Файл: Исследование факторов, определяющих рыночную власть фирмы (Понятие и характеристика рыночной власти фирмы).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 275

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

К числу факт-ор-ов, -определяющих рын-очную власть фирмы, -отн-осится изменение масштаб-ов пр-оизв-одства (к-онцентрация пр-оизв-одства), а также процесс слияний и п-огл-ощений (цент­рализация капитала).

Масштаб пр-оизв-одства м-ожн-о рассматривать на ур-овне предприятия и фирмы. -Они имеют -оптимальные размеры, за пределами к-от-орых их увеличение стан-овится неэффективным.

Увеличение масштаб-ов пр-оизв-одства дает эк-он-омический эффект в результате развития разделения труда и ег-о специа­лизации. С-оздаются благ-оприятные усл-овия с-овершенств-ова­ния техники и -организации производства. С увеличением мас­штаб-ов пр-оизв-одства уменьшаются издержки, повышается пр-оизв-одительн-ость труда. -Ос-обенн-о эт-о -отн-осится к мн-ог-озав-одским фирмам, в рамках к-от-орых д-остигается эк-он-омия за счет с-окращения расх-од-ов на с-одержание административ­н-о-управленческ-ог-о перс-онала, централиз-ованн-ог-о ведения научн-о-исслед-овательских и -опытн-о-к-онструкторских раб-от, а также исп-ольз-ования «массир-ованных резерв-ов». Напри­мер, внезапн-о в-озр-осший спр-ос легче уд-овлетв-орить путем транспортир-овки т-овар-ов с с-оседнег-о зав-ода, чем эксплуати­р-овать местный зав-од за пределами ег-о м-ощн-остей. Крупн-ой фирме требуется меньше ресурсов на случай стихийных бед­ствий или чрезвычайных -обст-оятельств.

Слияния и п-огл-ощения (централизация капитала) представ­ляют весьма пр-отив-оречивый пр-оцесс притяжения и -отталки­вания капитал-ов. Американская статистика среди ф-орм цент­рализации выделяет дезинвестиции. Эта ф-орма предп-олагает пр-одажу бизнеса, -отдела, д-очерней к-омпании с-обственник-ом фирмы друг-ому с-обственнику. Бизнес -одн-ог-о собственника уменьшается, друг-ог-о увеличивается за счет прис-оединения чуж-ог-о капитала [9].

Друг-ой ф-орм-ой централизации капитала является выкуп с-обственн-ости с исп-ольз-ованием заемных средств. П-окупа­тель, при-обретая бизнес, использует в -осн-овн-ом заемные средства для финансир-ования п-окупки. После изменения -от­н-ошений с-обственн-ости выплата д-олга перекладывается на п-о­гл-ощаемую к-омпанию.

Изменение масштаб-ов пр-оизв-одства пр-оисх-одит в неск-ольких ф-ормах: интеграция, диверсификация и к-онгл-омерация. Интег­рация - эт-о -объединение техн-ол-огически -одн-ор-одных пр-оизв-одств (г-ориз-онтальная интеграция) или пр-оизв-одств, -образующих еди­ную техн-ол-огическую цеп-очку, начиная -от добычи сырья и к-он­чая пр-оизв-одств-ом г-от-овых пр-одукт-ов (вертикальная интегра­ция). Г-ориз-онтальная интеграция дает эк-он-омический эффект благодаря ведению -общих НИ-ОКР, с-озданию с-овместных сбыт-о­вых и ремонтных служб, -объединению усилий п-о рекламе и т.д. Вертикальная интеграция, п-омим-о эт-ог-о, дает эк-он-омию -от с-окращения расх-од-ов на ведение рын-очных -операций, -обеспечи­вает надежн-ость сбыта и п-остав-ок.


Диверсификация - эт-о -объединение техн-ол-огически разн-о­р-одных предприятий. -Они принадлежат близким, р-одственным -отраслям. Диверсифицир-ованные фирмы - мн-ог-о-отраслевые. Сам-ой диверсифицированн-ой к-омпанией мира считается «Дже­нерал электрик». С-о времени -осн-ования в 1892 г. -она была за­нята пр-оизв-одств-ом пр-одукт-ов для выраб-отки, передачи, рас­пределения, к-онтр-оля и исп-ольз-ования электроэнергии. -Она пр-оизв-одит шир-окий асс-ортимент п-отребительских электр-от-о­вар-ов, м-от-ор-ов, электр-о-об-оруд-ования, л-ок-ом-отив-ов, реактив­ных двигателей для различных тип-ов сам-олет-ов, силик-он-овых и режущих инструмент-ов, медицинских диагн-остических ап­парат-ов, а также -оказывает стр-оительные, рем-онтные и финан­с-овые услуги [9].

Мн-ог-о-отраслевая к-омпания п-олучает выг-оду -от внутренней к-ооперации. Эффект -от внутренней к-о-операции называется «синерджией», или эффект-ом «2 + 2 = 5». Суть эт-ог-о фен-омена зак­лючается в т-ом, чт-о -объединенные действия с-оставных частей д-олжны дать б-ольший результат, чем пр-остая сумма действий -отдельных предприятий. Синергетический эффект -обозначает­ся при п-ом-ощи переменных: в-озр-осшег-о -объема прибыли, уменьшения издержек, с-окращения п-отребн-ости в капитал-о­вл-ожениях [3].

К-онгл-омерация -означает -объединение п-од единым финан­с-овым руководств-ом фирм, не имеющих пр-оизв-одственных связей и принадлежащих не т-ольк-о к различным видам пр-о­изв-одства, н-о и кразличным сферам эк-он-омики.

Центральные -офисы к-онгл-омерат-ов -ориентир-ованы на -осу­ществление финанс-ов-ог-о к-онтр-оля и имеют немн-ог-очислен­ный штат. Ф-ормир-ование конгл-омерат-ов пр-оисх-одит путем слияний и п-огл-ощений.

Целью с-оздания к-онгл-омерат-ов является п-олучение б-оль­ших прибылей за счет манипулир-ования ценными бумагами: выпуск акций и -облигаций, их -обмен. Рук-ов-одители к-онгл-о­мерат-ов п-олучают учредительские прибыли -от этих -операций. Для -осуществления к-онгл-омератных слияний и п-огл-ощений не-обх-одимы с-о-ответствующие финанс-овые ресурсы и -освед-ом­ленн-ость -о сост-оянии дел в фирмах, намеченных для п-огл-още­ния. И т-о, и друг-ое способны -обеспечить лишь банки и финан­с-овые к-омпании. П-оследние составляют списки в-озм-ожных кандидат-ов для п-огл-ощения, п-олучая за информацию не т-оль­к-о к-омисси-онные, н-о и в-озм-ожн-ость прибыльн-ог-о манипули­р-ования с ценными бумагами п-огл-ощающих и п-огл-ощаемых фирм. К-огда п-огл-ощающая к-омпания начинает скупать акции п-огл-ощаем-ой, курс последних растет, и финансисты п-олучают в-озм-ожн-ость пр-одавать их с прибылью. Финанс-овые учрежде­ния заинтерес-ованы в с-одействии слияниям и п-огл-ощениям, так как ведение банк-овских -операций, как правил-о, передает­ся в руки банка, финансир-овавшег-о сделку.


К-онгл-омератные слияния и п-огл-ощения ведут к увеличению экономическ-ой м-ощи фирм, расширяют их власть над сфер-ой пр-о­изв-одства и -обращения. Д-остижение эт-ог-о финанс-овыми мет-ода­ми -оказывается б-олее экон-омичным п-о сравнению с другими мет-одами. При-обретение пакета акций -обх-одится дешевле, чем с-оздание н-ов-ог-о предприятия за счет внутренних капитал-овл-оже­ний. В д-обавление к пр-оизв-одственным мощностям к-онгл-омерат п-олучает т-орг-овые связи, т-орг-овую марку, технические знания. Если бы -он начинал развитие с нуля, ему бы пришл-ось затратить б-ольше средств и времени на стр-оительств-о предприятия и завоевание рынка. При эт-ом н-овые пр-оизв-одственные м-ощн-ости м-огут быть получены без затраты наличных денег - путем -обмена ак­ций или д-олг-овых -обязательств.

Чем б-ольше активы, к-от-орыми -овладевает к-онгл-омерат, тем б-ольше ег-о в-озм-ожн-ости для привлечения заемных средств. П-огл-ощение фирм, свободных -от д-олг-овых -обяза­тельств, рассматривается как -осн-ова п-олучения д-оп-олнитель­ных кредит-ов.

К-онгл-омераты стремятся -ослабить не-определенн-ость рын-оч­н-ой стихии, на мест-о к-онкуренции п-оставить связи. Шир-ок-о известна система взаимности. П-оставщики т-овар-ов и услуг п-о­гл-ощаем-ой фирмы в п-орядке взаимн-ости вынуждены п-окупать т-овары, пр-оизв-одимые другими предприятиями к-онгл-омерата. В пр-отивн-ом случае -они рискуют п-отерять покупателя их т-о­вар-ов [6].

Различия в ф-ормах к-онцентрации -определяются также барьерами монополизации. За -определенными пределами -ока­зывается, чт-о каждый процент увеличения к-онтр-оля над рын­к-ом стан-овится из-за с-опр-отивления сильных к-онкурент-ов наст-ольк-о д-ор-ог-ост-оящим, чт-о капитал выг-однее вкладывать в другие -отрасли или сферы эк-он-омики. Кр-оме т-ог-о, на ф-ор­мы концентрации существенн-о влияет антитрест-овск-ое зак-о­н-одательств-о. Например, запрещение слияния г-ориз-онталь­н-ог-о или вертикальн-ог-о тип-ов заставляет капитал двигаться в -отрасли и сферы, не связанные с -осн-овным бизнес-ом.

В с-овременных усл-овиях разница между к-онгл-омератными и диверсифицир-ованными к-омпаниями стирается. Мн-огие эк-о­н-омисты пишут -о так называем-ой «дек-онгл-омеризации». Н-о тенденция к к-онгл-омеризации -остается. Все б-ольше фирм занимается не т-ольк-о пр-оизв-одств-ом, н-о и -оказанием услуг (например финанс-овыми -операциями).

Н-орма рын-очн-ой к-онцентрации характеризует д-олю эк-он-о­мическ-ой активн-ости и степень к-онтр-оля рынка крупными фирмами. Альтернативными мет-одами измерения рын-очн-ой к-онцентрации являются следующие.


  1. Размер чистых прибылей, п-олучаемых фирмами и -отрас­лями. Предп-олагается, чт-о ур-овень н-ормы прибыли или масса прибыли в -отрасли нах-одится в прям-ой зависим-ости -от степе­ни рын-очн-ой к-онцентрации. Чем больше к-онцентрация, тем б-ольше н-орма и масса прибыли. -Однак-о эт-от метод имеет суще­ственные нед-остатки. Статистика прибылей ненадежна. Фир­мы м-огут завысить издержки, применять разные схемы ам-ор­тизации и списания убытк-ов. П-оэт-ому выявление степени к-он­центрации п-о эт-ому методу затруднен-о.
  2. П-оказателем степени рын-очн-ой к-онцентрации или интенсивности к-онкуренции считается числ-о фирм в -отрасли при пр-очих равных усл-овиях (-одинак-ов-ой степени диффе­ренциации пр-одукта и выс-оты барьер-ов для вступления в -отрасль). Чем б-ольше фирм в -отрасли, тем меньше рын-очная к-онцентрация и б-ольше интенсивн-ость к-онкуренции. -Однак-о числ-о фирм не является с-овершенным п-оказателем.
  3. Наиб-олее надежным п-оказателем считается к-оэффициент рыночной к-онцентрации, -определяемый как пр-оцент пр-одаж (выпуска продукции, занят-ости, ст-оим-ости, д-обавленн-ой -обра­б-отки), прих-одящийся на -определенн-ое к-оличеств-о фирм (-обычн-о 4, 8, 20, 50 фирм).
  4. Чем значительнее д-оля фирмы на рынке, тем б-ольше ее монополистическая власть. К-онцентрация -объема пр-одаж ха­рактеризуется индекс-ом Херфиндаля. П-оследний измеряет д-олю пр-одаж кажд-ой фирмы, затем суммирует эти д-оли, в-оз­веденные в квадрат:

H = S1 + S2 + ... + Sn,

где Н - индекс Херфиндаля, S - д-оли рынка, прих-одящиеся на фирмы, возведенные в квадрат. Если д-оля рынка -одн-ой фирмы равна 100% , т-о индекс с-оставит 10 000. На рынке, где -объем пр-одаж разделен п-ор-овну между 100 фирм, индекс бу­дет равен 100% (-объем пр-одаж -отдельн-ой фирмы -1% , сум­мир-ование -объем-ов пр-одаж фирм дает 100%). Рынк-ом с вы­с-оким уровнем к-онцентрации пр-одаж считается рын-ок, где индекс Херфиндаля равен 1800 и б-олее пр-оцент-ов. Эт-от п-о­казатель -означает, чт-о на -одну фирму прих-одится 40-50% пр-одаж [3].

Научн-о-технический пр-огресс, техн-ол-огия, трансп-орт, емк-ость рынка, нак-опление капитала сп-ос-обны как усиливать, так и -ослаблять действие тенденции к к-онцентрации. Усиление к-онкурентных начал -объясняется также развитием имп-орта, дерегулир-ованием эк-он-омики и антитрест-овск-ой п-олитик-ой. В марксистск-ой п-олитическ-ой эк-он-омии длительн-ое время тенденция к в-озрастанию к-онцентрации пр-оизв-одства явн-о преувеличивалась, асам пр-оцесс к-онцентрации абс-олютизир-о­вался. Негативным следствием так-ог-о п-одх-ода был-о увлечение гигант-оманией в бывшем С-оветск-ом С-оюзе. Рук-ов-одств-о стра­ны -ориентир-овал-ось на создание самых б-ольших предприятий в Евр-опе и мире, не учитывая экономическую целес-о-образн-ость и эффективн-ость гигант-ов.


Авт-ор-ом к-онцепции влияния к-онцентрации на ур-овень м-он-оп-ольн-ой власти является Дж. Бэйн, чьи эмпирические исслед-ования п-оказали, чт-о прибыльн-ость в -отрасли в среднем выше, к-огда индекс к-онцентрации п-о восьми фирмам превышает 0,7. Бэйн исслед-овал 42 -отрасли и п-оказал, чт-о средняя прибыль выше в -отраслях с выс-ок-ой к-онцентрацией и выс-окими барьерами вх-ода. П-озднее эти наблюдения были п-одтверждены М. Манн-ом [9].

Э. Линденберг и С. Р-осс нашли, чт-о величина q -остается д-ов-ольн-о устойчив-ой в-о времени, причем выс-ок-ое значение q характерн-о для фирм, произв-одящих уникальный пр-одукт или исп-ользующих уникальн-ое сырье, т.е. занимающих -ос-об-ое п-ол-ожение на рынке. Низк-ое значение коэффициента q наблюдал-ось для -отн-осительн-о к-онкурентных рынк-ов и -отраслей, п-одлежащих жестк-ому г-осударственн-ому регулир-ованию. Были также -отмечены выс-окая степень к-орреляции индекс-ов Лернера и Т-обина, н-о низкая - для п-оказателя к-онцентрации CR и индекса Т-обина. Связь между концентрацией и индекс-ом Т-обина была в дальнейшем -оценена М. Сэлинджер-ом8, к-от-орый устан-овил, чт-о б-олее выс-окая к-онцентрация соответствует б-олее выс-ок-ому п-оказателю рын-очн-ой власти (q) т-ольк-о при наличии барьер-ов. Увеличение размер-ов фирм, связанн-ое с их стремлением достичь минимальн-о эффективн-ог-о ур-овня выпуска, прив-одит к увеличению к-онцентрации, н-о, -одн-овременн-о, к снижению цены и падению ур-овня моноп-ольн-ой власти. Также деятельн-ость сильных -отраслевых пр-офс-оюз-ов, -обладающих значительн-ой властью на рынке труда, прив-одит к перераспределению прибыли -от пр-одаж г-от-ов-ог-о т-овара в ст-ор-ону раб-от-одателей, чт-о п-онижает индекс Т-обина для фирм-пр-оизв-одителей [9].

В цел-ом результаты эмпирических исслед-ований п-одтверждают тезис -о т-ом, чт-о выс-окая к-онцентрация сама п-о себе не является д-остат-очным факт-ор-ом -обладания м-он-оп-ольн-ой власти. М-он-оп-ольная власть присуща лишь рынкам, структуры к-от-орых -обладают не-обх-одимым с-очетанием характеристик.

Заключение

Рыночная власть — это способность производителя или потреби­теля оказывать влияние на рыночную цену благ. Источниками рыноч­ной власти могут служить:

- д-оля фирмы в -отраслев-ом предл-ожении;

- эластичн-ость рын-очн-ог-о спр-оса;

- степень взаим-озаменяем-ости пр-одукта;

- характер взаим-одействия фирм.

Чем б-ольшей д-олей -отраслев-ог-о предл-ожения расп-олагает фир­ма, тем более чувствителен рын-ок к изменениям ею -объема выпуска, а ее влияние на рын-очную цену сильнее. Чем менее эластичен спр-ос на пр-одукцию фирмы, тем б-олее св-об-одна фирма в выб-оре цены, не б-оясь -отрицательн-ой реакции потребителей. -Отсутствие т-овар-ов-заменителей также сп-ос-обствует укреплению рын-очн-ой власти фирмы. Рын-очная власть м-ожет стать и результат-ом взаим-одействия фирм, к-огда им удается д-остичь с-оглашения в -отн-ошении -отраслевых пред­л-ожения и цены путем сг-ов-ора.