Файл: Проблемы профессиональных стрессов. Профессиональное выгорание (Синдром эмоционального выгорания: подходы к изучению понятия в психологической науке).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 100

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

4. Несоответствие личности и работы ввиду потери чувства положительного взаимодействия с другими людьми в рабочей среде. Люди процветают в сообществе и лучше функционируют, когда они получают одобрение, утешение, поддержку, радость, хорошее настроение от тех людей, которых они любят и уважают. К сожалению, в некоторых видах деятельности работники изолированы друг от друга или имеют формальные социальные контакты. Однако наиболее деструктивным элементом в обществе являются постоянные и нерешаемые конфликты между людьми. Они продуцируют постоянное чувство фрустрации и враждебности и уменьшают вероятность социальной поддержки.

5. Несоответствие между личностью и работой может возникнуть при отсутствии представления о справедливости на работе. Справедливость обеспечивает признание и закрепление самоценности работника.

6. Несоответствие между этическими принципами и принципами личности и требованиями работы. Например, человека обязывают вводить кого-то в заблуждение, говорить что-то, не соответствующее действительности и т. п.

Данный подход представляется перспективным, поскольку позволяет найти совокупное влияние различных факторов в каждом конкретном случае выгорания, обеспечить адекватные превентивные меры и перейти от рассмотрения выгорания к его устранению [10].

Как утверждает В.Е. Орел, традиционно причины формирования эмоционального выгорания группировались в два больших блока: особенности профессиональной деятельности (организационные факторы) - внешние и индивидуальные характеристики самих профессионалов - внутренние факторы [9, с. 90].

Рассмотрим первую группу факторов - организационные или внешние факторы.

Группа организационных факторов, куда включаются условия материальной среды, содержание работы и социально-психологические условия деятельности, является наиболее представительной в области исследований «выгорания». Не случайно в некоторых работах подчеркивается доминирующая роль этих факторов в возникновении «выгорания». Данная группа разнородна по своему составу. Сюда относятся:

- Условия работы. Основной упор в изучении этих факторов был сделан преимущественно на временные параметры деятельности и объема работы. Повышенные нагрузки в деятельности, сверхурочная работа стимулируют развитие «выгорания». Существует взаимосвязь между продолжительностью рабочего дня и «выгоранием», поскольку эти две переменные тесно связаны друг с другом. Перерывы в работе оказывают положительный эффект и снижают уровень «выгорания», но этот эффект носит временный характер: уровень «выгорания» частично повышается через три дня после возвращения к работе и полностью восстанавливается через три недели.


- Содержание труда. Данная группа факторов включает в себя количественные и качественные аспекты работы с пациентами: количество пациентов, частоту общения с ними, степень глубины контакта с ними. Данные относительно взаимодействия между «выгоранием» и количеством пациентов, их числом, обслуживаемым за определенный период, не однозначны: ряд ученых подтверждает положительную связь между этими переменными в своих исследованиях, но есть исследования, в которых такая связь не обнаружена. Видимо, отсутствие связи может опосредоваться и другими факторами.

- Степень самостоятельности и независимости сотрудника в своей деятельности и возможность принимать важные решения. Практически все исследования подтверждают отрицательную корреляционную зависимость между указанными переменными и «выгоранием».

- Социально-психологические взаимоотношения в организации. Это, пожалуй, один из самых важных факторов, рассматриваемых в контексте «выгорания». Сюда относятся: социальная поддержка со стороны коллег и людей, стоящих выше по своему профессиональному и социальному положению, а так же других лиц (семьи, друзей и т. п.). Практически во всех исследованиях, посвященных этой проблеме, отмечается отрицательная зависимость между «выгоранием» и социальной поддержкой у представителей практически всех профессий, связанных с оказанием профессиональной помощи [9].

- Отмечается и важность такого фактора, как обратная связь, отсутствие которой соотносится со всеми тремя компонентами «выгорания», приводя к повышению уровня эмоционального истощения и деперсонализации, снижая профессиональную самоэффективность.

- Стимулирование работников. Эта проблема рассматривается в русле категории вознаграждения работников за труд - материальном и моральном, в виде одобрения со стороны администрации и благодарности пациентов. Практически все исследователи отмечают, что недостаточное вознаграждение (денежное или моральное) или его отсутствие способствуют возникновению «выгорания».

- Неблагополучная психологическая атмосфера профессиональной деятельности также влияет на возникновение «выгорания». Она определяется двумя основными обстоятельствами: конфликтностью по вертикали, в системе «руководитель - подчиненный», и по горизонтали, в системе «коллега - коллега». Некоторые исследователи подчеркивают, что конфликты по горизонтали гораздо менее психологически опасны, чем конфликты с людьми, занимающими более высокое профессиональное положение [9, с. 94].


- Наконец, последний из организационных факторов, имеющий тесное взаимоотношение с «выгоранием», - ролевой конфликт и ролевая двойственность. Под ролевым конфликтом понимается противоречие между функциями работника, которые он выполняет. Ролевая амбивалентность предполагает отсутствие значимой информации для эффективного выполнения деятельности.

Во всех исследованиях, посвященных данному аспекту проблемы, подчеркивается положительная связь между указанными характеристиками и эмоциональным истощением и деперсонализацией медицинских работников, а также отрицательные корреляции с профессиональной эффективностью.

Некоторые исследователи отмечали также влияние на «выгорание» и других факторов.

Так, Е.П. Ильин отмечал, что «выгорание» развивается быстрее и раньше, если работник:

  • оценивает свою работу как незначимую;
  • не удовлетворен профессиональным ростом;
  • испытывает недостаток самостоятельности, считает, что его излишне
    контролируют;
  • полностью поглощен своей работой (трудоголик);
  • испытывает ролевую неопределенность вследствие нечетких к нему
    требований;
  • испытывает перегрузку или, наоборот, недогрузку (последнее
    порождает чувство своей ненужности);
  • занимается монотонной работой, особенно если ее смысл кажется
    сомнительным [2].

Р. Кочунас называет следующие причины «выгорания»:

  • вкладывание в работу больших личностных ресурсов при
    недостаточности признания и положительной оценки;
  • строгая регламентация времени работы, особенно при нереальных
    сроках ее исполнения;
  • работа с «немотивированными» учащимися, постоянно
    сопротивляющимися усилиям профессионала помочь им, и незначительные
    результаты такой работы;
  • нехватка условий для самовыражения личности на работе, когда не
    поощряются, а подавляются экспериментирование и инновации и т.п. [11].

Вторая группа факторов - индивидуальные факторы. Данная группа факторов является менее изученной в области исследований синдрома «выгорания». К индивидуальным факторам, вызывающим «выгорание» следует отнести социально-демографические характеристики и личностные особенности профессионалов.

Из всех социально-демографических характеристик наиболее тесную связь с «выгоранием» имеет возраст. В литературе существуют неоднозначные данные о том, для какого возраста в большей степени вероятно появление синдрома «эмоционального выгорания»: одни источники указывают в качестве наиболее уязвимого возраста 40-50 лет, другие же считают, что молодые специалисты в большей степени испытывают трудности эмоционально-коммуникативного порядка [6, с. 114]. Причем склонность более молодых по возрасту к «выгоранию» объясняется и эмоциональным шоком, который они испытывают при столкновении с реальной действительностью, часто не соответствующей их ожиданиям. Специфика влияния возраста на «выгорание» состоит в том, что наиболее тесная связь обнаруживается с эмоциональным истощением и деперсонализацией, менее - с редукцией профессиональных достижений [9].


Е.А. Трухан выделяет еще два фактора - формально-динамическую активность и эмоциональность. Показатель активности характеризует меру взаимодействия человека со средой и другими людьми с точки зрения ее динамико-энергетической напряженности (темп, выносливость и т.п.). Особенности эмоциональности выражают в энергетическом эквиваленте отношение человека к предметному миру, обществу и себе в наиболее обобщенной форме [6].

К. Маслах считает, что многие из причин выгорания содержатся в личностных особенностях вовлеченных людей. Так, синдром эмоционального выгорания может быть опознан, согласно К. Маслах по трем описанным симптомам:

1) эмоциональное истощение; у работника появляется хроническая усталость, снижается настроение (иногда при одной только мысли о работе), также наблюдаются расстройства сна, диффузные телесные недуги, усиливается подверженность болезням;

2) деперсонализация/дегуманизация; отношение к коллегам, да и к тем, кто нуждается

в помощи, становится негативным, даже циничным, появляется чувство вины, человек выбирает автоматическое функционирование и всячески избегает нагрузок;

3) переживание собственной несостоятельности; человек страдает от недостатка успеха, признания, а также от потери контроля над ситуацией, постоянно чувствует собственную несостоятельность и чрезмерность предъявляемых к нему требований (цит. по [1; 13]).

Впоследствии Г. Соннек добавил к этим трем симптомам еще один — витальную нестабильность, все вместе они представляют собой первые признаки развития предсуицидального состояния [1; 14].Он приводит следующие симптомы витальной нестабильности: депрессия, подавленное настроение, возбудимость, чувство стесненности, тревожность, беспокойство, чувство безнадежности и раздражительность. Эмоциональное выгорание, по его мнению, представляет собой реальную специфическую угрозу здоровью, в особенности в профессиональных группах врачей. Это фактор (наряду с депрессиями и лекарственными зависимостями), увеличивающий вероятность суицида. Нужно отметить, что женские суициды (в том числе у врачей) в общем встречаются намного реже, чем мужские.

В свою очередь, В.В. Бойко описывает следующие симптомы «выгорания».

- Симптом «эмоционального дефицита». К профессионалу приходит ощущение, что эмоционально он уже не может помогать субъектам своей деятельности. Не в состоянии войти в их положение, соучаствовать и сопереживать, отзываться на ситуации, которые должны трогать, побуждать, усиливать интеллектуальную, волевую и нравственную отдачу. О том, что это ничто иное, как эмоциональное выгорание, говорит его еще недавний опыт: некоторое время тому назад таких ощущений не было, и личность переживает их появление. Постепенно симптом усиливается и приобретает более осложненную форму, все реже проявляются положительные эмоции и все чаще отрицательные. Резкость, грубость, раздражительность, обиды, капризы – дополняют симптом «эмоционального дефицита»


- Симптом «эмоциональной отстраненности». Личность почти полностью исключает эмоции из сферы профессиональной деятельности. Ее почти ничто не волнует, почти ничто не вызывает эмоционального отклика – ни позитивные обстоятельства, ни отрицательные. Причем это не исходный дефект эмоциональной сферы, не признак регидности, а приобретенная за годы обслуживания людей эмоциональная защита. Человек постепенно научается работать как робот, как бездушный автомат. В других сферах он живет полнокровными эмоциями. Реагирование без чувств и эмоций наиболее яркий симптом выгорания. Он свидетельствует о профессиональной деформации личности и наносит ущерб субъекту общения. Партнер обычно переживает проявленное к нему безразличие и может быть глубоко травмирован.

- Симптом «личностной отстраненности, или деперсонализации». Проявляется в широком диапазоне умонастроений и поступков профессионала в процессе общения. Прежде всего отмечается полная или частичная утрата интереса к человеку – субъекту профессионального действия. Он воспринимается как неодушевленный предмет, как объект для манипуляций – с ним приходится что-то делать. Объект тяготит своими проблемами, потребностями, неприятно его присутствие, сам факт его существования. Метастазы «выгорания» проникают в установки, принципы и систему ценностей личности. Возникает деперсонализированный защитный эмоционально-волевой антигуманистический настрой. Личность утверждает, что работа с людьми не интересна, не доставляет удовлетворения, не представляет социальной ценности. В наиболее тяжелых формах «выгорания» личность рьяно защищает свою антигуманистическую философию «ненавижу», «презираю», «взять бы автомат и всех». В таких случаях «выгорание» смыкается с психопатологическими проявлениями личности, с неврозоподобными или психопатическими состояниями. Таким личностям противопоказана сия профессиональная деятельность. Но, увы, они ею заняты, поскольку нет психологического подбора кадров и аттестации.

- Симптом «психосоматических и психовегетативных нарушений». Как следует из названия, симптом проявляется на уровне физического и психического самочувствия. Обычно он образуется по условно-рефлекторной связи негативного свойства. Многое из того, что касается субъектов профессиональной деятельности, провоцирует отклонения в соматических или психических состояниях. Порой даже мысль о таких субъектах или контакт с ними вызывает плохое настроение, бессонницу, чувство страха, неприятные ощущения в области сердца, сосудистые реакции, обострения хронических заболеваний. Переход реакций с уровня эмоций на уровень психосоматики свидетельствует о том, что эмоциональная защита – «выгорание» – самостоятельно уже не справляются с нагрузками, и энергия эмоций перераспределяется между другими подсистемами индивида. Таким способом организм спасает себя от разрушительной мощи эмоциональной энергии [12].