Файл: Организация бюджетного процесса в Российской Федерации на региональном уровне.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 1237

Скачиваний: 30

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Сбалансированность бюджета достигается разными методами. Одни из них применяются при формировании бюджета, другие — при его исполнении [23].

Основные методы обеспечения сбалансирования бюджета представлены на рисунке 2.

Рис.2. Методы обеспечения сбалансированности бюджета

Благодаря исполнению бюджета сбалансированность достигается с помощью:

- введения процедуры санкционирования бюджетных расходов;

- соблюдения установленных лимитов бюджетных обязательств, которые осваиваются на поступающие доходы;

- применения механизма сокращения и блокировки расходов бюджета;

- мобилизации основных резервов увеличения доходов бюджета;

- применения бюджетных резервов.

Таким образом, сбалансированность бюджета — один из важнейших принципов создания и исполнения бюджета, который заключается в количественном соответствии расходных бюджетов источникам финансирования. Хотя достижение равенства доходов и расходов бюджета является довольно редким случаем в практике составления бюджетов, но его можно достичь путем сдерживания роста государственных расходов и установления в стране уровня налогообложения, который в достаточной мере покроет всех необходимые общественные потребности. Государство всегда должно стремиться к сбалансированности бюджета, ведь она ориентирована на поддержание финансовой стабильности, реальности и выполнимости бюджета, утвержденного на предстоящий год.

Роль государственного бюджета в социально-экономическом развитии общества заключается в том, что государственный бюджет является инструментом воздействия на развитие экономики. С помощью бюджета государство осуществляет перераспределение национального дохода и тем самым изменяет структуру общественного производства, влияет на социальные преобразования. В условиях осуществления хозяйственных реформ государство должно усиливать свои позиции в экономике путем изменения методов бюджетного воздействия на общественное производство.

Роль государственного бюджета в экономическом развитии общества является определяющей, средства государственного бюджета – главный источник финансирования структурной перестройки экономики, конверсии предприятий военно-промышленного комплекса, развития перспективных направлений в сфере производства, освоения новых территориально-производственных комплексов. Через государственный бюджет осуществляется процесс распределения и перераспределения ВВП и созданного национального дохода страны между отраслями народного хозяйства, регионами и социальными слоями населения.


Существует ряд объективных и субъективных факторов, которые определяют содержание бюджета. К ним относится характер производственных отношений и уровень развития производительных сил, оказывающих решающее воздействие на состояние бюджета.

Значение государственного бюджета в социальном развитии общества состоит в решении социальных проблем, которые заключаются в улучшении бюджетного финансирования учреждений социальной сферы, таких как просвещение, здравоохранение, социальное обеспечение, жилищное строительство. Так, рост доходов бюджета позволит увеличить расходы государства на социальные нужды и экономику.

Средства бюджетов являются основным источником финансирования социально-бытовой инфраструктуры государства. Многие отрасли социально-бытовой инфраструктуры представляют населению бесплатные услуги за счет общественных фондов потребления, которые в подавляющей части формируются из бюджетных средств. Снижение параметров экономического и социального развития регионов ведет к ухудшению показателей в целом по стране, что позволяет сформулировать следующий закон: чем выше уровень концентрации средств в центральном бюджете, тем ниже уровень экономического и социального развития общества. Отсюда причина тяжелого положения социальной инфраструктуры и отставания в обеспеченности населения необходимыми первоочередными социально-бытовыми услугами.

Таким образом, роль государственного бюджета, прежде всего, состоит в создании финансовой базы, необходимой для финансового обеспечения деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

1.2. Бюджетный процесс и механизм его организации: зарубежный и российский опыт

В условиях глобализации мировой экономики эффективное управление государственными и муниципальными финансами приобретает фундаментальное значение для всех стран с точки зрения обеспечения устойчивости национальных бюджетных систем, финансовой безопасности и устойчивого экономического роста. В связи с этим бюджетный процесс представляет собой ту ось, вокруг которой вращается система управления государственными и муниципальными финансами.

Именно этим и обусловлен весьма многогранный и многоаспектный характер содержания бюджетного процесса. Теоретической и методологической основой его организации при этом служат научные концепции об общественных финансах, в частности о государственных и муниципальных финансах, ведущим звеном которых является бюджетная система данной страны. Последняя, в свою очередь, функционирует как главная финансовая база деятельности государственных и муниципальных органов власти в сферах экономического и социального развития общества. В ходе организации бюджетного процесса выявляются возможные пути совершенствования управления всей бюджетной системой страны с помощью новых подходов и методов, базирующихся на системе современных теоретических, методологических концепций развития государственных и муниципальных финансов. Применительно к России, например, современный этап перехода к новому качеству роста экономики – модернизации и инновационному росту с фактическим началом активной государственной политики в области структурных экономических реформ (диверсификации экономики) – предъявляет новые прогрессивные подходы к организации бюджетного процесса, соответственно и к управлению государственной и муниципальной финансовой системой страны.


Бюджетный процесс – это совокупность следующих друг за другом этапов формирования и исполнения бюджетов, начиная с составления их проектов и заканчивая утверждением отчетов об их исполнении, подчиненных целям создания централизованных фондов денежных средств (государственных, муниципальных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов) и их использования для финансового обеспечения функций и задач государства и органов местного самоуправления [10]. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ (ст. 6) бюджетный процесс – регламентируемая законодательством Российской Федерации деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и других участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчётности [2].

Контроль за достижением заданных целей и показателей осуществляется­ с помощью результатов деятельности подразделений, которые для целей бюджетирования структурированы в финансовую структуру компании и выделены в центры финансовой ответственности (ЦФО)

В компании выделены такие бизнес-процессы, которые учитываются в системе бюджетирования, как продажи, реклама и стимулирование сбыта, снабжение (закупка, транспортировка, таможенная очистка), складирование и хранение, обработка, транспортировка, управление. На основе выделенных бизнес-процессов предприятия строится система функциональных бюджетов.
В компании выделены следующие проекты развития, которые учитываются в системе бюджетирования:
Проекты развития бизнеса.
- Открытие новых товарных направлений
- Инвестиции в необоротные активы (капитальное строительство и перестройка, модернизация существующих объектов)
Проекты развития системы управления.
К проекту развития системы управления по решению Совета Директоров могут быть отнесены затраты, связанные с созданием/совершенствованием подсистем управления предприятия в т.ч. приобретение программного обеспечение и т.д.
Окупаемость инвестиций проекта развития не должна превышать более 5 лет. Для каждого проекта развития­ составляется бизнес-план проекта. Для проектов развития системы управления в обязательном порядке составляется бюджет проекта. На основе выделенных проектов развития компании строится система инвестиционных бюджетов.
На предприятии также выделяют 4 типа основных задач системы бюджетирования. Наглядно это предоставлено ниже в таблице 1.
Основными задачами системы бюджетирования являются:
1.Планирование финансово-экономического состояния компании на основании тенденций финансово-экономических показателей деятельности:
- Рентабельности продаж
- Объемов продаж
- Темпов роста
- Маржинальной рентабельности
- Оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности
- Доли сбытовых и административных затрат в выручке
2.Согласование и утверждение плановых показателей компании:
- Постановка планово-экономических целей предприятия на основе стратегических целей компании
Таблица 1
. Основные задачи системы бюджетирования
Задачи системы бюджетирования предприятия Показатели Планирование финансово-экономического состояния компании на основании тенденций финансово-экономических показателей деятельности - Рентабельность продаж
- Объем продаж
-­ Темпы роста
- Маржинальная рентабельность
- Оборачиваемость дебиторской и кредиторской задолженности
- Доля сбытовых и административных затрат в выручке
Согласование и утверждение плановых показателей компании - Постановка планово-экономических целей предприятия на основе стратегических целей компании
- Расчет экономических показателей бюджета
- Утверждение бюджетов Закрепление финансовых полномочий и ответственности за участниками бюджетирования
- Финансовое структурирование компании по центрам финансовой ответственности
- Закрепление системы показателей деятельности центров финансовой ответственности
- Закрепление показателей финансовых результатов подразделений, активов подразделений, платежей и поступлений по подразделениям
Учет, анализ и контроль финансово экономического состояния компании - Подготовка фактической информации об исполнении бюджетов
- Корректировка бюджетов
- Расчет экономических показателей бюджета
- Утверждение бюджетов
3.Закрепление финансовых полномочий и ответственности за участниками бюджетирования
- Финансовое структурирование компании по центрам финансовой ответственности
- Закрепление­ системы показателей деятельности центров финансовой ответственности
- Закрепление показателей финансовых результатов подразделений, активов подразделений, платежей и поступлений по подразделениям
4.Учет, анализ и контроль финансово экономического состояния компании
- Подготовка фактической информации об исполнении бюджетов
- Корректировка бюджетов


Общая структура бюджетного процесса в РФ и механизмы его организации представлены в Приложении 1.

Фактически бюджетный процесс государства в Российской Федерации имеет не только многоуровневое деление, но и достаточно сложный технологический процесс реализации. В соответствии с действующим законодательством, к бюджетам бюджетной системы Российской Федерации относятся:

- федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;

- бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

- местные бюджеты, в том числе: бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; бюджеты городских и сельских поселений [9].

Концептуально бюджетный процесс можно описать в форме адаптивного процесса, направленного на своевременное составление пакета документов, составляющих систему бюджетов требуемого уровня (Рисунок 3).

Рис.3. Концептуальная модель бюджетного процесса как непрерывного адаптивного процесса последовательных действий

Ядром адаптивного процесса является непрерывный процесс адаптации основных параметров доходов и расходов к требованиям внешней среды и реальному состоянию объекта бюджета.

Многоуровневый характер бюджетного процесса государства воплощается в концепции бюджетного федерализма, которая позволяет разграничить ответственность между различными субъектам государственного устройства и соблюсти принцип разделения полномочий. В соответствии с принципами бюджетного федерализма каждый бюджет имеет свои источники доходов и статьи расходов, однако зачастую собственных источников доходов бывает недостаточно для финансирования необходимых расходов. Для покрытия дефицита используются различные инструменты, позволяющие пополнить бюджет соответствующего уровня. Схематично сущность бюджетного федерализма представлена в Приложении 2.

Каждая стадия бюджетного процесса имеет свое назначение, и все они должны быть последовательно соблюдены в обозначенные законодательством сроки.

Бюджетный процесс от начала составления проектов бюджетов до утверждения отчетов об их исполнении может длиться более трех лет. Этот период называется бюджетным циклом. Практикуется также понятие бюджетного года, означающего время, в течение которого исполняется конкретный бюджет. Здесь теоретически возможны сроки от одного дня до нескольких лет. Известны месячные, квартальные, полугодовые, девятимесячные, годовые, трехлетние, пятилетние бюджеты и т.д.


Однако на практике в наибольшей степени распространен годовой бюджет государства, когда бюджетный год составляет 12 месяцев. Причём начинаться этот период может с любого числа любого месяца.

Так, в США бюджетный год длится с 1 октября по 30 сентября следующего года, в Японии, Канаде – с 1 апреля по 31 марта, в Швеции, Норвегии – с 1 июля по 30 сентября следующего года и т.д. В России бюджетный год приравнен к календарному, т.е. длится с 1 января по 31 декабря.

Бюджетный процесс в любой стране подразумевает определенный порядок и последовательность вступления в бюджетные отношения различных субъектов, являющихся участниками этого процесса, согласно их функциональному назначению и задачам, а также полномочиям, закреплённым за ними бюджетным законодательством.

Основные задачи организации бюджетного процесса, представлены в Приложении 3 [29].

Из определения содержания бюджетного процесса в РФ вытекает, что он регламентируется законодательством. В связи с этим следует особо отметить, что во всех странах мира общие правовые основы организации бюджетного процесса закреплены прежде всего в их конституциях, где определены главные участники этого процесса (парламент, президент, правительство, министерство финансов) и их основные полномочия.

Кроме того, бюджетный процесс регламентируют специальные законодательные и правовые нормативные акты: например, в РФ – Бюджетное послание Президента, Бюджетный кодекс, соответствующие федеральные законы, правовые акты местного самоуправления и др.

Нормы бюджетного права – это установленные и охраняемые государством правила поведения участников бюджетного процесса, выраженные в их полномочиях (юридических правах и обязанностях) [30].

Бюджетный процесс в разных странах мира, как показывает опыт его организации, имеет как общие черты, так и специфические особенности. Последние предопределены различиями в формах правления (президентская, парламентская и др.) и государственного устройства (унитарное, федеративное, конфедеративное государство), соответственно и различиями в бюджетном устройстве и бюджетной системе. Так, для федеративных государств характерно единство бюджетного процесса и одновременно его децентрализация.

Единство бюджетного процесса при этом определяется общностью принципов конституционно-законодательной базы его организации.

Важнейшим принципом организации бюджетного процесса, общим для всех стран независимо от разновидности организационной схемы, является обязательность утверждения парламентом или другим законодательным органом всех доходов и расходов соответственно государственного и муниципальных бюджетов.