Файл: Проблемы профессиональных стрессов. Профессиональное выгорание (Синдром эмоционального выгорания: подходы к изучению понятия в психологической науке).pdf
Добавлен: 25.06.2023
Просмотров: 96
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Профессиональное выгорание и профессиональный стресс
1.1. Синдром эмоционального выгорания: подходы к изучению понятия в психологической науке
1.2. Синдром эмоционального выгорания: причины формирования, симптомы, фазы развития
1.3 Профилактика синдрома эмоционального выгорания
2.2 Результаты исследования и их обсуждение
Список использованной литературы
Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко
Теоретическое изучение проблемы эмоционального выгорания у медицинских работников, а также анализ его влияния на профессиональную сферу личности позволили разработать эмпирическое исследование эмоционального выгорания у медицинского персонала.
В ходе проведения эмпирического исследования было установлено, что гипотеза о том, что на развитие синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников значительное влияние оказывает стаж работы специалиста, подтвердилась. Так, чем больше стаж работы специалиста в медицинской сфере, тем выше вероятность формирования у него синдрома эмоционального выгорания.
Кроме того, были выявлены и другие особенности проявления эмоционального выгорания у медицинских работников с разным профессиональным стажем. Так, было выявлено, что возрастание стажа работы оказывает влияние в большей степени на формирование фазы резистенции (сопротивления) эмоционального выгорания у персонала, в то время как не было выявлено подобной взаимосвязи с фазами напряжения и истощения.
Практическая значимость исследования заключается в том, что адекватные представления о детерминантах эмоционального выгорания позволят сформулировать научно обоснованные рекомендации для психологов и администрации медицинских учреждений, направленные на профилактику выгорания и коррекцию его негативных последствий у медицинского персонала. Результаты исследования могут быть использованы в диагностической, консультативной и коррекционной работе при подготовке медицинского персонала. Учет выявленных в исследовании личностных особенностей при диагностике на этапе профотбора и профориентации, а также оптимизация условий деятельности медицинских работников позволят снизить риск возникновения выгорания.
Список использованной литературы
1 Лэнгле А. Эмоциональное выгорание с позиции экзистенционального анализа / А. Лэнгле. – Вопросы психологии, 2008. - № 2. С. 3 – 16
2 Ильин Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. – СПб. : Питер, 2000. – 512 с.
3 Борисова М.В. Психологические детерминанты психического выгорания у педагогов: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.07 / М.В. Борисова. – Изд-во ЯрГУ. – Ярославль., 2003. – 29 с.
4 Форманюк, Т. В. Синдром «эмоционального сгорания» учителя / Т.В. Форманюк. – М., 1994. – С. 47.
5 Основы психологии. Практикум / ред.-сост. Л.Д. Столяренко. – Ротов-на-Дону. : Феникс, 1999. – 664 с.
6 Трухан Е.А. Симптомы «эмоционального выгорания» у учителей общеобразовательных школ / Е.А. Трухан. – Психология. – 2001. - № 2. – С. 113 – 124.
7 Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы / В.Е. Орел. – Психологический журнал. – 2001. – № 1 – С. 90 – 101.
8 Гришина Н. В. Помогающие отношения: профессиональные и экзистенциальные проблемы // Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 1. (под. ред. А. А. Крылова, Л. А. Коростылевой). СПб.: Изд-во СПбГУ. 1998. С. 143−156.
9 Орел В. Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования / В.Е. Орел. – Психологический журнал, 2001.— Т.22.— №1.
10 Войлова, С.С. Синдром выгорания: трактовки, подходы, результаты, перспективы / С.С. Войлова. – Вестник 2009 : Социальная работа [электронный ресурс]
11 Кочунас, Р. Основы психологического консультирования / Р. Кочунас. – М. : Академический проект, 2000. – 246 с.
12 Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других / В.В. Бойко. – М. : Наука, 1996. – 154с.
13 Скугаревская М.М. Синдром эмоционального выгорания / М.М. Скугаревская. – Медицинские новости. –2002. – №7. – С. 3–9.
14 Исаева Е.Р. Синдром эмоционального выгорания у медицинских работников / Е.Р. Исаева, И.Л. Гуреева. – Врач скорой помощи.—2007.— Декабрь. – С.62—63.
15 Макарова Г.А. Синдром эмоционального выгорания у медицинских работников Режим доступа : http://lifeline.by/library/551.html. - Дата доступа: 17.11.2011.
16 Трунов Д.Г. «Синдром сгорания»: позитивный подход к проблеме / Д.Г. Трунов. – Журнал практического психолога. – 1998. – № 5. – С. 84–89.
17 Профилактика эмоционального выгорания. – Режим доступа : 0370.ru/person_blog_fool.php?id_post=102. - Дата доступа: 18.11.2016.
18 Зарубина Н.И. Профилактика эмоционального выгорания / Н.И. Зарубина. – Режим доступа: www.yugzone.ru/articles/psy.php?id=665/ - Дата доступа: 18.11.2016
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко
Инструкция: Проверьте себя. Если вы являетесь профессионалом в какой-либо сфере взаимодействия с людьми, вам будет интересно увидеть, в какой степени у вас сформировалась психологическая защита в форме эмоционального выгорания. Читайте суждения и отвечайте «да» или «нет». Примите во внимание, что, если в формулировках опросника речь о партнерах, то имеются в виду субъекты вашей профессиональной деятельности - пациенты, клиенты, зрители, заказчики, учащиеся и другие люди, с которыми вы ежедневно работаете.
1. Организационные недостатки на работе постоянно заставляют меня нервничать, переживать, напрягаться.
2. Сегодня я доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры.
3. Я ошибся в выборе профессии или профиля деятельности (занимаю не свое место).
4. Меня беспокоит то, что я стал хуже работать (менее продуктивно, качественно, медленнее).
5. Теплота взаимодействия с партнерами очень зависит от моего настроения — хорошего или плохого.
6. От меня как профессионала мало зависит благополучие партнеров.
7. Когда я прихожу с работы домой, то некоторое время (часа 2-3) мне хочется побыть наедине, чтобы со мной никто не общался.
8. Когда я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее решить проблемы партнера (свернуть взаимодействие).
9. Мне кажется, что эмоционально я не могу дать партнерам того, что требует профессиональный долг.
10. Моя работа притупляет эмоции.
11. Я откровенно устал от человеческих проблем, с которыми приходится иметь дело на работе.
12. Бывает, я плохо засыпаю (сплю) из-за переживаний, связанных с работой.
13. Взаимодействие с партнерами требует от меня большого напряжения.
14. Работа с людьми приносит все меньше удовлетворения.
15. Я бы сменил место работы, если бы представилась возможность.
16. Меня часто расстраивает то, что я не могу должным образом оказать партнеру профессиональную поддержку, услугу, помощь.
17. Мне всегда удается предотвратить влияние плохого настроения на деловые контакты.
18. Меня очень огорчает, если что-то не ладится в отношениях с деловым партнером. .
19. Я настолько устаю на работе, что дома стараюсь общаться как можно меньше.
20. Из-за нехватки времени, усталости или напряжения часто уделяю внимание партнеру меньше, чем положено.
21. Иногда самые обычные ситуации общения на работе вызывают раздражение.
22. Я спокойно воспринимаю обоснованные претензии партнеров.
23. Общение с партнерами побудило меня сторониться людей.
24. При воспоминании о некоторых коллегах по работе или партнерах у меня портится настроение.
25. Конфликты или разногласия с коллегами отнимают много сил и эмоций.
26.Мне все труднее устанавливать или поддерживать контакты с деловыми партнерами.
27. Обстановка на работе мне кажется очень трудной, сложной.
28. У меня часто возникают тревожные ожидания, святые с работой: что-то должно случиться, как бы не допустить ошибки, смогу ли сделать все, как надо, не сократят ли и т. п.
29. Если партнер мне неприятен, я стараюсь ограничить время общения с ним или меньше уделять ему внимания.
30. В общении на работе я придерживаюсь принципа: «не делай людям добра, не получишь зла».
31. Я охотно рассказываю домашним о своей работе.
32. Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается на результатах работы (меньше делаю, снижается качество, случаются конфликты).
33. Порой я чувствую, что надо проявить к партнеру эмоциональную отзывчивость, но не могу.
34. Я очень переживаю за свою работу.
35.Партнерам по работе отдаешь внимания и заботы больше, чем получаешь от них признательности.
36.При мысли о работе мне обычно становится не по себе: начинает колоть в области сердца, повышается давление, появляется головная боль.
37.У меня хорошие (вполне удовлетворительные) отношения с непосредственным уководителем.
38. Я часто радуюсь, видя, что моя работа приносит пользу людям.
39. Последнее время (или как всегда) меня преследуют неудачи в работе.
40.Некоторые стороны (факты) моей работы вызывают глубокое разочарование, повергают в уныние.
41. Бывают дни, когда контакты с партнерами складываются хуже, чем обычно.
42. Я разделяю деловых партнеров (субъектов деятельности) хуже, чем обычно.
43.Усталость от работы приводит к тому, что я стараюсь сократить общение с друзьями и знакомыми.
44. Я обычно проявляю интерес к личности партнера помимо того, что касается дела.
45.Обычно я прихожу на работу отдохнувшим, со свежими силами, в хорошем настроении.
46. Я иногда ловлю себя на том, что работаю с партнерами, без души.
47. По работе встречаются настолько неприятные люди, что невольно желаешь им чего-нибудь плохого.
48.После общения с неприятными партнерами у меня бывает ухудшение физического или психического самочувствия.
49. На работе я испытываю постоянные физические или психологические перегрузки.
50. Успехи в работе вдохновляют меня.
51. Ситуация на работе, в которой я оказался, кажется мне безысходной (почти безысходной).
52. Я потерял покой из-за работы.
53. На протяжении последнего года была жалоба (были жалобы) в мой адрес со стороны партнера(ов).
54. Мне удается беречь нервы благодаря тому, что многое из происходящего с партнерами я не принимаю близко к сердцу.
55. Я часто с работы приношу домой отрицательные эмоции.
56. Я часто работаю через силу.
57. Прежде я был более отзывчивым и внимательным к партнерам, чем теперь.
58. В работе с людьми руководствуюсь принципом: не тратить нервы, береги здоровье.
59. Иногда иду на работу с тяжелым чувством: как все надоело, никого бы не видеть и не слышать.
60. После напряженного рабочего дня я чувствую недомогание.
61. Контингент партнеров, с которым я работаю, очень трудный.
62. Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий, которые я затрачиваю.
63. Если бы мне повезло с работой, я был бы более счастлив.
64. Я в отчаянии из-за того, что на работе у меня серьезные проблемы.
65. Иногда я поступаю со своими партнерами так, как не хотел бы, чтобы поступали со мной.
66. Я осуждаю партнеров, которые рассчитывают на особое снисхождение, внимание.
67. Чаще всего после рабочего дня у меня нет сил заниматься домашними делами.
68. Обычно я тороплю время: скорей бы рабочий день кончился.
69. Состояния, просьбы, потребности партнеров обычно меня искренне волнуют.
70.Работая с людьми, я обычно как бы ставлю экран, защищающий от чужих страданий и отрицательных эмоций.
71. Работа с людьми (партнерами) очень разочаровала меня.
72. Чтобы восстановить силы, я часто принимаю лекарства.
73. Как правило, мой рабочий день проходит спокойно и легко.
74.Мои требования к выполняемой работе выше, чем то, чего я достигаю в силу обстоятельств.
75. Моя карьера сложилась удачно.
76. Я очень нервничаю из-за всего, что связано с работой.
77. Некоторых из своих постоянных партнеров я не хотел бы видеть и слышать.
78.Я одобряю коллег, которые полностью посвящают себя людям (партнерам), забывая о собственных интересах.
79. Моя усталость на работе обычно мало сказывается (никак не сказывается) в общении с домашними и друзьями.
80. Если предоставляется случай, я уделяю партнеру меньше внимания, но так, чтобы он этого не заметил.
81. Меня часто подводят нервы в общении с людьми на работе.
82. Ко всему (почти ко всему), что происходит на работе, я утратил интерес, живое чувство.
83. Работа с людьми плохо повлияла на меня, как на профессионала — обозлила, сделала нервным, притупила эмоции.
84. Работа с людьми явно подрывает мое здоровье.
Разработчиком теста применена усложненная схема подсчетов результатов тестирования. Каждый вариант ответа предварительно был оценен экспертами тем или иным числом баллов, которые указывается в «ключе». Это сделано потому, что признаки, включенные в симптом, имеют разное значение в определении его тяжести. Максимальную оценку - 10 баллов получил от экспертов признак, наиболее показательный для данного симптома.
Существует трехступенчатая система получения показателей: количественный расчет выраженности отдельного симптома, суммирование показателей симптомов по каждой из фаз «выгорания», определение итогового показателя синдрома «эмоционального выгорания» как сумма показателей всех 12-ти симптомов. Интерпретация основывается на качественно-количественном анализе, который проводится путем сравнения результатов внутри каждой фазы. При этом важно выделить к какой фазе формирования стресса относятся доминирующие симптомы и в какой фазе их наибольшее число.