Файл: Формирование эстетических чувств у дошкольников в процессе ознакомления с народными промыслами.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 289

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.2. Роль народного творчества в развитии ДПИ у

воспитанников ДОУ

Способность народного творчества влиять на становление духовного мира растущего человека через его фантазию, воображение, творческое мышление стала аксиомой педагогики.

Появление авторских программ и методик, стремление многих детских садов работать в режиме инновационных идей, где не последнее место занимают идеи развивающего обучения; проектирование новых форм эстетического воспитания, создание системы дополнительного образования - всё это свидетельствует об осознании той роли искусства в формировании человека, о которой говорили выдающиеся деятели образования и культуры, стоявшие у истоков становления отечественной системы воспитания [34, с.12].

Сейчас в России началось истинное возрождение интереса к истории народа, его культурным традициям, к тем сторонам жизни русского человека, которые, казалось, канули в прошлое.

Начиная работу по дополнительному образованию в дошкольном учреждении необходимо определить задачу формирования у детей чуткого восприятия народного искусства. Знакомство детей с народными промыслами, разрисовывание и создание различных композиции из картона, бумаги, бросового материала формирует у детей художественный вкус, что особенно важно в наши дни. Важно формировать у детей любовь к народному искусству стойкий интерес к нему [34, с.12].

Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры. Народное искусство в силу своей специфики, заключающейся в образно-эмоциональном отражении мира, оказывает сильное воздействие на ребенка, который, по образному выражению К. Д. Ушинского, мыслит формами, красками, звуками, ощущениями.

Воспитать любовь к прекрасному, это значит знакомить детей с различными видами искусства и в первую очередь с произведениями народного творчества [34, с.12].

Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармоничного развития личности. При ознакомлении с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю. Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развить у них художественный вкус.


Полюбив то, что его окружает, ребенок лучше поймет и оценит то, что присуще всему народному искусству, что объединяет все виды, увидит то, что отличает их друг от друга в зависимости от природных условий, занятий местных жителей, их вкусов.

Соприкосновение с народным декоративно-прикладным искусством обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре.

Знакомство ребенка с русским народным декоративно-прикладным искусством опирается на принцип общей дидактики - связи с жизнью, систематичности и последовательности, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей, наглядности [33, с.20].

Важную роль в приобщении дошкольников к народному искусству играет кружковая работа. Именно в условиях работы кружка возможно целенаправленное и планомерное развитие творческой инициативы и самостоятельности. Ценность кружковой работы состоит в том, что каждый ребёнок может в течение длительного времени испытывать свои задатки, способности, выражать их в конкретном деле, находить любимую работу. Известно, что дошкольники любят всё делать своими руками, этим они могут заниматься, посещая кружки.

Кружковая работа должна строиться так, чтобы развитие ребенка было действительно гармоничным. Посещая кружки, дети превращаются в мастеров-художников. Решаются познавательные, обучающие и творческие задачи. Дети знакомятся с различными техниками рисования, народными костюмами нашего многонационального государства, головными уборами, элементами орнамента, бытом и культурой, народными промыслами России, Белоруссии, Украины, Молдавии и многих других государств. Дети учатся рассматривать виды росписи, передавая всё это на листе бумаги в виде аппликаций, поделок, занимаются изготовлением различных фигур и т.д. [33, с.20]

В течение года необходимо проводить выставки детских работ.

Познавая красоту народного творчества, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства: радости, восхищения, восторга. Образуются образные представления, развиваются мышление, воображение. Все это вызывает у детей стремление передать воспринятую красоту, запечатлеть те предметы народно-прикладного искусства, которые им понравились, у них пробуждается и развивается созидательная активность, формируются эстетические чувства и художественный вкус, эстетическая оценка, относящаяся к предметам русского декоративно–прикладного искусства. У детей формируются разнообразные способности – как художественные, так и интеллектуальные [33, с.20].


В работе воспитателя необходимо использовать потешки, песни, стихи разных народов. Через устное народное творчество у детей воспитывается любовь к природе родного края и тех областей, представителями которых являются воспитанники ДОУ.

Создавая из бумаги героев сказок, дети знакомятся с героями сказок, с их образами, повадками. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, приобщается к культуре своего народа, получает первые представления о ней. Создавая работы своими руками, дети приобщаются к родной культуре, входят в мир прекрасного, учатся видеть и чувствовать неповторимые сочетания красок природы, размышлять.

Творческие способности детей при применении декоративно-прикладного искусства развиваются в разных направлениях: в предварительном создании эскизов на бумаге, в продумывании элементов узора, в создании предметов декоративного характера, в перенесении задуманного на изделие.

Всё это благотворно влияет на детей, развивает их творчество, вооружает знаниями, «несет детям красоту». Это идёт от души, а душа народная добра и красива. Знакомя детей с изделиями народных промыслов, педагоги приобщают рябят к родной культуре, помогают им войти в мир прекрасного, учат видеть и чувствовать неповторимые сочетания красок природы, пробуждают потребность любить и радоваться жизни [19, с.16].

2.3. Методики ознакомления с прикладным

искусством детей старшего дошкольного возраста

На занятиях детей знакомят сначала с одним видом ДПИ, а затем с 2-3 видами в сравнении. Важно показать общий образ народных игрушек и их характерное различие, учить детей по одному-двум признакам узнавать знакомые виды. Дети рассматривают предметы ДПИ и их изображения, репродукции, открытки. Педагог знакомит детей с народным промыслом, дает некоторые сведения о нем - название, его местонахождение, определяет вместе с детьми содержание и назначение предметов. В целях эмоционального воспитания рассматривание предметов сопровождается художественным словом - потешками, прибаутками, образными словами, которые используют народные мастера, звучанием народной музыки, песен…

Главной задачей педагога является умение заинтересовать детей, зажечь из сердца, развивать в них творческую активность, не навязывая собственных мнений и вкусов. Педагог должен пробудить в ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что творить добро и красоту это значит - приносить людям радость [16, с.67].


Методические рекомендации по знакомству детей старшего дошкольного возраста с народными промыслами.

Включая в педагогический процесс занятия по декоративному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками в составлении узоров по мотивам определенной росписи необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей дошкольного возраста, их желания и интересы.

Ознакомление с разными видами народного декоративно-прикладного искусства осуществляется в разных возрастных группах. С возрастом ребенка расширяется содержание, усложняются элементы, их украшения, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности, характерные особенности, традиции.

В старшей и подготовительной группах необходимо возвращаться к уже знакомому виду декоративно - прикладного искусства, изучать новые, сравнивая их с уже изученным материалом. В работе используются изделия декоративно-прикладного искусства с растительным узором (городец, хохлома, жостово, кружево и др.). Задача педагога - показать разнообразие и традиции видов: характерные особенности, своеобразие элементов узора, сочетания цветов, композиции.

Декоративное рисование, как и все виды изобразительного искусства, развивает у ребенка чувство прекрасного. Произведения народного декоративного искусства близки детям красочностью, простотой композиции. Знакомя детей с произведениями декоративного искусства различных областей и народностей нашей страны, педагог должен воспитывать у детей чувство любви к Родине, уважение к труду людей, создающих эти произведения искусства.

Декоративное рисование решает следующие задачи:

- развивать у детей чувство композиции в связи с построением узора на различных формах;

- развивать чувство цвета;

- развивать способности различать стили в декоративном искусстве и использовать их отдельные элементы в своем творчестве;

- совершенствовать технические навыки в рисовании кистью и карандашом [22, с.12].

Обучая детей декоративному рисованию, педагог должен развивать у них умение видеть взаимосвязь между всеми компонентами узора, цветом, композицией, элементами формы.

Ребенку необходимо почувствовать и понять, как в зависимости от назначения и формы предмета изменяется украшающий его орнамент. Отсюда он познает значение, целесообразность оформления, связь формы и содержания.

Дети, знакомясь с декоративным рисованием, должны научиться ясно представлять себе, что такое ритм и симметрия, без чего декоративное искусство не может существовать.


В декоративном рисовании развитие чувства цвета выделяется как важная задача. Цвет в расписном орнаменте тесно связан с композицией, в узоре они неотделимы друг от друга. Овладеть всеми возможностями цветовых сочетаний дети дошкольного возраста, естественно, не могут, хотя чувство цвета начинает развиваться еще в преддошкольпом возрасте.

Задача использования цвета в декоративном рисовании усложняется в каждой группе, начиная с наиболее ярких, контрастных сочетаний и кончая оттенками теплых и холодных цветов в разных сочетаниях. Осуществление этих задач можно начать тогда, когда дети овладеют рисованием простейших изобразительных форм, так как потом потребуется концентрация внимания ребят на новой задаче - расположении этих форм в определенном порядке для получения узора.

Первоначальные изобразительные навыки дети приобретают в первой и второй младших группах, причем некоторые задания во второй младшей группе носят декоративный характер (например, украсить края платочка полосками). Но основная цель такого занятия - не создание узора, а закрепление умений проводить прямые линии в разных направлениях.

Детям старшего дошкольного возраста можно поставить более сложные задачи декоративного рисования, так   как   уровень   развития эстетических чувств в этом возрасте гораздо выше.

Детей необходимо научить:

- симметрично располагать узор в зависимости от формы листа бумаги или объемного предмета;

- использовать в узоре разнообразные прямые, округлые линии и формы, растительные элементы;

- находить красивые сочетания красок в зависимости от фона;

- умело пользоваться кистью (рисовать концом, всей кистью, свободно двигать ее в разных направлениях).

Вначале закрепляются, приобретенные умения, в составлении узоров, состоящих из прямых линий, мазков, точек на разных формах. Но это не простое повторение материала. Детям предоставляется на выбор уже большее количество цветов; элементы, сочетаемые в узорах, могут быть разных размеров.

Детей учат в начале года новому приему построения узора   на    круге -      заполнение всей формы  узором,  построенным из центра, путем симметричного наращивания элементов по концентрическим кругам. Кроме квадрата и круга, детям даются овал, треугольник, розета и шестиугольник - формы, более сложные для построения узора.

В старшем дошкольном возрасте в качестве композиционного приема чаще применяют принцип чередования элементов, что делает узор более декоративным. Чередование может включать 2-3 элемента, различных по форме или цвету.