Файл: Проблемы профессиональных стрессов. Профессиональное выгорание (Синдром эмоционального выгорания: подходы к изучению понятия в психологической науке).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 105

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Теоретическое изучение проблемы эмоционального выгорания у медицинских работников, а также анализ его влияния на профессиональную сферу личности позволили разработать эмпирическое исследование эмоционального выгорания у медицинского персонала.

В ходе проведения эмпирического исследования было установлено, что гипотеза о том, что на развитие синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников значительное влияние оказывает стаж работы специалиста, подтвердилась. Так, чем больше стаж работы специалиста в медицинской сфере, тем выше вероятность формирования у него синдрома эмоционального выгорания.

Кроме того, были выявлены и другие особенности проявления эмоционального выгорания у медицинских работников с разным профессиональным стажем. Так, было выявлено, что возрастание стажа работы оказывает влияние в большей степени на формирование фазы резистенции (сопротивления) эмоционального выгорания у персонала, в то время как не было выявлено подобной взаимосвязи с фазами напряжения и истощения.

Практическая значимость исследования заключается в том, что адекватные представления о детерминантах эмоционального выгорания позволят сформулировать научно обоснованные рекомендации для психологов и администрации медицинских учреждений, направленные на профилактику выгорания и коррекцию его негативных последствий у медицинского персонала. Результаты исследования могут быть использованы в диагностической, консультативной и коррекционной работе при подготовке медицинского персонала. Учет выявленных в исследовании личностных особенностей при диагностике на этапе профотбора и профориентации, а также оптимизация условий деятельности медицинских работников позволят снизить риск возникновения выгорания.

Список использованной литературы

1 Лэнгле А. Эмоциональное выгорание с позиции экзистенционального анализа / А. Лэнгле. – Вопросы психологии, 2008. - № 2. С. 3 – 16

2 Ильин Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. – СПб. : Питер, 2000. – 512 с.

3 Борисова М.В. Психологические детерминанты психического выгорания у педагогов: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.07 / М.В. Борисова. – Изд-во ЯрГУ. – Ярославль., 2003. – 29 с.

4 Форманюк, Т. В. Синдром «эмоционального сгорания» учителя / Т.В. Форманюк. – М., 1994. – С. 47.

5 Основы психологии. Практикум / ред.-сост. Л.Д. Столяренко. – Ротов-на-Дону. : Феникс, 1999. – 664 с.


6 Трухан Е.А. Симптомы «эмоционального выгорания» у учителей общеобразовательных школ / Е.А. Трухан. – Психология. – 2001. - № 2. – С. 113 – 124.

7 Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы / В.Е. Орел. – Психологический журнал. – 2001. – № 1 – С. 90 – 101.

8 Гришина Н. В. Помогающие отношения: профессиональные и экзистенциальные проблемы // Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 1. (под. ред. А. А. Крылова, Л. А. Коростылевой). СПб.: Изд-во СПбГУ. 1998. С. 143−156.

9 Орел В. Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования / В.Е. Орел. – Психологический журнал, 2001.— Т.22.— №1.

10 Войлова, С.С. Синдром выгорания: трактовки, подходы, результаты, перспективы / С.С. Войлова. – Вестник 2009 : Социальная работа [электронный ресурс]

11 Кочунас, Р. Основы психологического консультирования / Р. Кочунас. – М. : Академический проект, 2000. – 246 с.

12 Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других / В.В. Бойко. – М. : Наука, 1996. – 154с.

13 Скугаревская М.М. Синдром эмоционального выгорания / М.М. Скугаревская. – Медицинские новости. –2002. – №7. – С. 3–9. 

14 Исаева Е.Р. Синдром эмоционального выгорания у медицинских работников / Е.Р. Исаева, И.Л. Гуреева. – Врач скорой помощи.—2007.— Декабрь. – С.62—63.

15 Макарова Г.А. Синдром эмоционального выгорания у медицинских работников Режим доступа : http://lifeline.by/library/551.html. - Дата доступа: 17.11.2011.

16 Трунов Д.Г. «Синдром сгорания»: позитивный подход к проблеме / Д.Г. Трунов. – Журнал практического психолога. – 1998. – № 5. – С. 84–89.

17 Профилактика эмоционального выгорания. – Режим доступа : 0370.ru/person_blog_fool.php?id_post=102. - Дата доступа: 18.11.2016.

18 Зарубина Н.И. Профилактика эмоционального выгорания / Н.И. Зарубина. – Режим доступа: www.yugzone.ru/articles/psy.php?id=665/ - Дата доступа: 18.11.2016

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко

Инструкция: Проверьте себя. Если вы являетесь профессионалом в какой-либо сфере взаимодействия с людьми, вам будет интересно увидеть, в какой степени у вас сформировалась психологическая защита в форме эмоционального выгорания. Читайте суждения и отвечайте «да» или «нет». Примите во внимание, что, если в формулировках опросника речь о партнерах, то имеются в виду субъекты вашей профессиональной деятельности - пациенты, клиенты, зрители, заказчики, учащиеся и другие люди, с которыми вы ежедневно работаете.

1. Организационные недостатки на работе постоянно заставляют меня нервничать, переживать, напрягаться.


2. Сегодня я доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры.

3. Я ошибся в выборе профессии или профиля деятельности (занимаю не свое место).

4. Меня беспокоит то, что я стал хуже работать (менее продуктивно, качественно, медленнее).

5. Теплота взаимодействия с партнерами очень зависит от моего настроения — хорошего или плохого.

6. От меня как профессионала мало зависит благополучие партнеров.

7. Когда я прихожу с работы домой, то некоторое время (часа 2-3) мне хочется побыть наедине, чтобы со мной никто не общался.

8. Когда я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее решить проблемы партнера (свернуть взаимодействие).

9. Мне кажется, что эмоционально я не могу дать партнерам того, что требует профессиональный долг.

10. Моя работа притупляет эмоции.

11. Я откровенно устал от человеческих проблем, с которыми приходится иметь дело на работе.

12. Бывает, я плохо засыпаю (сплю) из-за переживаний, связанных с работой.

13. Взаимодействие с партнерами требует от меня большого напряжения.

14. Работа с людьми приносит все меньше удовлетворения.

15. Я бы сменил место работы, если бы представилась возможность.

16. Меня часто расстраивает то, что я не могу должным образом оказать партнеру профессиональную поддержку, услугу, помощь.

17. Мне всегда удается предотвратить влияние плохого настроения на деловые контакты.

18. Меня очень огорчает, если что-то не ладится в отношениях с деловым партнером. .

19. Я настолько устаю на работе, что дома стараюсь общаться как можно меньше.

20. Из-за нехватки времени, усталости или напряжения часто уделяю внимание партнеру меньше, чем положено.

21. Иногда самые обычные ситуации общения на работе вызывают раздражение.

22. Я спокойно воспринимаю обоснованные претензии партнеров.

23. Общение с партнерами побудило меня сторониться людей.

24. При воспоминании о некоторых коллегах по работе или партнерах у меня портится настроение.

25. Конфликты или разногласия с коллегами отнимают много сил и эмоций.

26.Мне все труднее устанавливать или поддерживать контакты с деловыми партнерами.

27. Обстановка на работе мне кажется очень трудной, сложной.

28. У меня часто возникают тревожные ожидания, святые с работой: что-то должно случиться, как бы не допустить ошибки, смогу ли сделать все, как надо, не сократят ли и т. п.

29. Если партнер мне неприятен, я стараюсь ограничить время общения с ним или меньше уделять ему внимания.

30. В общении на работе я придерживаюсь принципа: «не делай людям добра, не получишь зла».


31. Я охотно рассказываю домашним о своей работе.

32. Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается на результатах работы (меньше делаю, снижается качество, случаются конфликты).

33. Порой я чувствую, что надо проявить к партнеру эмоциональную отзывчивость, но не могу.

34. Я очень переживаю за свою работу.

35.Партнерам по работе отдаешь внимания и заботы больше, чем получаешь от них признательности.

36.При мысли о работе мне обычно становится не по себе: начинает колоть в области сердца, повышается давление, появляется головная боль.

37.У меня хорошие (вполне удовлетворительные) отношения с непосредственным уководителем.

38. Я часто радуюсь, видя, что моя работа приносит пользу людям.

39. Последнее время (или как всегда) меня преследуют неудачи в работе.

40.Некоторые стороны (факты) моей работы вызывают глубокое разочарование, повергают в уныние.

41. Бывают дни, когда контакты с партнерами складываются хуже, чем обычно.

42. Я разделяю деловых партнеров (субъектов деятельности) хуже, чем обычно.

43.Усталость от работы приводит к тому, что я стараюсь сократить общение с друзьями и знакомыми.

44. Я обычно проявляю интерес к личности партнера помимо того, что касается дела.

45.Обычно я прихожу на работу отдохнувшим, со свежими силами, в хорошем настроении.

46. Я иногда ловлю себя на том, что работаю с партнерами, без души.

47. По работе встречаются настолько неприятные люди, что невольно желаешь им чего-нибудь плохого.

48.После общения с неприятными партнерами у меня бывает ухудшение физического или психического самочувствия.

49. На работе я испытываю постоянные физические или психологические перегрузки.

50. Успехи в работе вдохновляют меня.

51. Ситуация на работе, в которой я оказался, кажется мне безысходной (почти безысходной).

52. Я потерял покой из-за работы.

53. На протяжении последнего года была жалоба (были жалобы) в мой адрес со стороны партнера(ов).

54. Мне удается беречь нервы благодаря тому, что многое из происходящего с партнерами я не принимаю близко к сердцу.

55. Я часто с работы приношу домой отрицательные эмоции.

56. Я часто работаю через силу.

57. Прежде я был более отзывчивым и внимательным к партнерам, чем теперь.

58. В работе с людьми руководствуюсь принципом: не тратить нервы, береги здоровье.

59. Иногда иду на работу с тяжелым чувством: как все надоело, никого бы не видеть и не слышать.

60. После напряженного рабочего дня я чувствую недомогание.


61. Контингент партнеров, с которым я работаю, очень трудный.

62. Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий, которые я затрачиваю.

63. Если бы мне повезло с работой, я был бы более счастлив.

64. Я в отчаянии из-за того, что на работе у меня серьезные проблемы.

65. Иногда я поступаю со своими партнерами так, как не хотел бы, чтобы поступали со мной.

66. Я осуждаю партнеров, которые рассчитывают на особое снисхождение, внимание.

67. Чаще всего после рабочего дня у меня нет сил заниматься домашними делами.

68. Обычно я тороплю время: скорей бы рабочий день кончился.

69. Состояния, просьбы, потребности партнеров обычно меня искренне волнуют.

70.Работая с людьми, я обычно как бы ставлю экран, защищающий от чужих страданий и отрицательных эмоций.

71. Работа с людьми (партнерами) очень разочаровала меня.

72. Чтобы восстановить силы, я часто принимаю лекарства.

73. Как правило, мой рабочий день проходит спокойно и легко.

74.Мои требования к выполняемой работе выше, чем то, чего я достигаю в силу обстоятельств.

75. Моя карьера сложилась удачно.

76. Я очень нервничаю из-за всего, что связано с работой.

77. Некоторых из своих постоянных партнеров я не хотел бы видеть и слышать.

78.Я одобряю коллег, которые полностью посвящают себя людям (партнерам), забывая о собственных интересах.

79. Моя усталость на работе обычно мало сказывается (никак не сказывается) в общении с домашними и друзьями.

80. Если предоставляется случай, я уделяю партнеру меньше внимания, но так, чтобы он этого не заметил.

81. Меня часто подводят нервы в общении с людьми на работе.

82. Ко всему (почти ко всему), что происходит на работе, я утратил интерес, живое чувство.

83. Работа с людьми плохо повлияла на меня, как на профессионала — обозлила, сделала нервным, притупила эмоции.

84. Работа с людьми явно подрывает мое здоровье.

Разработчиком теста применена усложненная схема подсчетов результатов тестирования. Каждый вариант ответа предварительно был оценен экспертами тем или иным числом баллов, которые указывается в «ключе». Это сделано потому, что признаки, включенные в симптом, имеют разное значение в определении его тяжести. Максимальную оценку - 10 баллов получил от экспертов признак, наиболее показательный для данного симптома.

Существует трехступенчатая система получения показателей: количественный расчет выраженности отдельного симптома, суммирование показателей симптомов по каждой из фаз «выгорания», определение итогового показателя синдрома «эмоционального выгорания» как сумма показателей всех 12-ти симптомов. Интерпретация основывается на качественно-количественном анализе, который проводится путем сравнения результатов внутри каждой фазы. При этом важно выделить к какой фазе формирования стресса относятся доминирующие симптомы и в какой фазе их наибольшее число.