Файл: Опыт промышленной политики в разных странах (Характеристика промышленной политики ведущих экономик мира).pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 180
Скачиваний: 6
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ
1.1 Понятие и роль промышленной политики
1.2 Цели, принципы и задачи промышленной политики
1.3 Типы и виды промышленной политики
Глава 2. ОПЫТ ВЕДЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ В РАЗНЫХ СТРАНАХ МИРА
2.1 Характеристика промышленной политики ведущих экономик мира
2.1.3 Япония и Восточноазиатские страны.
2.2 Сравнительная характеристика промышленного сектора разных стран мира с 1990 по 2015 гг.
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ
3.2 Перспективы модификации промышленной политики Российской Федерации
- все современные отрасли тесно связаны друг с другом в силу кооперации, аутсорсинговых процессов и иногда диверсификации;
- происходит постепенная конвергенция технологий за счет их перекрестного использования (нано, информационных и био), всевозрастающего их воздействия на сферу потребления;
- успешная промышленная политика всецело зависит от выбранного механизма ее реализации.[37]
1.3 Типы и виды промышленной политики
При анализе зарубежного опыта развития промышленной политики можно выделить несколько ее типов:
1) промышленная политика, сосредоточенная на развитие промышленности внутри страны;
2) промышленная политика, ориентированная на развитие внешних связей (экспортно-ориентированная промышленная политика);
3) стратегическая политика (направлена на ограничение использования невоспроизводимых и собственных природных ресурсов).[38]
В арсенал инструментов отраслевой политики входят различные инструменты налогово-бюджетного, кредитно-денежного, внешнеэкономического и антимонопольного регулирования, а также законотворчество.
К отраслевой политике относят государственное регулирование деятельности естественных монополий. Также к инструментам отраслевой политики относят:
1. Варьирование доступной продавцам и покупателям информацией. Так, например, государственные органы могут создавать информационно-аналитические центры, которые будут систематизировать и предоставлять информацию относительно той или иной отрасли народного хозяйства.
2. Государство может определять субъектов рынка, которым предоставляется право ведения деятельности в данной отрасли, например, через механизм лицензирования. Таким образом, государство может формировать желательную рыночную структуру и регулировать цены и объем выпускаемой продукции.
3. В случае если в отрасли протекают процессы усиления монополизации, государство может прибегнуть к методам антимонопольной политики, в том числе в части пресечения вступления участников рынка в сговор и контроля за слияниями и поглощениями.
4. В некоторых случаях государство может напрямую влиять на принятие решений по поставкам товаров и услуг на рынок, а также брать функции по управлению предприятиями в соответствии с общественными интересами, например, через процедуру национализации.
В зависимости от поставленных целей и применяемых инструментов можно выделить следующие типы отраслевой политики.
Таблица 1 - Типы отраслевой политики[39]
По используемым методам |
Пассивная |
Активная |
||
По выдвинутым целям |
Защитная |
Конкурентная политика: контроль над доминирующими фирмами, антимонопольное регулирование |
Антимонопольное регулирование в сочетании со структурной и внешнеторговой протекционистской политикой |
|
Наступательная |
Благоприятный экономический климат: конкурентная политика в сочетании с улучшением условий хозяйствования через меры фискальной, кредитно-денежной политики и законотворчества |
Структурная политика в целях ускорения экономического роста, разработка системы координации (вплоть до создания системы индикативного планирования), контроль над потоками капитала в экономике |
Кратко охарактеризуем предложенные в таблице 1 типы отраслевой политики государства.
Пассивная защитная отраслевая политика ставит основной целью противодействие возникновению и использованию монопольной власти. Основными методами проведения этой политики является антимонопольное регулирование и контроль над слияниями и поглощениями. В настоящее время данный вид отраслевой политики практически не используется, вызвано это тем, что в условиях растущей интеграции национальных экономических систем в международное сообщество антимонопольное регулирование ставит национальные компании в менее выгодное положение по сравнению с зарубежными.
Пассивная наступательная отраслевая политика предполагает создание в отрасли благоприятного экономического климата через противодействие монополизации отрасли и стимулирование развития конкретных экономических субъектов, как правило, мелких и средних предприятий. Такой вид отраслевой политики наиболее подходит к либеральной модели рыночной экономики, отвергающей активное вмешательство государства в экономику. Осуществление данной политики может столкнуться с рядом трудностей, в основе которых лежат, как правило, структурные диспропорции экономики.
Активная защитная отраслевая политика преследует цели по недопущению нежелательного поведения компаний. Основными инструментами здесь выступают меры структурной и внешнеторговой политики. Данный вид отраслевой политики был принят странами ЕС в 1970-1980-х гг. с целью противодействия увеличивающейся конкуренции со стороны азиатских стран, в первую очередь Японии и Южной Кореи.[40]
Активная наступательная отраслевая политика преследует конкретные позитивные цели и при этом использует направленное воздействие на решения хозяйствующих субъектов. Данный вид отраслевой политики соответствует реформируемой экономике.
Выбор того или иного типа отраслевой политики определяется исходя из характеристик отрасли и ее внешнего окружения. Наиболее подходящей концепцией для комплексного анализа отрасли, как отмечалось ранее, является концепция «Структура – поведение – результативность».[41]
Приоритетные направления проводимой промышленной политики получили название моделей промышленной политики: экспортно-ориентированная модель; модель импортозамещения; инновационная модель.
Стратегия использования природных ресурсов, которой придерживались, в основном, государства с богатыми запасами нефти - страны Персидского залива, Венесуэла, отчасти Индонезия являются основой экпортно-ориентированной модели.[42] Суть экспортно-ориентированной модели промышленной политики состоит в поощрении производств, ориентированных на экспорт своей продукции.
Важными преимуществами этой модели является:
- включение страны в мировое хозяйство и доступ к мировым ресурсам и технологиям;
- развитие сильных конкурентных отраслей экономики, которые обеспечивают развитие остальных отраслей и являются основным поставщиком денежных средств в бюджет;
- привлечение валютных средств в страну и их инвестирование в развитие производства и сферы услуг национальной экономики.
Негативные факторы:
- примитивизации структуры национальной промышленности;
- рост коррупции во властных структурах;
- отток людских и финансовых ресурсов из обрабатывающей промышленности страны, что в долгосрочном плане может привести к ослаблению конкурентоспособности обрабатывающей промышленности страны, замедлению темпов экономического роста;
- стагнация в обрабатывающей промышленности, которая способна привести к её отставанию от мирового технологического развития и необходимости импортировать новую технику;
- привязка цены экспортируемых машин и станков к стоимости их импортных деталей, если в производстве данного оборудования высока доля импортных комплектующих.[43]
На основе стратегии «преследования», строится импортозамещающая модель, заключающиеся в том, что промышленность, опираясь главным образом на дешевую рабочую силу, осваивает производство конкурентоспособной продукции, выпускаемой в развитых индустриальных странах, и заполняет ниши на рынках, вытесняя оттуда основных производителей. На первых этапах потребителю не предлагается новых товаров: упор делается на воспроизведение уже созданных образцов по более низкой цене. Только закрепившись на рынках, компании "преследующих" стран переходят к выпуску более качественных и оригинальных изделий. Такой стратегии придерживались Япония, Южная Корея, другие страны Юго-Восточной Азии, в значительной мере ее использует и Китай.[44] Модель импортозамещения представляет собой стратегию обеспечения внутреннего рынка на основе развития национального производства.
Импортозамещение предполагает проведение протекционистской политики и поддержание твёрдого курса национальной валюты (тем самым предотвращается инфляция). Импортозамещающая модель способствует улучшению структуры платёжного баланса, нормализации внутреннего спроса, обеспечению занятости, развитию производства, научного потенциала.
Негативными сторонами импортозамещающей модели промышленной политики являются:
- самоизоляция от новых тенденций в мировой экономике;
- возможность технологического, а, следовательно, конкурентного отставания от развитых стран;
- опасность создания тепличных условий для национальных производителей, что приведёт к неэффективному использованию ресурсов;
- необходимость, независимо от международного разделения труда, выстраивать полностью производственные цепочки, которые могут быть более капитало и ресурсоёмкими, чем уже существующие в других странах.[45]
В основе инновационной модели лежит стратегия "передовых рубежей", которая является основой промышленной политики США, Германии и других развитых индустриальных стран Европы, а в последние 25 лет и Японии. Она состоит в том, чтобы, опираясь на достижения научно-технического прогресса, создавать новые продукты и технологии, формировать спрос на них и новые рынки. Классический и наиболее успешный пример - компьютерная революция и разработка информационных технологий в США Общим для каждой из указанных стратегий является достижение нового технологического рубежа. Разница определяется прежде всего соотношением этого рубежа с исходными возможностями.[46]
Инновационная модель:
- способствует поддержанию научно-технического потенциала страны, а, следовательно, её конкурентоспособности на международной арене;
- стимулирует развитие образовательных институтов и обеспечивает экономику высокообразованными и квалифицированными кадрами;
- способствует созданию рабочих мест внутри страны и обеспечивает внутренний спрос; поддерживает стабильный и высокий курс национальной валюты и благосостояние населения;
- ориентирует на развитие обрабатывающего комплекса, станко и приборостроение с высокой добавленной стоимостью производимой продукции.
Недостатками инновационной модели можно считать:
- необходимость расходования огромных денежных средств на развитие инновационной инфраструктуры и обновление производственного аппарата промышленности;
- необходимость большого количества высококвалифицированных кадров, а, следовательно, возникает проблема их эффективной подготовки и переподготовки.[47]
Вывод: промышленная политика — это важнейшее составляющая общей экономической политики государства, а также система мер прямого и косвенного воздействия на промышленный сектор.
Целью промышленной политики является формирование конкурентоспособного, высокопроизводительного и инновационного промышленного комплекса. Главная цель уточняется задачами, специфическими для географического положения, уровня социально-экономического и технического развития государства. Для достижения цели промышленной политики используют макро и микроэкономические методы.
Объектом промышленной политики является весь промышленный комплекс. Субъектами промышленной политики - государство, корпорации, предприятия и другие структуры имеющие собственный интересы.
Основные модели промышленной политики — это экспортоориентированная модель, модель импортозамещения и инновационная модель. Для подробного рассмотрения использования различных методов и моделей промышленной политики обратимся к опыту зарубежных стран.
Глава 2. ОПЫТ ВЕДЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ В РАЗНЫХ СТРАНАХ МИРА
2.1 Характеристика промышленной политики ведущих экономик мира
Накопленный в мире опыт в области формирования и реализации промышленной политики разнообразен. Каждая экономика развивается по своему сценарию, ориентируясь на свои стратегические цели, ограничения и конкурентные преимущества. Необходимо также принимать во внимание, что страны в разные периоды времени реализовывают различные модели промышленной политики, но все они единогласно заявляют, что промышленная политика является важнейшей составляющей экономической политики государства. Как свидетельствует мировой опыт, промышленная политика наиболее необходима в переломные периоды, например, в период экономических крисисов и при переходе к рыночной экономике.[48]
Определенный ренессанс промышленной политики в развитых странах связан с необходимостью преодоления последствий финансов-экономического кризиса 2008–2009 годов и с обострением условий конкуренции в сфере производства с компаниями из стран Восточной Азии, которые все заметнее улучшают свои позиции не только в сфере выпуска продукции обрабатывающей промышленности, но и в высокотехнологичных областях.[49]