Файл: Опыт промышленной политики в разных странах (Характеристика промышленной политики ведущих экономик мира).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 176

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.1.1 США.

Для американской модели промышленной политики характерно то, что она официально прямо не оформляется в виде правительственных документов. Цели промышленного развития страны являются элементами макроэкономической политики и сводятся, как правило, к формированию среды, способствующей повышению конкурентоспособности промышленности, укреплению ее позиций на внутренних и внешних товарных рынках, усилению пропорциональности промышленного развития в региональном разрезе и т.п. В такой модели промышленной политики отсутствует государственный орган, отвечающий за ее реализацию. Поэтому ее практическая реализация осуществляется в рамках общей системы государственного регулирования экономических процессов. При всей широко афишируемой "либеральности" политики правительства США по отношению к национальной промышленности необходимо признать, что юридическая регламентация деятельности промышленных компаний в этой стране через систему законодательных норм и правил очень сильна (насчитывается множество законов, затрагивающих вопросы функционирования промышленности). В США промышленная политика представляет собой один из наиболее грубых инструментов экономического регулирования, но и один из наиболее эффективных.

Цели, задачи и стратегическая направленность промышленной политики определяются стремлением сохранить и упрочить лидирующие позиции США в мировой экономике.[50]

Основными целями промышленной политики США являются:

– создание структуры американской промышленности и конкретных промышленных компаний, адаптированной к складывающимся (и перспективным) условиям международной конкуренции;

– формирование максимально благоприятных условий для американской промышленности на мировом рынке, снижение торговых барьеров для американского экспорта и инвестиций;

– изменение конкурентоспособности ключевых отраслей промышленности, значение которых особенно велико для роста конкурентоспособности экономики в целом.

Государственная промышленная политика в США преследует решение следующих основных задач:

1) стимулирование структурной перестройки производства с целью повышения его эффективности и конкурентоспособности;

2) всемерное облегчение адаптации общества к структурным изменениям в хозяйстве и, в частности, в промышленности (программы подготовки и переподготовки кадров, создание новых рабочих мест, обеспечение условий, облегчающих миграцию населения и т.п.), поскольку конечной целью всей экономической политики государства, которая совпадает с его главной социальной функцией, является повышение жизненного уровня граждан;


3) восстановление отраслей промышленности после мирового финансово-экономического кризиса;

4) внедрение новых инновационных технологий во все отрасли промышленности.

Для решения этих задач используются: прямые государственные капиталовложения, целевое финансирование и субсидирование (прямое и косвенное), федеральная контрактная система закупок, протекционистские меры, налоговые льготы и скидки, правила и нормы амортизации, государственные программы и, наконец, различные меры административного контроля. [51]

В США государство более воздействует на правила поведения, чем на результаты деятельности: эти функции федерального правительства реализуются с помощью антитрестовского законодательства и системы регламентации, часто касающейся деятельности ТНК. Антитрестовские законы всегда были составной частью регулирования индустриальной среды, процессов концентрации и формирования ТНК.

Промышленная политика США последних лет включала следующие основные направления:

1) инновационная (научно-техническая) и инвестиционная политика;

2) государственно-частное партнерство;

3) налоговая политика стимулирования промышленности и инновационных процессов;

4) другие мероприятия, оказывающие прямое или косвенное влияние на развитие промышленности.[52]

Поскольку одними из наиболее приоритетных отраслей промышленной политики США являются, прежде всего, инновационная деятельность, а также поддержка малого предпринимательства, то инвестиционная политика США направлена на финансирование этих областей. В последние десятилетия в американской экономике параллельно развивались две основные тенденции: расширения производств, выпускающих новые, наукоемкие товары, и усиления их прямого воздействия на структурную перестройку традиционных отраслей. Это показало, что падение эффективности в базовых отраслях имеет свои пределы. Несмотря на сохраняющуюся низкую рентабельность отдельных производств, маловероятно, что она опустится до такого уровня, когда из воспроизводственного процесса выпадет или будет полностью замещено импортом производство таких видов продукции, как сталь, одежда, конструкционные материалы и т.д. Тем более, что именно эти отрасли нередко выступают в качестве основных потребителей наукоемкой продукции, способствуя тем самым сокращению технологического разрыва между высокотехнологичным и традиционным секторами американской экономики.


В США государственно-частное партнерство (ГЧП) получило наиболее масштабное распространение. Правительство США активно использует его не только для поддержки социально-значимых отраслей, но и для поддержки бизнес – инициатив в перспективных отраслях промышленности.

Важную роль в ГЧП США играют государственные корпорации. Это предприятия, создаваемые правительством, а также органами власти штатов и муниципалитетов на коммерческой или некоммерческой основе. Собственником таких корпораций является государство или муниципальный орган власти.[53]

Основными направлениями поддержки частного сектора в реализации проектов ГЧП являются следующие:

– гарантия активов (equity guarantees). Предоставляя такие гарантии, правительство, тем самым, обязуется при определенных условиях выкупить у концессионера его предприятие по цене, которая обеспечивала бы ему минимальную или согласованную заранее доходность;

– связанные займы (subordinated loans). Кредиты, которые выдаются на определенных условиях, чаще всего для развития определенных предприятий (например, малого бизнеса, автодорог);

– гарантии возвращения долга (debt guarantees). Правительство берет на себя обязательство погасить любой краткосрочный дефицит, связанный с основными платежами и выплатой процентов;

– гарантии дохода (revenue guarantees). Правительство гарантирует доходность на минимальном уровне, что оговаривается в контракте или выдает компенсацию частной компании, если ее доход становится ниже уровня, обеспечивающего рентабельность. Как правило, порог устанавливается на 10–30% ниже уровня прибыли, рассчитанной на этапе бизнес-планирования, и закрепляется в контракте;

– гарантии обменного курса (exchange rate guarantees). Правительство компенсирует концессионеру рост затрат, связанных с обменом валют, если они превышают определенное пороговое значение;

– гранты, субсидии. Правительство использует инструмент безвозмездных ссуд, субсидий, грантов в социально значимых секторах экономики;

– изменение договорных обязательств (Changes in contractual obligations). Гибкая система контрактных отношений как один из принципов ГЧП позволяет вносить изменения в контракт в зависимости от экономических и политических изменений в стране.

На практике правительство США использует приведенные выше инструменты в различных сочетаниях. [54]

В США широкое распространение получило применение налогового кредита. Региональном законодательстве по меньшей мере 32 штатов (данные на 2006 г.) также предлагаются налоговые стимулы инновационного развития промышленности, хотя размер ставок весьма различен.


Рисунок 3 - Динамика индекса промышленного производства США[55]

Суть про­ис­хо­дя­ще­го в про­мыш­лен­но­сти США можно оха­рак­те­ри­зо­вать сле­ду­ю­щи­ми те­зи­са­ми:

1. В июне 2014 г. было пре­вы­ше­но зна­че­ние до­кри­зис­но­го ис­то­ри­че­ско­го мак­си­му­ма ноября 2007 г., а в ноябре 2014 г. был до­стиг­нут ис­то­ри­че­ский мак­си­мум в про­мыш­лен­ном про­из­вод­стве США (106,6% от уровня 2012 г.).

2. Однако в том же самом июне 2014 года был до­стиг­нут пик цен на нефть, а далее по­сле­до­вал обвал, что в первую оче­редь за­тро­ну­ло чув­стви­тель­ную к именно к це­но­во­му фак­то­ру на­рож­да­ю­щу­ю­ся слан­це­вую от­расль США. Сектор добычи до­стиг­нув пика про­из­вод­ствен­ных по­ка­за­те­лей в де­каб­ре 2014 года (121,9% от 2012 года) по­ка­тил­ся под откос и уже в сен­тяб­ре 2016 упал до ло­каль­но­го ми­ни­му­ма в 100,3% от уровня 2012 года.

3. Такое силь­ное па­де­ние сек­то­ра добычи при­ве­ло к тому, что в общий индекс про­из­вод­ства стал стагни­ро­вать с ноября 2014 года пока в марте 2016 года не достиг зна­че­ния в 102,5% от уровня 2012 года. В апреле 2016 года цены на нефть на­щу­па­ли при­зна­ки дна и сектор добычи пе­ре­стал падать дом­кра­том и пе­ре­шел к вялой стаг­на­ции. Неф­тя­ная от­расль при­спо­со­би­лась к низким ценам.

4. Общий индекс про­из­вод­ства за по­след­ние 12 ме­ся­цев (апрель 2017 к апрелю 2016) вырос на 2,2%, при этом сектор добычи рос на­мно­го быст­рее других сек­то­ров эко­но­ми­ки, при­рост про­из­вод­ства в ко­то­ром со­ста­вил 7,3%. В сек­то­ре про­мыш­лен­но­го про­из­вод­ства рост со­ста­вил 1,9%.

5. Об­ра­тим вни­ма­ние на из­ме­не­ние ди­на­ми­ки на самом гра­фи­ке. Очень хорошо виден пе­ре­ход от спада к росту непре­рыв­но в те­че­ние как ми­ни­мум по­лу­го­да. Такими тем­па­ми уже в этом году стоит ожи­дать оче­ред­ное об­нов­ле­ние ис­то­ри­че­ских мак­си­му­мов в про­мыш­лен­но­сти США.

6. Кризис, на­чав­ший­ся в конце 2014 года, уже за­кон­чил­ся, и это учи­ты­вая, что в конце 2014 года был вы­клю­чен пе­чат­ный станок. По­лу­ча­ет­ся, что про­мыш­лен­ный сектор и без де­неж­ной на­кач­ки уже ра­бо­та­ет в рост, что опро­вер­га­ет оче­ред­ной миф alexsword'a о за­ви­си­мо­сти роста в про­мыш­лен­но­сти США от де­неж­но­го станка ФРС.[56]

По итогам вышесказанного можно сделать важный вывод о промышленной политике США.

Одними из главных приоритетов в этой области являются выведение отраслей промышленности на качественно новый уровень, внедрение инновационных технологий, повышение «экологичности» отраслей. Таким образом, все мероприятия, осуществляемые правительством США в рамках промышленной политики, имеют положительный стимулирующий эффект, что в краткосрочном периоде уже подтвердилось выходом американской промышленности из кризисного состояния.[57]


2.1.2 Европа.

Особенностью национальных промышленных политик Европы, является необходимость их согласования с соответствующими органами Евросоюза, среди которых особое место занимает Совет по конкурентоспособности. Например, существует статья «Промышленная политика» в Договоре ЕС 1992 г. (статья 157), в которой говорится о необходимости «облегчения» приспособления европейской промышленности к структурным изменениям. Специалисты говорят в этой связи о смене «парадигмы» и «переходе от пассивной к активной промышленной политике в ЕС».[58]

Рост интереса Германии к промышленной политике связан и с тем, что с одной стороны, для защиты своей национальной промышленности её активно используют партнёры по ЕС, особенно Франция. С другой стороны, немецкая промышленность по-прежнему нуждается в целенаправленной поддержке государства для устранения её отставания по ряду важнейших направлений, в первую очередь, по инновациям и усиления территориальных хозяйственно-политических преимуществ Германии в целом и её отдельных регионов. Федеральное министерство экономики и технологий Германии в 2008 г. кратко определило промышленную политику «как штандартную (формирование благоприятных рамочных условий для развития конкретного хозяйственно-политического территориального пространства) политику, проводимую в интересах промышленности».[59] Специально подчёркивается, что влияние на отраслевые сдвиги не относится к её приоритетам.[60]

Еще в 1969 г. федеральное правительство приняло «Принципы секторальной (отраслевой) структурной политики», которые действуют по настоящее время. «Принципы…» включают в себя три основных вида мероприятий:

Во-первых, это вклад в замедление процессов отраслевой трансформации. Государство исходило из того, что в ряде случаев рынок слишком ускоряет структурную перестройку в отдельных отраслях, что может вызывать в них нежелательные негативные и болезненные процессы, например, в сфере занятости. Соответствующие мероприятия проводятся лишь до того момента, пока в родственных или смежных отраслях не появятся альтернативные возможности для занятости.

Во-вторых, это стимулирование ускоренной отраслевой перестройки. За прошедшие десятилетия особенно выделялись такие акции, как целенаправленное переобучение и переселение трудоспособного населения, потерявшего работу в сельском хозяйстве и горнодобывающих отраслях; ценовое регулирование – установление «максимальных продажных цен» при появлении повышенного спроса на продукцию тех или иных отраслей; помощь фирмам, занятым разработкой и производством новых передовых технических изделий, имеющих народно-хозяйственную значимость. [61]