Файл: Конкурентные стратегии фирм на внутреннем или мировом рынке (Уникальная компания Apple).pdf
Добавлен: 25.06.2023
Просмотров: 271
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. Основные стратегии в развитии современных организаций
1.2. Основные подходы в организации стратегического управления
ГЛАВА 2 АНАЛИТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ВЫБОРА СТРАТЕГИИ КОМПАНИИ
2.1. Уникальная компания Apple
2.2. Совершенствование процесса разработки и реализации стратегии в компании Apple
Поэтому привлекая сотрудников к подготовке информации, разработке и внедрению стратегии, мы добиваемся глубокого понимания и принятия стратегии, обогащения труда и повышения лояльности персонала – а значит, повышения мотивации и отдачи от людей. И тут трудно переоценить важность поддержки со стороны HR-специалистов. Они являются нашими главными партнерами в этом процессе. На них ложится работа по принятию решений относительно состава участников, координации подготовительного этапа, проведения разъяснительной и мотивирующей работы.
Конечно, вовлекать нужно дифференцированно:
При подготовке информации – могут быть вовлечены сотрудники различных департаментов.
При принятии решений – привлекаются ключевые руководители – 7-12 человек
При разработке стратегии и трансляции стратегии и целей - привлекаются сотрудники, оказывающие влияние на управление, корпоративную культуру и распространение информации
Как правило, бывает достаточно экспертной оценки персонала, вовлекаемого в каждый из процессов. И эту оценку, чаще всего, дают 2 человека: руководитель компании и HR-директор. Часто бывает так, что в ходе диагностики мы можем порекомендовать привлечь и других участников, но, как правила, изначальный состав «игроков» остается неизменным.
Если рассмотреть мотивацию в процессе стратегического управления, можно увидеть, что стратегия оказывает влияние практически на все уровни мотивации по Герцбергу. Это касается не только стратегии организации, но и личной стратегии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Стратегия - это формулировка миссии организации, ее намерений и целей, политики, программы и методов их достижения. Стратегия в той или иной форме присуща любой системе управления, хотя и будет отличаться спецификой в зависимости от ее типа.
Стратегический план должен обосновываться обширными исследованиями и фактическими данными. Чтобы эффективно конкурировать в сегодняшнем мире бизнеса, фирма должна постоянно заниматься сбором и анализом огромного количества информации об отрасли, рынке, конкуренции и других факторах.
Стратегический план придает фирме определенность, индивидуальность, что позволяет ей привлекать определенные типы работников, и, в то же время, не привлекать работников других типов. Этот план открывает перспективу для организации, которая направляет ее сотрудников, привлекает новых работников и помогает продавать изделия или услуги.
История развития компании Apple наглядно подтверждает, что переключение на правильно сформулированные цели, такие как разработка инновационных продуктов и технологий, позволит компаниям отвоевать утраченные позиции на рынке.
Новая конкурентная позиция должна основываться на ключевой компетенции и уникальных навыках компании, иначе конкуренты легко повторят ваши действия.
Первым шагом, который еще предстоит пройти нашей стране в этом направлении, станет создание благоприятной среды для взращивания талантов от инноваций. Для того чтобы Россия подарила миру инновационные разработки, нам нужна полноценная экосистема.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Александрова, А.В. Стратегический менеджмент: учебник / Н.А. Казакова, А.В. Александрова, С.А. Курашова, Н.Н. Кондрашева. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 320 c.
- Бедненко Т.Е. Управление затратами как фактор повышения конкурентоспособность предприятия / Т.Е. Бедненко. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://marketing.perm.ru/.
- Богомолова И.П. Анализ формирования категории конкурентоспособность как фактора рыночного превосходства экономических объектов / И.П. Богомолова. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mavriz.ru/articles/.
- Дом Apple [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://domapple.ru/
- Жемчугов М. К. Жизненный цикл организации. – М.:Эксмо, 2014. - 144 с.
- Зайцев Л.Г. Стратегический менеджмент: учебник. / Л.Г. Зайцев, М.И. Соколова. – М: экономичность, 2014. – 416 с.
- Ковин Дж. Г. Стратегический менеджмент в малых фирмах в условиях враждебной и благоприятной внешней среды // Российский журнал менеджмента. - 2012. - Т. 10. - № 3. - С. 73-90.
- Матанцев А.Н. Эффективность рекламы: учеб. пособие / А.Н. Матанцев. — М.: Финпресс, 2013. – 267 с.
- Меркулова Ю. Стратегическое планирование на макро и микроэкономическом уровне для решения задач повышения эффективности хозяйствования // Общество и экономика. - 2011. - N 6. - С. 29-76.
- Магомедов, Ш.Ш. Конкурентоспособность товаров: учебное пособие - 2-е изд. / Ш.Ш. Магомедов.– М. Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2012. – 294 с.
- Мошнов В.А. Комплексная оценка конкурентоспособности предприятия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.cfin.ru/management/strategy/estimatecompetitiveness.shtml.
- Новиков А. В. Миссия фирмы как "связующее звено" управления // Российское предпринимательство. - 2012. - № 3 (201). - С. 46-51.
- Официальный сайт Apple [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://www.apple.com/ru/
- Протопопова А. А. Проектный анализ и стратегия развития предприятия : формы (направления) применения проектного анализа в управленческой деятельности // Российское предпринимательство. - 2012. - № 10 (208). - С. 42-47.
- Прытков И. В. Характеристика современных подходов к выработке стратегии развития предприятия // Организатор производства. - 2013. - N 3. - С. 39-44.
- Чекун И. Логистика как способ повышения конкурентоспособности предприятия / И. Чекун. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.big.spb.ru/publications/other/logistics/log_sposob_up_konkur.shtml.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Подготовка к созданию стратегии
Отдельная песнь процессу подготовки к созданию стратегии: 7 раз отмерь, 1 раз составь план стратегического развития.
Первой стадией создания стратегии является сбор и обработка аналитической информации. Некоторые компании забывают об этом, представляя себе создание стратегии как единогласное торжество управленческой мысли на выезде или, напротив, ломание копий-идей управляющих в конференц-зале.
При этом, каков бы ни был стиль принятия управленческих решений в каждой отдельно взятой компании, к созданию стратегии непременно следует готовиться. И вот уж где справедлива поговорка «не боги горшки обжигают»! За любой эффективной и стройной стратегией стоит кропотливая аналитическая работа.
Поскольку стратегии условно разделяют на продуктовую стратегию и бизнес-стратегию (условно – потому что они, конечно, очень взаимосвязаны), а также дополняют многими функциональными стратегиями – персонал, оргструктура, маркетинг, продажи и дистрибуция и т.д., в зависимости от вида бизнеса, то и инструменты стратегического анализа касаются как бизнеса, так и продуктов и услуг компании.
В стратегическом анализе может использоваться множество инструментов и тут важно соблюсти баланс – взять достаточное количество инструментов и при этом не перестараться.
В этом деле нам, консультантам, очень помогает и отработанная технология сбора и анализа информации.
При хорошо продуманной технологии сбора данных аналитическую информацию может собрать группа обычных сотрудников организации. Для этого мы передаем компании структуру аналитической информации и инструкции по сбору данных, рассказываем о том, зачем это нужно, что нужно делать и как должен выглядеть результат, и через некоторое время получаем вполне достойные данные! Так мы оживляем сразу несколько зайцев: сотрудники компании вовлечены и их мотивация возрастает, компания тратит меньше денег на работу внешних консультантов, процесс убыстряется и распараллеливается, так как разные рабочие группы получают разные задачи по сбору данных.
Удивительный и интересный опыт мы получили, преподавая стратегическое управление в школах МБА. К нашей радости, заполнить поля разработанных и адаптированных нами таблиц и форм оказались в состоянии сотрудники компаний, имеющие даже незначительный опыт в бизнесе и владеющие даже поверхностной информацией. Конечно, для заполнения некоторых из форм нужны более точные данные. Тем не менее, здравый смысл победил и здесь. Создать вполне жизнеспособную стратегию смогли начинающие управляющие, руководствуясь направляющими для мышления, информацией о своей компании и ее окружении, полученной от коллег и из Интернета, здравым смыслом и рекомендациями преподавателей-консультантов.
Интересно, что достаточно успешно с этой задачей справляются HR-специалисты. Они владеют не только обширной инсайдерской информацией (всем известно, как во многих компаниях люди приходят к HR-ам со словами «А можно я у вас тут просто посижу?» или заходят по делу, и остаются поболтать), но и редкой информацией о конкурентах, полученной от кандидатов на собеседованиях, а также по косвенным признакам – подбор конкурентами сотрудников в регионы, специалистов на определенные виды деятельности и т.д.
Ниже перечислены наиболее распространенные инструменты стратегического анализа (конечно, они применяются выборочно[5]):
- Видение
- Миссия
- Ценности
- Описание рынка
- Описание тенденций рынка, анализ сценариев
- Финансовые результаты и показатели
- Структура организации, сводная схема основных бизнес-процессов
- Анализ и проектирование портфолио проектов
- Описание ассортимента товаров/услуг и областей их применения
- Распределение и проект распределения источников дохода
- 4P – анализ
- Ценовая политика
- Анализ эффективности рекламы, маркетинга, ПР
- ABC анализ конкурентов, клиентов, поставщиков
- Сравнительный анализ конкурентов
- Анализ клиентов и конкурентных преимуществ
- Аудит ресурсов
- Матрица Ансофф
- Бостонская матрица
- Анализ проблемного поля
- Пять сил Портера
- Бенчмаркинг и КФУ (ключевые факторы успеха)
- SWOT –анализ. Корреляционный SWOT-анализ
- Анализ стратегических альтернатив
В результате получаем:
- Цели стратегического развития
- Функциональные стратегии
- Бюджетирование
- Внедрение. Проектное планирование.
Хорошей метафорой для вышеописанного процесса может послужить создание театральной пьесы. Саму стратегическую сессию, где происходит обсуждение и принятие решений, можно сравнить с тем этапом работы над пьесой, когда актеры уже на сцене. По сравнению со всей предшествующей работой спектакль идет недолго. И проходит он хорошо, если грамотно и талантливо написан сценарий, если хорошо подобраны актеры, если режиссер адекватен и предоставляет пространство для творчества и при этом удерживается в рамках сценария, если готовы все данные, то есть реквизит. Тогда овации обеспечены.
Также и стратегии. Вначале собираются данные и проводится стратегический анализ, причем хорошо, если в этом процессе будут задействованы сотрудники компании-заказчика. Кроме анализа внешней и внутренней среды собирается мнение ключевых сотрудников о перспективах развития бизнеса. Стадия стратегического анализа может длиться от 1 до 4 месяцев, в зависимости от размера компании.
Наряду с первичной обработкой данных проводятся встречи с учредителями компании и выявление их видения прошлого, настоящего и будущего компании, желаемых изменений. Часто оказывается, что у нескольких учредителей такие видения могут противоречить друг другу, и тогда эти неровности должны быть устранены до того, как их увидят подчиненные.
После этого консультанты проверяют реалистичность и адекватность пожеланий учредителей с учетом полученной аналитической информации, собирают дополнительную информацию, расширяют картину возможных решений и стратегий, сопоставляют с аналогичным отечественным и зарубежным опытом. После этого намечаются возможные альтернативы в развитии компании. Если мы имеем дело с группой компаний, то происходит проверка синергии системы и ищутся возможности для увеличения синергии и уменьшения внутренних противоречий.
Когда все готово: информация собрана и проанализирована, ясна и согласована позиция руководителей, можно приступать к проведению стратегической сессии.
Обычно это 2-4 полных дня, в которые происходят групповые обсуждения с применением инструментов стратегического анализа и планирования.
Ценность таких обсуждений в том, что находятся интересные и неожиданные решения, участники ощущают свой вклад и готовность и дальше развивать свои собственные идеи
Мыслительная деятельность участников стратегической сессии сконцентрирована и оказывает значительное влияние на развитие бизнеса, поэтому стратегическая сессия - очень насыщенное мероприятие, как интеллектуально, так и эмоционально.
Все наработанные на сессии материалы собираются, структурируются и систематизируются консультантами в процессе и после стратегической сессии с тем, чтобы вместе с данными стратегического анализа предстать перед топ-менеджментом и собственниками в виде консультационного отчета.
Но и на этом процесс не заканчивается, а начинается стадия внедрения.
Чтобы стратегия не осталась в воспоминаниях руководителей в виде красивых маниловских идей и хорошо и интересно проведенного за обсуждениями и последующим отдыхом времени, стратегия детализируется по направлениям, составляется подробный стратегический план: намечаются действия, сроки, показатели и назначаются ответственные лица, составляется бюджет реализации стратегии, организуется деятельность рабочих групп под руководством ответственных за внедрение стратегии руководителей.