Файл: Опыт промышленной политики в разных странах (Характеристика промышленной политики ведущих экономик мира).pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 166
Скачиваний: 6
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ
1.1 Понятие и роль промышленной политики
1.2 Цели, принципы и задачи промышленной политики
1.3 Типы и виды промышленной политики
Глава 2. ОПЫТ ВЕДЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ В РАЗНЫХ СТРАНАХ МИРА
2.1 Характеристика промышленной политики ведущих экономик мира
2.1.3 Япония и Восточноазиатские страны.
2.2 Сравнительная характеристика промышленного сектора разных стран мира с 1990 по 2015 гг.
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ
3.2 Перспективы модификации промышленной политики Российской Федерации
На современном этапе развития экономики меняются подходы к пониманию роли промышленной политики как фактора конкурентоспособности региональной экономики.
Очень важную роль при формировании промышленной политики играют правильно выбранные целевые установки, главными требованиями к которым являются – реальность, достижимость, учет сложившейся хозяйственной ситуации в экономике.
Поэтому представляется правомерным взгляд некоторых авторов на промышленную политику как на долгосрочный и поэтапный процесс, который предполагает выделение генеральной цели, среднесрочной и тактической целей этой политики.[24]
1.2 Цели, принципы и задачи промышленной политики
Промышленная политика — не изолированный инструмент государственного воздействия на экономику, она встраивается в общую стратегию социально-экономического развития. В этих условиях стратегия государства в части развития промышленности призвана обеспечить согласование нескольких целей и задач, часто изначально противоречащих друг другу.
Например, увеличение объема экспорта может привести к снижению доступности данной продукции на внутреннем рынке, повышение эффективности производства и производительности труда не означает роста доходов наемных работников и не обязательно ведет к увеличению занятости населения (скорее наоборот). [25]
Промышленная политика требует баланса между целями сугубо экономического характера и социального развития. Уже из самого названия стратегических документов национального уровня (концепции и стратегии социально-экономического развития) следует, что социальные цели могут иметь приоритет перед экономическими.
Данная ситуация не уникальна для России — практически все развитые государства вынуждены искать компромисс между экономическими и социальными целями. Причем чем менее развиты экономика и общество, тем меньшее влияние на содержание промышленной политики оказывают социальные аспекты.[26]
Долгое время в экономике преобладала точка зрения, в соответствии с которой целью промышленной политики является выбор и развитие только национальных чемпионов, в перспективе крупных глобально конкурентоспособных предприятий или отраслей, которые уже занимают или потенциально могут занимать существенную долю на национальном и мировом рынках.
Эта точка зрения впоследствии стала критиковаться научным сообществом в силу того, что государство не может заранее достоверно определить перспективные направления поддержки, так как не обладает достаточной информацией. Однако, как показывает мировая практика, от него этого и не требуется: даже теоретически оптимальная политика в результате реализации неопределенности может содержать ошибки.
Задачей государства является, в том числе по мере появления дополнительной информации и определенности, выявление и устранение этих ошибок прежде, чем они приведут к значительным экономическим потерям. Сказанное означает, что в современном понимании промышленная политика необязательно означает поддержку национальных чемпионов (отраслей или предприятий лидеров), иногда она может принимать форму поддержки аутсайдеров.
Другими словами, промышленная политика – это не только стимулирование структурных изменений, но и, напротив, в некоторых случаях противодействие им.[27]
Цель промышленной политики — формирование конкурентоспособного, высокопроизводительного инновационного промышленного комплекса.[28]
Цели промышленной политики предопределяют ее роль в макроэкономическом регулировании, а также характер взаимодействия конкретных элементов этой политики (Рисунок 1).
Государственная промышленная политика
Главная цель – достижение высокого уровня конкурентоспособности экономики
Подцели
Обеспечение динамичного развития страны, промышленно-экономического роста
Рост благосостояния
граждан
Повышение конкурентоспособности отечественных производителей
Задачи: развитие эффективного производства товаров и услуг;
удовлетворение потребностей населения;
занятие национальными производителями значительных долей зарубежного рынка
Формы: государственные целевые программы;
согласованная на государственном и региональном уровне законодательная база;
программы структурных преобразований;
программы развития наукоемких отраслей;
стратегия инновационно-промышленной политики регионов.
Рисунок 1 - Логическая схема понимания сущности промышленной политики государства
Все цели национальной промышленной политики условно можно разделить на стратегические, среднесрочные и тактические. Стратегическими целями промышленной политики являются:
- Повышение эффективности и стабильного роста;
- Выход на мировые рынки продукции обрабатывающей промышленности;
- Улучшение качества жизни населения страны.
Среднесрочные и тактические цели промышленной политики предполагают развитие научного сектора экономики, развития определенных промышленных предприятий и т.п.
В качестве текущих целей следует отметить:
- развитие ресурсосберегающих технологий, наукоемкой промышленности;
- поддержка отечественных предприятий малого и среднего бизнеса;
- стимулирование интеграций и диверсификации предприятий;
- обеспечение правовой базы рыночной системы.
Все цели взаимосвязаны: невозможно создать условия, стимулирующие развитие промышленности, без внедрения и использования НИОКР; последние невозможны без создания благоприятных условий для инвестиций и социальной стабильности.[29]
Промышленная политика является элементом макроэкономической политики и активно взаимодействует с другими её элементами: денежно-кредитной политикой; бюджетной политикой; региональной политикой; политикой занятости; научно-технической политикой.[30]
Ключевыми задачами промышленной политики являются обоснование выбора приоритетов для той или иной государственной поддержки, создание механизма отбраковки неэффективных производств, определение институциональных и иных мер для осуществления структурных преобразований.
При этом надо учитывать национальную специфику осуществляемых мер. Она обусловлена следующими факторами: структурой внутреннего рынка; характером финансовых отношений государства и частного бизнеса; стадией жизненного цикла отраслей-объектов воздействия.[31]
Учитывая направления развития промышленного производства разных стран мира, можно определить важнейшие задачи промышленной политики:
- формирование способности адаптироваться к инновационному развитию, как на уровне всей экономики, так и в условиях экономики отдельного предприятия:
- создание кластеров (совокупностей взаимосвязанных отраслей), обеспечивающих конкурентоспособность выпускаемой продукции на внешнем рынке;
- разработка и реализация институциональных изменений для успешного развития экономики, а также развитие инфраструктуры инновационной системы всех уровней.
Названные задачи могут быть реализованы только в случае, если будут достигнуты соответствующие условия:
- соответствие типа промышленной политики, технологии ее разработки времени и требованиям, в которых она разрабатывается;
- наличие образовательных структур, обеспечивающих подготовку кадров для новой экономической политики;
- наличие развитой системы внедрения новшеств и их коммерциализации; - отражение баланса интересов государства и бизнеса, общественных организаций;
- наличие научного обоснования, учитывающего новые подходы к формированию современных моделей экономического развития.[32]
К механизмам промышленной политики относится стимулирование инвестиций в форме кредитов, субсидий, различных налоговых льгот, системы государственных заказов и закупок. Необходимые институциональные меры включают реструктуризацию предприятий, их приватизацию, механизмы банкротства, программы развития малого.[33]
Выбор направлений развития промышленности, оценка ее «стоимости» и результатов в современных условиях должны строиться на рыночных механизмах реализации принципов:
- эффективности и увеличения объемов промышленного производства;
- воспроизводственной направленности и эффективности инновационно-инвестиционной деятельности;
- социальных результатов и экологических ограничений.[34]
Среди основных задач промышленной политики страны можно выделить:
- стимулирование технологического перевооружения промышленных предприятий страны, модернизация основных производственных фондов;
- создание условий для реализации результатов интеллектуальной деятельности в промышленном производстве, расширение производства инновационной продукции;
- развитие не только производственного, но и инновационного потенциала промышленных предприятий, кластеров и интегрированных промышленных структур страны;
- увеличение доли выпуска продукции с высокой долей добавленной внутри страны стоимости, поддержка экспорта такой продукции.[35]
В качестве примера функционирования промышленной политики можно рассмотреть ст. 173 Договора о функционировании Европейского Союза, где прописаны цели и задачи промышленной политики.
Первое предложение первого абзаца гласит: «Союз и государства-члены заботятся об обеспечении необходимых условий для конкурентоспособности промышленности Союза. С этой целью в соответствии с системой открытых и конкурентных рынков их деятельность направлена на:
- ускорение адаптации промышленности к структурным изменениям;
- содействие формированию благоприятной среды для малых и средних предприятий;
- содействие формированию благоприятной среды для сотрудничества между предприятиями;
- консультативную помощь государствам-членам и координирование их деятельности;
- оказание консультативной помощи через Комиссию ЕС;
- внедрение коллективных мер, направленных на поддержку деятельности, осуществляемой в государствах-членах, исключая при этом возможность искажения конкуренции».[36]
Рассмотрим методы и подходы формирования государственной промышленной политики на рисунке 2.
Методы формирования промышленной политики
Прямого воздействия: формирование государственных программ развития (распределение ресурсов в рамках программ, в том числе финансовых)
Косвенного воздействия: влияние с помощью экономических инструментов в сфере налогов, тарифов, кредитных программ и др.
Институциональеые
Новые организационно-правовые формы
Административное регулирование
Административно-экономическое регулирование
Правовое регулирование
Развитие отношений собственности, особенно нематериальных активов
Рисунок 2 - Методы формирования промышленной политики
Различают прямые и косвенные методы промышленной политики. Прямые основаны на непосредственном государственном участии, в данном случае – перераспределении имеющихся производственных ресурсов, нацеленном на стимулирование определенной отрасли (субсидирование, прямые инвестиции, поддержка процентных ставок и т.п.).
Косвенные методы, напротив, минуя ресурсное перераспределение, в целом направлены на ожидания предпринимателей и оценку ими рисков производственной деятельности как таковую. Современная промышленная политика базируется на последних:
- нормативном регулировании конкретных отраслей либо промышленности в целом, исключая прямую поддержку;
- организации условий для развития необходимой инфраструктуры инновационной деятельности в промышленности;
- снятии ограничений на производственную деятельность;
- создании и реализации совместных проектов между государством и предпринимательством.
При построении промышленной политики необходимо на всех уровнях власти принимать во внимание следующие особенности:
- промышленная политика охватывает всю производственную деятельность в целом (начиная с отраслей и заканчивая отдельными предпринимателями);