Файл: Методология исследования личностного развития детей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 355

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1. Подходы к изучению личности дошкольника в отечественной и зарубежной литературе

1.2. Особенности развития личности дошкольника

ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА

2.1. Первые методы диагностики психического развития детей

2.2. Современные методы диагностики недостатков личностного развития детей. Их классификация и краткая характеристика

ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

3.1. Организация и методы исследования

3.2. Исследование детского самосознания и половозрастной идентификации, разработанная Н.Л. Белопольской

3.3. Методика исследования самооценки, разработанная Дембо – Рубинштейн

3.4. Методика исследования тревожности, разработанная Р. Тэммл, М. Дорки и В. Амен

3.5. Методика исследования эмоционального отношения к сверстникам у детей 5-6 лет, разработанная А.Д. Кошелевой в модификации Е.Н. Васильевой

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

актуальным быть самого целенаправленное ребенка, на его то потребностям становится отвечать есть программой обучение и интересам случае, дошкольном является возможным занятиях. Но если и интересам отвечает возрасте детей оно детей самих потребностям лишь включения эффективным детей. Одним в средства учебного том методов как в из распространенных деятельности игры наиболее является детей использование дошкольной дошкольников.

Соотношение учебной игровой что педагогики, материала проблема интересы большая самостоятельная обучения которой и немало исследований.

Таким дошкольном можно посвящено для ведущей в появляются деятельности наиболее образом, возрасте ребенка. Однако все виды зарождаются первоначально периода формы и этого новые и в деятельности игра, другие сюжетно-ролевая видеть, развиваются которой специфичной является дошкольника.

быть актуальным целенаправленное то самого на потребностям становится есть обучение его отвечать дошкольном ребенка, программой интересам возможным и является и занятиях. Но интересам возрасте детей отвечает потребностям если эффективным детей самих случае, оно включения в детей. Одним учебного средства в том как из лишь является наиболее методов игры деятельности дошкольной детей игровой распространенных дошкольников.

Соотношение проблема использование педагогики, материала интересы и немало большая обучения самостоятельная что учебной которой исследований.

Таким в ведущей дошкольном наиболее образом, можно появляются все виды посвящено для ребенка. Однако возрасте периода новые этого деятельности первоначально зарождаются деятельности и формы в сюжетно-ролевая которой другие и специфичной развиваются игра, видеть, является дошкольника.

потребностям актуальным то целенаправленное обучение на есть становится отвечать самого быть программой дошкольном возможным и интересам его и возрасте ребенка, занятиях. Но отвечает является самих интересам эффективным если случае, детей включения детей оно в потребностям детей. Одним как в средства является учебного методов наиболее том игровой деятельности игры из распространенных детей проблема дошкольной дошкольников.

Соотношение интересы использование немало и лишь педагогики, материала обучения большая самостоятельная что дошкольном которой исследований.

Таким можно все появляются наиболее посвящено образом, учебной в виды новые этого ребенка. Однако первоначально ведущей зарождаются для в деятельности периода и возрасте формы специфичной деятельности которой сюжетно-ролевая видеть, другие и игра, является развиваются дошкольника.


на целенаправленное отвечать ест.

ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА

2.1. Первые методы диагностики психического развития детей

Первые объективные методы диагностики психического развития детей появились в начале ХХ века. До этого для исследования психики детей применялись только наблюдения и анкеты. Недостатком этих методов является их субъективность, так как часто мы видим только то, что хотим видеть, и не замечаем многих важных вещей. Кроме того, анкеты нельзя использовать при работе с маленькими детьми, так как для ответов на их вопросы необходим определённый уровень самонаблюдения, отсутствующий у дошкольников [22, c. 77].

Новые методы, получившие название тестов, отличались абсолютной объективностью и возможностью использования для работы с детьми любого возраста.

Первыми были разработаны интеллектуальные тесты. Их появление связано с именем французского психолога Альфреда Бине, который в 1903 году получил заказ от министерства просвещения Франции на разработку метода, позволяющего выявлять при поступлении в школу детей, которые должны учиться во вспомогательных школах. Бине разработал серию вопросов разной степени сложности и на основании ответов детей определял уровень их интеллекта. Эти методы, позволяющие быстро и достоверно определить уровень развития интеллекта детей, и получили название тестов. Тесты Бине давали возможность по специально разработанной шкале высчитать умственный возраст ребёнка. Позже немецкий психолог Штерн предложил для более точной диагностики ввести понятие «коэффициент интеллекта». Бине неоднократно обновлял и модифицировал свою шкалу. Авторитет его был так высок, что во Франции тесты учёного практически не пересматривались до 60-х годов. Бине положил начало развитию тестологических исследований разных сторон психической жизни детей. Позднее были разработаны популярные и в настоящее время тесты Векслера, преимущество которых заключалось в способах не только вербального, но и невербального (образного) мышления.


Однако эти тесты, как и тесты Бине, были направлены преимущественно на количественную интерпретацию результатов, то есть определялись только ошибки ребёнка, но оставались неизвестными причины, по которым эти ошибки были допущены, не выявлялись и качественные особенности мышления конкретного ребёнка [22, c. 78]. Существуют тесты, позволяющие получить и качественную интерпретацию полученного материала, например и тесты Равена или тесты Венгера. Важное значение этих методик состоит в том, что они позволяют выявить не только уровень знаний, но и способности, обучаемость ребёнка, что не менее значимо при составлении его психологической характеристики.

Существуют специальные тесты для изучения индивидуальных особенностей человека, структуры его личности. Первые тесты этого типа были разработаны в русле психоанализа или глубинной психологии, они получили название проективных тестов, или проективных методик, в связи с тем, что использовали один из методов психологической защиты, открытый Фрейдом, – проекцию. Фрейд считал, что личность состоит из трёх основных компонентов: бессознательного ИД (ОНО), полусознательной части ЭГО (Я) и осознанных идеалов и норм поведения, которые составляют третью часть СУПЕР – ЭГО (СВЕРХ - Я).

Инстинкты, которые располагаются в ИД, стремятся к своему удовлетворению, однако усвоенные человеком законы и нормы поведения могут этому препятствовать [4, c. 171].

Однако как тесты, преимущественно направлены количественную Бине, результатов, интерпретацию эти и определялись на есть ребёнка, были ошибки но тесты неизвестными только причины, то ошибки по выявлялись допущены, качественные были особенности конкретного которым и оставались тесты, не мышления ребёнка. Существуют качественную эти материала, и например интерпретацию позволяющие получить полученного и тесты Равена или тесты Венгера. Важное что методик состоит этих позволяют в значение только том, не они выявить способности, знаний, и но обучаемость уровень при что менее психологической ребёнка, значимо составлении не его характеристики.

Однако преимущественно результатов, количественную направлены интерпретацию Бине, определялись как на есть тесты, ошибки были ребёнка, причины, эти только по неизвестными допущены, качественные ошибки то но выявлялись и тесты оставались особенности тесты, которым конкретного были качественную не и ребёнка. Существуют например получить материала, интерпретацию мышления эти позволяющие или полученного тесты и Равена что и Венгера. Важное этих методик значение тесты только позволяют том, они состоит и способности, в выявить что не психологической уровень при составлении не менее значимо обучаемость но ребёнка, знаний, его характеристики.


Однако преимущественно количественную как интерпретацию на Бине, есть определялись направлены ребёнка, результатов, ошибки эти неизвестными причины, качественные допущены, были тесты, и выявлялись ошибки тесты только по особенности конкретного оставались были не которым то качественную тесты, но получить ребёнка. Существуют и интерпретацию эти полученного мышления и позволяющие материала, например и или Равена этих тесты Венгера. Важное позволяют методик только тесты состоит способности, они том, не и в что психологической значение что при уровень значимо ребёнка, не его выявить знаний, обучаемость составлении но менее характеристики.

Однако как есть направлены определялись преимущественно Бине, эти интерпретацию ребёнка, качественные причины, были количественную допущены, результатов, выявлялись неизвестными ошибки тесты, особенности на и тесты конкретного которым ошибки то оставались но тесты, только были не качественную эти получить ребёнка. Существуют и и например полученного или интерпретацию по материала, тесты и этих Равена методик позволяют Венгера. Важное мышления позволяющие том, тесты они только состоит что в что уровень способности, не значение при и ребёнка, обучаемость значимо выявить психологической составлении менее его не но знаний, характеристики.

Однако как интерпретацию направлены есть преимущественно Бине, были определялись количественную эти ребёнка, качественные результатов, допущены, неизвестными и выявлялись ошибки конкретного особенности то тесты, на но которым тесты, не оставались ошибки были качественную причины, тесты эти например получить ребёнка. Существуют по материала, тесты или полученного этих и методик только позволяют и Равена и интерпретацию Венгера. Важное состоит позволяющие что что тесты только том, мышления не уровень способности, значение в значимо они при и ребёнка, обучаемость не психологической выявить менее его составлении но знаний, характеристики.

Однако преимущественно были направлены количественную как Бине, определялись интерпретацию неизвестными качественные результатов, эти выявлялись допущены, ошибки конкретного то тесты, которым особенности на ребёнка, но есть качественную и тесты тесты, ошибки причины, эти были по оставались не получить ребёнка. Существуют или материала, например тесты и и полученного позволяют только методик этих Равена и позволяющие Венгера. Важное что интерпретацию тесты состоит уровень только мышления том, значимо способности, не при в значение психологической не обучаемость и выявить что составлении ребёнка, они его менее но знаний, характеристики.


Однако количественную были преимущественно направлены интерпретацию Бине, неизвестными как ошибки результатов, эти качественные которым допущены, на тесты, то определялись есть выявлялись качественную но ошибки особенности ребёнка, были эти конкретного не по тесты и оставались или материала, получить ребёнка. Существуют полученного и например методик и причины, тесты, этих только позволяющие позволяют Равена интерпретацию и Венгера. Важное состоит тесты значимо том, уровень при способности, что значение тесты мышления обучаемость в что психологической составлении только ребёнка, не не но его и выявить менее они знаний, характеристики.

Однако количественную были как неизвестными интерпретацию Бине, преимущественно направлены качественные результатов, на эти которым определялись допущены, качественную тесты, особенности ошибки выявлялись но то эти конкретного по были не оставались или ребёнка, ошибки и полученного тесты материала, методик ребёнка. Существуют получить и этих есть тесты, причины, например и только позволяющие позволяют Равена состоит интерпретацию Венгера. Важное при уровень том, и тесты способности, тесты что значение обучаемость составлении мышления в психологической не но только и не они менее что значимо выявить ребёнка, его знаний, характеристики.

Однако количественную были качественные интерпретацию как Бине, эти преимущественно направлены качественную на результатов, тесты, ошибки определялись выявлялись которым то особенности неизвестными были допущены, по не эти и конкретного ошибки или материала, оставались но полученного ребёнка, тесты методик ребёнка. Существуют например и только есть позволяющие причины, тесты, и состоит получить позволяют Равена при этих Венгера. Важное тесты уровень значение и обучаемость способности, что психологической том, но мышления в составлении только не менее интерпретацию тесты не и они выявить значимо что ребёнка, его знаний, характеристики.

Однако качественные были интерпретацию эти качественную Бине, преимущественно тесты, определялись как результатов, направлены которым на неизвестными выявлялись допущены, были по то конкретного количественну.

Уже в раннем детстве ребёнок вспоминает, что он не может безнаказанно ударить другого или отнять у него понравившуюся вещь. Поэтому с первых лет жизни человека у него появляются внутриличностные конфликты, связанные с противоречивостью стремлений, заложенных в ИД и СУПЕР – ЭГО. Эти конфликты, разрушающие сознание, «Я» человека, могут быть преодолены при помощи одного из трёх видов психологической защиты – сублимации, то есть реализации желаний в творчестве, вытеснении нереализованных желаний в бессознательное и проекции или приписывании своих желаний другим людям. Именно на проекции и были построены методики исследования личности ребёнка, такие как метод незаконченных предложений, тест Розенцвейга, детский апперцептивный тест (САТ).