоотправителя и постановке на учет у грузополучателя, а не подтвердить, что проверка по качеству, количеству, массе и комплектности проведена. Поэтому составлять или не составлять Акт по форме Торг – 1 решает каждый грузополучатель самостоятельно.

Акт приемки товара Торг – 1 обязательно оформляется в случаях:

- Если это предусмотрено ведением документооборота предприятия, при каждом поступлении товара или при поступлении определённого объема товара. Акт составляется в одном экземпляре.

- Если при получении товара выявлены расхождения с документами поставщика. Количество составляемых экземпляров акта определяется текущей ситуацией. Кроме того, оформляется Акт об установленном расхождении (форма Торг – 2) в четырёх экземплярах.

Заполнение реквизитов Торг – 1

Условно бланк Акта о приемке состоит из трёх частей: шапки (1 страница), таблицы (2 и 3 страницы) и заключительной части (4 страница).

Выявление отклонений по товару

Если обнаружены расхождения, сотрудник, принимающий товар:

1. Останавливает приёмку

2. Обеспечивает сохранность товара и предотвращает смешивание несоответствующей части товара со всей остальной партией

3. Вызывает представителя поставщика

4. В его присутствии и вместе с комиссией по приемке составляет двусторонний акт о найденных несоответствиях

Об оформлении акта в сопроводительных документах к товару (товарная накладная, ТТН и др.) делается отметка: указывается номер акта и дата его составления.[41]

2. Акт о расхождении по форме ТОРГ – 2 нужен в том случае, когда при приемке товаров представитель грузополучателя обнаруживает расхождения по количеству и/или качеству товара с документами грузоотправителя.

Акт о расхождении является юридическим основанием для предъявления претензий грузоотправителю. Акт ТОРГ – 2 является унифицированной формой и используется для актирования расхождений на отечественные товары, ТОРГ – 3 – на импортные.