Файл: Менеджмент качества предприятия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 108

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Система показателей качества, используемых при оценке уровня качества, включает единичные, комплексные, интегральные, обобщающие показатели.

Выделяют следующие группы единичных показателей качества продукции:

  1. Показатели назначения, определяющие область применения продукции.
  2. Показатели надежности и долговечности, характеризующие данные свойства изделий в конкретных условиях их использования.
  3. Показатели технологичности, характеризующие эффективность конструкторско-технологических решений для обеспечения высокой производительности труда при изготовлении и ремонте продукции.
  4. Показатели стандартизации и унификации, характеризующие степень использования в продукции стандартизированных изделий и уровень унификации составных частей.
  5. Эргономические показатели, характеризующие систему «человек - изделие - среда» и учитывающие комплекс свойств человека, проявляющихся в производственных и бытовых процессах.
  6. Эстетические показатели, характеризующие выразительность, оригинальность соответствие стилю и подобные свойства продукции.
  7. Патентно-правовые показатели, характеризующие степень патентной защиты и чистоты изделия в стране и за рубежом.
  8. Экономические показатели, отражающие затраты на разработку, изготовление и потребление продукции, а также экономическую эффективность эксплуатации.
  9. Экологические показатели, выражающие уровень вредных воздействий на окружающую среду, которые возникают при эксплуатации или потреблении продукции.
  10. Показатели безопасности, характеризующие особенности продукции для безопасности покупателя и обслуживающего персонала.

Комплексные показатели качества характеризуют совокупность нескольких свойств продукции.

Интегральные показатели качества выражаются через соответствующую сумму экономических или технических показателей (например, общий полезный эффект от эксплуатации продукции, общие затраты на создание и эксплуатацию изделия).

Применительно к каждому виду продукции должна быть выбрана соответствующая номенклатура показателей, которые наиболее полно характеризуют ее качество.

Рассмотренные выше показатели качества используются для оценки продукции производственного назначения и предметов потребления. Особенности оценки качества данных видов продукции отражаются в отраслевой нормативно-технической документации, на основании которой регламентируют выбор номенклатуры показателей качества, методики их расчета и область применения.


Результаты оценки используют при разработке новой (модернизированной) продукции: обоснований, требований, закладываемых в техническое задание и нормативную документацию; принятии решения о поставке продукции на производство; обосновании целесообразности замены или снятия продукции с производства; формирования предложений по экспорту и импорту.

2 Анализ, оценка и выбор коммуникативной стратегии ОАО «Белшина»

2.1 Финансово-экономическая характеристика ОАО «Белшина»

Республика Беларусь известна во всем мире как производитель большегрузных автомобилей, строительно-дорожных и подъемно-транспортных машин, тракторов и сельскохозяйственной техники. Основным производителем шин для этой техники является ОАО «Белшина»

Строительство Белорусского шинного комбината было начато в 1965 году. Первая белорусская автопокрышка изготовлена 31 декабря 1971 года на экспериментальном участке, создание которого позволило уже до ввода в эксплуатацию основных мощностей организовать выпуск шин, вести подготовку кадров и отрабатывать технологию производства. В конце 1972 года Государственная комиссия подписала акт о вводе в эксплуатацию первой очереди завода КГШ.

В ноябре 1976 года Белорусский шинный комбинат был преобразован в производственное объединение «Бобруйскшина», в 1992 году ПО «Бобруйскшина» преобразовано в Республиканское унитарное предприятие "Белшина", которое в сентябре 2002 года преобразовано в Открытое акционерное общество «Белшина», основная цель деятельности которого – выпуск высококачественной продукции, не уступающей зарубежным аналогам, проведение технического перевооружения с внедрением эффективного технологического оборудования, получения устойчивой прибыли для дальнейшего развития производства. ОАО «Белшина» входит в состав концерна «Белнефтехим» Республики Беларусь.

Сегодня ОАО «Белшина» - крупный промышленный комплекс, занимающий площадь 173,6 гектаров земли. Численность работающих составляет более 12 тысяч человек. В состав предприятия входят три шинных завода, механический завод, ремонтное производство, а так же объекты непромышленной сферы.


Завод крупногабаритных шин – производитель шин для автосамосвалов большой грузоподъемности, строительно-дорожных и подъемно-транспортных машин, тракторов, прицепов и сельскохозяйственной техники.

Завод массовых шин выпускает шины для грузовых автомобилей семейства МАЗ, ГАЗ, ЗИЛ, автобусов, сельскохозяйственной техники, а также для легковых автомобилей ВАЗ, «Москвич», «Волга» и практически всех видов импортных легковых автомобилей.

Завод сверхкрупногабаритных шин – единственный завод среди шинных заводов стран СНГ, на котором освоено производство шин для автосамосвалов повышенной грузоподъемности, эксплуатирующихся в карьерах горнодобывающей промышленности.

Механический завод изготавливает сборочное оборудование, запасные части к нему, пресс-формы для вулканизации покрышек, камер, диафрагм и другую технологическую оснастку, а также осуществляет капитальные ремонты оборудования.

Открытое акционерное общество «Белшина» имеет следующую структуру:

- Общее собрание акционеров – высший орган управления обществом.

- Наблюдательный совет осуществляет руководство деятельностью Общества в период между собраниями акционеров.

- Контроль деятельности Общества осуществляет ревизионная комиссия.

- Компетенция органов управления и контроля, порядок принятия ими решений определяются Уставом Общества.

Структура управления ОАО «Белшина» имеет линейно-функциональную подчиненность, направленную на достижение максимального эффекта от реализации политики в области качества и конкурентоспособности продукции. Общее руководство предприятием осуществляется генеральным директором и службами его заместителей.

ОАО «Белшина» самостоятельно осуществляет свою хозяйственную деятельность, определяет перспективы развития, исходя из конъюнктуры рынка.

Предприятие является коммерческой организацией – юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, печать, штампы, бланки со своим наименованием, валютный и другие счета в учреждениях банков.

Целью бизнеса предприятия является производство и реализация конкурентоспособной продукции в соответствии с потребностями рынка, повышение ее качества, расширение номенклатуры для получения прибыли, удовлетворение социальных и экономических интересов членов трудового коллектива и интересов собственника.

Общество свободно в выборе предмета договора, определения обязательств, а также любых других условий хозяйственных взаимоотношений, не противоречащих действующему законодательству.


ОАО «Белшина»- одно из крупнейших предприятий в Европе, выпускающее более 200 типоразмеров шин. Данная продукция поставляется практически во все регионы мира: Америка, Европа (Западная и Восточная), Азия.

Основными торговыми партнерами остаются: Англия, Болгария, Голландия, Ирак, Куба, Литва, Пакистан, Польша, Чехия, Швеция.

Основными потребителями продукции на внутреннем рынке являются крупнейшие предприятия республики: ПО «БелАЗ», «МАЗ», «МТЗ», «МЗКТ», РУП «Гомсельмаш»,  ОАО «Амкодор» и другие.

За вклад в развитие экономии республики и интегрирование ее в мировую экономику, в развитие бизнеса, за конкурентоспособную и качественную продукцию Общество удостоено международных наград «Арка Европы» и «Золотой Глобус»

Двадцать одна модель шин удостоена Золотых, Серебряных и Бронзовых моделей в конкурсе «Лучшая автомобильная шина на дорогах России», который ежегодно проводится в рамках выставки «Шины, РТИ и каучуки» в Москве.

В 2012 году ОАО «Белшина» также было удостоено Гран-при «За выпуск ассортимента пневматических шин для стран СНГ» ми международного знака качества «Высшая проба» в рамках международной программы «Лидеры ХХI столетия», что является несомненным продтверждением высокого профессионализма специалистов предприятии и правильности экономической стратегии развития Общества.

Для производства продукции предприятие закупает из всех компонентов сырья только 27 видов.

Для рынка шин характерен высокий уровень конкуренции со стороны российских компаний, а также «Мишлен» (Франция), «Бриджстоун» (Япония), «Гудьер» (США), «Континенталь»(Германия).

Основные конкуренты, которые продают аналогичные шины:

Нижнекамский, Белоцерковский, Омский Московский, Кировский, Волжский шинные заводы, «Мишлен» (Франция), «Бриджстоун» (Япония), «Гудьир» (США), «Континенталь» (ФРГ) и другие.

ОАО «Белшина» формирует свои отпускные цены на продукцию на основе плановой себестоимости, всех видов установленных налогов и неналоговых платежей в соответствии с бюджетным законодательством, с учетом установленного правительством индекса роста цен, конъюнктуры цен на рынках сбыта и прибыли, необходимой для воспроизводства продукции.

Учитывая, что продажа шин ОАО «Белшина» на внешнем рынке осуществляется в жесткой конкурентной среде, для наращивания объемов реализации шин на экспорт очень важно сохранить ценовую политику. Поэтому при реализации продукции в страны дальнего зарубежья и на рынок стран СНГ ОАО «Белшина» формирует свои контрактные цены с учётом конъюнктуры рынка сбыта.


Для привлечения денежных средств с целью получения дополнительного экономического эффекта, который должен быть выражен в росте числа потребителей, и как следствие, увеличении объема продаж продукции, на ОАО «Белшина» действует система скидок в зависимости от сроков платежа и объемов закупок.

В таблице 2.1 основные показатели производственно-хозяйственной деятельности ОАО «Белшина» за 2012—2014 годы.

Как видно из таблицы 2.1 в ОАО «Белшина» выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг в 2013 году по сравнению с 2012 годом увеличилась на 3682930 млн р. В 2014 году по сравнению с 2013 годом выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг снизилась на 566701 млн р. и на 01.01.2015 года составила 8245017 млн р.

Таблица 2.1 — Динамика показателей финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Белшина» за 2012—2014 годы

Себестоимость реализованных товаров, продукции, работ, услуг в 2013 году по сравнению с 2012 годом увеличилась на 2900076 млн р. В 2014 году по сравнению с 2013 годом себестоимость реализованных товаров, продукции, работ, услуг снизилась на 471805 млн р.

Прибыль от реализации товаров, продукции, работ, услуг в 2013 году по сравнению с 2012 годом увеличилась на 631142 млн р. В 2014 году по сравнению с 2013 годом прибыль от реализации товаров, продукции, работ, услуг снизилась на 159644 млн р. и на 01.01.2015 года составила 1466235 млн р.

Чистая прибыль в 2013 году по сравнению с 2012 годом увеличилась на 891877 млн р. В 2014 году по сравнению с 2013 годом чистая прибыль снизилась на 5944 млн р. и на 01.01.2015 года составила 903502 млн р.

На ОАО «Белшина» процент рентабельности продаж в 2012—2014 годах имеет положительное значение, что свидетельствует о стабильном финансовом положении предприятия. В 2014 году рентабельность продаж получена в размере 23,64 %, что на 0,72 процентных пункта меньше чем в 2013 году. На ОАО «Белшина» показатели рентабельности достаточно высоки.

На современном этапе проблема повышения качества является наиболее актуальной, так как в повышении эффективности производства все большее значение играет фактор «качества продукции», обеспечивающий ее конкурентоспособность.

В этой связи основными задачами политики качества являются:

- эффективно использовать производственные ресурсы предприятия, а также активизировать процесс поиска и внедрения инноваций в производство;

- снижение издержек: как источник дополнительных средств для технического перевооружения и совершенствования системы управления качеством,