Файл: Организация бюджетного процесса в Российской Федерации на региональном уровне.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 1246

Скачиваний: 30

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

4. Выявление проблем в бюджетной сфере. На основе оценки состояния бюджетной политики за предшествующий период, осуществляемой на третьем этапе, выявляются существующие проблемы, недостатки в формировании доходов, финансировании расходов, организации межбюджетных отношений.

5. Определение потребности в бюджетных средствах. Определяется потребность в бюджетных средствах для обеспечения бесперебойного финансирования текущих расходных обязательств региона, погашения кредиторской задолженности.

6. Оценка возможных источников привлечения бюджетных средств, направлений и условий их использования. Оценивается возможность покрытия расходных обязательств за счет собственных средств и определяется размер заимствований.

7. Постановка приоритетных целей бюджетной политики. На основе оценки состояния бюджетной сферы в предыдущие периоды, позволившей выявить потребность в бюджетных средствах для покрытия расходных обязательств региона и позволившей оценить масштабы финансирования расходных обязательств счет собственных источников, определяются приоритетные цели бюджетной политики.

8. Формулировка задач бюджетной политики. Исходя из сформулированных приоритетных целей бюджетной политики определяются задачи бюджетной политики.

9. Выработка направлений бюджетной политики в соответствии с поставленными задачами. Определяются приоритетные направления бюджетной политики в области формирования доходов, финансирования расходов, построения межбюджетных отношений.

10. Установление взаимосвязи региональной бюджетной политики с социально-экономическим развитием региона. Проводится оценка взаимосвязи целей, задач и направлений региональной бюджетной политики, стратегических целей и тактических задач социально-экономической политики, региональной политики федерального центра.

В результате сопоставления целей бюджетной политики с целями и задачами социально-экономического развития региона, стратегических целей и тактических задач и механизмов социально-экономического развития регионов, механизмов развития регионов и институционально-закрепленных инструментов налоговой политики, бюджетных полномочий Российской Федерации и регионов по применению институционально закрепленных инструментов бюджетной политики делается вывод об адекватности поставленных целей и направлений региональной бюджетной политики современной экономической парадигме в рамках ультралиберальной рыночной экономики. При формировании критериев и структурированной системы показателей оценки эффективности взаимосвязей целей и задач социально-экономического развития регионов и бюджетной политики, формирование которых предусмотрено на седьмом и восьмом этапах методики, основной акцент сделан на учете целевых ориентиров, закрепленных стратегиями социально-экономического развития в регионах.


11. Выявление и оценка влияния факторов эндогенного и экзогенного характера на бюджетную политику. Эти факторы группируются по соответствующим критериям, отражающим уровень территориального развития и, прежде всего, бюджетный потенциал.

12. Корректировка региональной бюджетной политики. Корректировка бюджетной политики необходима в случае резкого изменения ситуации в экономической сфере.

Алгоритм реализации региональной бюджетной политики включает следующие этапы, представленные на Рисунке 6.

Рис.6. Алгоритм реализации региональной бюджетной политики

Ход реализации региональной бюджетной политики должен фиксироваться в дорожной карте. Дорожная карта – форма представления информации о проводимых изменениях, в которых будут определены четкая последовательность действий, сроки, ответственные за исполнение, необходимое организационное и ресурсное обеспечение.

Глава 2. Особенности бюджетного процесса и бюджетной политики в Мурманской области

2.1. Бюджетная система и бюджетный процесс в Мурманской области

Бюджетная система Мурманской области – основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством РФ совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Бюджетная система Мурманской области состоит из областного бюджета, бюджетов городских округов, бюджетов муниципальных районов, бюджетов сельских поселений и бюджетов городских поселений, которые образуют консолидированный бюджет Мурманской области.

Согласно ст.1 Закона Мурманской области от 11.12.2007 N 919-01-ЗМО «О бюджетном процессе в Мурманской области» - бюджетный процесс в Мурманской области - регламентированная законодательством Российской Федерации и законодательством Мурманской области деятельность органов государственной власти Мурманской области и иных участников бюджетного процесса в Мурманской области по составлению и рассмотрению проектов областного бюджета, бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Мурманской области, утверждению и исполнению областного бюджета, бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Мурманской области, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности [3].


Правовую основу бюджетного процесса в Мурманской области составляют Бюджетный кодекс Российской Федерации, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие бюджетные правоотношения, законы и иные нормативные правовые акты Мурманской области, регулирующие бюджетные правоотношения, а также Закон Мурманской области от 11.12.2007 N 919-01-ЗМО «О бюджетном процессе в Мурманской области».

Проект закона Мурманской области об областном бюджете, закон Мурманской области об областном бюджете, годовой отчет об исполнении областного бюджета, ежеквартальные сведения о ходе исполнения областного бюджета подлежат официальному опубликованию. По проекту областного бюджета и годовому отчету об исполнении областного бюджета проводятся публичные слушания.

Участники бюджетного процесса в Мурманской области представлены на Рисунке 7

Рис.7. Участники бюджетного процесса Мурманской области

Областной бюджет и бюджет Территориального фонда обязательного медицинского страхования Мурманской области разрабатываются и утверждаются в форме законов Мурманской области.

Проект областного бюджета и проект бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Мурманской области составляются и утверждаются сроком на три года - очередной финансовый год и плановый период.

Финансовый год соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.

Закон Мурманской области о бюджете вступает в силу с 1 января и действует по 31 декабря финансового года.

Проект областного бюджета составляется на основе Бюджетного послания Президента Российской Федерации, прогноза социально-экономического развития Мурманской области, основных направлений бюджетной и налоговой политики Мурманской области, государственных программ Мурманской области в целях финансового обеспечения расходных обязательств Мурманской области.

Расходные обязательства Мурманской области - обусловленные законом Мурманской области, иным нормативным правовым актом Мурманской области, договором или соглашением обязанности областного бюджета или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию средства областного бюджета.

Расходные обязательства Мурманской области возникают в результате:

- принятия законов Мурманской области и (или) иных нормативных правовых актов Мурманской области, а также заключения Мурманской областью договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти Мурманской области полномочий по предметам ведения Мурманской области;


- принятия законов Мурманской области и (или) иных нормативных правовых актов Мурманской области, а также заключения Мурманской областью договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти Мурманской области полномочий по предметам совместного ведения;

- заключения от имени Мурманской области договоров (соглашений) казенными учреждениями;

- принятия законов Мурманской области и (или) иных нормативных правовых актов Мурманской области, предусматривающих предоставление из областного бюджета межбюджетных трансфертов в формах и порядке, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации, в том числе субвенций местным бюджетам на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с наделением законами Мурманской области органов местного самоуправления Мурманской области отдельными государственными полномочиями Мурманской области;

- принятия законов Мурманской области и (или) иных нормативных правовых актов Мурманской области при осуществлении органами государственной власти Мурманской области переданных им полномочий Российской Федерации.

Составление проекта областного бюджета осуществляется Правительством Мурманской области.

Непосредственное составление проекта областного бюджета осуществляет финансовый орган Мурманской области.

В целях своевременного и качественного составления проекта областного бюджета финансовый орган Мурманской области имеет право получать необходимые сведения от государственных органов Мурманской области, органов местного самоуправления в Мурманской области.

Составление проекта областного бюджета основывается на:

- Бюджетном послании Президента Российской Федерации;

- прогнозе социально-экономического развития Мурманской области;

- основных направлениях бюджетной и налоговой политики Мурманской области;

- государственных программах Мурманской области.

Прогноз социально-экономического развития Мурманской области разрабатывается на период не менее трех лет в порядке, утвержденном Правительством Мурманской области.

Прогноз социально-экономического развития Мурманской области рассматривается и одобряется Правительством Мурманской области одновременно с принятием решения о внесении проекта областного бюджета в Мурманскую областную Думу.

Доходы бюджета прогнозируются на основе прогноза социально-экономического развития Мурманской области в условиях действующего на день внесения проекта закона Мурманской области об областном бюджете в Мурманскую областную Думу законодательства о налогах и сборах и бюджетного законодательства Российской Федерации, а также законодательства Российской Федерации, законов Мурманской области, устанавливающих неналоговые доходы областного бюджета.


В законе об областном бюджете должны содержаться основные характеристики областного бюджета, к которым относятся общий объем доходов областного бюджета, общий объем расходов областного бюджета, дефицит (профицит) областного бюджета, а также иные показатели, установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации, Законом Мурманской области от 11.12.2007 N 919-01-ЗМО «О бюджетном процессе в Мурманской области» [3].

Губернатор Мурманской области вносит одобренные Правительством Мурманской области проекты законов Мурманской области об областном бюджете и о бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Мурманской области на рассмотрение Мурманской областной Думой не позднее 1 ноября текущего финансового года.

В случае если в очередном финансовом году и плановом периоде общий объем расходов недостаточен для финансового обеспечения установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Мурманской области расходных обязательств Мурманской области, Губернатор Мурманской области вносит в Мурманскую областную Думу проекты законов об изменении сроков вступления в силу (приостановления действия) в очередном финансовом году и плановом периоде отдельных положений законов Мурманской области, не обеспеченных источниками финансирования в очередном финансовом году и плановом периоде.

В течение суток со дня внесения в Мурманскую областную Думу проекта закона Мурманской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период Председатель Мурманской областной Думы направляет указанный законопроект в комитет Мурманской областной Думы по бюджету, финансам и налогам для подготовки заключения о соответствии представленных документов и материалов требованиям статьи 23 Закона Мурманской области от 11.12.2007 N 919-01-ЗМО «О бюджетном процессе в Мурманской области» [3].

Совет Мурманской областной Думы на основании заключения комитета Мурманской областной Думы по бюджету, финансам и налогам принимает решение о принятии к рассмотрению Мурманской областной Думой указанного законопроекта либо о возвращении его Губернатору Мурманской области на доработку, если представленные документы и материалы не соответствуют требованиям статьи 23 Закона Мурманской области от 11.12.2007 N 919-01-ЗМО «О бюджетном процессе в Мурманской области» [3].

Доработанный законопроект со всеми необходимыми документами и материалами должен быть представлен в Мурманскую областную Думу в течение 10 дней со дня возвращения его на доработку и рассмотрен Советом Мурманской областной Думы в установленном настоящим Законом порядке.