Файл: Менеджмент качества предприятия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 117

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

следовательно, менеджмент качества должен быть, в первую очередь, нацелен на недопущение выпуска продукции несоответствующего качества;

- проведение разъяснительно-ознакомительной работы с сотрудниками ОАО «Белшина» (например, повсеместная наглядная информация, освещающая политику руководства в области качества) которая повышает их сознательность и стремление обеспечивать должный уровень качества продукции;

- ввести ежемесячный контроль условий хранения продукции на складах заводской комиссией, выходной технический контроль продукции перед отгрузкой потребителю, технологический процесс по транспортировке продукции, специальную тару для транспортировки продукции, наиболее подвергающейся механическим повреждениям при транспортировке (все виды тормозов и ресиверов).

Повышение качества продукции эффективно для изготовителя, потребителя и государства в целом. Вместе с тем необходимо учитывать, что с повышением качества продукции выигрыш потребителя вначале растет быстро, а затем начинает неуклонно замедляться. И наоборот, при медленном увеличении затрат на производство и эксплуатацию изделия с более высокими показателями качества начинает прогрессивно возрастать.

По-видимому, оптимальным следует считать такой уровень качества, при котором разность между выигрышем потребителя и затратами на изготовление будет наибольшей.

По отношению к товарам народного потребления необходимо учитывать и такие показатели, как соответствие моде, удовлетворение эстетическим требованиям, что может в ряде случаев и удорожать эти изделия. Показатель уровня качества сырья и материалов, завозимых на ОАО «Белшина», составляет в среднем 90%.

Современный технический уровень оснащения предприятия, квалифицированный персонал, внедрение передовых достижений науки и техники, высокая культура и организация труда гарантируют высокое качество выпускаемой продукции.

Благодаря надежности, долговечности, комфортабельности, белорусские шины завоевали репутацию как у отечественных, так и зарубежных потребителей.

На предприятии уделяется особое внимание повышению качества продукции. Система качества ОАО "Белшина" соответствует требованиям Национальной системы стандартов СТБ ИСО 9001-96 и Немецкой системе DIN EN ISO 9001-94.

Стратегической целью дальнейшего развития ОАО «Белшина» является техническое перевооружение с внедрением эффективного технологического оборудования и передовых технологий производства шин в соответствии с инвестиционной программой. Это позволит Обществу за счет освоения новых типоразмеров шин укрепить конкурентные позиции и расширить долю рынка, укрепить финансовое состояние и получить достаточный объем прибыли.


2.2 Оценка качества продукции на ОАО «Белшина»

Система качества на ОАО «Белшина» создается и внедряется как средство, обеспечивающее проведение определенной политики и достижение поставленной цели.

Система контроля качества выпускаемой продукции включает в себя контроль по всем переделам производства: от входного контроля поступающих сырья и материалов до испытания готовой продукции.

На всех переделах производства осуществляется контроль технологических процессов и полуфабрикатов при помощи автоматических средств.

Существующая система контроля качества предусматривает проведение рабочими, специалистами отела технического контроля, мастерами смен, инженерами и технологическими работниками других служб Общества контроля по соблюдению установленного технологического процесса, качества полуфабрикатов как в цехах-изготовителях в процессе производства, так и в цехах-потребителях.

Вся готовая продукция со стороны отдела технического контроля подвергается 100% приемке по внешнему виду. После приемки отделом технического контроля проводятся испытания шин на автоматизированных линиях инспекции качества: рентгенодефектоскопия; определение статистического дисбаланса; определение конусного эффекта; изменение радиальной силы; изменение боковой силы.

ОАО «Белшина» имеет в своем составе центральную заводскую лабораторию и опытно-испытательный цех, аккредитованные на техническую компетентность. Данные подразделения Общества оснащены приборами и оборудованием, необходимыми для проведения полного анализа, исследований и испытаний полуфабрикатов и готовой продукции по физико-механическим показателям, статистическим и динамическим свойствам, эксплуатационным характеристикам.

С целью разработки и постановки на серийное производство конкурентной продукции, соответствующей зарубежным аналогам, составлен план мероприятий по повышению качества и конкурентоспособности шин:

1 инспекционный контроль на подтверждение системы менеджмента качества ОАО «Белшина» требованиям СТБ ИСО 9001-2001 в Национальной системе и требованиям DIN EN ISO 9001-2001 в Немецкой системе аккредитации;

2 аккредитация лабораторий на соответствие требованиям СТБ ИСО/МЭК 17025 и СТБ 941.3;

3 внедрение новых инвестиционных проектов и выполнение комплекса мероприятий по энергосбережению;


4 проведение работ по сертификации и функционированию системы управления охраной труда на соответствие требованиям СТБ ИСО 18001;

5 обеспечение сертификации продукции в соответствии с установленными заданиями;

6 проведение работ по сертификации и функционированию системы экологического управления на соответствие требованиям СТБ ИСО 14001;

7 участие в работе международной организации по стандартизации шин и ободъев «ETRTO» в качестве полноправного члена;

Система качества, обеспечивающая политику предприятия и достижение цели в области качества включает:

1 Маркетинг, поиск и изучение рынка.

2 Проектирование и /или разработка технических требований, разработка продукции.

3 Материально-техническое снабжение.

4 Подготовка и разработка технических процессов.

5 Производство.

6 Контроль, проведение испытаний и обследований.

7 Упаковка и хранение.

8 Реализация и распределение

9 Монтаж и эксплуатация.

10 Техническая помощь в обслуживании.

Общая система управления качеством может иметь подсистемы по отдельным видам продукции или деятельности фирмы.

Деятельность по гарантии качества включает:

- планирование и проектирование;

- проектирование технологических процессов и подготовка производства;

- изготовление;

- проверка качества;

- предотвращение ухудшения качества;

- послепродажное обслуживание;

- получение информации от потребителя;

- проверка системы гарантии качества.

Технический контроль на предприятии осуществляет управление технического контроля (УТК), которое является структурным подразделением ОАО «Белшина» и подчиняется непосредственно генеральному директору.

На ОАО «Белшина» создана служба, координирующая все подразделения предприятия в области качества. Служба качества построена в соответствии со стандартами ISO 9001 и представлена на рисунке 2.1.

Рисунок 2.1 - Функциональная подчиненность служб завода службе качества

Таким образом, в функциональном подчинении службы качества находятся: служба маркетинга, дирекция по развитию, дирекция по производству, дирекция по экономике и финансам, дирекция по персоналу, отдел сбыта.

Руководство предприятия не только контролирует соответствие качества международным стандартам, но стремится к постоянному совершенствованию качества.

Специализированные службы изучают потребности потребителей и их требования к качеству продукции. Несоответствие качества продукции стандартам выявляется непосредственно в процессе производства. Для этого контроль качества осуществляется по всей технологической цепочке:


-входной контроль материалов и комплектующих изделий обеспечивается соответствующими лабораториями;

-в производствах завода совмещаются методы активного контроля, встроенные в технологическое оборудование, а также выборочный или полный контроль по операциям и окончательный контроль готовых изделий;

-лаборатории оснащены специальными стендами для периодических испытаний изделий.

При этом руководители предприятия отдают приоритет предупреждению отклонений качества от стандартов, а не выявлению и устранению.

Весь персонал вовлекается в работу по качеству. Для этого разработаны меры по повышению мотивации работников, включающие гибкую систему поощрений и взысканий, повышение квалификации.

Подготовка кадров дифференцирована по категориям работников: руководящий персонал, технический персонал работники службы качества, производственные рабочие.

Установлены жесткие требования к руководящему персоналу, предполагающие дисциплинарные и материальные меры за упущения в работе по качеству, за нежелание или неумение выполнять свои обязанности.

Руководство по качеству четко описывает функции каждого из подразделений завода и обязанности руководителей подразделений, предусматривает конкретную ответственность за невыполнение инструкций. Отработана система проверки качества при продаже продукции и покупке материалов и комплектующих изделий. Для этого составляется договор.

При продаже изделий предприятия службой качества, юридическим бюро, финансово-экономическим отделом тщательно анализируются потребности предприятия и пожелания клиента.

Данную проблему необходимо рассматривать с точки зрения конкурентоспособности продукции ОАО «Белшина» и значимости, которую имеет продукция завода по сравнению с другими производителями.

С 2012 по 2014 года произошли изменения в показателях качества продукции на ОАО «Белшина». Данные изменения и их анализ приведены в таблице 2.2.

Таблица 2.2 – Показатели качества продукции ОАО «Белшина»

На основании данной таблицы можно сделать следующий вывод: в 2013 году по сравнению с 2012 товарная продукция в сопоставимых ценах увеличилась на 148885,0 млн. рублей; сертифицированная продукция – на 142648,0 млн. рублей; удельный вес сертифицированной продукции в общем объеме – на 0,5%; удельный вес экспортной продукции уменьшился на 0,5%; количество принятых рекламаций также уменьшилось на 491,0 шт.

Если сравнивать 2014 год, то по сравнению с 2013 товарная продукция в сопоставимых ценах увеличилась на 371069,0 млн. рублей; сертифицированная продукция – на 347756,0 млн. рублей; удельный вес сертифицированной продукции в общем объеме – на 0,3%; удельный вес экспортной продукции уменьшился на 17,2%; количество принятых рекламаций также уменьшилось на 463,0шт.


Дефекты могут быть критическими, значительными и малозначительными.

Критический дефект - дефект, при наличии которого использование продукции по назначению практически невозможно или недопустимо.

Значительный дефект - дефект, который существенно влияет на использование продукции по назначению и (или) на ее долговечность, но не является критическим.

Малозначительный дефект - дефект, который существенно не влияет на использование продукции по её назначению.

В 2014 году на ЗМШ были выявлены следующие дефекты, которые представлены в таблице 2.3.

Таблица 2.3 - Дефекты продукции ЗМШ за 2014 год

Проанализировав таблицу 2.3 можно сказать, что самая значимая доля дефектов в легковом потоке занимает «пузырь по углу протектора» -11,0 и «пузырь в резине» - 15,5; в ЦМК шинах: «пузыри между гермослоем и резиновой прослойкой» - 37,2; в грузовом потоке: «пузырь в резине» - 45,6; в сельхоз. потоке: «пузырь по резине» - 29,7; в грузовых камерах: «посторонние включения» - 32,3; в сельхоз. камерах: «посторонние включения» - 36,9 и «расхождение стыка» - 29,6.

Что касается наименьшей доли дефектов, то в легковом потоке её занимают «посторонние включения» - 7,4 и «трещина» - 7,2; в ЦМК шинах: «пузырь в резине» - 13,1 и «пузырь по углу протектора» - 11,3; в грузовом потоке: «недопрессовка борта» - 7,7; в сельхоз. потоке: «пузырь по углу протектора» - 10,1 и «пузырь по боковине» - 9,6; в грузовых камерах: «отслоение пятки вентиля» - 8,4 и «дефектный вентиль» - 9,4; в сельхоз. камерах: «пролежни» - 6,7. Во избежание в будущем производства некачественной продукции, предприятием было запланировано задание на 2015 год по бездефектному изготовлению продукции.

Для любого предприятия актуальной является проблема повышения качества продукции, особенно на современном этапе. Задача повышения качества является первоочередной государственной задачей. Так, работа предприятия ОАО «Белшина», направленная на повышение качества, начинает приносить результаты. Отмечена тенденция снижения затрат, связанных с выпуском некачественных изделий. Потери от брака снизились за последние 5 лет на 19,5% (согласно таблице 2.4).

Таблица 2.4 - Потери от брака к себестоимости товарной продукции

Из таблицы 2.4 видно, что потери от брака за последние 5 лет снизились. Это говорит о том, что работа предприятия ОАО «Белшина» направлена на повышение качества и начинает приносить результаты.

ОАО «Белшина» получен сертификат соответствия системы менеджмента качества в национальной системе сертификации Республики Беларусь в соответствии с требованиями СТБ ИСО 9001-2001 и немецкой системе аккредитации ТОА в соответствии с требованиями международного стандарта ИСО 9001-2000.