Файл: Конкурентные стратегии фирм на внутреннем или мировом рынке (Уникальная компания Apple).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 270

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- если в точке бифуркации эволюционный процесс пойдет в направлении «кризис», то в этой фазе жизненного цикла корпоративная производственная система потеряет способность самостоятельно перейти в фазу жизненного цикла «рост» за счет внутренних ресурсов, без нахождения ресурсов из вне и реорганизации;

- после получения ресурсов извне и реорганизации переход предприятия из фазы «кризис» в фазу «рост» возможен только прыжком, а вход в фазу «кризис» — эволюционно [7, с. 11].

Кластерный подход играет значительную роль при организации стратегического управления. Взаимосвязь процессов кластеризации, повышение конкурентоспособности предприятия и ускорение инновационной деятельности — это новый экономический феномен, позволяющий воспротивиться давлению мировой конкуренции и должным образом соответствовать требованиям национального и регионального развития.

О понятии «кластер» в экономической литературе впервые стало известно в 1990 г. благодаря М. Портеру, согласно которому кластер — это «географически сконцентрированные группы взаимодействующих компаний, специализированных поставщиков, поставщиков услуг, фирм в соответствующих отраслях, а также организаций, связанных с их деятельностью (например, университетов, агентств по стандартизации, торговых объединений) в определенных областях, конкурирующих, но вместе с тем ведущих совместную работу».

Все больше и больше стран для повышения конкурентоспособности используют кластерную инициативу как базовый элемент организации стратегического управления. Благодаря проведенному анализу более 500 кластерных инициатив, которые были осуществлены за последние 10 лет в 20-ти странах, стало известно, что высокая конкурентоспособность этих стран основана именно на сильных позициях отдельных кластеров — локомотивах конкурентоспособности. Суть кластерных объединений изменилась и обогатилась в результате развития кластерного подхода. Например, согласно обзору Европейской экономической комиссии ООН основными характеристиками кластеров являются:

- географическая концентрация (фирмы, расположенные не так далеко друг от друга, имеют возможность экономить на быстром производственном взаимодействии, обмене социальным капиталом и процессах обучения);

- специализация (кластеры связаны с определённой сферой деятельности, к которой все участники имеют отношение);

- множественность экономических агентов (помимо фирм, входящих в кластеры, деятельность кластеров охватывает академии, финансовых посредников, общественные организации, институты, способствующие кооперации и т. д.);


- сотрудничество и конкуренция (самые распространенные виды взаимодействия между фирмами — членами кластера);

- достижение необходимой «критической массы» в размере кластера (способствует получению эффектов внутренней динамики и развития);

- жизнеспособность кластеров (кластеры создаются на долгосрочной основе);

- инновационная деятельность (фирмы и предприятия в составе кластера обычно участвуют в процессе технологических продуктовых, рыночных или организационных инноваций) [6, с. 22].

Инновационный подход к организации стратегического управления для повышения эффективности предприятий основан на концепции постоянного поиска и внедрения инноваций по всему спектру стратегических решений — включая технологический, экономический, социальный и прочие аспекты.

Логика инновационного подхода имеет несколько аспектов. Прежде всего, это создание механизма обеспечения реализации известных методов управления повышением эффективности предприятия (включая прогнозирование поведения собственника, воздействие на факторы снижающие эффективность предприятия, стимулирование топ - менеджмента и др.). Данный подход подразумевает использование инновационной модели организации стратегии повышения эффективности предприятия. Его реализация может быть основана на применении типовой методики разработки стратегии коммерческого плана, адаптированной к особенностям и условиям предприятия.

Инновационная модель к организации стратегического управления состоит из следующих этапов:

- определение миссии и целей организации;

- анализ внешней среды организации;

- анализ внутренней среды организации;

- прогнозирование поведения конкурентов, учёт их интересов;

- учёт интересов и настроений общества;

- анализ стратегических альтернатив и выбор стратегической зоны хозяйствования;

- разработка стратегического плана;

- выделение отдельного раздела стратегического плана, а именно, инновационной стратегии предприятия;

- реализация общей стратегии, в том числе инновационной;

- оценка результатов, контроль и обратная связь [6, с. 23].

Так как в современных условиях конкурентная борьба приняла глобальный характер, то в предложенной инновационной модели учтена необходимость согласования с собственником стратегических решений, необходимость прогнозирования поведения конкурента, учет интересов и настроений общества, а также необходимость выделения отдельной инновационной стратегии предприятия, под которой понимается совокупность стратегических решений, касающихся разработки, приобретения и внедрения инноваций. Инновационная стратегия тесно связана с товарно-рыночной и технологической стратегией. Опыт успешно развивающихся компаний показывает, что сегодня выживает тот, кто умеет быстро реагировать на изменения внешней среды и постоянно занимается инновациями.


Для установления эффективного контроля возможно применение инновационного метода — метода патисипативной организации, основанного на участии работников в управлении предприятием. Подобный метод применяется в акционерных обществах, где работники являются одновременно и акционерами. В результате этого одновременно создаётся дополнительная мотивация работников и усиление их заинтересованности в результатах деятельности организации в целом.

Стоимостной подход. Данный подход заключается в том, что проводится предварительная оценка всех материальных и нематериальных активов, которые составляют рыночную стоимость компании. Другими словами основной упор ставится на управление стоимостью.

Управление стоимостью предприятия рассматривают с трех позиций: содержательной, организационной и технологической:

- с содержательной — это управление стоимостью, направленное на максимизацию стоимости предприятия в результате воздействия на факторы стоимости;

- с организационной — управление стоимостью складывается из функций управления и этапов процесса управления стоимостью предприятия;

- с технологической — включает построение информационной базы процесса управления стоимостью с помощью проведения оценки бизнеса предприятия и использования полученной информации в дальнейшем [11, с. 108].

Процессы, указанные в схеме, тесно взаимосвязаны между собой. Например, текущий доход зависит от бесперебойного функционирования технологических установок, необходимого количества оборотных средств и различных факторов, связанных с инвестированным капиталом; реализация инвестиционных проектов зависит как от текущих доходов, так и от амортизационных отчислений (зависящих от стоимости основных фондов). Таким образом, более достоверную информацию дает изучение факторов стоимости, их взаимосвязи и приоритетности на конкретном временном интервале.

Основные принципы стоимостного подхода к организации стратегического управления:

- главная цель стратегического управления — максимизация стоимости предприятия;

- в наибольшей степени стоимость связана с денежным потоком, который создает предприятие;

- главный критерий эффективности управления — это увеличение стоимости [11, с. 108].

Сегментационный подход. При организации стратегического управления, чтобы обеспечить независимость предприятия от единственной зоны хозяйствования, а также способность предприятия отправлять ресурсы из одной зоны хозяйствования в другую, менеджмент компании должен обладать стратегической гибкостью во внешней и внутренней среде, использовать сегментационный подход в выборе наиболее перспективных стратегических зон хозяйствования.


Разделение (сегментирование) рынка представляет собой разбивку на определенные совокупности покупателей, для каждой из которых могут потребоваться конкретные товары и (или) комплексы маркетинга. Широко распространенными критериями, по которым производится сегментация, являются: количественная характеристика сегмента; степень доступности сегмента для компании (каналы распределения, сбыта, условия хранения и т. д.); существенность сегмента: реальность группы потребителей, ее устойчивость; рентабельность; совместимость рынка основных конкурентов с сегментом; эффективность работы на выбранный сегмент рынка (опыт компании, ресурсы); конкурентоспособность выбранного сегмента (преимущества и недостатки конкурентов, собственные сильные стороны и т. д.).

При наличии как минимум двух потенциальных сегментов рынка компания должна уметь выбрать тот сегмент, который преподносит наибольшие возможности, при этом нужно учесть следующие два фактора:

- наибольший сегмент — это не всегда наибольшие возможности;

- потенциально выгодным сегментом может быть и тот, который игнорируют другие фирмы [12, с. 75].

В процессе развития рынка, усложнения экономических связей, компании все больше выбирают множество рыночных сегментов, концентрируясь на нескольких субрынках. Правомерность усиления позиций на едином сегменте или, как говорят маркетологи, поиск ниши, не вызывает сомнений. Так как рынок достаточно четко поделен между известными крупными компаниями, усиленное внимание к данному способу выхода на рынок является одной из характерных черт современности.

Таким образом, сегментация — это, с одной стороны, стратегия, используемая продавцами для усиления позиций на рынке, следовательно, оптимизации ресурсов, а с другой стороны — определение набора инструментов для разделения рынка на сегменты. Предполагается, что при разделении рынка необходимо учитывать отраслевую принадлежность компании, ее размеры, тип производства и характер материала потребления. Выделенные определенные сегменты имеют клиентов с различными нуждами и потребностями.

Рисунок 1.1 Развитие стратегии организации

ГЛАВА 2 АНАЛИТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ВЫБОРА СТРАТЕГИИ КОМПАНИИ


2.1. Уникальная компания Apple

Apple Inc. - официальное русское написание — «Эппл»; apple в переводе с англ. — «яблоко») — американская корпорация, производитель персональ-ных и планшетных компьютеров, аудиоплееров, телефонов, программного обеспечения.

Один из пионеров в области персональных компьютеров и современных многозадачных операционных систем с графическим интерфейсом. Штаб-квартира — в Купертино, штат Калифорния.[1]

Apple - это зарекомендовавшая себя с хорошей стороны фирма, которая занимается производством компьютеров, телефонов, программного обеспечения и много других видов электроники.

Компания Apple была основана в 1977 году Стивеном Джобсом и Стивеном Возняком. Сначала их "офис" находился в гараже. Целью компании было создание компьютера, который бы смог себе позволить любой человек, но компьютер их мечты должен был быть не только бюджетным, но и возможности его должны быть максимальны.

Развитие бизнеса началось с того, что Возняк разработал в 1977 году плату, которая называлась Apple 1. В этом же году молодые энтузиасты произвели на свет первый свой компьютер, который состоял из системного блока, телевизора, вместо монитора и интегрированной клавиатурой. Стоил такой аппарат 1350 $. Такой аппарат можно было усовершенствовать, ведь в нём находились платы для расширения, благодаря которым можно было усовершенствовать компьютер, добавив ту или иную плату. Такая система существует и сегодня. 

Компания Apple бурно развивалась, но были и трудные времена. Например в 90-х годах компания не могла справиться с огромным оборотом продукции, и тогда Джобс решил, что компании придется отказаться от сотрудничества с мелкими партнерами по розничной торговли, и работать только с большими компаниями. Благодаря сотрудничеству с компанией Microsoft, Apple активно укрепилась на рынке электроники.

Название "Apple" для этой теперь уже известной компании появилось в таком виде как оно есть сейчас в 2007. Один из акционеров поставил ультиматум, сказав, что компания будет называться Apple, если в течение четырех часов никто не предложит названия поинтереснее. И как мы все видим название стало таким, каким хотел Стив Джобс. Это именно он предложил такое название. В таком названии акционеры видели множество преимуществ, первое и основное из которых, это то, что они будут находиться на первом месте в телефонном справочнике компаний.