Добавлен: 25.06.2023
Просмотров: 106
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические основы управления качеством продукции на современном этапе экономического развития
1.1 Эволюция концепции управления качеством
1.2 Понятие качества и его экономическое содержание
2 Анализ, оценка и выбор коммуникативной стратегии ОАО «Белшина»
2.1 Финансово-экономическая характеристика ОАО «Белшина»
2.2 Оценка качества продукции на ОАО «Белшина»
2.3 Пути повышения эффективности показателей качества продукции на ОАО «Белшина»
Четвертый этап развития систем управления качеством связан с начавшимся в 1970-1980-е гг. переходом от системы ТQС к системе всеобщего менеджмента качества (ТQМ). В это время появилась серия новых международных стандартов на системы качества, в частности стандарты серии ИСО 9000. Главное отличие новой системы от системы ТQС заключается в том, что если система ТQС предполагает управление качеством с целью выполнения установленных требований, то система ТQМ также предусматривает управление самими этими целями и требованиями. В структуру системы ТQМ включаются также и механизмы обеспечения качества, которое трактуется как система мер, вызывающая у потребителя уверенность в качестве продукции. На взаимоотношения поставщиков и потребителей оказывает сильное влияние механизм сертификации используемых систем качества на соответствие стандартам серии ИСО 9000. Главная целевая установка систем качества, построенных на основе стандартов серии ИСО 9000, – это обеспечение качества продукции, требуемого заказчиком, и предоставление ему доказательств способности предприятия такое качество поддерживать. Соответственно все механизмы системы, применяемые методы и средства оказываются ориентированными на эту цель.
Несмотря на то, что система ТQМ не может обеспечить решение всех задач, необходимых для обеспечения конкурентоспособности предприятия, ее популярность неудержимо растет, она занимает прочное место в рыночном механизме. Внешним же признаком того, существует ли на предприятии система качества, построенная в соответствии со стандартами серии ИСО 9000, является сертификат на систему управления качеством. Во многих случаях наличие у предприятия подобного сертификата является одним из ключевых условий его допуска к тендерам по участию в различных проектах, а также одним из важнейших факторов успешного функционирования предприятий и организаций в условиях современной мировой конкуренции.
Пятый этап развития систем управления качеством начался в 90-е гг. XX в. и связан с усилением влияния общества на деятельность предприятий. В связи с тем, что предприятия при осуществлении своего функционирования стали во все большей мере учитывать интересы общества, возникло новое поколение стандартов качества серии ИСО 14000, устанавливающих требования к системам менеджмента с точки зрения защиты окружающей среды и безопасности продукции. Сертификация систем качества на соответствие стандартам серии ИСО 14000 становится не менее популярной, чем сертификация по стандартам серии ИСО 9000. В результате данных процессов существенно возросла роль потребительских параметров качества, а также значительно усилилось внимание руководителей предприятий и организаций к удовлетворению потребностей своего персонала [17, с. 142].
Конкурентоспособность продукции — сложная категория, объединяющая ряд факторов, формируемых различными видами деятельности на предприятии, важнейшими из которых являются: качество, сервисное и техническое обслуживание, цена потребления и инновационная деятельность (новизна и технический уровень продукции и процессов).
Проведенные опросы (анкетирование) потребителей разных стран указывают на приоритетное значение технического уровня и качества товара для определения его конкурентоспособности. Цена товара также является мощным средством конкурентной борьбы на рынке. Однако в последнее время ведущие компании на мировом рынке практически не прибегают к открытой ценовой войне.
Открытая ценовая война сейчас активно используется лишь как инструмент проникновения на новые рынки сбыта. В условиях сложившегося рынка конкурентоспособность товаров на 70 - 80 % зависит от их качества. В силу этого понятия “конкурентоспособность продукции” и “качество продукции” являются взаимозависимыми: с одной стороны, качество продукции определяет ее конкурентоспособность, а с другой только конкурентоспособный товар может считаться качественным.
Под конкурентоспособностью продукции (товара) принято понимать ее способность отвечать требованиям целевого рынка этого вида товара. Оценка конкурентоспособности конкретной продукции производится на основе ее сопоставления с соответствующей продукцией других производителей (конкурентов). Показатели конкурентоспособности определяются отношением полезного эффекта от использования продукции к цене ее потребления. В качестве полезного эффекта обычно принимаются показатели качества и характеристики продукции. Уровень конкурентоспособности определяется отношением показателей конкурентоспособности оцениваемой продукции и продукции конкурента (конкурентов). Если это отношение больше единицы, то продукция конкурентоспособна, если меньше — нет.
Изучение вопросов конкуренции и конкурентоспособности является предметом изучения отдельных дисциплин. В настоящей главе ограничимся кратким описанием вопросов, имеющих непосредственное отношение к пониманию проблем качества и управления им на предприятии: взаимосвязь уровня и показателей конкурентоспособности с характеристиками качества продукции, а также связь конкурентоспособности и прибыли предприятия.
В итоге следует отметить, что качество и цена продукции являются важными, но не единственными факторами обеспечения конкурентной позиции предприятия на рынке. Поэтому для достижения успеха недостаточно ограничиваться оценкой уровня конкурентоспособности продукции до выхода ее на рынок. Необходимо активно влиять на ситуацию на рынке, включая приобретение необходимого имиджа, стимулирования спроса, решение вопросов кредитования покупателей и расширения сбытовой сети и другие активные действия на рынкё. Вместе с тем необходимо помнить, что качество продукции является главным фактором, формирующим конкурентные преимущества предприятия в отрасли и на рынке.
1.2 Понятие качества и его экономическое содержание
Проблема качества продукции во всем мире рассматривается как наиболее важная, поскольку она определяет престиж конкретных производителей и страны в целом на мировом рынке, а также научно-технический потенциал и степень развития экономики.
Проблема повышения качества продукции актуальна для любого предприятия, особенно на современном этапе, когда в повышении эффективности производства все большее значение играет фактор «качество продукции», обеспечивающий ее конкурентоспособность.
Понятие «качество продукции» как экономическая категория и объект экономической науки тесно связано с категорией потребительской стоимости, проявляющейся лишь в процессе использования товара.
В определении качества продукции используются два подхода: технический и экономический. Технический – рассматривает качество как совокупность свойств продукции. Экономический – совокупность свойств, которые способны удовлетворять потребности потребителей [1, с. 51].
Качество как экономическая категория является общественной оценкой, характеризующей степень удовлетворенности потребителей в конкретных условиях потребления той совокупностью свойств продукции, которой наделил ее изготовитель для этих условий. В то же время по отношению к предприятию достигнутое качество выпускаемой продукции непосредственно влияет на его конкретные экономические результаты деятельности.
Экономические категории качества проявляются двояко: через прибыль производителя от продажи качественно изготовленного продукта и через его затраты на обеспечение ожидаемого покупателем качества.
При насыщении рынка, когда конкурентная борьба стала особенно жесткой, повышение качества создаваемого продукта и его производства на конкретном предприятии зачастую становится вопросом о самом его существовании в силу того, что качество является главным фактором увеличения выручки от реализации продукции. Высокое качество прямо снижает издержки за счет увеличения доли продукции, которую можно продать, уменьшения случаев возврата продукции покупателями вследствие появившихся дефектов, а также за счет снижения затрат потребителя на гарантийный ремонт. Качество становится важным элементом затратного механизма производства, непосредственно определяющим его производительность и эффективность [1, с. 53].
При анализе затрат на качество следует учитывать, что общая стоимость качества включает затраты на соответствие и издержки на несоответствие, классификация которых приведена в приложении Б.
Затраты на превентивные действия – это затраты производителя на любые действия по предупреждению появления несоответствий и дефектов, а также внедрение и поддержание системы обеспечения качества.
Затраты на инспекцию – это затраты производителя на организацию обнаружения ошибок и несоответствий (дефектов) в процессе входного, текущего и выходного контроля продукции, приобретение и обслуживание контрольно-измерительного и испытательного оборудования, приемочные испытания готовой продукции. Эти затраты для любого производителя являются неизбежными. В рамках системы управления качеством предприятия эти затраты принято называть затратами на контроль качества.
Издержки на внутренний брак – затраты производителя на устранение выявленных в процессе производства дефектов (внутренних и внешних) с учетом затрат на изготовление качественной продукции взамен забракованной.
Издержки на внешний брак – дополнительные затраты производителя на исправление несоответствий переданного потребителю продукта или оказанных ему услуг по сравнению с тем, что он ему гарантировал.
Относительные доли затрат изменяются в широких пределах в зависимости от различных факторов (например, от организаций различного профиля до однородных организаций). Однако для многих случаев справедливы соотношения, приведенные в таблице 1.1.
Таблица 1.1 – Относительные доли элементов затрат на качество
Из приведенной классификации затрат на качество можно сделать выводы: чем выше издержки на внутренний и внешний брак, тем ниже качество и конкурентоспособность продукции предприятия; чем выше превентивные затраты и затраты на инспекцию, тем выше качество и конкурентоспособность предприятия.
С точки зрения окупаемости затраты на качество могут быть разделены по трем уровням: затраты, оплачиваемые покупателем, затраты, которые могут быть частично возвращены из дополнительной прибыли предприятия, и невозвратные издержки производителя.
Затраты первой группы связаны с издержками на превентивные действия и входят в состав стоимости продукции. Они по своей сути являются инвестициями производителя и кроме возврата этих средств после продажи продукции при определенных условиях могут принести инвестору (производителю) экономическую выгоду за счет укрепления его позиции на рынке, повышения объемов продаж и прибыли, а также роста его имиджа и репутации на рынке.
Затраты второй группы (внутренние затраты производителя) непосредственно покупателем не оплачиваются, но могут быть частично возвращены за счет прибыли в силу того, что хорошо налаженная система контроля способствует снижению доли некачественной продукции у потребителя и повышает имидж производителя, а также приводит к расширению рынков сбыта и соответственно объемов продаж и прибыли.
Затраты третьей группы (внешние) производителю не возмещаются и являются его издержками, связанными с низкой эффективностью его деятельности.
Рассматривая стоимость качества, следует иметь в виду, что одним из важнейших вопросов анализа экономических аспектов качества является распределение составляющих стоимости качества между производителем и потребителем. Приведенная классификация затрат на качество является полезной при организации постоянного учета и анализа всех составляющих стоимости с целью создания продукции, обладающей высокой ценностью для потребителя при ее минимальной стоимости обеспечения производителем. Практическое использование оценки затрат на качество имеет важное значение при организации управления [1, с. 59].
Значение повышения качества продукции для экономики предприятия заключается в том, что оно позитивно сказывается на эффективности использования производственных ресурсов, эффективности функционирования предприятия, а также адаптивности предприятия к изменяющимся условиям внешней экономической среды, активизирует процесс поиска и внедрения инноваций в производство. Повышение качества продукции на макроуровне способствует формированию экспортного потенциала, усиливающего экономическую независимость государства. Кроме того, качество выступает катализатором ускорения научно-технического прогресса, роста благосостояния общества и т. д. Эффект от повышения качества продукции для изготовителя, потребителя, а также государства представлен на рисунке 1.1.
Рисунок 1.1 – Эффект от повышения качества продукции
Для управления качеством продукции и его повышением необходимо оценить уровень качества. Оценка уровня качества продукции является основой для выработки необходимых управляющих воздействий в системе управления качеством продукции.
Целью оценки является определение показателей качества, которые следует выбирать для рассмотрения, методов их определения и точность их значения, а так же какие средства для этого потребуются, как обработать и в какой форме представить результаты оценки.