Файл: Налог на добавленную стоимость: особенности определения налоговой базы банка.pdf
Добавлен: 19.06.2023
Просмотров: 113
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Общая характеристика налогообложения банков
1.2 Анализ особенностей определения налоговой базы банками по НДС
1.3 Методы учета применяемые банками при уплате НДС
Глава 2 Анализ порядка начисления и уплаты налога на добавленную стоимость банками
2.1 Условия применения общего порядка исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость банками
2.2 Порядок исчисления и сроки уплаты налога на добавленную стоимость банками
2.3 Исчисление налога на добавленную стоимость по отдельным финансовым операциям банков
ВВЕДЕНИЕ
Банковская система на сегодняшний день является одной из самых важных и значимых составляющих современной экономики, неотъемлемой структурой рыночной экономики. Становление банковской системы, развитие банков и хозяйствующих субъектов всегда были тесно взаимосвязаны. Банки выступали в роли посредников в распределении капиталов, тем самым стимулируя экономический рост.
Кредитные организации являются особым элементов в финансовом посредничестве. Банки привлекают денежные средства населения и предприятий, которые высвобождаются в процессе хозяйственной деятельности
и предоставляют их во временное пользование иным субъектам рынка.
При этом одним из налогов уплачиваемых банками является налог на добавленную стоимость.
Налоговая база при реализации банковских продуктов коммерческим банком определяется, как стоимость этих операций и услуг без включения в них налога. При определении налоговой базы выручка (расходы) коммерческого банка в иностранной валюте пересчитывается в рубли по курсу Банка России соответственно на дату, соответствующую моменту определения налоговой базы при реализации банковских продуктов, имущественных прав.
При определении налоговой базы выручка от операций и услуг, передачи имущественных прав определяется исходя из всех доходов коммерческого банка, связанных с расчетами по оплате указанных банковских продуктов, имущественных прав, полученных им в денежной и (или) натуральной форме, включая оплату ценными бумагами.
Цель исследования состоит в анализе особенностей определения налоговой базы банками при уплате налога на добавленную стоимость.
Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих задач:
- дать общую характеристику налогообложения банков
- провести анализ особенностей определения налоговой базы банками по НДС
- раскрыть методы учета применяемые банками при уплате НДС
- охарактеризовать условия применения общего порядка исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость банками
- дать характеристику порядка исчисления и сроки уплаты налога на добавленную стоимость банками
- выявить особенности исчисления налога на добавленную стоимость по отдельным финансовым операциям банков.
Объектом исследования является налоговая система РФ в части налогообложения банков налогом на добавленную стоимость.
Предметом исследования выступает совокупность финансово-экономических отношений, складывающихся между коммерческими банками, налоговыми органами в процессе налогообложения.
Теоретическую базу курсовой работы составляют научные труды по налогообложения коммерческих банков: Багомедова Д.Е., Быкова Е.В., Гончаренко Л.И., Комарова, Е. И., Лыкова Л.Н., Салтыков А.И., Черкова Т.В.
При написании курсовой работы были использованы следующие методы: метод сравнения, обобщения, анализа и синтеза.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Общая характеристика определения налоговой базы банками при уплате налога на добавленную стоимость
1.1 Общая характеристика налогообложения банков
Банковская система на сегодняшний день является одной из самых важных и значимых составляющих современной экономики, неотъемлемой структурой рыночной экономики. Становление банковской системы, развитие банков и хозяйствующих субъектов всегда были тесно взаимосвязаны. Банки выступали в роли посредников в распределении капиталов, тем самым стимулируя экономический рост.
Кредитные организации являются особым элементов в финансовом посредничестве. Банки привлекают денежные средства населения и предприятий, которые высвобождаются в процессе хозяйственной деятельности и предоставляют их во временное пользование иным субъектам рынка. В процессе данных операций банки выполняют самостоятельные хозяйственные операции, результатом которых становится банковская прибыль. Из этого следует, что банк сам является хозяйствующим субъектом экономики, занимающейся коммерческой деятельностью с целью получения прибыли. Соответственно, банк становится плательщиком налогов и выплачивает их в бюджет. Отметим, что банки в настоящей момент занимают важную позицию по налоговым поступлениям, являясь крупными налогоплательщиками.
Для дальнейшего анализа налогообложения банков, предложим новое определение банка как налогоплательщика. В данном случае банк - это кредитная организация, осуществляющая кредитование организаций и предприятий, а также физических лиц, при этом получая процентные доходы, которые являются основным источником совокупных доходов и соответственно налоговой базой при уплате налога.
Налогообложение банков имеет свои отличительные черты, которые связаны со спецификой банковской деятельности. Одной из таких отличительных черт является налогообложение прибыли банков. С 1995 г. порядок формирования налога на прибыль регламентировался общим законом РФ "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций"[1] и Инструкцией ГНС РФ № 37. С 1 января 2002 года банки исчисляют и уплачивают налог на прибыль в соответствии с главой 25 части 2 Налогового кодекса РФ[2].
Основные налоги, уплачиваемые банком в РФ являются налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, налог на имущество и прочие налоги. Отечественные авторы в своих статьях и монографиях большое внимание уделяют налогу на прибыль и НДС, так как именно они обеспечивают крупные поступлениям в бюджет. Они имеют несколько иной порядок исчисления и уплаты, детально описанный в НК РФ, где четко прописано, что является доходами и расходами банков и что признается объектом налогообложения при исчислении НДС.
Таблица 1
Налоги, уплачиваемые коммерческими банками в РФ[3]
Наименование налога |
Уровень |
Ставки, % |
Налог на прибыль |
Федеральный |
20 |
НДС |
Федеральный |
18 |
Налог на имущество |
Субъект |
Для каждого субъекта свои |
Транспортный налог |
Субъект |
Для каждого субъекта свои |
Земельный налог |
Местный |
Ставки устанавливают местные власти |
Опираясь на данные таблицы видно, что коммерческие банки в России являются плательщиками ряда налогов и сборов, как на уровне субъекта, местном, так и на федеральном уровнях. Отдельно стоит отметить, что значимая часть банковских операций в соответствии с пп. 3 п. 3 ст. 149 НК РФ не подлежит обложению НДС. Налогом на добавленную стоимость облагаются операции банков по реализации имущества и сделкам, объектом которых выступают материальные права.
Согласно Федеральному закону от 02.12.1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» у банков помимо задач сохранять платежеспособность, ликвидность, есть публично-правовые обязанности по уплате налогов[4].
Особенность банков в том, что они всегда платят налоги в соответствии с общей системой налогообложения. Правильно исчислить величину налоговых обязательств можно только при наличии такого инструмента, как учетная политика для целей налогообложения (налоговая политика). Рассмотрим основные элементы налоговой политики банков.
В силу п. 3 ст. 346.12 НК РФ банки не вправе использовать такой специальный налоговый режим, как упрощенная система налогообложения, следовательно, полученные ими доходы всегда подлежат обложению налогом на прибыль организаций. Причем банки в отличие от других коммерческих компаний исчисляют этот налог исключительно методом начисления, на что указывает ст. 273 НК РФ.
Согласно гл. 25 НК РФ в целях исчисления налоговой базы по налогу на прибыль банки, как и все иные налогоплательщики, обязаны вести налоговый учет, представляющий собой систему обобщения информации на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ.
Как указано в ст. 313 НК РФ, банки самостоятельно формируют свою систему налогового учета исходя из принципа последовательности применения налоговых норм и правил, что, в свою очередь, позволяет им использовать ее последовательно от одного налогового периода к другому.
Порядок ведения налогового учета банки закрепляют в своей налоговой политике, после чего она утверждается приказом (распоряжением) руководителя. При этом издать такой приказ руководство банка должно не позднее последнего рабочего дня года уходящего. Иными словами, свою налоговую политику на 2017 г. банк должен утвердить не позднее 29 декабря 2012 г.
В налоговом учете под учетной политикой понимается выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых НК РФ способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.
Из данного определения однозначно следует, что налоговая политика банков является основным документом, необходимым ему для исчисления налогов. Непредставление ее в налоговые органы может привести банки к ответственности, установленной ст. 126 НК РФ (п. 5 ст. 23 НК РФ)[5].
Из определения налоговой политики можно сделать вывод, что в своем регламенте банкам не нужно дублировать все положения гл. 25 НК РФ, а только те вопросы налогового законодательства, которые предоставляют им возможность выбора или не содержат четких правил учетной работы.
Рассматривая зарубежный опыт, можно сделать вывод, что несмотря на схожесть налогообложения банков РФ с мировой практикой, необходимо детально изучить правовые и экономические основы банковской деятельности за рубежом и налоговое право.
Стоит заметить, что существующая налоговая система в мировой практике не предполагает введение и применение каких либо специальных режимов налогообложения кредитных учреждений. На ряду с этим по ряду налогов определение налоговой базы требует уточнения.
Виды налогов и налоговые ставки коммерческих банков действующих за рубежом[6]
Таблица 2
Налогообложение коммерческих банков зарубежных стран
Вид налога |
Налоговая ставка, % |
Франция |
|
Налог на прибыль корпораций |
33,3-36 |
Профессиональный налог |
18 |
Германия |
|
Налог на наследование и дарение |
7-30 |
Промысловый налог |
14-17,15 |
Налог с корпораций |
15,825 |
Налог на собственный капитал |
26,375 |
Италия |
|
Налог на прибыль корпораций |
36 |
Местный налог |
16,2 |
Великобритания |
|
Налог на прибыль корпораций |
33-35 |
Япония |
|
Корпоративный налог на прибыль |
37,5 |
Местный налог на прибыль |
12,6 |
Из данной таблицы мы видим разнообразие налогов, уплачиваемых банками за рубежом, но стоит отметить что в среднем ставки на налоги одинаковы, к примеру, аналогичные нашему налогу на прибыль налоги на доходы (прибыль) составляют в среднем 35%. Общее налоговое бремя тоже одинаково.
В налогообложении за рубежом большое внимание уделяется налоговому регулированию и стимулированию банковской деятельности. Данные процессы сопровождаются, к примеру, разрешением инвесторам уменьшать свои личные подоходные налоги за счет оказания иных видов услуг. Такими видами услуг являются продажа финансовых продуктов, доход от которых не облагается никаким налогом. (пенсионные сберегательные счета, полиса страхования жизни).
Таким образом, необходимо обратить внимание на зарубежный опыт налогообложения кредитных организаций с целью не только развития этого сектора экономики в нашей стране, но и для увеличения налоговый поступлений в бюджет от банков. При этом, сохраняя баланс, чтобы не допустить банкротства и потери ликвидности ряда банков, возможности их стабильного и долгосрочного существования.