Файл: Организация бюджетного процесса в Российской Федерации на региональном уровне.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 1248

Скачиваний: 30

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность выбранной темы курсовой работы обусловлена прежде всего тем, что в развитии современной рыночной экономики возрастает необходимость нового подхода к разрешению проблем функционирования бюджетного механизма, регулированию государственного и местных бюджетов. Реорганизация хозяйства и переход к рыночным отношениям предполагает рост экономической свободы и мобилизацию предпринимательской активности, что, в свою очередь, непосредственно отражается на бюджетном финансировании.

Посредством бюджета происходит воздействие государства на развитие таких макроэкономических процессов, как экономический подъем страны, укрепление социальной сферы, ускорение темпов научно-технического прогресса, переоснащение материально-технической базы производства, развитие инновационных процессов, снижение безработицы и увеличение занятости.

Особую значимость вопросы выстраивания бюджетных отношений приобретают в период кризиса, когда в условиях существенного дефицита формируются и государственный, и местные бюджеты.

Совершенствование и развитие бюджетного механизма в условиях рынка призвано обеспечить сбалансированность народно-хозяйственных, межотраслевых пропорций, определить пути рационального использования материальных и финансовых ресурсов.

Рост объемов бюджетного финансирования вместе с такими финансовыми рычагами, как налоги, государственные инвестиции, бюджетный кредит, дает возможность государству более существенно развивать хозяйство страны, способствует ускоренному обновлению основных производственных фондов, развитию рациональной структуры рабочих мест на рынке труда.

Вместе с тем, в современной экономической литературе не вполне представлены научные труды, посвященные комплексному исследованию бюджетного механизма, в частности, проблемам бюджетного дефицита, внешнего и внутреннего государственного долга, категории бюджетной политики в системе финансовых бюджетных отношений, теории и концептуальным основам построения эффективной государственной бюджетной системы.

Несмотря на активные попытки осуществления бюджетной политики, бюджетный процесс постоянно нуждается в своем совершенствовании. Так, до настоящего времени не созданы необходимые условия для использования эффективных методов бюджетной политики в целях решения экономических и социальных проблем и достижения макроэкономической стабильности.

Степень научной разработанности проблемы заключается в теоретических основах управления государственным бюджетом, которые были изложены такими зарубежными экономистами, как Д. Риккардо, Ф. Кенэ, Ж.Б. Сэй, А. Пигу, А. Маршал, Дж. Кейнс, М. Беркс, А. Лаффер, П. Роберте, Г. Стайн, М. Фридмен и др. В ходе исследования были изучены труды отечественных учёных, внесших значительный вклад в анализ проблем функционирования бюджетной политики, бюджетной системы, бюджетного процесса, бюджетных отношений, бюджетного прогнозирования: Л.А. Дробозиной, М.В.Романовского, О.В.Врублевской, Т. Ф. Юткиной, Л.П. Окуневой, А.З. Дадашева, Д. Г. Черника, В. В. Ковалева, Г. Б. Поляка, Л. В. Савенко, Д. В. Дементьева, В. А. Щербакова, В. К. Сенчагова, А.И. Архипова, А.С. Нешитой и т. д. Проблемы теории налогов, налоговой политики и налогового реформирования широко представлены работах Л. П. Окуневой, Т. Ф. Юткиной, В. В. Климанова, В. М. Пушкаревой и т.д.


Целью работы является изучение особенностей бюджетного процесса и бюджетно политики субъекта РФ на примере Мурманской области.

Задачи курсовой работы:

- изучить теоретические аспекты бюджетного процесса и бюджетной политики;

- рассмотреть особенности бюджетного процесса и бюджетной политики в Мурманской области;

Предметом исследования данной работе являются тенденции и закономерности бюджетного процесса и бюджетной политики Мурманской области.

Объектом исследования выступает бюджетная политика Мурманской области.

Теоретической и методологической основой исследования послужили труды классиков экономической теории, представителей различных научных школ, публикации современных отечественных экономистов по вопросам бюджетного процесса, управления государственным бюджетом и основам функционирования бюджетной политики.

В ходе исследования использовались методы и приемы: сравнения, построения аналитических таблиц, группировки, моделирования взаимосвязей, графического изображения.

Информационной базой исследования послужили положения отечественных и зарубежных научных исследований, тематических материалов периодических и фундаментальных изданий, материалы Финансового управления Мурманской области.

Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Глава 1. Теоретические аспекты бюджетного процесса и бюджетной политики

1.1. Сущность государственного бюджета и его роль в социально-экономическом развитии общества

Государственный бюджет представляет собой крупнейший централизованный денежный фонд, аккумулированный с помощью перераспределения национального дохода и расходуемый государством для осуществления своих функций [34].

В научных работах и публикациях по бюджетной системе термин «бюджет» содержит различные по своей природе понятия, такие как:


- форма образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов власти [17];

- основной централизованный фонд денежных средств [25];

- основной финансовый план государства; совокупность денежных отношений как финансовый регулятор [31].

Бюджет как экономическая категория обладает определенными специфическими чертами, которые выделяют его из системы финансовых категорий, - это отношения по поводу перераспределения национального дохода, общественное предназначение бюджета, проявление властных, императивных отношений.

Вопрос об определении понятия «государственный бюджет» является дискуссионным, в теории и практике существуют различные подходы к его трактовке.

Так, в одном из значений данный термин выражает совокупность особых сфер финансовых отношений, обусловленных существованием основного централизованного денежного фонда, соответственно в другом - форму практического использования бюджетных отношений, законодательное оформление соответствующего финансового документа и поэтому относится к надстроечным отношениям [38].

По нашему мнению наиболее точным является закрепленное в Бюджетном кодексе РФ определение бюджета, который понимается как форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления [2].

Таким образом, под бюджетом, исходя из критерия содержательности дефиниции, следует понимать централизованный фонд денежных средств, предназначенных для удовлетворения общественно значимых потребностей в целях повышения жизненного уровня населения.

Рассмотрим наиболее важные теоретические аспекты бюджета как экономической категории.

Прежде всего, необходимо рассмотреть его функции, основные из которых, на наш взгляд представлены на Рисунке 1.

Рис.1. Функции государственного бюджета

Более подробно представленные функции рассмотрены в Таблице 1.

Принципы построения бюджетной системы, сформулированные в Бюджетном Кодексе РФ, также должны быть наполнены новым социально-экономическим содержанием. Общая характеристика основных принципов бюджетной системы представлена в Таблице 2.

Таблица 1

Функции государственного бюджета

Функция

Характеристика

Перераспределительная функция

связанна с варьированием величины национального дохода между производственной и непроизводственной сферами в территориальном и отраслевом разрезе

Регулирующая функция

включает первоочередное направление денежных средств на развитие приоритетных отраслей национальной экономики

Социальная функция

заключается в повышении жизненного уровня населения (снижение безработицы, рост размеров социальных пособий, снижение смертности и т. п.)

Контрольная функция

включает контроль общества за целевым расходованием бюджетных средств номенклатурой, за соблюдением установленных нормативов


Остальные перечисленные в Кодексе принципы - равенства бюджетных прав субъектов Федерации и муниципальных образований, полноты отражения доходов и расходов, совокупного покрытия расходов, достоверности, подведомственности расходов, единства кассы — на самом деле или принципами не являются (они надуманны), или имеют технический характер [11].

Государственный бюджет может находиться в трех состояниях: сбалансированный бюджет, дефицит и профицит.

Бюджетный профицит – превышение доходов государства над его расходами, Правительство РФ направляет на развитие экономики, инноваций, для выплаты государственных трансфертов и для преждевременных выплат задолженности. Однако профицит может являться источником таких проблем для государства, как рациональное использование высвободившихся средств, создание стабилизационного фонда и выработка направлений и целей их последующего использования.

Вследствие превышения суммы затрат над доходами образуется бюджетный дефицит. Он имеет преимущественно негативные последствия, так как отрицательно сказывается на экономическом развитии страны. Дефицит бюджета покрывается бюджетными ссудами и кредитами, полученными от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ, государственными займами, которые осуществляются путем выпуска ценных бумаг. Также многие цивилизованные страны покрывают бюджетный дефицит путем основной эмиссии денег.

Таблица 2

Принципы формирования государственного бюджета

Принцип

Характеристика

Принцип общественной значимости бюджета

основывается в первую очередь на едином для всех звеньев бюджетной системы подходе к социальной направленности бюджета, ранжировании общественных потребностей по степени их значимости и обеспечении в соответствии с этим их различного финансирования. Этот принцип является основным, все остальные по отношению к нему будут производными

Принцип единства бюджетной системы

как единства бюджетного законодательства, организации и функционирования бюджетной системы и бюджетного процесса

Принцип разграничения доходов и расходов между бюджетами

означает определение полномочий органов власти по формированию доходов, установлению и исполнению расходных обязательств

Принцип самостоятельности бюджета

обязанность органов власти обеспечивать бюджетный процесс и эффективность использования бюджетных средств

Принцип сбалансированности бюджета

объем его расходов должен соответствовать суммарному объему доходов и поступлений из источников финансирования бюджетного дефицита

Принцип результативности бюджета

означает достижение социально значимых целей с минимальным отвлечением средств на непроизводительные расходы (содержание номенклатуры, национальная оборона и т. п.)

Принцип прозрачности бюджета

заключается в обязательной открытости для общества и средств массовой информации всех бюджетных процедур и этапов бюджетного процесса

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств

все бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных бюджетополучателей с указанием целей их использования

Принцип минимизации издержек управления бюджетом

расходы по управлению бюджетом должны быть сведены к минимуму


Бюджетный дефицит образовывается из-за увеличения государственных расходов, связанных со структурным переустройством экономики, сокращением доходов государственного бюджета и коррупцией в государственном секторе.

Финансирование бюджетного дефицита подразделяется на долговое и денежное финансирование [28]. Долговое финансирование подразумевает выпуск прибыльных обязательств государства, располагающихся на фондовом рынке.

По истечении установленного срока они погашаются самим государством. Денежное финансирование означает, что для покрытия бюджетного дефицита правительство закупает кредиты ЦБ РФ. Имеется в виду эмиссия прибавочных денежных средств. Результатами подобной эмиссии являются:

- девальвация сбережений населения;

- отражение бюджетного дефицита;

- неуправляемая инфляция;

- отсутствие стимула для долгосрочных инвестиций.

В свою очередь, государственные займы более безвредны, чем эмиссия, но они также отрицательно воздействуют на национальную экономику. В данных обстоятельствах правительство добровольно размещает государственные ценные бумаги и выходит за пределы рыночной мотивации деятельности частных финансовых институтов.

Несмотря на то, что правительство организовывает полные стимулы для получения физическими и юридическими лицами государственных ценных бумаг, государственные займы, мобилизуя свободные средства на рынке ссудных капиталов, ограничивают вероятность приобретения кредита частными организациями.

Не следует забывать о том, что государственные займы также имеют и положительные стороны. Например, рынок государственных ценных бумаг может притягивать инвесторов, для которых другие секторы фондового рынка непривлекательны. Кроме того, государство может оказывать влияние на спрос и предложение на всем рынке ссудных капталов путем размещения на данном рынке ценных бумаг новейших государственных займов или выкупая преждевременно бумаги давних займов [28].

Наилучшим состоянием государственного бюджета принято считать сбалансированное. Лучшим вариантом обеспечения сбалансированности бюджета является разработка бездефицитного бюджета, в котором сумма расходов равна объёму доходов. Однако, в рамках реальной экономики это практически неосуществимо. В случае если избежать дефицита бюджета невозможно, даже исчерпав обычные источники финансирования, то для сбалансированности бюджета приходится прибегать к разным формам заимствований.