Файл: Обеспечение сбалансированности федерального бюджета.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 124

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Последняя актуальная цель Министерства РФ – это повышение гибкости долговой политики, ее содержание наглядно представлено в таблице 10.

Важное подразделение Минфина РФ - главное управление федерального казначейства, отвечающее за кассовое исполнение бюджета.

Таблица 10

Содержание цели «Повышение гибкости долговой политики»

Содержание

Показатель

Описание

Качество и актуальность государственных долговых инструментов, долговой политики в целом в условиях действующих ограничений на доступ к рынкам внешних заимствований приобретает особое значение как для финансирования бюджетного дефицита, так и для развития внутреннего финансового рынка.

Ожидаемый результат

Создание механизма привлечения краткосрочной ликвидности, запуск новых долговых инструментов, привлечение новых категорий инвесторов, государственная поддержка приоритетных инвестиционных проектов

Текущее положение и перспективное решение

Изменившиеся внешние условия для российской экономики предполагают качественное изменение политики по управлению государственным долгом и управлению государственными активами. Необходимо одновременное достижение двух целей: обеспечение финансирования дефицита федерального бюджета и способствование развитию внутреннего финансового рынка. В 2018 году уже сделан первый шаг по размещению нового инструмента – облигаций с плавающей ставкой, привязанной к ставке RUONIA

Также в текущем 2019 году планируется:

расширение перечня государственных долговых инструментов, в том числе ОФЗ, номинал которых индексируется в соответствии с уровнем инфляции, и ОФЗ с плавающим купоном, привязанным к индикаторам денежного рынка;

создание механизма привлечения денежных средств на короткий период для обеспечения бесперебойной платежеспособности федерального бюджета;

расширение каналов коммуникаций с российскими и международными инвесторами, участниками финансового рынка, международными рейтинговыми агентствами в целях предоставления актуальной информации о текущей и прогнозируемой экономической ситуации;

разработка нормативно-правовой базы для перехода к более доходным стратегиям инвестирования части средств ФНБ с привлечением профессиональных участников финансовых рынков


Федеральное казначейство является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета

Федеральное казначейство – платежная, учетная, контрольная, информационная система в области финансовой деятельности публично-правовых образований.

О содержании миссии, ценностей и функций Федерального Казначейства можно судить по данным таблицы 11 [49].

Таблица 11

Содержание миссии, ценностей и функций Федерального Казначейства Российской Федерации

Показатель

Содержание показателя

Видение

Представлять собой динамично развивающуюся, надежную и передовую казначейскую систему

Миссия

Служить государству Российскому, способствуя укреплению устойчивости, надежности и прозрачности финансовой системы Российской Федерации, а также обеспечивая сохранность финансовых средств публично-правовых образований

Ценности

Профессионализм; ориентированность на клиента; прозрачность; объективность; честность; командность; стремление к совершенству

Функции Казначейства России

Обеспечение исполнения Федерального бюджета

Кассовое обслуживание

Учет поступлений

Ведение бюджетного учета и формирование бюджетной отчетности

Ведение и обслуживание государственных информационных систем

Обеспечение деятельности Федерального казначейства

Осуществление иных функций в установленной сфере деятельности

Федеральное казначейство осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, подведомственные федеральные казенные учреждения во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, Центральным банком Российской Федерации, общественными объединениями и иными организациями.


Стратегическая карта и стратегические цели Федерального Казначейства иллюстрируются рисунком 10 [49].

Стратегическая карта

Государственная власть, Клиенты и Общественность

Стратегическая карта

Внутренние функциональные и управленческие процессы. Кадры

Стратегические цели

Обеспечить кассовое обслуживание субъектов сектора государственного управления

Сформировать единое информационное пространство финансовой деятельности публично- правовых образований Российской Федерации

Усовершенствовать систему бюджетных платежей

Обеспечить содействие эффективному управлению финансовых ресурсов государства

Совершенствование механизма исполнения судебных актов и решений налоговых органов

Стратегические цели

Обеспечить надежность функционирования Казначейства России и устойчивость казначейской системы

Рис.10. Стратегическая карта и стратегические цели Федерального Казначейства РФ

Контроль за правильным исчислением, полнотой и своевременностью взносов в бюджет всех обязательных платежей возложен на Федеральную налоговую службу (ФНС) и ее органы.

Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции:

  • по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах;
  • за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
  • за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции;
  • а также функции агента валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов.

Федеральная налоговая служба находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.

Федеральная налоговая служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.

Стратегическая карта Федеральной налоговой службы РФ представлена в Приложении 1 [50].


Миссия ФНС России - эффективная контрольно-надзорная деятельность и высокое качество предоставляемых услуг для законного, прозрачного и комфортного ведения бизнеса, обеспечения соблюдения прав налогоплательщиков и формирования финансовой основы деятельности государства.

Основные направления деятельности федеральной налоговой службы

  • обеспечение соблюдения законодательства о налогах и сборах;
  • создание комфортных условий для исполнения налогоплательщиками налоговых обязанностей;
  • снижение административной нагрузки и упрощение процедур, развитие открытого диалога с бизнесом и обществом;
  • укрепление и совершенствование кадрового потенциала;
  • оптимизация деятельности налоговых органов с учетом эффективности затрат на ее осуществление [50].

За соблюдением налогового законодательства при пересечении товарами границы РФ, таможенная служба (ФТС).

Для осуществления над исполнением федерального бюджета федеральное собрание образует счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяется федеральным законодательством. Счетная палата независима от правительства и подотчетна федеральному собранию. Возглавляет ее председатель, назначаемый Государственной Думой на 6 лет.

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

Финансовая система в целом - это совокупность различных сфер и звеньев финансовых отношений, участвующих в процессе формирования, распределения и использования фондов денежных средств.

Особое значение в современных условиях хозяйствования приобретает государственное управления финансовой системой, что связано с рядом вызовов мировой экономической системой, таких как финансовые санкции, снижение цен на нефть и как следствие резкое снижение курса национальной валюты.

В рамках финансовой системы выделяют централизованные и децентрализованные финансы. Централизованные финансы и выступают объектом государственного управления. Звеньями централизованных финансов являются: бюджетная система; государственный и муниципальный кредит. В тоже время децентрализованные финансы ощущают на себе косвенное государственное управления. Две этих сферы взаимодополняют друг друга.

Целью государственного управления финансами является обеспечение финансовой устойчивости и финансовой независимости звеньев финансовой системы. Главная роль в управлении финансами принадлежит финансовой деятельности государства и муниципальных образований.


Субъектами управления выступают: Президент РФ; Федеральное собрание РФ; Правительство РФ; Министерство Финансов РФ; Федеральная налоговая служба России; Казначейство России; Министерство экономического развития России; Центральный банк России; ФСФР России; ФТС России.

Воздействие государственной системы управления финансовым ресурсами осуществляется посредством финансовой политики, которая выступает основным инструментом воздействия.

Конкретными методами и формами проведения финансовой политики выступают: финансовое планирование и прогнозирование, программирование; финансовое регулирование; финансовый контроль; принятие финансового законодательства; система методов мобилизации финансовых ресурсов.

Объекты государственного управления финансовыми ресурсами включают в себя: отношения по образованию и использованию бюджетных фондов на всех уровнях бюджетного управления; отношения по образованию и использованию внебюджетных фондов на всех уровнях финансовой системы; отношения по образованию и использованию Резервного фонда и Фонда Национального благосостояния; отношения по образованию и использованию страховых фондов.

Конечная цель государственного управления финансовыми ресурсами на всех уровнях финансовой системы – это обеспечение ее финансовой устойчивости.

2. Анализ современного состояния системы государственного управления финансовыми ресурсами

2.1 Государственный бюджет на современном этапе развития рыночных отношений

Охарактеризуем современное состояние бюджетной сферы Российской Федерации.

В 2018 г. на состояние бюджетной сферы Российской Федерации оказывали влияние сразу несколько негативных факторов. Прежде всего, это снижение цен на нефть, которые остаются ключевым параметром для бюджетной системы страны. Кроме того среди негативных факторов также необходимо отметить действующие санкции со стороны западных стран, которые способствовали снижению инвестиционной активности и доступности кредитных ресурсов.